Байнет ждут безграничные ограничения
26 мая в Минске прошла специальная пресс-конференция, посвященная разъяснению новых правил работы в белорусском сегменте Интернета, вводимых президентским указом №60. Наиболее активное обсуждение в интернет-сообществе вызвало постановление Совмина №644 от 29 апреля, в котором прописан порядок государственной регистрации ресурсов Байнета.
На вопросы собравшихся журналистов отвечали представители Минсвязи и БелГИЭ. Впрочем, «отвечали» – это громко сказано. На самом деле большинство ответов либо сводилось к простому зачитыванию пунктов указа и сопутствующих постановлений, либо авторам вопросов предлагалось переслать их на электронный почтовый ящик Минсвязи. Однако ряд вопросов прояснить все же удалось. И ответы были таковы, что журналисты, представители провайдеров и хостинг-провайдеров расходились с мероприятия в подавленном настроении.
Вереница ограничений
Основные вопросы, поднимавшиеся на пресс-конференции, касались вопросов регистрации белорусских сайтов, почтовых ящиков и других информационных систем. Первое и главное, о чем стоит сказать: все сайты и почтовые ящики (в том числе и бесплатные) белорусских организаций и частных лиц подлежат регистрации. Кроме того, хостинг-провайдерам не разрешено оказывать интернет-услуги на территории других стран, кроме Беларуси. Об этом заявил начальник сектора IТ управления инфраструктуры и развития Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Сергей Руднев. В свою очередь, главный специалист управления электросвязи Минсвязи Павел Петрулевич подтвердил, что отныне все корпоративные интернет-ресурсы, находящиеся в доменной зоне .by, должны будут перейти на национальный хостинг. Цитата: «Если сайт юридического лица находится в доменной зоне .by, но при этом имеет зарубежный хостинг, он должен будет перейти на услуги национального хостинг-провайдера». Что касается интернет-ресурсов, зарегистрированных на физических лиц, то на них эти ограничения не распространяются. В то же время, если сайт физического лица расположен на сервере национального хостера, то он также регистрируется, однако эту процедуру должен осуществлять поставщик хостинг-услуг.
Также Павел Петрулевич сообщил, что уже доработан документ, в котором прописаны детали по внедрению провайдерами услуг ограничения доступа, прописанных в Указе президента N60. Согласно ему в обязательном порядке доступ к информации, которая определена в указе, будет ограничен только госучреждениям, учреждениям образования, культуры и прочим структурам, упомянутым в указе №60. Физическим лицам и частным компаниям услуга ограничения доступа будет предоставляться только по запросу самих пользователей. При этом клиент провайдера сможет сам указать критерии фильтрации и перечень фильтруемых ресурсов. Документ пока не принят, но его обновленная редакция уже направлена для согласования в заинтересованные госструктуры. Сообщается также, что операторам будет предоставлено определенное время для обновления технических средств с возможностью фильтрации. Для справки: документ, о котором говорил Петрулевич, разрабатывался совместно Оперативно-аналитическим центром при президенте и Министерством связи.
На той же пресс-конференции представители РУП БелГИЭ сообщили, что ими уже подготовлены документы с обоснованием стоимости административных процедур, включающих госрегистрацию. Сейчас они проходят согласование в соответствующих госорганах. Ранее уже сообщалось, что госрегистрация каждого белорусского сайта будет стоить 16.800 белорусских рублей. На вопрос журналистов о том, чем обусловлена именно такая цена и на что пойдут заработанные средства (на пресс-конференции называлась сумма в $200-300 тыс.), представители БелГИЭ не ответили, сославшись на коммерческую тайну. Это вызвало искреннее удивление собравшихся журналистов – во-первых, БелГИЭ является государственной организацией и не может иметь коммерческой тайны. Во-вторых, в президентском указе №60 нигде не сказано, что его реализация содержит элементы какой-либо секретности. Начальник сектора IТ управления инфраструктуры и развития Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Сергей Руднев напомнил о том, что за недостоверность указанной при регистрации интернет-ресурсов информации будет предусмотрена ответственность. По его словам, пока механизмы ответственности законодательством не установлены – идет разработка соответствующего нормативно-правового акта, в котором будут закреплены конкретные меры ответственности, ее субъекты и объекты.
Как и можно было ожидать, на пресс-конференции прозвучал вопрос о пункте указа №60, в котором президент поручил Совету Министру обеспечить снижение цен на интернет-доступ и до конца года выработать стратегию по дальнейшему развитию этого сегмента. Однако представители Минсвязи, услышав этот вопрос, заметно стушевались и сослались на переговоры, проводимые сейчас с интернет-провайдерами и общественными организациями. Правда, чиновники упомянули, что в подготавливаемой концепции «предусмотрено ускоренное развитие широкополосного доступа в Интернет». Ярким моментом пресс-конференции стал вопрос представителя компании «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия»: сможет ли после 1 июля предприятие продолжить использовать домен coca-cola.by, который подключен к международному корпоративному сайту «Кока-Кола»? Представители Минсвязи однозначно ответили «нет». То есть чтобы легализовать свой сайт в Беларуси, международная корпорация обязана перенести сайт на белорусский хостинг. Любому специалисту понятно, что в результате белорусская «дочка» не сможет использовать весь функционал международного портала – все сведется к банальной домашней страничке с урезанными функциями.
То есть очевидно: чиновники белорусских ведомств, воплощающих положения указа №60, не подумали о том, что эта норма указа ударит по международным компаниям, которые давно используют корпоративные порталы с огромным количеством возможностей, которые сопоставимы по функционалу и технической базе со всем Байнетом вместе взятым. Не лучший фактор для привлечения инвестиций в страну.
Коротко
Итак, попробуем резюмировать основные моменты, озвученные на пресс-конференции 26 мая:
- Осуществлять любую хозяйственную деятельность с использованием сайтов, не зарегистрированных в БелГИЭ, запрещено. В первую очередь это, конечно, касается размещения на сайтах рекламы. Более детально порядок размещения рекламы на интернет-сайтах представители Минсвязи посоветовали уточнить в Министерстве торговли.
Напомню, что в п. 2 указа №60 сказано: «С 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке».
- Интернет-ресурсы с бесплатным хостингом подлежат регистрации в общем порядке. Если поставщик интернет-услуг оказывает услуги через национальный сегмент сети Интернет, то информационные система, сеть и интернет-ресурс должны быть в установленном порядке зарегистрированы. Павел Петрулевич сказал: «То, на какой основе оказывается услуга – на возмездной или безвозмездной, не меняет суть самой услуги. Поэтому интернет-ресурсы, размещенные на бесплатном хостинге, подлежат регистрации в том же порядке, что и все остальные».
- Что касается ограничения доступа, Павел Петрулевич сказал: «Если поставщик интернет-услуг в полной мере обладает техническими возможностями и в полной мере способен выполнить заявку, он такую услугу окажет абоненту. Если препятствовать оказанию услуги по ограничению доступа будут какие- то технические моменты, в рабочем порядке абонентом и поставщиком они будут уточняться».
При этом операторы должны к 1 июля быть технически подготовлены к реализации норм указа №60. Хотя для перестройки и совершенствования технических систем ограничения доступа провайдерам могут дать какое-то дополнительное время. При этом ограничение доступа для госорганов должно будет осуществляться поставщиком интернет-услуг на бесплатной основе.
«Что касается физических лиц – это как решит оператор, может оказывать эту услугу как возмездно, так и безвозмездно – он волен сам устанавливать, брать за это плату или нет. Здесь – как договорятся», – сказал Петрулевич.
- Начальник управления электросвязи Ольга Федореева прокомментировала появившуюся благодаря указу N60 возможность появления альтернативного «Белтелекому» оператора электросвязи. Такой оператор будет иметь право на пропуск международного трафика и присоединения к сетям электросвязи иностранных государств. По словам Федореевой, «Перечень таких операторов определяется Оперативно-аналитическим центром по согласованию с президентом. Минсвязи на данный момент не располагает информацией о перечне и операторах».
Отвечая на вопрос о сотрудничестве между министерством и центром по данному вопросу, Ольга Федореева сказала, что пока в Минсвязи не поступало обращений по формированию списка.
Некоторые особенности
Пока еще ни один белорусский интернет-ресурс не прошел соответствующую государственную регистрацию. Судя по всему, интернет-компании и хостинг- провайдеры пока просто выжидают. Ждут, кто первый рискнет пройти все этапы процедуры регистрации и как это будет выглядеть – не на бумаге, а в реальной жизни.
Конечно, все ограничительные меры, вводимые указом №60, включая контроль за пользовательским интернет-трафиком и обязательную идентификацию пользователей, рассчитаны только на рядовых интернетчиков. Большинство «продвинутых» пользователей (а таковых среди молодежи становится все больше) знает, как работать с прокси-серверами, системой Tor и другими онлайновыми инструментами для сохранения анонимности. Про подмену MAC- адресов сетевых карт я уже и не говорю…
Станет ли после 1 июля использование таких инструментов незаконным? Окажется ли нарушителем закона белорус, заходящий на интересующий его сайт через прокси-сервер? Пользователь, скачивающий медиаконтент через систему DC++? Ответов, судя по всему, пока нет ни у одного ведомства.
Мнение заинтересованного юриста
За несколько дней до описанной пресс-конференции многие вопросы по сути правительственных нововведений разъяснила юрист УП «Надежные программы» (компания-владелец портала TUT.by) Людмила Чекина. Вот некоторые моменты:
– В соответствии с Постановлением Совета Министров РБ №644 от 29 апреля 2010 года, регистрации подлежат все информационные сети, системы и ресурсы, расположенные на территории Беларуси. Таким образом, проанализировав это Постановление, а также прилагаемую к нему форму заявления о регистрации, можно однозначно сказать, что регистрации подлежат все интернет-ресурсы, которые расположены на территории РБ, независимо от того, принадлежат ли они юридическим или физическим лицам, а также независимо от того, оказываются ли с их помощью какие-либо услуги или нет. Под нахождением сайта на территории Беларуси предполагается, что физически сервер, на котором расположен данный интернет-ресурс, находится на территории РБ. То есть, это белорусский хостинг.
- Регистрацию будут производить не сами владельцы интернет-ресурсов, а их хостинг-провайдеры. Всю процедуру по заполнению заявления, подписанию, оформлению, направлению в регистрирующий орган РУП «БелГИЭ» будет производить хостинг-провайдер.
Естественно, хостинг-провайдеры попросят пользователей предоставить дополнительную информацию, потому что при предоставлении услуг хостинга ранее не требовалось предоставление такой обширной информации, которая требуется сейчас при регистрации интернет-ресурсов. В ближайшем будущем хостинг-провайдерами, очевидно, на своих сайтах будут выложены анкеты, которые необходимо будет заполнить владельцам интернет-ресурсов, направить своим хостинг-провайдерам и всю процедуру регистрации те проведут самостоятельно. Для всех, кто своевременно предоставит информацию о себе и своем ресурсе, эта регистрация пройдет совершенно безболезненно.
– Регистрация будет платной. Самим Указом №60 не предусматривалось что-либо по этому вопросу, но при опубликовании порядка регистрации выяснилось, что регистрация с учетом НДС будет стоить 16.800 рублей.
Хотя эти деньги будут выплачивать непосредственно провайдеры, можно предположить, что либо стоимость хостинга поднимется примерно на такую сумму, либо каким-то образом провайдеры принудят своих пользователей оплатить данную сумму. Это уже вопрос хозяйственной деятельности провайдеров, и каждый из них будет самостоятельно решать данный вопрос для себя, каким-то образом регулировать свои договорные отношения с клиентами.
Эта сумма выплачивается единоразово при регистрации ресурса. Я думаю, что этот вопрос еще будет обсуждаться нашими государственными органами, потому что если говорить серьезно, то стоимость регистрации очень высока, особенно, если умножить ее на количество интернет-ресурсов, эта сумма неадекватна. Выплата этой суммы не предусмотрена, например, законодательством о государственной пошлине, это инициатива регистрирующего органа. Регистрация производится не по инициативе пользователя: ему оказываются услуги, которые он добровольно не заказывал. Это государственная кампания, и было бы логично, если бы эта регистрация происходила бесплатно.
– Сервис бесплатной почты, доступ к которому осуществляется с сайта TUT.by, с 2009 года предоставляется компанией Google и местом оказания данных услуг в соответствии со ст.33 Общей части Налогового кодекса РБ считается место нахождения исполнителя. Таким образом, это не нарушает п.2 Указа №60. Эти бесплатные ящики, судя по постановлению №644, регистрации не подлежат. А вот платные (корпоративные) почтовые ящики на хостинге TUT.BY должны регистрироваться.
Вообще же постановление Совмина №644 фактически отнесло электронные ящики к интернет-ресурсам. Поэтому при переносе интернет-ресурсов на территорию Беларуси юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует подумать и о почте.
Вопросы без ответов
Несмотря на все интервью и пресс-конференции, множество вопросов все еще остается без ответа. Вот основные из них:
- Как известно, согласно международному праву международные договора имеют приоритет над национальным законодательством. Почти 90% белорусского интернет-трафика уходит в Россию; РБ и РФ связывают многочисленные договора, в том числе и в сфере телекоммуникаций. Какие юридические казусы тут могут возникнуть?
– Насколько теперь будут в правовом поле организации, которые продают белорусским организациям рекламу на зарубежных интернет-ресурсах, в том числе российских?
– Организация размещает несколько сайтов на своем сервере VPS хостинг-провайдера. Эти сайты будут регистрироваться все вместе или по отдельности?
– Считается ли отдельным сайтом субдомен?
– Сайт-блог, платный баннер на странице, с которого пользователь имеет доход от кликов. Сайт является не коммерческим, а информационным. Каковы действия в таком случае?
– Кто будет заниматься переносом данных с зарубежных дата-центров на дата-центры в Беларуси – хостер или пользователь?
– Что грозит белорусским блогерам, которые рекламируют товары и услуги на бесплатных хостах типа Livejournal, Blogger.com и так далее? – Блоги TUT.by будут регистрироваться по отдельности или «оптом»?
– Регистрация предусматривается не только для интернет-ресурсов, но также для сетей и систем. Незашифрованные Wi-Fi частные сети, доступные почти в каждом уголке Минска – их тоже придется регистрировать?
– Организация имеет договор с хостинг-провайдером. В рамках одного аккаунта размещаются сайты нижестоящих организаций. На кого будет происходить регистрация?
Денис Лавникевич
На вопросы собравшихся журналистов отвечали представители Минсвязи и БелГИЭ. Впрочем, «отвечали» – это громко сказано. На самом деле большинство ответов либо сводилось к простому зачитыванию пунктов указа и сопутствующих постановлений, либо авторам вопросов предлагалось переслать их на электронный почтовый ящик Минсвязи. Однако ряд вопросов прояснить все же удалось. И ответы были таковы, что журналисты, представители провайдеров и хостинг-провайдеров расходились с мероприятия в подавленном настроении.
Вереница ограничений
Основные вопросы, поднимавшиеся на пресс-конференции, касались вопросов регистрации белорусских сайтов, почтовых ящиков и других информационных систем. Первое и главное, о чем стоит сказать: все сайты и почтовые ящики (в том числе и бесплатные) белорусских организаций и частных лиц подлежат регистрации. Кроме того, хостинг-провайдерам не разрешено оказывать интернет-услуги на территории других стран, кроме Беларуси. Об этом заявил начальник сектора IТ управления инфраструктуры и развития Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Сергей Руднев. В свою очередь, главный специалист управления электросвязи Минсвязи Павел Петрулевич подтвердил, что отныне все корпоративные интернет-ресурсы, находящиеся в доменной зоне .by, должны будут перейти на национальный хостинг. Цитата: «Если сайт юридического лица находится в доменной зоне .by, но при этом имеет зарубежный хостинг, он должен будет перейти на услуги национального хостинг-провайдера». Что касается интернет-ресурсов, зарегистрированных на физических лиц, то на них эти ограничения не распространяются. В то же время, если сайт физического лица расположен на сервере национального хостера, то он также регистрируется, однако эту процедуру должен осуществлять поставщик хостинг-услуг.
Также Павел Петрулевич сообщил, что уже доработан документ, в котором прописаны детали по внедрению провайдерами услуг ограничения доступа, прописанных в Указе президента N60. Согласно ему в обязательном порядке доступ к информации, которая определена в указе, будет ограничен только госучреждениям, учреждениям образования, культуры и прочим структурам, упомянутым в указе №60. Физическим лицам и частным компаниям услуга ограничения доступа будет предоставляться только по запросу самих пользователей. При этом клиент провайдера сможет сам указать критерии фильтрации и перечень фильтруемых ресурсов. Документ пока не принят, но его обновленная редакция уже направлена для согласования в заинтересованные госструктуры. Сообщается также, что операторам будет предоставлено определенное время для обновления технических средств с возможностью фильтрации. Для справки: документ, о котором говорил Петрулевич, разрабатывался совместно Оперативно-аналитическим центром при президенте и Министерством связи.
На той же пресс-конференции представители РУП БелГИЭ сообщили, что ими уже подготовлены документы с обоснованием стоимости административных процедур, включающих госрегистрацию. Сейчас они проходят согласование в соответствующих госорганах. Ранее уже сообщалось, что госрегистрация каждого белорусского сайта будет стоить 16.800 белорусских рублей. На вопрос журналистов о том, чем обусловлена именно такая цена и на что пойдут заработанные средства (на пресс-конференции называлась сумма в $200-300 тыс.), представители БелГИЭ не ответили, сославшись на коммерческую тайну. Это вызвало искреннее удивление собравшихся журналистов – во-первых, БелГИЭ является государственной организацией и не может иметь коммерческой тайны. Во-вторых, в президентском указе №60 нигде не сказано, что его реализация содержит элементы какой-либо секретности. Начальник сектора IТ управления инфраструктуры и развития Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Сергей Руднев напомнил о том, что за недостоверность указанной при регистрации интернет-ресурсов информации будет предусмотрена ответственность. По его словам, пока механизмы ответственности законодательством не установлены – идет разработка соответствующего нормативно-правового акта, в котором будут закреплены конкретные меры ответственности, ее субъекты и объекты.
Как и можно было ожидать, на пресс-конференции прозвучал вопрос о пункте указа №60, в котором президент поручил Совету Министру обеспечить снижение цен на интернет-доступ и до конца года выработать стратегию по дальнейшему развитию этого сегмента. Однако представители Минсвязи, услышав этот вопрос, заметно стушевались и сослались на переговоры, проводимые сейчас с интернет-провайдерами и общественными организациями. Правда, чиновники упомянули, что в подготавливаемой концепции «предусмотрено ускоренное развитие широкополосного доступа в Интернет». Ярким моментом пресс-конференции стал вопрос представителя компании «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия»: сможет ли после 1 июля предприятие продолжить использовать домен coca-cola.by, который подключен к международному корпоративному сайту «Кока-Кола»? Представители Минсвязи однозначно ответили «нет». То есть чтобы легализовать свой сайт в Беларуси, международная корпорация обязана перенести сайт на белорусский хостинг. Любому специалисту понятно, что в результате белорусская «дочка» не сможет использовать весь функционал международного портала – все сведется к банальной домашней страничке с урезанными функциями.
То есть очевидно: чиновники белорусских ведомств, воплощающих положения указа №60, не подумали о том, что эта норма указа ударит по международным компаниям, которые давно используют корпоративные порталы с огромным количеством возможностей, которые сопоставимы по функционалу и технической базе со всем Байнетом вместе взятым. Не лучший фактор для привлечения инвестиций в страну.
Коротко
Итак, попробуем резюмировать основные моменты, озвученные на пресс-конференции 26 мая:
- Осуществлять любую хозяйственную деятельность с использованием сайтов, не зарегистрированных в БелГИЭ, запрещено. В первую очередь это, конечно, касается размещения на сайтах рекламы. Более детально порядок размещения рекламы на интернет-сайтах представители Минсвязи посоветовали уточнить в Министерстве торговли.
Напомню, что в п. 2 указа №60 сказано: «С 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке».
- Интернет-ресурсы с бесплатным хостингом подлежат регистрации в общем порядке. Если поставщик интернет-услуг оказывает услуги через национальный сегмент сети Интернет, то информационные система, сеть и интернет-ресурс должны быть в установленном порядке зарегистрированы. Павел Петрулевич сказал: «То, на какой основе оказывается услуга – на возмездной или безвозмездной, не меняет суть самой услуги. Поэтому интернет-ресурсы, размещенные на бесплатном хостинге, подлежат регистрации в том же порядке, что и все остальные».
- Что касается ограничения доступа, Павел Петрулевич сказал: «Если поставщик интернет-услуг в полной мере обладает техническими возможностями и в полной мере способен выполнить заявку, он такую услугу окажет абоненту. Если препятствовать оказанию услуги по ограничению доступа будут какие- то технические моменты, в рабочем порядке абонентом и поставщиком они будут уточняться».
При этом операторы должны к 1 июля быть технически подготовлены к реализации норм указа №60. Хотя для перестройки и совершенствования технических систем ограничения доступа провайдерам могут дать какое-то дополнительное время. При этом ограничение доступа для госорганов должно будет осуществляться поставщиком интернет-услуг на бесплатной основе.
«Что касается физических лиц – это как решит оператор, может оказывать эту услугу как возмездно, так и безвозмездно – он волен сам устанавливать, брать за это плату или нет. Здесь – как договорятся», – сказал Петрулевич.
- Начальник управления электросвязи Ольга Федореева прокомментировала появившуюся благодаря указу N60 возможность появления альтернативного «Белтелекому» оператора электросвязи. Такой оператор будет иметь право на пропуск международного трафика и присоединения к сетям электросвязи иностранных государств. По словам Федореевой, «Перечень таких операторов определяется Оперативно-аналитическим центром по согласованию с президентом. Минсвязи на данный момент не располагает информацией о перечне и операторах».
Отвечая на вопрос о сотрудничестве между министерством и центром по данному вопросу, Ольга Федореева сказала, что пока в Минсвязи не поступало обращений по формированию списка.
Некоторые особенности
Пока еще ни один белорусский интернет-ресурс не прошел соответствующую государственную регистрацию. Судя по всему, интернет-компании и хостинг- провайдеры пока просто выжидают. Ждут, кто первый рискнет пройти все этапы процедуры регистрации и как это будет выглядеть – не на бумаге, а в реальной жизни.
Конечно, все ограничительные меры, вводимые указом №60, включая контроль за пользовательским интернет-трафиком и обязательную идентификацию пользователей, рассчитаны только на рядовых интернетчиков. Большинство «продвинутых» пользователей (а таковых среди молодежи становится все больше) знает, как работать с прокси-серверами, системой Tor и другими онлайновыми инструментами для сохранения анонимности. Про подмену MAC- адресов сетевых карт я уже и не говорю…
Станет ли после 1 июля использование таких инструментов незаконным? Окажется ли нарушителем закона белорус, заходящий на интересующий его сайт через прокси-сервер? Пользователь, скачивающий медиаконтент через систему DC++? Ответов, судя по всему, пока нет ни у одного ведомства.
Мнение заинтересованного юриста
За несколько дней до описанной пресс-конференции многие вопросы по сути правительственных нововведений разъяснила юрист УП «Надежные программы» (компания-владелец портала TUT.by) Людмила Чекина. Вот некоторые моменты:
– В соответствии с Постановлением Совета Министров РБ №644 от 29 апреля 2010 года, регистрации подлежат все информационные сети, системы и ресурсы, расположенные на территории Беларуси. Таким образом, проанализировав это Постановление, а также прилагаемую к нему форму заявления о регистрации, можно однозначно сказать, что регистрации подлежат все интернет-ресурсы, которые расположены на территории РБ, независимо от того, принадлежат ли они юридическим или физическим лицам, а также независимо от того, оказываются ли с их помощью какие-либо услуги или нет. Под нахождением сайта на территории Беларуси предполагается, что физически сервер, на котором расположен данный интернет-ресурс, находится на территории РБ. То есть, это белорусский хостинг.
- Регистрацию будут производить не сами владельцы интернет-ресурсов, а их хостинг-провайдеры. Всю процедуру по заполнению заявления, подписанию, оформлению, направлению в регистрирующий орган РУП «БелГИЭ» будет производить хостинг-провайдер.
Естественно, хостинг-провайдеры попросят пользователей предоставить дополнительную информацию, потому что при предоставлении услуг хостинга ранее не требовалось предоставление такой обширной информации, которая требуется сейчас при регистрации интернет-ресурсов. В ближайшем будущем хостинг-провайдерами, очевидно, на своих сайтах будут выложены анкеты, которые необходимо будет заполнить владельцам интернет-ресурсов, направить своим хостинг-провайдерам и всю процедуру регистрации те проведут самостоятельно. Для всех, кто своевременно предоставит информацию о себе и своем ресурсе, эта регистрация пройдет совершенно безболезненно.
– Регистрация будет платной. Самим Указом №60 не предусматривалось что-либо по этому вопросу, но при опубликовании порядка регистрации выяснилось, что регистрация с учетом НДС будет стоить 16.800 рублей.
Хотя эти деньги будут выплачивать непосредственно провайдеры, можно предположить, что либо стоимость хостинга поднимется примерно на такую сумму, либо каким-то образом провайдеры принудят своих пользователей оплатить данную сумму. Это уже вопрос хозяйственной деятельности провайдеров, и каждый из них будет самостоятельно решать данный вопрос для себя, каким-то образом регулировать свои договорные отношения с клиентами.
Эта сумма выплачивается единоразово при регистрации ресурса. Я думаю, что этот вопрос еще будет обсуждаться нашими государственными органами, потому что если говорить серьезно, то стоимость регистрации очень высока, особенно, если умножить ее на количество интернет-ресурсов, эта сумма неадекватна. Выплата этой суммы не предусмотрена, например, законодательством о государственной пошлине, это инициатива регистрирующего органа. Регистрация производится не по инициативе пользователя: ему оказываются услуги, которые он добровольно не заказывал. Это государственная кампания, и было бы логично, если бы эта регистрация происходила бесплатно.
– Сервис бесплатной почты, доступ к которому осуществляется с сайта TUT.by, с 2009 года предоставляется компанией Google и местом оказания данных услуг в соответствии со ст.33 Общей части Налогового кодекса РБ считается место нахождения исполнителя. Таким образом, это не нарушает п.2 Указа №60. Эти бесплатные ящики, судя по постановлению №644, регистрации не подлежат. А вот платные (корпоративные) почтовые ящики на хостинге TUT.BY должны регистрироваться.
Вообще же постановление Совмина №644 фактически отнесло электронные ящики к интернет-ресурсам. Поэтому при переносе интернет-ресурсов на территорию Беларуси юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует подумать и о почте.
Вопросы без ответов
Несмотря на все интервью и пресс-конференции, множество вопросов все еще остается без ответа. Вот основные из них:
- Как известно, согласно международному праву международные договора имеют приоритет над национальным законодательством. Почти 90% белорусского интернет-трафика уходит в Россию; РБ и РФ связывают многочисленные договора, в том числе и в сфере телекоммуникаций. Какие юридические казусы тут могут возникнуть?
– Насколько теперь будут в правовом поле организации, которые продают белорусским организациям рекламу на зарубежных интернет-ресурсах, в том числе российских?
– Организация размещает несколько сайтов на своем сервере VPS хостинг-провайдера. Эти сайты будут регистрироваться все вместе или по отдельности?
– Считается ли отдельным сайтом субдомен?
– Сайт-блог, платный баннер на странице, с которого пользователь имеет доход от кликов. Сайт является не коммерческим, а информационным. Каковы действия в таком случае?
– Кто будет заниматься переносом данных с зарубежных дата-центров на дата-центры в Беларуси – хостер или пользователь?
– Что грозит белорусским блогерам, которые рекламируют товары и услуги на бесплатных хостах типа Livejournal, Blogger.com и так далее? – Блоги TUT.by будут регистрироваться по отдельности или «оптом»?
– Регистрация предусматривается не только для интернет-ресурсов, но также для сетей и систем. Незашифрованные Wi-Fi частные сети, доступные почти в каждом уголке Минска – их тоже придется регистрировать?
– Организация имеет договор с хостинг-провайдером. В рамках одного аккаунта размещаются сайты нижестоящих организаций. На кого будет происходить регистрация?
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2010 год в рубрике интернет