Жизнь Apple - какая она на самом деле?

Многие наверняка не раз задавались вопросом: откуда же возникают все эти необычные идеи продуктов, которые разрабатывает и выпускает компания Apple? Что ж, попытаемся разобраться.

Существует мнение, что дизайнеры и инженеры Apple разрабатывают продукты по так называемому методу “скатывания”. Они берут некий небольшой, простой и при этом хорошо продуманный девайс, затем безжалостно урезают его возможности, добиваясь таким образом абсолютно минимальной функциональности, с которой они и могут начинать уже свою разработку. После того как оставшиеся функциональные возможности устройства доводятся до совершенства, на хорошо разрекламированном мероприятии Apple представляет свой продукт как Нечто Невероятное и объясняет, или даже, скорее, просто повествует о том, насколько тщательно он продуман и разработан. Ну и, наконец, компания выпускает продукт для широкой продажи. А затем все возвращаются в Купертино (небольшой городок в штате Калифорния, где находится штаб-квартира компании) и начинается “волшебство”. Процесс схож с лепкой большого снеговика. Вначале имеется несколько плотных и небольших снежков, а затем их начинают катать в снегу, позволяя им набирать массу и размер, до тех пор, пока не получится конечный продукт. Именно по такой схеме и происходит процесс создания компанией своих платформ и продуктов. Это неспешный и стабильный процесс, состоящий из постоянных и постепенных улучшений, при этом он настолько медленный, что его можно легко не заметить, если наблюдать за ним в режиме реального времени. И лишь оглядываясь назад, в прошлое, становится очевидно, насколько выдающимся является процесс разработки в Apple.

В качестве примера можно привести создание одного из старейших и основных продуктов компании - Mac OS X. Apple потребовалось четыре непростых года с момента покупки NeXT в 1997 году до выхода своей первой фирменной операционной системы версии 10.0 в марте 2001 года. Нет необходимости утверждать, что эти четыре года были, наверное, самым сложным и затянувшимся процессом появления на свет чего-то действительно стоящего. Но с того момента многое изменилось, теперь основные обновления для Mac OS X выходят регулярно (особенно если учитывать стандарты основных коммерческих операционных систем для персональных компьютеров), и каждое обновление заметно лучше предыдущего, но ни одно из них при этом особо не выделяется по сравнению с предшественниками. Хотя версия Snow Leopard (на данный момент это последняя версия операционной системы Mac) во всех смыслах лучше, чем самая первая версия 10.0. Она быстрее, четче проработана, на большее способна и выглядит гораздо приятнее. К слову, она и работает на совершенно другой архитектуре процессоров, нежели версия 10.0. Но при всем этом между ними не выходил какой-либо промежуточной релиз, который бы существенно превосходил тот, который он заменял.

Далее стоить вспомнить iPod. Он был впервые представлен осенью 2001 года. В то время он был совместим только с операционной системой Mac, и только с FireWire. Это был цифровой аудиоплеер с маленьким черно-белым экраном и объемом памяти в 5 Гб, стоимостью в 399 долларов США. Онлайн интернет-магазин-супермаркет по распространению цифрового аудио, видео и игрового медиаконтента iTunes Store появился только в апреле 2003 года, а версия iTunes для Windows появилась в октябре 2003 года, то есть только через два года после выхода iPod. Прошло два года, прежде чем iPod полноценно стал поддерживать Windows. Пожалуй, если бы Apple выпустила iPod сегодня, и его продажи были бы сопоставимы с продажами 2002 года, то такой продукт по праву можно было бы считать невероятным провалом для компании.

Сегодня iPod nano можно купить за 179 долларов, при этом он в несколько раз меньше по весу и размерам, чем самый первый iPod, и обладает в два раза большим объемом памяти, встроенной видеокамерой и цветным экраном, с возможностью воспроизведения видео. Шаг за шагом Apple улучшала и модернизировала iPod начиная с 2002 года и до наших дней. Каждую осень компания выпускала новые версии iPod, и каждую осень СМИ восторженно воспринимали их.

Стоит отметить, что не было ни одного обновления линейки платформы iPod (речь идет о модели с колесиком прокрутки в качестве управления), которое бы радикально отличало новый продукт от предыдущего поколения, ведь даже самая первая модель многих критиков оставила вполне равнодушными. Тем не менее, пример iPod ярко показывает, что постепенный процесс разработки в Apple не просто способствует появлению новых функциональных возможностей в устройстве, но и позволяет адаптировать их под нужды пользователя. Достаточно вспомнить iPod третьего поколения, выпущенного в 2003 году, у которого имелись 4 отдельные кнопки над колесиком управления. Как оказалось, это была не очень хорошая идея, так что год спустя их убрали. Еще один пример - это iPod mini. Несмотря на то, что он не обладал новыми возможностями, он был не особо дешевле своих предшественников, зато его размеры по сравнению с другими были значительно меньше.

iPhone следует по тому же пути развития. В 2007 году он появился без возможности загрузки каких-либо сторонних приложений, поддержки сетей 3G, а максимальный объем его памяти составлял 8 Гб. Год спустя Apple удвоила объем памяти, добавила 3G и GPS и открыла App Store (онлайн-магазин, позволяющий владельцам мобильных телефонов iPhone и плееров iPod Touch покупать или устанавливать на свои гаджеты различные приложения, скачивая их с виртуальных витрин этого магазина). Еще год спустя Apple добавила более быстрый процессор, навигатор и улучшенную камеру, и еще раз удвоила объем памяти. Несложно заметить, что схема повторяется. Вряд ли мы когда-нибудь сможем увидеть iPhone, который поразит всех своим функционалом по сравнению с моделью предыдущего года, но тем не менее, весьма скоро на свет появится модель, которая уже однозначно превзойдет во всем самый первый iPhone.

И теперь пришло время поговорить об iPad. Первая реакция на него была весьма неоднозначная, впрочем, так обычно и бывает с продуктами Apple. Кто- то утверждал, что это большой iPod touch, другие говорили, что это начало революции в среде персональных компьютеров. Однозначного варианта не существует, скорее всего, правда таится где-то посередине между двумя этими крайностями. В любом случае, iPad на самом деле является нечем большим, это своего рода переосмысление компанией Apple структуры персонального компьютера.

За последние 10 лет Apple выпустила много новых продуктов. И лишь некоторые из них были действительно чем-то новым и уникальным, остальные же - это банальные повторения ранее созданных устройств. Дизайнеры и инженеры в компании, конечно же, не волшебники - они обычные специалисты в своей области, занимающиеся своим делом. Ежегодно они представляют общественности невероятный и впечатляющий результат своей годовой работы. Однако вместо того, чтобы расширять и улучшать возможности нового продукта, надеясь достичь поразительного результата, они убирают все лишнее, оставляя лишь самое основное, с чем и работают дальше. В 2001 году нельзя было смотреть на Mac OS X или первый iPod и предвидеть, какими они будут в 2010 году. Но можно взглянуть на Snow Leopard и iPod nano и увидеть то, чем они когда-то были. И все благодаря тому, что у Apple получилось создать правильную основу для своих продуктов.

Так или иначе, люди в Купертино продолжают работать несмотря ни на что. Ведь у них в руках есть маленький снежок, из которого они всегда могут слепить нового снеговика.

John Gruber, Macworld.com Перевод Павла Новика


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2010 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета