Конструкторы для создания компьютерных игр

Шаблоны, шаблоны, шаблоны… На первых порах молодой человек самостоятельно пишет свои первые калькулятор и тетрис, а после: «Добро пожаловать в мир стандартов, шаблонов, коалиций». Сегодня после небольшого:) перерыва мы продолжим серию материалов о программных конструкторах, предназначенных для создания компьютерных игр. Напомним, что это отдельный спектр ПО, которое отличается от понятия «игровых движков», библиотек разработки и так далее. В большинстве случаев конструкторы не требуют навыков программирования, отлично подходят для обучения в том числе и детей, а также воплощения замыслов.

Говоря о шаблонах, нужно сказать, что постепенно происходит замыливание ситуации, что сейчас очевидно в профессиональном геймдеве и, например, том же кино — сюжеты вторичны и предсказуемы. Как говорит один знакомый: «начинается выполнение спинным мозгом». Поэтому-то и интересны конструкторы, ведь там, не зная основ, можно научиться воплощать собственные сценарии в жизнь, экспериментировать. А свежие идеи всегда интересны.

Поскольку программных конструкторов для создания компьютерных игр очень много, в материалах по данной тематике мы расставим ограничительные рамки и будем обращать внимание в основном либо на русскоязычные разработки (или на те, у которых есть русификация), либо на что-то действительно интересное и крутое.
Итак, поехали…

Rus Quests Maker Dvade 1.0
http://snam.ax3.net

Очень интересный конструктор для создания квестовых игр. Дистрибутив весит 4,91 Мб, при этом дает очень многое и на самом простом уровне понимания. Огромный плюс — программа русскоязычна. Самым трудным:) оказалось правильно войти в редактор, то есть автор пишет «поднесите курсор к нижней кромке». Потом оказалось, что к нижней кромке окна. А то, что в меню — это меню вашей будущей игры. В общем, все достаточно хорошо и емко сделано. Конструктор подразумевает разработку квестов в оконном режиме со строго определенным разрешением 1009x700. Вы можете самостоятельно настраивать абсолютно все что угодно, от курсоров и фонов до музыки и анимации героев (спрайтовая анимация). Переход от сцены к сцене статичен, то есть одна сменяет другую.

В принципе, конструктор большей частью рассчитан на новичков в геймдеве, детей, подростков. Автор программы дает несколько ключевых рекомендаций:
«Шаги по созданию квеста.

Чем хитрей сюжет, тем самому проще запутаться, да и время сэкономите.
1. Продуманный сюжет, эскизы на бумаге со всеми расположениями проходов, дверей, предметов, персонажей.
2. Создание фонов сцен.
3. Нанесение на все сцены зон проходов и переходов между сценами.
…».
Rus Quests Maker Dvade 1.0 — займемся делом!

И так далее.
Для начального этапа обучения геймдеву программа очень полезна, потому как, во-первых, учит четкому планированию действий, во-вторых, … «творческой рутине». Очень много игровых проектов не доводится до конца, но в варианте Quest Maker есть тот самый магнит.

INSTEAD 1.1.5
http://instead.syscall.ru

INSTEAD — это редактор текстовых новелл с картинками, которые можно представить и как квесты. Авторы называют это «интерпретатором простых текстовых приключений». Все достаточно легко в освоении, интерфейс русскоязычный. Организуется комьюнити для продвижения продуктов, созданных в INSTEAD в Интернете. Ваш покорный слуга всегда обращает внимание на такие разработки, поскольку они не только могут понравиться детям, но и помочь тем же учителям разнообразить уроки компьютерными программами или тестами, которые весьма просто создавать взрослому человеку. Навыков программирования не требуется.
Тестовые новеллы (INSTEAD 1.1.5) тоже неплохой жанр

Action/Indie Game Maker (AGM/IGM)
http://tkool.jp/products/IGMAKER/

А вот это уже самый настоящий мощный конструктор для создания компьютерных игр в 2D различных жанров. Сама разработка японская, есть англоязычный интерфейс и соответствующая реализация (на фан-сайтах можно найти патчи русификации). Программирования не требуется, хотя продукты можно получить даже очень профессиональные. Нужно отметить, что особое внимание разработчики уделили обучению, то есть имеются специальные шаблоны, к которым прикреплен «виртуальный учитель», сопровождающий вас от начала разработки до ее завершения. Качество графики имеет высокие профессиональные характеристики. Возможностей очень много — управление камерой, скроллингом карты, специальные возможности для различного рода индикаторов (начисление очков, время жизни героя и т.п.).

Отдельно стоит сказать об экспорте готовой игры, сделанной в Action/Indie Game Maker. А именно, вы можете сделать экспорт в *.exe-файл для PC, *.swf-файл, если желаете воспроизводить все средствами Adobe Flash, а также в стандарт XNA для Xbox 360. Для экспорта в флеш необходимо иметь бесплатный Java SE Development Kit (JDK), при этом стоит понимать, что в силу технологии отключается или неуклюже трансформируется ряд ключевых возможностей, посему предпочтение лучше отдавать вариантам EXE или Xbox. Дистрибутив весит 492 Мб, это триальная версия на 30 дней.

3D Rad Rus (от Akyltist'а)
www.3drad.com

В названии имеется в виду русификация конструктора для создания трехмерных игр 3D Rad. Он позволяет создавать неплохие трехмерные работы, в основном гонки. Программирования как такового предусматривается не так много, при этом разработчики предлагают свой достаточно простой язык сценариев AngelScript. На достаточно профессиональном уровне реализованы физика, освещение, тени, текстуры, шейдеры, анимация, спецэффекты, звук и искусственный интеллект. Вернее, все является стандартным набором, который, к сожалению, редко можно встретить в конструкторах, но в более профессиональном сегменте это норма.

Отдельно хочется сказать о том, что игры, созданные в 3D Rad, можно запускать на веб-страницах в рамках использования технологии-плагина OSAKit.
«Гонки в вебе» 3D Rad

Unity — то, к чему нужно стремиться
www.unity3D.com

А вот это действительно профессиональный конструктор высокого класса. Стоит он около $1200 (+ наценки за определенные платформы), хотя при желании вы можете скачать пробную бесплатную версию, которая будет действовать в течение 30 дней. Часто Unity называют «мультиплатформенным игровым движком», это во многом соответствует истине, хотя по простоте использования и реализации пошагового режима создания игры это ближе к конструкторам. Вместе с тем, необходимо обладать навыками программирования JavaScript и C#, для которых имеются богатые библиотеки и большое количество документации.

Лично меня порадовала великолепная автоматизация происходящих процессов. Причем отдельно стоит сказать о возможностях прямого импорта 3D- моделей, текстур, скелетов и т.п. фактически из любого профессионального пакета 3D-моделирования и анимации. Такое достаточно редко где можно встретить. Вообще, когда начинаешь работать с Unity, погружаешься в целый мир, возможностей для творчества и реализаций даже самых смелых замыслов очень много. Причем, если в обычной ситуации для получения подобного качества необходима дорогостоящая команда, то здесь в силу автоматизации и хорошо поставленного представления процесса разработки, очень многое можно делать самостоятельно. Программа окажется очень удобной не только для профессионалов, но и для начинающих.

При этом есть встроенные редакторы с расчетом ландшафтов, освещения, теней, анимации частиц и так далее. В общем, все, что нужно игроделу. Отдельно стоит сказать о поддерживаемых платформах: Web, PC, Mac, Wii, iPhone, iPode, XBox 360. В рамках конструктора создаются
высококачественные 3D онлайн/оффлайн-игры.
Unity — на грани возможностей!

Вообще, лично я бы назвал Unity — «Adobe Flash для 3D-игроделов».

Подытожим

В принципе, сейчас, как мы и упоминали в самом начале, главной является сценарная идея, а следующим этапом идет ее воплощение. При выборе конструктора, а если вы хотите стать игроделом, иногда этот момент не обойти, главным условием является его полное соответствие поставленной задаче. При этом лучше всегда брать более сложные решения, даже если там есть программирование (заодно и поучитесь), чем использовать ограниченные по возможностям небольшие конструкторы. И стоит отметить, что среди данного сегмента ПО очень много разобранных реальных игр (впрочем, как и среди движков). В общем, количество предлагаемых решений очень большое, и если что-то не устраивает, рекомендуется не зацикливаться на чем-то одном, а поискать более подходящее новое.

Кстати, весьма неплохим подспорьем для технологической подготовки может оказаться участие в mod-командах, то есть тех, кто разрабатывает свои вариации известных игр.

Поосторожничаю и не буду писать «продолжение следует…», но тема очень интересна.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета