Интерактивное образование в школе

Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они хотят обмениваться друг с другом. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Именно поэтому интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика признана учителями как поистине революционное изобретение. По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.

Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем школьным предметам. Лицензионное соглашение дает возможность установить его на любой школьный компьютер для предварительной подготовки уроков.
Чтобы повысить эффективность групповой работы школьников, давая им возможность и слушать, и включаться в обсуждение, в классах были установлены электронные интерактивные доски.

На занятиях в классе есть возможность работать совместно, проецировать на большой экран доски цифровую информацию, делать снимки наиболее важного содержания и затем загружать прямо на сайт – это способствует включению каждого учащегося в работу над учебным материалом/проектом и дает бесценный живой практический опыт. Благодаря мультимедийным возможностям доски школьники представляют результаты групповых проектов в живой интерактивной форме. Что примечательно, учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная. В результате — активный и включенный в работу класс.

Канадская компания SMART Technologies впервые выпустила сенсорную интерактивную доску SMART Board в 1991 году. Интерактивные доски SMART Board поставляются в Россию компанией «Полимедиа» уже более 10 лет. SMART Technologies занимает одну из лидирующих позиций на рынке, имеет всеобщее признание в российских образовательных кругах. Стратегическое слияние компании SMART Technologies с Intel Corporation, а также упорство в исследованиях и развитии увеличили продуктовую линейку SMART. Сейчас компания предлагает целую серию интерактивных решений для обучения. Интерактивные доски – это уже давно не новинка. SMART Board эффективно используют во многих школах и ВУЗах и в столице, и в регионах. Некоторые учебные заведения Москвы имеют интерактивные доски в каждом классе, что обеспечивает непревзайденный результат обучения – даже самые безнадежные ученики становятся успешными и заинтересованными в каждом предмете.

Инновационный продукт – интерактивный обучающий центр SMART Table

Поистине новым и необычным является интерактивный многопользовательский обучающий центр SMART Table, созданный SMART Technologies специально для детей дошкольного возраста и учеников младших классов – от 4 до 11 лет. Этот новый продукт, который только начинает свое внедрение в образование, представляет собой ярко окрашенный стол с поверхностью, чувствительной к прикосновениям, где один ученик или группа учащихся могут одновременно работать над интерактивным заданием. Дети могут вместе играть в обучающие игры, решать простые задачи, отвечать на вопросы. Multitouch-технология SMART Table позволяет нескольким ученикам выбирать и двигать различные объекты, рисовать и писать одновременно, искать правильные ответы на вопросы.

Характеристики SMART Table

1. Multitouch-поверхность, основанная на оригинальной технологии SMART DViT (цифровая чувствительная поверхность).

2. Защита от царапин, легко очищаемое покрытие.

3. Компьютер, проектор и аудиосистема, закрытая в пластиковый блок.

4. Ролики, позволяющие легко передвигать SMART Table из класса в класс.

Размер — 91,5х74х65,4 см, вес — 69,5 кг.

SMART Table очень прост в обращении. Обучающий центр работает на основе операционных систем Windows и MAC. SMART обеспечивает постоянные обновления и программное обеспечение с новыми инструментами для учителей. Ученики могут начать работу без специального обучения – все аудио- и текстовые инструкции встроены в программу. Созданная SMART система DviT обеспечивает идеальный контроль при прикосновении и наилучшее качество изображений. Благодаря высокому разрешению и контрасту учителя могут работать с интерактивным столом при любом освещении. Техническое обеспечение и встроенная программа определяют улучшенные характеристики дисплея: встроенный Wi-Fi, нешумный вентилятор, стереоподдержку для большего количества обучающих приложений. С помощью ПО учителя могут создавать и просматривать уроки на своих компьютерах; продукт имеет расширенную совместимость с другими продуктами SMART, включая интерактивную доску SMART Board, SMART Document Camera и ПО управления классом SMART Sync (для ОС Windows Microsoft).

SMART Table оснащен специальным приложением SMART Table Toolkit. Данный инструмент позволяет учителям создавать свои уроки – скачивать картинки, писать вопросы, придумывать и сохранять задания, загружать фотографии из Интернета или посредством USB, либо использовать уже созданные. Кроме того, преподаватель может регулировать звуковую громкость, менять количество учеников, участвующих в интерактивном уроке.
[pic]

Интерактивный обучающий центр легко интегрируется с интерактивной доской SMART Board. Учитель, например, может представить задание или концепцию урока на интерактивной доске и попросить учеников начать работу в группах на SMART Table, при этом контролировать детей со своего компьютера. Лицензионное ПО управления классом SMART Sync, встроенное в SMART Table, позволяет учителям посылать информацию о содержании урока со своего компьютера на интерактивный стол, контролировать деятельность учеников и отображать картинки со SMART Table на интерактивной доске SMART Board. Кроме того, совместимость со SMART Document Camera дает ученикам возможность получать изображения прямо на SMART Table в режиме реального времени.

Обучение в игровой форме с первым прикосновением к интерактивному столу

На сегодняшний день более 500 школ в Великобритании и Северной Америке используют SMART Table для обучения детей дошкольного и школьного возраста. В России данный продукт пока является новинкой, постепенно завоевывающей образовательный рынок.

Современные дети с удовольствием работают на интерактивном столе, полностью вовлекаются в процесс обучения. Высокие технологии являются частью жизни учеников 21 века. Они не знали жизнь без компьютеров. Им интересны фильмы со спецэффектами, они постоянно обмениваются разного рода сообщениями: SMS, MSN, ICQ, MMS и др. Они получают любую интересующую их информацию посредством сети Интернет. Они находятся в постоянной связи с друзьями по всему миру.

По наблюдениям многих учителей, современные ученики могут заниматься несколькими задачами одновременно, при этом уделять внимание каждой короткий период времени, и все делать легко и качественно. Они воспринимают информацию быстро и просто. Некоторые называют такой тип обучения "мультизадачной работой". Дети погружают свое внимание в яркие вспышки, им нравится запоминать впечатления. Они как бы отражают свой мир, наполненный высокими технологиями, мультимедийный и эффектно звучащий.

Сегодняшние ученики хотят все испытать на собственном опыте, у них новый, не похожий на наш стиль обучения. Даже играя в компьютерные игры, дети порой достигают уровней, которые не под силу любому взрослому. Когда они садятся выполнять домашнее задание, родители удивленно разводят руками. Первым делом ученики включают компьютеры, входят в Интернет, используют поисковые системы, связываются со своими одноклассниками, устраивают конференц-звонки, обмениваются информацией. Развитие таких способностей является неотъемлемой частью подготовки детей к жизни в современном обществе.

Маленькие ученики с энтузиазмом изучают возможности SMART Table, так как этот инструмент обучения позволяет им играть вместе с
одноклассниками, используя только руки, а не наскучившую тетрадь, учебник или пропись. SMART Table создан, чтобы вызывать детей на активную совместную работу в процессе игры. Минимум инструкций позволяют даже самым маленьким детям учиться со SMART Table.

Группы учеников (до 8 человек) увлеченно передвигают изображения животных на карте мира, группируют слова по теме, составляют головоломки, создают человека из отдельных частей тела, рисуют и подписывают фотографии.

SMART Table имеет набор стандартных приложений:

1. Функция выбора – ученики отвечают на поставленный вопрос, перемещая свой ответ на центральную картинку;

2. HotSpots – ученики определяют части схемы, передвигая метки в правую часть стола;

3. HotSpaces – ученики распределяют отдельные элементы по группам;

4. Рисование – ученики выбирают цвет и стиль и рисуют при помощи своих пальцев;

5. Медиа – ученики могут передвигать и менять размер фотографий и видео;

6. Сложение – ученики вместе решают математические задачи;

7. Головоломка – ученики вместе решают головоломки, собирают пазлы;

8. Сложение плюс – ученики сортируют математические объекты по группам.

Данные приложения позволяют создать урок на определенную тему. Дополнительные возможности, приложения, задания, наборы вопросов можно легко скачать на официальном сайте SMART Technologies (www.smarttech.com). Коллекция приложений и изображений для SMART Table пополняется каждый день.
Обучающий интерактивный центр создан для совместного обучения детей, и это очень важно, так как SMART Table помогает маленьким ученикам общаться и работать в команде – обсуждать задания, приходить к консенсусу, вместе играть в интерактивные игры цифрового урока. SMART Table развивает все необходимые для учеников младшей школы навыки: дети читают, считают, логически размышляют, приобретают социальный опыт.

SMART Table подходит абсолютно всем ученикам дошкольного возраста и младших классов вне зависимости от способностей и стиля обучения. По мнению учителей, это отличный инструмент образования, ведь детям так нравится устройство, что они сами вызываются решать задания, полностью вовлекаясь в процесс, они даже не замечают, что учатся. SMART Table как бы растет вместе с детьми, становится более разумным, задает более сложные вопросы, прикрываясь игровой формой. Ко всем ученикам требуется свой особый подход: некоторые лучше запоминают визуально, некоторые воспринимают голосовую и звуковую информацию, другие имеют кинестетическое восприятие, некоторые говорят на русском как на первом иностранном языке, или борются с физическими отклонениями. Обучающий интерактивный центр позволяет с интересом и эффективно работать всем малышам, устройство включает в себя все варианты обучения – и аудиовизуальное, и интерактивное. Дети быстрее учатся, например, считать, так как тактильные ощущения при перемещении объектов лучше запоминаются.

Ученики могут выбрать продолжительность обучающей игры и тему, например, математика, биология или литература. Каждый правильный ответ будет раскрывать часть спрятанной картинки, пока она не появится полностью. На более сложные вопросы можно отвечать с подготовкой, вписывая и корректируя ответ на поверхности специального блокнота. Учителя, конечно, могут менять картинки, формулировать другие вопросы, наполнять урок по своему принципу.

Технологии в образовании – наиболее важный аспект современного общества. Образованию необходимо меняться не только потому, что этого требуют работодатели и современные технологии. Сегодня студенты тоже существенно отличаются от таковых даже десятилетней давности. И речь идет не только об ИТ-специальностях - гуманитарии также «дружат» с компьютерами, мобильными устройствами и прочей современной техникой. И свои науки воспринимают с бОльшим интересом, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий. С точки зрения учащихся, ИТ более не являются обособленным предметом изучения. Сегодня многие ученики, только что переступившие порог школы, уже обладают знаниями в этой области и чувствуют себя уверенно при работе на компьютере.

Самым маленьким ученикам также необходимы для обучения высокотехнологичные устройства, ведь такое образование приближает их к жизни будущего. Неизвестно, в какой новой индустрии, не существовавшей ранее, будут работать дети информационного общества. SMART Technologies создает обучающие технологии будущего, доступные уже сейчас.

Екатерина Бардина


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета