Жизнь Apple - какая она на самом деле?

Существует мнение, что дизайнеры и инженеры Apple разрабатывают продукты по так называемому методу “скатывания”. Они берут некий небольшой, простой и при этом хорошо продуманный девайс, затем безжалостно урезают его возможности, добиваясь таким образом абсолютно минимальной функциональности, с которой они и могут начинать уже свою разработку. После того как оставшиеся функциональные возможности устройства доводятся до совершенства, на хорошо разрекламированном мероприятии Apple представляет свой продукт как Нечто Невероятное и объясняет, или даже, скорее, просто повествует о том, насколько тщательно он продуман и разработан. Ну и, наконец, компания выпускает продукт для широкой продажи. А затем все возвращаются в Купертино (небольшой городок в штате Калифорния, где находится штаб-квартира компании) и начинается “волшебство”. Процесс схож с лепкой большого снеговика. Вначале имеется несколько плотных и небольших снежков, а затем их начинают катать в снегу, позволяя им набирать массу и размер, до тех пор, пока не получится конечный продукт. Именно по такой схеме и происходит процесс создания компанией своих платформ и продуктов. Это неспешный и стабильный процесс, состоящий из постоянных и постепенных улучшений, при этом он настолько медленный, что его можно легко не заметить, если наблюдать за ним в режиме реального времени. И лишь оглядываясь назад, в прошлое, становится очевидно, насколько выдающимся является процесс разработки в Apple.
В качестве примера можно привести создание одного из старейших и основных продуктов компании - Mac OS X. Apple потребовалось четыре непростых года с момента покупки NeXT в 1997 году до выхода своей первой фирменной операционной системы версии 10.0 в марте 2001 года. Нет необходимости утверждать, что эти четыре года были, наверное, самым сложным и затянувшимся процессом появления на свет чего-то действительно стоящего. Но с того момента многое изменилось, теперь основные обновления для Mac OS X выходят регулярно (особенно если учитывать стандарты основных коммерческих операционных систем для персональных компьютеров), и каждое обновление заметно лучше предыдущего, но ни одно из них при этом особо не выделяется по сравнению с предшественниками. Хотя версия Snow Leopard (на данный момент это последняя версия операционной системы Mac) во всех смыслах лучше, чем самая первая версия 10.0. Она быстрее, четче проработана, на большее способна и выглядит гораздо приятнее. К слову, она и работает на совершенно другой архитектуре процессоров, нежели версия 10.0. Но при всем этом между ними не выходил какой-либо промежуточной релиз, который бы существенно превосходил тот, который он заменял.
Далее стоить вспомнить iPod. Он был впервые представлен осенью 2001 года. В то время он был совместим только с операционной системой Mac, и только с FireWire. Это был цифровой аудиоплеер с маленьким черно-белым экраном и объемом памяти в 5 Гб, стоимостью в 399 долларов США. Онлайн интернет-магазин-супермаркет по распространению цифрового аудио, видео и игрового медиаконтента iTunes Store появился только в апреле 2003 года, а версия iTunes для Windows появилась в октябре 2003 года, то есть только через два года после выхода iPod. Прошло два года, прежде чем iPod полноценно стал поддерживать Windows. Пожалуй, если бы Apple выпустила iPod сегодня, и его продажи были бы сопоставимы с продажами 2002 года, то такой продукт по праву можно было бы считать невероятным провалом для компании.
Сегодня iPod nano можно купить за 179 долларов, при этом он в несколько раз меньше по весу и размерам, чем самый первый iPod, и обладает в два раза большим объемом памяти, встроенной видеокамерой и цветным экраном, с возможностью воспроизведения видео. Шаг за шагом Apple улучшала и модернизировала iPod начиная с 2002 года и до наших дней. Каждую осень компания выпускала новые версии iPod, и каждую осень СМИ восторженно воспринимали их.

iPhone следует по тому же пути развития. В 2007 году он появился без возможности загрузки каких-либо сторонних приложений, поддержки сетей 3G, а максимальный объем его памяти составлял 8 Гб. Год спустя Apple удвоила объем памяти, добавила 3G и GPS и открыла App Store (онлайн-магазин, позволяющий владельцам мобильных телефонов iPhone и плееров iPod Touch покупать или устанавливать на свои гаджеты различные приложения, скачивая их с виртуальных витрин этого магазина). Еще год спустя Apple добавила более быстрый процессор, навигатор и улучшенную камеру, и еще раз удвоила объем памяти. Несложно заметить, что схема повторяется. Вряд ли мы когда-нибудь сможем увидеть iPhone, который поразит всех своим функционалом по сравнению с моделью предыдущего года, но тем не менее, весьма скоро на свет появится модель, которая уже однозначно превзойдет во всем самый первый iPhone.
И теперь пришло время поговорить об iPad. Первая реакция на него была весьма неоднозначная, впрочем, так обычно и бывает с продуктами Apple. Кто- то утверждал, что это большой iPod touch, другие говорили, что это начало революции в среде персональных компьютеров. Однозначного варианта не существует, скорее всего, правда таится где-то посередине между двумя этими крайностями. В любом случае, iPad на самом деле является нечем большим, это своего рода переосмысление компанией Apple структуры персонального компьютера.
За последние 10 лет Apple выпустила много новых продуктов. И лишь некоторые из них были действительно чем-то новым и уникальным, остальные же - это банальные повторения ранее созданных устройств. Дизайнеры и инженеры в компании, конечно же, не волшебники - они обычные специалисты в своей области, занимающиеся своим делом. Ежегодно они представляют общественности невероятный и впечатляющий результат своей годовой работы. Однако вместо того, чтобы расширять и улучшать возможности нового продукта, надеясь достичь поразительного результата, они убирают все лишнее, оставляя лишь самое основное, с чем и работают дальше. В 2001 году нельзя было смотреть на Mac OS X или первый iPod и предвидеть, какими они будут в 2010 году. Но можно взглянуть на Snow Leopard и iPod nano и увидеть то, чем они когда-то были. И все благодаря тому, что у Apple получилось создать правильную основу для своих продуктов.
Так или иначе, люди в Купертино продолжают работать несмотря ни на что. Ведь у них в руках есть маленький снежок, из которого они всегда могут слепить нового снеговика.
John Gruber, Macworld.com Перевод Павла Новика
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2010 год в рубрике mobile