Идейная борьба

Компания Apple, недавно превысившая по рыночной капитализации саму Microsoft, все активнее задирает коллег по IT-индустрии. Со многими компаниями – от Nokia до HTC – Apple судится из-за патентов, с медиагигантами – из-за прав на контент, и т.д., и т.п. Однако один из конфликтов можно выделить особо – это конфликт с компанией Adobe. Он, в отличие от многих других, носит скорее «идеологический» характер.

Харизматичный, но безапелляционный Стив Джобс не раз прохаживался по компании Adobe. То он критиковал ее за неповоротливость и неэффективность бизнес-моделей (отчасти верно), то за закрытость стандартов ПО, то за что-либо еще. На практике эта критика вылилась в то, что Джобс попросту исключил поддержку технологии Flash из функционала продуктов «яблочной компании».

В конце концов нервы у топ-менеджеров Adobe не выдержали. Основатели компании – они же председатели совета директоров Adobe – Чак Гешке и Джон Уорнок ответили на критику со стороны Стива Джобса небольшой статьей «Thoughts on Open Market», опубликованной на сайте Adobe и тут же разлетевшейся по онлайновым СМИ. Замечу, что в последнее время Джобса еще никто не бил так больно – основатели Adobe обвинили Apple в попытке контролировать будущее Интернета. Конечно, в отношении Google это была бы намного более справедливая критика, но Ларри Пейдж, Сергей Брин и Эрик Шмидт плевать хотели на такие обвинения.

А вот Apple «славится» тем, что с самого своего зарождения в 1976 году использовала закрытые форматы и проприетарное ПО. И сегодня различные продукты Apple совместимы только друг с другом – это же относится к контенту и софту, размещаемым в онлайновых магазинах iTunes Store и App Store. Кроссплатформенность – это не про Apple. Другими словами, «яблочная компания» уже много лет успешно создает собственную экосистему, причем в последние годы распространяет ее не только на свои ПК и гаджеты, но и на интернет-сервисы.

Вот это и вменяют в вину Стиву Джобсу его оппоненты Чак Гешке и Джон Уорнок. По их мнению, цитата: «Если Сеть будет раздроблена на закрытые системы, если компании отгородят контент и приложения, некоторые из них действительно смогут процветать – но они добьются успеха за счет того самого творческого потенциала и инноваций, которые превратили Интернет в революционную силу.

Мы полагаем, что потребители должны иметь свободный доступ к любимому контенту и приложениям, независимо от того, какой у них компьютер, какой им нравится браузер, или какое устройство отвечает их потребностям. Ни одна компания – вне зависимости от того, насколько она большая или творческая – не должна диктовать вам, что создавать, как создавать или с чем сталкиваться в Сети».

Выпад в сторону Apple, которая пытается контролировать интернет-активность пользователей своих устройств и сервисов, очевиден.

Кроме того, Гешке и Уорнок уверены, что в ближайшем будущем количество мобильных устройств, используемых для выхода в Сеть, превысит количество ПК. По их мнению, тогда доступ к контенту и его создание будут возможны в любом месте и в любое время. Собственно, нечто подобное мы наблюдаем уже сейчас.

А вот еще несколько цитат из статьи, которые заслуживают внимания:
«Гениальность Интернета заключается в его почти бесконечной открытости к инновациям. Новые аппаратные решения. Новое программное обеспечение. Новые приложения. Новые идеи. Двери открыты для всех. Как основатели Adobe, мы полагаем, что разработчики, собственники контента и потребители заинтересованы в открытых рынках. Свобода выбора в Сети спровоцировала взрывной рост контента и преобразовала способ работать, учиться, общаться, и, в конечном счете, самовыражаться».

«Когда рынки открыты, любая компания с отличной идеей может стать инноватором и найти новых клиентов. Деловая философия Adobe основана на убеждении, что в условиях открытого рынка в конце концов победят лучшие продукты – и выиграть в конкурентной борьбе можно, разработав лучшую технологию и осуществляя инновации быстрее, чем конкуренты».

«Мы полагаем, что, противоположный подход Apple может отрицательно сказаться на следующей главе развития Сети – главе, в которой количество мобильных устройств превзойдет число компьютеров, в которой любой человек сможет размещать собственный контент, а доступ к контенту будет возможен в любом месте в любое время. В конце концов, встает вот какой вопрос: Кто управляет Всемирной паутиной (World Wide Web)? И наш ответ: никто – и все, но уж точно не одна компания».

Почему-то мне кажется, что в компании Google эту статью также прочитали очень внимательно.

Между тем, Стив Джобс в очередной раз продемонстрировал желание определять интернет-поведение пользователей устройств Apple. Глава «яблочной компании» прокомментировал ситуацию с отсутствием в App Store приложений с откровенным содержанием. На этот раз он ввязался в переписку с журналистом издания Gawker Media, который посетовал на отсутствие свободы в онлайн-магазине приложений компании из Купертино.

Стив Джобс ответил, что регулирование контента в App Store предоставляет миру «свободу от порнографии». Кроме того, по его словам, в магазине ПО Apple пользователи могут чувствовать себя свободными не только от контента сексуального характера, но и от приложений, которые похищают личные данные покупателей, а также быстро истощают батарею.

По мнению Джобса, приложения для той или иной платформы должны создаваться с помощью «родного», а не кроссплатформенного инструментария. По его словам, никто не заставляет программистов писать ПО для iPhone или iPad, и если они не хотят этого делать, то могут выбрать любую другую платформу, в том числе Android.

«Пользователи, разработчики и издатели могут делать все, что им угодно. Если они не хотят, то и не будут покупать или создавать приложения для устройств Apple… Что же касается нас, то мы просто делаем все возможное для конечных потребителей. Вы можете не соглашаться с нами, однако наши помыслы чисты», – заявил Стив Джобс.

Что ж, история уже не раз доказывала, что чистыми помыслами, как и благими намерениями, вымощена дорога куда угодно, но только не в цифровое будущее.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета