КРИ 2010. Шоу закончилось. Онлайновый исход

С 14 по 16 мая в Москве прошла очередная Конференция разработчиков компьютерных игр. Местом проведения, как обычно, была выбрана гостиница «Космос». Некогда довольно влиятельное и авторитетное мероприятие, балансировавшее между выставкой и этой самой «конференцией», оно год за годом только съеживалось, беднело и теряло серьезное лицо. Немалую роль в этом сыграл и экономический кризис, конечно. Но вот кризис на планете Земля вроде как прошел, а в «Космосе» этого не заметили.

В жизни стендов первый день оказался самым бурным. Посетителей крутилось больше, а немногочисленные booth-babes еще пытались понять, куда они попали, с удовольствием позируя фотографам. За общей суматохой не всякий сразу замечал, насколько скудна выставочная часть КРИ. В сравнении с ней прошлые наши ТИБО — грандиозные шоу мирового масштаба с многомиллионным бюджетом.

По сути, стенды, ушедшие дальше белых стенок и голой надписи, можно было пересчитать по пальцам. Это «акелловский», на котором демонстрировались Postal 3 и «Метро 2033». Ребята дарили фирменные презервативы и между делом рассказывали про Postal. Игра выглядит весьма симпатично и стильно, несмотря на то, что Source актуально устарел. Полностью оценить ее не получилось, поскольку демо было собрано специально для выставки и представляло собой этакую площадку с показом фичей, не более.

А вот игра 4A Games была скорее притянута за уши. Разработчиков самих не было, за них были представители российского издателя. В «Метро» можно было поиграть на другом экране, но это мало кому было нужно. Совершенно очевидно, что оказалась представлена она на КРИ исключительно ради раздачи слонов, на которой что-нибудь да перепало бы.

Другой выделявшийся стенд принадлежал Playnatic Entertainment, где демонстрировались две их игры — ММО-стратегия Elements of War и тоже MMO, но экшен KillSkill. Обе игры могут показаться невзрачными на вид, но полны массы интересных нюансов.

С большим размахом подошел к делу «1С-СофтКлаб», представлявший сразу три новых игры и одну не очень. Последняя — это мультиплатформенный слэшер «Приключения Капитана Блада», практически финальная версия с еще более улучшенной графикой. А вот новинки издателя интересовали далеко не всех, так как представляли собой проекты для узкой аудитории — это «Полный привод 3» и варгеймы «Искусство войны: Корея» и «Диверсанты: Вьетнам». На пресс-конференции «1С» случился даже казус: когда речь дошла до «Вьетнама», половина аудитории встала и вышла. Обиженные разработчики кричали вслед: «Казуалы!» И действительно, интерес вызвала разве что новая часть «Полного привода», так как разрабатывается она на Unreal Engine 3.0. Смена движка в положительную сторону повлияла на вид игры, остальные новшества коснулись всяческих автомобильных нюансов и «объемного» следа от шин.

Но лучшей стала все-таки белорусская команда Wargaming.net. Совсем не потому, что они земляки (тоже из Минска) и мы вместе поржали над World of BelAZ, хе-хе. Воздвигнув огромный — для прошедшей КРИ — стенд, обложив его компьютерами, они устроили такую агрессивную рекламу World of Tanks, будто приехали на какой-нибудь «ИгроМир». Шум, гам, целый отряд пиарщиков в желтых майках «Мне по* — я в танке» и конкурс на лучшего игрока в WoT. Каждый желающий мог приобщиться к игре, да еще и с помогающим рядом разработчиком. Набравший наибольшее количество очков претендовал на канистру коньяка или белорусского березового сока. Подведение итогов проводилось во второй день, и сразу скажу, что победные места достались не простым посетителям, а бета-тестерам.

Впрочем, не только там проводился конкурс — Mail.ru устроила розыгрыш iPad. Условия были достаточно просты: кидались кости, победа засчитывалась при трех шестерках. Поговаривают, что кто-то все-таки выиграл. Самое интересное в этом не то, что рядом разливали бесплатное пиво и квас, а то, что допускались к розыгрышу только те, кто заполнил анкету для принятия на работу.

На КРИ вообще поиск работников приобрел какой-то нешуточный масштаб. Мало того, что за ближайшим углом проводилась «Ярмарка вакансий», так даже на «Ярмарке проектов» затесался издатель социальных игр, искавший новых авторов и новые проекты.

К слову, о «Ярмарке проектов» (на ней, если кто не знает, разработчики ищут издателей). Она оказалась не менее печальной, чем все остальное. Настолько, что едва ли не самой заметной игрой стал черно-белый инди-квест, разрабатываемый авторами «на досуге». И все же не самой — такова честь принадлежит игре Monolith, научно-фантастическому шутеру от третьего лица. Полной неожиданностью было увидеть на «Ярмарке» проект настолько ладно, интересно и красиво сделанный. Пускай готова разве что демонстрационная карта, а в разработке проект будет находиться как минимум до 2012 года, очевидно, что выстрелить он может не хуже какого-нибудь «Метро 2033».

Таков был первый день, второй — хуже. Wargaming.net шумел в своем углу, на стенд Nival Network захаживали, скорее, ради бара, а Intel представлял игровой ноутбук. В остальном ничего не изменилось. Ну, может быть, еще костюмы девушек одной «социальной сети для геймеров». Третий день — все только обливались потом и ждали церемонии закрытия.

Что же происходило в аудиториях? Не так уж много интересного. Половина докладчиков выступала в роли Капитанов Очевидность, разъясняя простейшие истины и заставляя зевать присутствующих. Однако случались исключения. Например, собрание по «Вирусному маркетингу» проводил человек с настолько ужасной дикцией, что люди уходили не потому, что им неинтересно, а потому что из десяти слов понималось одно. Это «плохой» пример. Но бывали и «хорошие». Например, авторы «Аллодов Онлайн» устроили многочасовой постмортем, где прозвучало множество интересных статистик и перемололась тьма ошибок и наблюдений.

Вообще, тема онлайна была превалирующей на прошедшей КРИ. Многие выступления касались управления и организации бизнеса вокруг ММО-проектов и т.н. социальных игр (см. «Веселая ферма»). Тонкости работы геймдизайнеров, монетизация и прочее. Новые веяния настолько захватили умы в геймдейве, что об онлайне говорил чуть ли не каждый. Начиная такими гигантами, как Mail.ru, разрабатывающих на основе «Моего мира» целую платформу для продвижения социальных игр, и заканчивая просто студиями вроде тех же Playnatic или авторов Monolith, у которых тоже есть планы на отдельную многопользовательскую составляющую будущего экшена. Да что там! На КРИ была анонсирована King's Bounty Online. Совместная разработка Katauri Interactive, KranX Productions и Nival Network, у которых есть своя zzima.ru. Новая игра выйдет в следующем году и будет free-2-play. Завершение КРИ прошло неожиданно помпезно — с прямой трансляций, дефилирующей девочкой в мини и каким-то несмешным шоуменом в роли ведущего. При всем многообразии номинаций выбирать оказалось не из чего, но все делали хорошую мину. Не обошлось и без сцен отнюдь не приятных. Один из создателей «Любимой фермы» вышел на сцену и, очевидно, от счастья выдал примерно следующее: «Вот пока меня тут награждают, сотни нердов уже принесли мне денег больше, чем тут заплатили ведущему». Все промолчали.

Итоги КРИ 2010:
Приз от индустрии — Андрей Ленский
Лучший дебют — «Королевство»
Лучшая игра без издателя — Monolith
Нестандартный проект — Postal 3
Дополнительный приз компании Intel — Monolith
Лучшая зарубежная игра — Darksiders
Лучшая игра для портативных платформ — никто не приехал
Лучшая игра для консолей — «Симбионт»
Приз от прессы — Elements of War
Приз зрительских симпатий — «Северный клинок»
Лучшая игровая графика — «Приключения Капитана Блада»
Лучшая технология — «Метро 2033»
Лучший игровой дизайн — «Collapse: Ярость»
Лучшая casual-игра — «Именем короля»
Лучшая игра для социальных сетей — «Любимая ферма»
Лучшая клиентская онлайн-игра — World of Tanks
Лучшая браузерная онлайн-игра — «Джаггернаут»
Лучшая компания-локализатор — «1С-СофтКлаб»
Лучшая компания-издатель — Mail.ru
Лучшая компания-разработчик — Wargaming.net
Лучшая игра — «Метро 2033».

Дмитрий Белинский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2010 год в рубрике событие

©1997-2022 Компьютерная газета