Новинки звукового ПО в преддверии лета-2010

В принципе, к концу мая активизировались практически все компании, как «монстры» индустрии, так и малоизвестные. Это можно проследить по количеству присланных рассылок с анонсами. Причем май-июнь — это такой период, когда выходят в продажу программы, анонсированные ранее на NAMM, Musikmesse и NAB, то есть «выставочный этап» пройден и время собирать сливки. Цены на брендовые продукты немаленькие, что дает фору начинающим разработчикам. Приступим к обзору.

Steinberg Nuendo 5

Наверное, самым ярким событием является выход пятой версии Nuendo. Стоит напомнить, что на Musikmesse этого года Steinberg анонсировала обновления буквально для всей линейки своей топ-продукции, включая выход WaveLab 7, Cubase 5.5, новой HALion Sonic, апдейты для Sequel. Что касается Nuendo 5, интересна в первую очередь ее цена, которая составляет 1799 евро. Новаций достаточно много, ведь сейчас программа ориентируется на сегмент звукорежиссеров, микс-инженеров и музыкантов, работающих с видео, геймдевом (разработкой компьютерных игр) и так далее. В пятой версии улучшен движок для видео, это, пожалуй, самая яркая часть обновлений. Помимо этого реализована расширенная совместимость с Pro Tools. Улучшена организация работы с файлами, треками и клипами, усовершенствована автоматизация рутинных рабочих процессов в рамках пост- продакшн. Помимо этого добавлены новые плагины, которые, по существу, являются обновлением старых, касающихся работы с объемным звуком и питч- шифтингом.

В общем и целом, Steinberg как всегда на высоте, представив очередной продукт топ-класса. Сейчас компания, помимо всего прочего, занялась активным продвижением Nuendo 5, организовав обширное мировое турне.

Steinberg Nuendo 5 — высокий класс от профессионалов разработки ПО

А если говорить о ситуации на рынках современного пост-продакшна, который уже напрямую связан не только с новыми стандартами качества и технологиями, но и с подготовкой звукового ряда для видео и игр, то мы имеем четырех серьезных игроков, в числе которых Adobe, Sony, Steinberg (это Yamaha) и Avid (как мы уже говорили, бренд Digidesign перешел в этот). Причем наиболее сильными и фактически равными в видеотехнологиях являются Adobe, Sony и Avid. Steinberg и Avid держат мировое первенство в области звука. То есть немецко-японской фирме сейчас осталось нарастить видеовозможности, что они и пытаются сделать в рамках Nuendo.

Новое имя — reKon

«Новое» — это потому что не на слуху, хотя компания занимается разработками звукового софта с 2005 года. Основное направление деятельности — физическая эмуляция аналоговых синтезаторов прошлого. По существу, создается впечатление, что reKon собирается повторить путь Arturia, причем и выбранные модели схожи, хотя и не все. При этом компания называет свою продукцию редакторами (editors). В рамках последних эмуляций стоит отметить: MFB-PolyLite (VST PolyLite Editor), Access Virus A, B, C, Indigo I&II, Classic, Rack, Rack XL (VST Virus Editor), Clavia Nord Lead (VST Lead Editor), Clavia Nord Lead2 (VST Lead 2 Editor), Clavia Nord Lead3 (VST Lead 3 Editor), Moog Little Phatty (VST Little Phatty Editor) и новинку этого сезона — Roland JUNO (VST-AU JUNO-106 Editor).

Нельзя не сказать о довольно низких ценах по сравнению с конкурентами при условии нормального качества исполнения, которое, в принципе, больше выражается не в красивой картинке, а в алгоритмах. Вспоминается ранняя эпоха появления эмуляторов аналоговых синтезаторов — интерфейсы нарисованы великолепно, но звуковая реализация оставляет желать лучшего. Тут такого нет. А что касается цен, то более старые плагины стоят $49,95, а новинки — около $69. Помимо этого в арсенале продуктов компании есть уникальный MIDI-движок VST Pulse Editor, который позволяет работать на более профессиональном уровне, а также MIDI-монитор.

reKon VST-AU JUNO-106 Editor

Теперь несколько слов о VST-AU JUNO-106 Editor. Просмотрев список продуктов, несложно догадаться, что это первая попытка фирмы расширить технологические стандарты, то есть теперь поддерживается и AU (AudioUnits). А в целом, фактически полностью повторена панель аппаратного оригинала, функциональность и назначение кнопок — те же.

Bremmers Audio Design Miltitrack Studio Pro/Pro Plus

Мы уже давно не описывали аудио/MIDI-мультитреки, поддерживающие DirectX и VST и имеющие невысокую цену. Multitrack Studio выпускается в трех версиях, поэтому есть и ценовые градации (бесплатно/ $69/ $119). Дизайн и исполнение пользовательского интерфейса принадлежит к некоторым разработкам 2005-2007 гг., которые тогда можно было отнести к новому поколению. Идея отлична от стандартного представления, а именно, в рабочем окне находятся рэковые блоки, соответствующие каждому треку. При нажатии на определенную кнопку они разворачиваются, в результате чего можно видеть их внутреннее наполнение. С одной стороны, это удобно, с другой — не совсем.

С точки зрения 2010 года Multitrack Studio выглядит как профессиональный аудио/MIDI-мультитрек бюджетного ценового диапазона. То есть никаких особенных наворотов типа поддержки многоканального объемного звука вы тут не найдете, но для стерео все даже очень приемлемо.

Bremmers Audio Design Miltitrack Studio Pro/Pro Plus

Имеется 19 встроенных эффектов, являющихся стандартным набором, хотя присмотревшись поближе, можно найти и такие уникальные вещи, как эксайтер, специальный гитарный усилитель и мастер-лимитер. Алгоритмическая начинка у всех нормальна. Помимо этого, как было сказано раньше, поддерживаются DX- и VST-плагины. Есть несколько музыкальных инструментов, в числе которых стандартный сэмплер, читающий основные форматы.

Отдельно стоит сказать о редактировании, которое решено очень хорошо и многообразно — от аудио и MIDI до редакторов пэтчей.

В рамках работы с программой реализована функция выравнивания нот при записи (питч/время), а также можно быстро транспонировать всю композицию для записи отдельных инструментов, что очень удобно.

Внутренняя обработка — 32 бит, в версии Pro Plus поддерживаются частоты дискретизации до 192 КГц.

В общем, Multitrack Studio сделана очень хорошо, наполнена всем необходимым арсеналом и поддерживает все то, что нужно для изготовления обычного стерео. Отдельно стоит сказать о легкости освоения продукта — его можно рекомендовать новичкам.

Toontrack EZmix

Toontrack уже считается крепким «середняком» и имеет все шансы стать крупным брендом. У нас наиболее популярной программой от этого разработчика считается виртуальная ударная установка EZdrummer, к подготовке сэмплового материала для которой приглашались известные музыканты, качество получилось соответствующим. Сейчас компания расширила спектр своей продукции, и новинкой сезона является виртуальный рэковый модуль EZmix. Он предназначен для подключения больше к трекам, нежели к мастер-выходу, предложен арсенал множества процессоров обработки.

Overloud, 5-полосный параметрический эквалайзер, LPF, HPF, компрессор, лимитер, Bit Crusher (понижает разрядность и симулирует низкую частоту дискретизации), Transient, Frequency Gate, Tape Simulator, хорус, инверсная реверберация, hall-реверберация, «ленточный» дилэй, фильтр-дилэй, Distortion.

Как видите, набор достаточно интересен. Вероятно, разработчики из Toontrack попытались собрать в одном устройстве все то, что довольно редко можно встретить на рынке.

Работа происходит достаточно легко и понятно — вы собираете определенную цепочку из вышеуказанных эффектов, одновременно управляя параметрами каждого из них тут же. В целом можно сказать, что продукт является не таким новаторским, как хотелось бы, хотя довольно удобно применим для работы с современными музыкальными стилями, в которых любят добавлять всевозможные искажения, вращать эффекты и тому подобное. С другой стороны, если EZmix начнет развиваться и обрастать устройствами обработки количественно, то обозримых альтернатив ему не будет.

Подытожим

Итак, мы рассмотрели четыре, по существу, разноплановых продукта, причем если Steinberg — это раскрученный бренд, остальные имеют все шансы вырасти и влиять на ситуацию. К тому же в рамках продукции трех последних можно наблюдать явную смену поколений в области реализации стандартных для рынка идей.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета