Словарь звуковых компьютерных терминов
У многих молодых читателей, которые хотят обучиться звуковым технологиям, судя по письмам, возникают трудности с пониманием терминологии. Поэтому было решено объединить определенное количество вопросов с разъяснением терминов. Постараемся это сделать обычным, а не сухим научным языком.
Только тут есть одно ограничение — школьный курс физики с рассказом, что такое частота, герц и т.п. мы повторять не будем. Также не будем объяснять, что такое ЦАП/АЦП, компрессор/гейт/лимитер, эквалайзер, дилэй, потому как данной теме уже уделялось достаточно много внимания.
Аудиооборудование
Капсюль — основное устройство в конструкции микрофона, отвечающее за преобразование изменений звукового давления воздушной волны в изменения характеристик электрического сигнала.
Диафрагма — чувствительный к воздушным колебаниям элемент капсюля.
В зависимости от типа преобразования микрофоны делятся на конденсаторные (диафрагма является одной из обкладок конденсатора, иногда есть варианты, когда используются две диафрагмы -> обе обкладки) и динамические (к диафрагме присоединен сердечник катушки).
Сигнал конденсаторного микрофона получается очень слабым, поэтому ему нужно дополнительное усиление, за что отвечает отдельный структурный блок (иногда можно встретить) — встроенный предусилитель. В стандартных моделях мы имеем транзисторный вариант усиления, в более дорогих — ламповый, поэтому часто можно встретить название «ламповый микрофон», который тоже является конденсаторным, но указывает на тип встроенного предусилителя. Фантомное питание — питание, необходимое для функционирования конденсаторного микрофона. Подразумевается постоянный ток с низким значением, обычно +48В.
Диаграмма направленности — область распределения чувствительности микрофона.
Несимметричное (небалансное) подключение — коммутация устройства или между устройствами, подразумевающее использование кабеля с передачей сигнала по одному проводнику (жиле). Наиболее часто его можно встретить при подключении с помощью RCA-разъемов (т.н. «тюльпанов»), а также моно/стерео-TRS (т.н. «джеков»). Также очень часто можно встретить несимметричные выходы на колонки (акустические системы).
Симметричное (балансное) подключение. Сигнал передается по двум жилам, причем в одной из них нормальным образом, а в другой подается в противофазе. Это сделано для исключения искажений. Симметричный вариант подключения используется в профессиональной технике, чаще всего подключение производится за счет разъемов XLR (т.н. «кэноны») и TRS.
Линейный вход/выход (Line-IN/OUT) — стандартная коммутация для источников и приемников аналоговых сигналов.
Микрофонный вход (Mic IN, обычно моно) — специальный вход с дополнительным усилением входящего сигнала.
Инструментальный (высокоомный или Hi-Z) вход — отличается от линейного повышенным сопротивлением, что позволяет более полноценно согласовываться с гитарными звукоснимателями.
Внешний предусилитель — специальное устройство, предназначенное для усиления сигнала с микрофона и инструментов. Обычно включает компрессор и эквалайзер. Может быть встроен в микшер.
MIDI-устройства
MIDI — Music Instrument Digital Interface — специальный цифровой интерфейс, предназначенный для организации общения между устройствами, в основном, синтезаторами. Реализация общения за счет передачи приема MIDI-сообщений, каждое из которых включает номер инструмента, информацию о ноте (атаке, интенсивности нажатия, длительности нажатия и так далее).
Сам синтезатор структурно можно разделить на два ключевых блока — управления (клавиатура, ручки и т.п.) и модуля синтеза. В ряде моделей использовались и внешние модули синтеза, а с внедрением РС и виртуальных инструментов оные перекочевали в РС в виде виртуальных инструментов. Управление было вынесено на внешние MIDI-клавиатуры.
Также со временем MIDI-команды стали применяться и для общения программных интерфейсов с внешними контроллерами управления.
Коммутация по MIDI чаще всего производится на разъемах DIN-5.
GM (General MIDI) — стандартный набор из 128 инструментов, изначально был предназначен для объединения всех синтезаторов под единую догму, в результате чего предполагалось, что аранжировка, сделанная на одном, с таким же успехом будет воспроизведена на другом от другого производителя (номера инструментов ведь совпадают). Эксперимент не удался, хотя в свое время оказался очень полезным для создания рингтонов.
Помимо GM развивалось несколько подобных стандартов (например, Yamaha разработала более мощный XG).
Sysex (сокращение от System Exclusive) — дополнительные системные сообщения, расширяющие спецификацию MIDI. Другими словами, представляется больше документированных возможностей по управлению синтезом звука. Нередко используется в серьезных программных и программно-аппаратных синтезаторах.
MIDI-секвенсор — устройство, позволяющее делать аранжировки с использованием множества MIDI-инструментов.
SMPTE (произносится как «симпти») — протокол синхронизации, принятый в MIDI, назван в честь организации Society of Motion Picture and Television Engineers. Как альтернатива ему в профессиональном аудио принят и другой стандарт — WordClock (BNC-разъемы).
Программы
Мультитрек — производное от multitrack в латинском варианте прочтения (в английском слово multi читается как «малти»). Программа многодорожечной записи. На данный момент мультитреки в большинстве случаев включают и программные MIDI-секвенсоры.
Плагин (plug-in) — подключаемый модуль, это может быть виртуальное устройство обработки, эффект-процессор, программный музыкальный инструмент. Хост — программа, к которой подключаются плагины.
DirectX — технология Microsoft, изначально разработанная для расширения мультимедийных возможностей Windows.
VST — Virtual Sampler Technology — специальная технология от Steinberg, предназначенная для аудио/MIDI-взаимодействия между структурными блоками программы, а также хост-программами и плагинами.
ReWire — технология, разработанная Propellerhead Software.
ASIO — Audio Stream Input/Output — специальный стандарт драйверов для аппаратных звуковых интерфейсов, разработанный Steinberg. Отличается от других тем, что общение с устройством происходит напрямую, а не через «виртуального» посредника, как это предусматривают те же технологии Windows.
Latency — задержка, проявляющаяся при функционировании программы. В современном ПО она чаще всего отсутствует.
DC Offset — смещение по постоянному току. При идеальных условиях колебания записываемого сигнала происходят относительно точки, находящейся на нулевой отметке. Если какие-нибудь части звукового тракта вносят постоянное напряжение (добавляют постоянную составляющую в сигнал), эта точка смещается выше или ниже нулевой отметки.
Кристофер christopher@tut.by
Только тут есть одно ограничение — школьный курс физики с рассказом, что такое частота, герц и т.п. мы повторять не будем. Также не будем объяснять, что такое ЦАП/АЦП, компрессор/гейт/лимитер, эквалайзер, дилэй, потому как данной теме уже уделялось достаточно много внимания.
Аудиооборудование
Капсюль — основное устройство в конструкции микрофона, отвечающее за преобразование изменений звукового давления воздушной волны в изменения характеристик электрического сигнала.
Диафрагма — чувствительный к воздушным колебаниям элемент капсюля.
В зависимости от типа преобразования микрофоны делятся на конденсаторные (диафрагма является одной из обкладок конденсатора, иногда есть варианты, когда используются две диафрагмы -> обе обкладки) и динамические (к диафрагме присоединен сердечник катушки).
Сигнал конденсаторного микрофона получается очень слабым, поэтому ему нужно дополнительное усиление, за что отвечает отдельный структурный блок (иногда можно встретить) — встроенный предусилитель. В стандартных моделях мы имеем транзисторный вариант усиления, в более дорогих — ламповый, поэтому часто можно встретить название «ламповый микрофон», который тоже является конденсаторным, но указывает на тип встроенного предусилителя. Фантомное питание — питание, необходимое для функционирования конденсаторного микрофона. Подразумевается постоянный ток с низким значением, обычно +48В.
Диаграмма направленности — область распределения чувствительности микрофона.
Несимметричное (небалансное) подключение — коммутация устройства или между устройствами, подразумевающее использование кабеля с передачей сигнала по одному проводнику (жиле). Наиболее часто его можно встретить при подключении с помощью RCA-разъемов (т.н. «тюльпанов»), а также моно/стерео-TRS (т.н. «джеков»). Также очень часто можно встретить несимметричные выходы на колонки (акустические системы).
Симметричное (балансное) подключение. Сигнал передается по двум жилам, причем в одной из них нормальным образом, а в другой подается в противофазе. Это сделано для исключения искажений. Симметричный вариант подключения используется в профессиональной технике, чаще всего подключение производится за счет разъемов XLR (т.н. «кэноны») и TRS.
Линейный вход/выход (Line-IN/OUT) — стандартная коммутация для источников и приемников аналоговых сигналов.
Микрофонный вход (Mic IN, обычно моно) — специальный вход с дополнительным усилением входящего сигнала.
Инструментальный (высокоомный или Hi-Z) вход — отличается от линейного повышенным сопротивлением, что позволяет более полноценно согласовываться с гитарными звукоснимателями.
Внешний предусилитель — специальное устройство, предназначенное для усиления сигнала с микрофона и инструментов. Обычно включает компрессор и эквалайзер. Может быть встроен в микшер.
MIDI-устройства
MIDI — Music Instrument Digital Interface — специальный цифровой интерфейс, предназначенный для организации общения между устройствами, в основном, синтезаторами. Реализация общения за счет передачи приема MIDI-сообщений, каждое из которых включает номер инструмента, информацию о ноте (атаке, интенсивности нажатия, длительности нажатия и так далее).
Сам синтезатор структурно можно разделить на два ключевых блока — управления (клавиатура, ручки и т.п.) и модуля синтеза. В ряде моделей использовались и внешние модули синтеза, а с внедрением РС и виртуальных инструментов оные перекочевали в РС в виде виртуальных инструментов. Управление было вынесено на внешние MIDI-клавиатуры.
Также со временем MIDI-команды стали применяться и для общения программных интерфейсов с внешними контроллерами управления.
Коммутация по MIDI чаще всего производится на разъемах DIN-5.
GM (General MIDI) — стандартный набор из 128 инструментов, изначально был предназначен для объединения всех синтезаторов под единую догму, в результате чего предполагалось, что аранжировка, сделанная на одном, с таким же успехом будет воспроизведена на другом от другого производителя (номера инструментов ведь совпадают). Эксперимент не удался, хотя в свое время оказался очень полезным для создания рингтонов.
Помимо GM развивалось несколько подобных стандартов (например, Yamaha разработала более мощный XG).
Sysex (сокращение от System Exclusive) — дополнительные системные сообщения, расширяющие спецификацию MIDI. Другими словами, представляется больше документированных возможностей по управлению синтезом звука. Нередко используется в серьезных программных и программно-аппаратных синтезаторах.
MIDI-секвенсор — устройство, позволяющее делать аранжировки с использованием множества MIDI-инструментов.
SMPTE (произносится как «симпти») — протокол синхронизации, принятый в MIDI, назван в честь организации Society of Motion Picture and Television Engineers. Как альтернатива ему в профессиональном аудио принят и другой стандарт — WordClock (BNC-разъемы).
Программы
Мультитрек — производное от multitrack в латинском варианте прочтения (в английском слово multi читается как «малти»). Программа многодорожечной записи. На данный момент мультитреки в большинстве случаев включают и программные MIDI-секвенсоры.
Плагин (plug-in) — подключаемый модуль, это может быть виртуальное устройство обработки, эффект-процессор, программный музыкальный инструмент. Хост — программа, к которой подключаются плагины.
DirectX — технология Microsoft, изначально разработанная для расширения мультимедийных возможностей Windows.
VST — Virtual Sampler Technology — специальная технология от Steinberg, предназначенная для аудио/MIDI-взаимодействия между структурными блоками программы, а также хост-программами и плагинами.
ReWire — технология, разработанная Propellerhead Software.
ASIO — Audio Stream Input/Output — специальный стандарт драйверов для аппаратных звуковых интерфейсов, разработанный Steinberg. Отличается от других тем, что общение с устройством происходит напрямую, а не через «виртуального» посредника, как это предусматривают те же технологии Windows.
Latency — задержка, проявляющаяся при функционировании программы. В современном ПО она чаще всего отсутствует.
DC Offset — смещение по постоянному току. При идеальных условиях колебания записываемого сигнала происходят относительно точки, находящейся на нулевой отметке. Если какие-нибудь части звукового тракта вносят постоянное напряжение (добавляют постоянную составляющую в сигнал), эта точка смещается выше или ниже нулевой отметки.
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2010 год в рубрике мультимедиа