Подсказка по саундтрекам

Многие читатели рубрики «Звук» обращаются с вопросами, касающимися музыкального оформления игр и кино в голливудском стиле. Cовременное ПО позволяет сделать очень многое, нынешние сэмплерные технологии и технологии физического моделирования очень близко подобрались к оригинальному звучанию инструментов, то есть ситуация 2010-го разительно отличается от того же 2000-го. В техническом плане мы периодически даем советы и описываем необходимый новейший софт, но предоставлять какие-либо рекомендации в творческой части — задача не совсем благодарная. Лучший совет — слушать работы профессионалов.

К сожалению, в этой области у нас есть некий информационный вакуум. Максимум знают Ханца Циммера (нередко его фамилию читают на английский манер — Зиммер), поэтому я приведу уникальный список наиболее маститых современных голливудских композиторов, саундтреки к фильмам которых уже являются живой классикой и, как следствие, настольными учебниками для молодого поколения. Список уникален тем, что по данной тематике мало структурированной информации. Соответственно, вам нужно найти названные альбомы OST (Original Soundtrack). В списке мы назовем только самые популярные фильмы композиторов.

Уникальный список...

Hanz Zimmer — один из самых популярных голливудских композиторов, звездная карьера которого началась, скорее всего (и это так), с к/ф «Человек дождя». Список озвученных лент велик: «Шерлок Холмс», «Пираты Карибского моря», «Код да Винчи», «Бэтмен: начало», «Последний самурай», «Перл- Харбор», «Ганнибал», «Гладиатор», «Король Лев», «Скала» и многие другие. У Ханца есть своя студия Remote Control Productions (ранее известная как Media Ventures), где работают известные композиторы, делающие музыку для кино и игр. А вообще, это не что иное, как инкубатор, в который приглашаются начинающие талантливые композиторы и привлекаются к крупным проектам, в которых участвует и Циммер. Между тем и сам Ханц вырос из определенного рода инкубатора. Свои первые работы в области музыкального оформления кино он делал совместно со Стенли Майерсом (у Майерса много работ в голливудских кинолентах старого поколения, наиболее известный у нас фильм — «Охотник на оленей»).

Steve Jablonsky (работает в студии Циммера). Наиболее известные фильмы: «Трансформеры», «Остров», игры: The Sims 3, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Gears of War 2, Half-Life 2 Cinematic Mod.

John Powell (выходец из студии Циммера) — «Шрек», «Эволюция», «Крысиные бега», «Идентификация Борна», «Превосходство Борна», «Ультиматум Борна», «Мистер и миссис Смит», «Хэнкок», «Ледниковый период» (2, 3), «Люди Икс: Последняя битва», «Книга Илая».

James Newton Howard — также маститый голливудский композитор, написавший музыку к таким блокбастерам, как «Адвокат дьявола», «Майкл Клейтон», «Я — легенда», «Кинг Конг», «Питер Пэн», «Неуязвимый», «Сбежавшая невеста», «Идеальное убийство», «Водный мир», «Беглец», «Красотка», «С меня хватит».

John Williams — композитор, в основном задействованный в мега-крупных проектах, таких как «Парк Юрского периода», «Индиана Джонс», «Список Шиндлера», «Близкие контакты третьей степени», «Звездные Войны» (эпизоды I, II, III, IV, V), «Искусственный разум», «Спасти рядового Райана», «Один дома» (1,2), «Челюсти», где он и работал.

Klaus Badelt (выходец из студии Циммера) — «Ультрафиолет», «Рекрут», «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины», «Гладиатор», «Звездный десант 3: Мародер».

Alan Silvestri — «Телохранитель», «Назад в будущее» (1,2,3), «Форрест Гамп».

Thomas Newman (сын очень маститого голливудского композитора Альфреда Ньюмена, также был известным кинокомпозитором и его дядя Лайонел Ньюман). Томас написал музыку к таким кинохитам, как «Запах женщины», «ВАЛЛ-И», «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля».

David Newman (родной брат Томаса Ньюмена) — «Чокнутый профессор», «Анастасия», «Скуби Ду».

Randy Newman (они с Томасом являются двоюродными братьями, а вообще речь идет о целом семействе композиторов, работающих с фильмами) — «Корпорация монстров», «Тачки», «Пробуждение».

Howard Shore — «Властелин колец» (все), «Отступники», «Молчание ягнят», «Игра», «Авиатор».

Harry Gregson-Williams (выходец из студии Циммера). Наиболее известные фильмы: «Шрек» (все), «Хроники Нарнии», «Смывайся!», «Опасные пассажиры поезда 123», игры: Metal Gear Solid 2, Metal Gear Solid 3, Call of Duty 4: Modern Warfare, Call of Duty: Modern Warfare 2.

Brian Tyler — «Форсаж-4».

George S. Clinton — уникальный композитор, достаточно послушать его работы в «Остин Пауэрс» (все).

James Horner — «Аватар», «Титаник», «Игры разума», «Чужие», «Храброе сердце», «48 часов». Вообще, композиторская работа над «Играми разума» (A Beautiful Mind с Расселом Кроу в главной роли) считается одной из самых лучших в 00-х. Причем отмечена фактически всеми престижными кинопремиями.

Danny Elfman — очень плодовитый композитор сродни Ханцу Циммеру, написал музыку к «Алиса в стране чудес», «Терминатор-4», «Чарли и шоколадная фабрика», «Человек-паук» (1, 2, 3), «Люди в черном» (1, 2), «Умница Уилл Хантинг», «Особо опасен» и ко многим другим известным лентам. Также стоит отметить его великолепную работу над мультсериалом «Симпсоны».

Michael Kamen — «Куда приводят мечты», «Смертельное оружие» (1, 2, 3, 4), «Крепкий орешек» (1, 2), «Гудзонский ястреб», «Последний бойскаут», «Люди Икс».

Ennio Morricone у нас был очень популярен в конце 80-х прошлого столетия в основном за тему из французского фильма «Профессионал» (в гл. роли Бельмондо). Работает и сейчас в очень крупных проектах, один из последних — «Бесславные ублюдки». Список фильмов огромен, причем композитор привлекается и российскими кинематографистами («72 метра» и т.п.).

Marco Beltrami — «Терминатор-3», «Крепкий орешек-4».

Wojciech Kilar — известный польский композитор, наиболее часто сотрудничавший с Романом Полански, Кшиштофом Занусси и Анджеем Вайдой. Наиболее всемирно известный фильм — «Пианист».

Другие…

Вообще, в Голливуде очень любима русская классическая музыка, причем одними из самых часто используемых композиторов в кино- и телепродукции являются Римский-Корсаков и Чайковский. Вместе с тем, если речь зашла о классике, из наиболее «звучащих» можно отметить Людвига Ван Бетховена. Среди современных групп и исполнителей особенные рейтинги не проводились, но можно отметить явных лидеров: Брайан Адамс, Джеймс Браун, Дэвид Грей, Элтон Джон, Аврил Лавин, Нина Саймон, Audioslave, Beach Boys, Coldplay, Jet, Keane, New Radicals, The Offspring, Poison, The Beatles, Queen, Red Hot Chili Peppers, The Cars, The Coral, The Doves, U2, Metallica, Radiohead, Korn, The Cure.

Среди компьютерных игр наиболее известное профессиональное музыкальное оформление у последних частей Halo и World of Warcraft, а также у Gothic3. С точки зрения симфонической музыки особенно интересна, конечно же, Gothic3.

Общие рекомендации начинающим

Очень многие «компьютерные музыканты» являются самоучками, но для работы с оркестровкой знания теории музыки и основ классической аранжировки необходимы. Изучить данные вопросы при наличии желания довольно просто.

К тому же очень важно уметь слушать тембры. Довольно частая ошибка — использование скудных по звучанию, иногда даже пластмассовых инструментов, которые не обладают необходимой энергетикой. Для профессиональной работы рекомендуется использовать библиотеки симфонических инструментов Vienna Symphonic Library, Garritan, Miroslav Philarmonic. Все оркестровые и джазовые духовые прекрасно физически смоделированы в продукции Wallander Instruments. Концертных роялей сейчас сэмулировано много, наиболее интересным является Ivory (3 качественно отсэмплированных рояля), хотя в ряде случаев можно рекомендовать и физическое моделирование в рамках Moddart (очень аккуратненький чистый звук фортепиано).

В качестве основного нотного редактора хорошо подойдут как общепринятые программы типа Steinberg Cubase, так и специализированные программы профессиональной нотации — наиболее интересны Sibelius и Finale. При этом специально для гитаристов есть несколько уникальных разработок ПО уровня Guitar Pro, где ноты и аккорды можно вводить в рамках табулатур. Впрочем, табулатурный ввод реализован и в софте профессиональной нотации.

Также стоит сказать о специальной программе автоматической аранжировки Jammer Pro, правда, здесь речь больше идет о более-менее современных стилях.

После того как вы определились с ПО, нашли необходимые записи, послушали, как все звучит, вернее, должно звучать, попытайтесь отладить работу с тембрами. Для этого проще всего найти «Шахерезаду» Римского-Корсакова в MIDI-файле, в котором уже есть вся оркестровка, подставить туда свои инструменты и свести. Основная задача — получить ощущение исполнения живым оркестром, поэтому львиная часть работы состоится с тембрами и динамикой инструментов. Наиболее распространенная ошибка при работе с тембрами: если инструмент не очень качественно синтезируется, появляется сухость, которая пользователями замазывается реверберацией. Это в корне неверно. Если такой инструмент есть, ищите ему замену в других библиотеках.

Ну а дальше — дело вашего профессионального роста и целеустремленности.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета