LVEE 2010: восточноевропейские Linux-каникулы

С 1 по 4 июля 2010 года недалеко от Гродно пройдет шестая международная конференция разработчиков и пользователей свободного программного обеспечения Linux Vacation / Eastern Europe (LVEE 2010). Мероприятие объединяет общение и отдых специалистов и энтузиастов в области свободного ПО, включая платформу GNU/Linux, но не ограничиваясь ею. Это пока единственная конференция такого рода в нашей стране, поэтому мы решили взять интервью у Дмитрия Костюка - организатора, ответственного за конференцию, отбор докладов и информационное наполнение сайта, для того чтобы вы побольше узнали как о самом мероприятии, так и о программном обеспечении с открытым исходным кодом в целом.

Виталий Сороко (КГ): Каковы основные цели и задачи текущей, уже шестой по счету, конференции?

Дмитрий Костюк (LVEE): С одной стороны, цель проведения LVEE – обмен опытом между специалистами в сфере свободного программного обеспечения. С другой — поддержка публичного диалога о свободном ПО. Соответственно и задачи — создать участникам условия для обмена опытом, обсуждения направлений и тенденций развития отрасли. И, конечно, условия для налаживания необходимых контактов, развития идей, установления связи с сообществом. Полный список целей и задач, а также другую полезную информацию вы можете найти на официальном сайте конференции —
http://lvee.org/ru/conference.

КГ: Что изменится по сравнению с предыдущими конференциями? Много ли нововведений будет в этом году?

LVEE: Если говорить о формате проведения, то в этом году мы добавили в программу секцию блиц-докладов. Это краткие выступления, иногда спонтанные, позволяющие любому желающему быстро донести мысль до аудитории. Также мы планируем вернуться к практиковавшемуся на первых LVEE публичному видеопросмотру вышедших перед конференцией документальных фильмов о свободном ПО. Есть и другие нововведения, не буду заранее рассказывать.
А вообще — каждая конференция обязательно должна нести в себе что-то новое, это признак развития, роста.

КГ: Какие, по вашему мнению, доклады (из предварительной программы) наиболее интересны и полезны для сообщества?

LVEE: Доклады в этом году сгруппированы в следующие блоки: “Средства и технологии разработки ПО”, “Встраиваемые и портативные системы”, “Системное администрирование и сетевая инфраструктура”, “Свободные лицензии и проекты”. Кстати, по поводу изменений — в этом году замечен рост интереса к вопросам социальной тематики — и по докладам, и по заявкам на обсуждение в рамках круглого стола. Но, безусловно, не менее интересны остальные направления. Вообще, нельзя делить доклады на интересные и неинтересные. Каждый интересен по-своему.

КГ: Какие, на ваш взгляд, наиболее значимые достижения FOSS?

LVEE: Вопрос в том, что считать «свободным ПО с открытым исходным кодом». Ведь первое программное обеспечение было именно таким.
Если брать более поздний период, время противостояния свободного и коммерческого ПО — то, конечно же, вокруг нас множество замечательных свободных программ, но самое главное достижение — наверное все-таки сообщество людей, поддерживающих и создающих свободное ПО. Сообщество — как явление, как модель взаимодействия, позволяющая коллективно создавать продукт отличного качества. И — да, главное достижение, что эта модель работает. Работает эффективно, давным-давно переросла стадию так называемых hobby projects, и используется компаниями и организациями с мировым именем как средство создавать сообща продукты такой сложности, которые иначе были бы им не по карману.

КГ: Какую из операционных систем вы считаете наиболее подходящей для обычных пользователей и корпоративного сектора?

LVEE: Если мы говорим о desktop-сегменте операционных систем, то с ходу в ответ на этот вопрос в первую очередь приходят в голову Ubuntu и Altlinux. А вообще, на сегодняшний день среди дистрибутивов Linux сложилось такое разделение: для личного или домашнего использования наиболее популярны быстро развивающиеся дистрибутивы, имеющие хорошую поддержку, такие как Ubuntu. Частый выпуск новых релизов приносит с собой множество мелких улучшений и новых возможностей, которые компенсируют пользователям возможные недоработки, связанные со слишком коротким временем тестирования. А в корпоративном секторе с централизованным обслуживанием рабочих станций важны стабильность работы, безопасность и длительность поддержки, и если заходит речь об Ubuntu — то скорее о LTS-версиях, а вообще популярны специализированные дистрибутивы для корпоративного сектора, такие как коммерческие «Enterprise-версии» от Novell и Redhat или свободные клоны (CentOS, Scientific Linux). Это разделение вполне обосновано, не зря компании предлагают линейки desktop-продуктов, охватывающие обе сферы. Но нельзя забывать и о том, что все это — одна и та же ОС. При наличии квалифицированного администратора можно поднять всю инфраструктуру, например, на Debian. И еще — для конечного пользователя вопрос о версии и даже о семействе операционных систем все-таки менее важен, чем прослойка прикладного ПО, с которым он имеет дело.
КГ: Вы сами каким программным обеспечением пользуетесь (ОС, офисные приложения, сетевые компоненты и компоненты разработки ПО)?

LVEE: Хороший вопрос. Что касается ОС — в основном различные дистрибутивы Linux. Они все по-своему хороши, не хочу рекламировать какой-то конкретный в ущерб остальным (хоть и озвучил только что несколько названий). И кроме Linux — любые другие ОС по мере необходимости. В качестве графической оболочки предпочитаю GNOME. Многолетняя работа его команды над эргономикой интерфейса дает о себе знать. Из выбора оболочки вытекает и набор прикладного ПО. Что касается офисных приложений — OpenOffice, LaTeX. Microsoft Word — в основном когда нужно гарантировать, что ничего не случится с форматированием сложного документа, который потом будут открывать в Microsoft Word.
Если под сетевыми компонентами понимается веб и электронная почта, то это пара наиболее популярных продуктов Mozilla (привлекают тем, что они, прежде всего, — платформа для множества полезных дополнений).
Средства разработки, боюсь, весьма архаичны. При всем уважении к таким универсальным интегрированным средам, как Eclipse — предпочитаю хороший текстовый редактор с подсветкой синтаксиса и отдельный отладчик. В моем случае хороший текстовый редактор — это Vim :).

КГ: Каков ваш прогноз развития свободного и открытого программного обеспечения на ближайшие три года?

LVEE: Как и раньше: рост общей доли с небольшими спадами в отдельных областях, вызванными локальными причинами. Причем рост — не только в сфере программного обеспечения. Возрастает популярность свободных лицензий, таких как Creative Commons, в смежных областях.

КГ: Как вы относитесь к "облакам" (облачному ПО, сервисам и т.п.)?

LVEE: Как к технологии, оправданной для случаев, когда актуальны непривязанность вычислительной среды к конкретным компьютерам и избавление от задач администрирования. Это об облачных вычислениях; о родственной в общем-то технологии Software-As-Service можно сказать то же самое. В ряде случаев это удобно, в ряде — не очень (например, из-за издержек процесса передачи данных, ухудшающих usability такой программы-сервиса). Многое зависит от задачи. В последнее время заметна озабоченность тем, что пользователь приложений-сервисов не вполне распоряжается собственными данными и программным обеспечением. Но это претензии не к технологии, а к ее реализациям.

КГ: Какая из лицензий, по вашему мнению, является наиболее подходящей в случае, если разработчик ПО захочет открыть исходный код своей программы?

LVEE: Все многообразие свободных лицензий более-менее сводится к двум вариантам, из которых вы и выбираете, в зависимости от того, хотите ли позволить любому желающему создавать на основе вашего кода коммерческие проекты — или хотите потребовать, чтобы все, кто сделал что-то на основе ваших наработок, также открыли свои модификации сообществу. В первом случае разработчик выбирает что-то из BSD-подобных лицензий, во втором — из GPL; дальше идут более тонкие нюансы... В зависимости от целей открытия кода и ситуации, в которой код был открыт, выбор может быть разным, и едва ли стоит советовать всем что-то одно. Важно, чтобы решение было взвешенным. Хотя нельзя не признать, что GPL хорошо отвечает целям увеличения доли свободных программ :).

КГ: Как вы относитесь к разработчикам, которые используют в своих разработках код свободных программ и при этом, нарушая лицензию, не открывают исходный код своих продуктов?

LVEE: Ошибки, сделанные по неведению, достойны снисхождения, а некорректное использование чужого труда с целью извлечения выгоды — оно, конечно же, должно пресекаться. Ну и в любом случае нарушения лицензии должны быть исправлены.

КГ: Считаете ли вы нужным введение патентов на ПО в нашей стране и вообще насколько такие патенты полезны?

LVEE: Думаю, что патентование ПО принесет вред (речь именно о применении категорий патентного, а не авторского права). Патенты на программное обеспечение по-настоящему необходимы только патентным троллям — компаниям, регистрирующим или выкупающим патенты наиболее общего характера и паразитирующим на разработчиках реальных продуктов за счет требования лицензионных отчислений. Можно сказать, что патенты на ПО важны для крупных корпораций, защищающих себя портфелем патентов от конкурентов, но на практике... у крупных игроков рынка есть и другие способы конкурентной борьбы, а вот настоящий, рафинированный патентный тролль ничего не производит сам и потому не особенно боится ответных патентных исков. Но наиболее уязвимы средний и мелкий бизнес, а также индивидуальные разработчики: у них нет и не может быть собственного штата юристов и портфеля патентов. Программное обеспечение — это область с очень небольшими накладными расходами, поэтому инновации в ней часто исходят от одиночек и небольших коллективов. Введение патентов на ПО ударит по таким инновациям, оставив преимущества за крупными игроками рынка с их набором патентов-обо-всем-на-свете. Поддержка интересов крупных игроков никак не соответствует изначальной задаче патентов (сохранить для человечества технические подробности об изобретениях без ущерба для интересов изобретателя). Да и само программное обеспечение — не то же самое, что технические изобретения, на это указывают многие основоположники и адепты современных информационных технологий. Например, Дональд Кнут подчеркивает, что патентование алгоритма в сущности идентично патентованию математической формулы (а где были бы точные науки, если бы нужно было заплатить, чтобы использовать в расчетах преобразование Лапласа или закон Ома?). Вообще, эту тему можно обсуждать долго.

КГ: Какие, на ваш взгляд, компании внесли наибольший вклад в развитие свободного и открытого программного обеспечения?

LVEE: Трудно переоценить вклад Sun Microsystems (упомянул первой, потому что она уже не существует в том виде, в каком мы ее знали) и многих других, они все на слуху: например, IBM, Redhat, Novell, в последние годы Canonical. На самом деле, список крупных коммерческих компаний, использующих и поддерживающих open source, весьма длинен. Еще неизвестно, кого больше... По-своему бесценен и вклад Microsoft — ее агрессивная политика и небезупречное ПО в свое время много сделали для усиления сообщества :).

КГ: Назовите наиболее важные глобальные факторы, препятствующие широкому распространению свободного ПО?

LVEE: Естественная инертность. Иногда, вероятно, подкрепленная личной заинтересованностью. Кстати, чем дольше идет процесс — тем более зрелыми и удобными становятся свободные программные продукты, и как следствие — тем меньше препятствующие факторы могут повлиять на их распространение. Сегодня свободное ПО можно встретить практически везде.

КГ: Из скольких стран (по предварительным данным) будут присутствовать участники на конференции?

LVEE: От семи до девяти стран. Основные страны-участницы по численности заявок - Беларусь, Россия, Украина, Венгрия, Литва и Узбекистан.
КГ: Каковы планы на будущее?

LVEE: Работать. Посмотрим на результаты.

Для справки: Дональд Кнут, упоминавшийся в ответе на вопрос о патентах, является очень известной в научных кругах (и не только) личностью. Он является почетным профессором Стэнфордского университета и нескольких других университетов в разных странах, а также иностранным членом Российской академии наук. В настоящее время профессор Кнут, преподаватель и идеолог программирования, автор 19 монографий (в том числе ряда классических книг по программированию) и более 160 статей, разработчик нескольких известных программных технологий, удостоен многочисленных премий и наград в области программирования и вычислительной математики, среди которых премия Тьюринга (1974), Национальная научная медаль США (1979) и AMS Steele Prize за серию научно-популярных статей, премия Харви (1995 год), премия Киото (1996) за достижения в области передовых технологий, премия имени Грейс Мюррей Хоппер (1971). Кроме того, он является автором всемирно известной серии книг, посвященной основным алгоритмам и методам вычислительной математики, а также создателем настольных издательских систем TEX и METAFONT, предназначенных для набора и верстки книг, посвященных технической тематике (в первую очередь — физико-математических).

Виталий Сороко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2010 год в рубрике ос

©1997-2025 Компьютерная газета