Новая серия ураганного блокбастера

Любители и специалисты в области обработки компьютерной графики в очередной раз получили порцию свежих вкусностей – в свет вышла новая версия пакета программ от Adobe: CreativeSuite 5. Никаких революционных изменений, кроме тотального перехода на 64-битные платформы, я не нашел – это все тот же Adobe CS3 с обновленным интерфейсом и несколькими новыми интересными «плюшками», не очень похожий на действительно новую версию. Впрочем, переход на обновленные программы – личное дело каждого. Давайте посмотрим, что приготовил нам в этом году один из законодателей моды.

Впечатления от пакета в целом

Как уже было упомянуто, производитель обратил самое пристальное внимание на развитие 64-битной линейки программ. Более того, некоторые части пакета вообще больше не могут быть установлены в 32-битных системах. Особенно это касается обработки видео: AdobePremier CS5 и AdobeAfterEffect CS5 теперь существуют только для архитектуры x64. Впрочем, OnLocation (программа захвата видео) и Encore (для мастеринга DVD) пока не настолько «осовременились».

Все приложения теперь более тесно интегрированы с веб, вплоть до появления online-опций в основном интерфейсе программ (например, обращение к службам CS Live теперь можно сделать из панели опций большинства программ). Разумеется, программы стали еще плотнее связаны друг с другом. Простое перетаскивание слоя из Illustrator и PDF из Bridge в окно Photoshop создаст новый smart-объект, масштабирует его в случае необходимости и разместит в текущем документе. Это вовсе не означает, что больше нельзя, например, пользоваться InDesign-ом без InCopy, просто сочетание нескольких программ даст лучший эффект, чем их раздельное использование. Интерфейс несколько освежился, стал не таким "монолитно-керамическим", как в предыдущем варианте. Хотя лично я был бы рад увидеть полную поддержку "стеклянного" интерфейса Windows 7 и всех ее фишек, таких как джамп- листы и предпросмотр открытых документов AeroPeek. Кстати, в уже вышедшем CorelGraphicsSuite X5 такие функции реализованы.

Нашлись и мелкие неприятности – например, после написания этого обзора я решил удалить пару программ, которые не стал бы использовать в повседневной работе. Инсталлятор, похоже, не был рассчитан на то, что самый распрекрасный софт кто-то захочет убрать со своего компьютера – первый раз он подвесил систему так надежно, что перезагрузку удалось выполнить лишь обесточив компьютер.

AdobeBridge CS5
Специализированный файловый менеджер занялся своим хобби – самосовершенствованием. Не очень люблю эту программу, главным образом из-за того, что Adobe очень уж старательно навязывает пользователям ее использование. Я не призываю вас перейти с любимого просмотрщика графических файлов на Bridge, у них просто разное назначение, но очень советую ознакомиться с тем, что умеет делать обновленный «мост между программами пакета». Однако стоит признать, что сейчас она выглядит очень неплохо – появилось много удобных настроек и функций, таких как использование встроенных в файлы или регулируемых по качеству предпросмотров, гораздо более продвинутый генератор многостраничных PDF-файлов (в свое время я отказался от Photoshop CS4 именно из-за переноса этой функции в Bridge), панель мини-Bridge в Photoshop CS5, InDesign CS5, или InCopy CS5 и много других, описать их все в рамках данной статьи просто невозможно. Хотя тема очень широкая, постараюсь хотя бы перечислить основные изменения, на которые я обратил внимание.

Пакетное переименование – сейчас у этого инструмента достаточно гибкости и мощи, чтобы можно было сравнивать его с аналогичной опцией TotalCommander, есть даже обработка регулярных выражений. Само окно операции очень напоминает окно пакетной обработки Photoshop, что неудивительно – у них сходные функции. Разница лишь в том, что Photoshop-у нужно указывать операцию для исполнения, а в BatchRename она задана заранее, здесь нужно сделать упор на указание метаданных и других данных в именах и местоположениях файлов. После настройки можно сделать предпросмотр переименований и его экспорт в CSV, хотя, на мой взгляд, было бы удобнее встроить предпросмотр сразу в окно операций (как это сделано в TotalCommander).

Окно MiniBridge - в самом бридже не присутствует, это его имплементация в другие программы пакета, выполненная в виде отдельной панели. В ней присутствуют основные возможности для навигации и просмотра документов. Не то чтобы часто было нужно, но иметь такую возможность и не использовать – намного лучше, чем не получить ее, когда возникнет необходимость. Кстати, необходимость зачастую формируется возможностью – рисуя в фотошопе макет сайта, я сам не заметил, как прицепил мини-бридж к краю экрана, открыл папку с набросками и начал таскать из нее в эскизы иконок. То, что это произошло практически интуитивно, является для меня признаком профессионализма разработчиков. Не нравится мне – но пользуюсь, и ведь удобно!

Bridge и раньше мог просматривать многостраничные документы, созданные в программах Adobe (PDF и документы InDesign) – казалось бы, что можно придумать нового в такой простой операции? Оказывается, можно. В панели метаданных файла появилась новая секция Linkedfiles, с помощью которой можно посмотреть картинки, которые имеют связь с документом, но не внедрены в него. Появились новые режимы просмотра, например ReviewMode - описывать это текстом бесполезно, просто попробуйте. Эдакое «облако тегов», только воплощенное для графики, а не текста. Ну и мультимедиа, конечно, куда же без этого… Смиритесь – теперь Bridge воспроизводит аудиофайлы и проигрывает видео в полноэкранном режиме. Как и все ранее популярные утилиты для просмотра картинок, Bridge с трудом растет вверх и легко – вширь, вторгаясь в смежные области. Это было вполне предсказуемо. Если проследить историю других просмотрщиков/менеджеров картинок, то можно сделать предположение, что скоро эта программа научится составлять плей-листы, записывать DVD-диски, распознавать лица на фотографиях, убирать красные глаза и соединяться с онлайновыми
медиахранилищами. Ой… Последнее она уже умеет. Ну, тогда интеграцию с социальными сетями. Вот этого точно не хотелось бы.

Что я могу сказать про новый Bridge в целом, по сравнению с предыдущими версиями… Adobe – молодцы. Могут ведь, когда захотят.

AdobeCommunityHelp

В принципе, такого продукта у Adobe нет, просто эта утилита входит в состав других программ и является, фактически, браузером на основе WebKit, интегрированным с контентом на конкретном сайте. Почему я выделил этой программе отдельное место в обзоре? Потому что такая степень интеграции заслуживает особого внимания.

Привычное дерево разделов заменено панелью поиска, возвращающей вам ссылки на подходящие темы в форумах поддержки и файлы из локальной либо online справочных систем. Все документы, руководства, справочники синхронизируются с сервером – таким образом, вы всегда будете иметь самую свежую документацию, вышедшую из репозиториев производителя. Можно выбрать обновления только для справочной системы определенной программы, хотя некоторые документы входят сразу в несколько справочных систем, например подробное описание ActionScript используется одновременно во FlashProfessional и FlashBuilder. При желании можно переключиться на просмотр справки всегда в браузере, если вам так удобнее.

Такая справочная система – не идеальное решение, но близко к нему. Если у вас появится вопрос по какой-либо программе другого производителя, то чаще нужный ответ вы найдете в Интернете. Что касается справки Adobe – она по качеству даже лучше отличной, на мой взгляд, документации Microsoft. Здесь имеет смысл пользоваться решением производителя, а не рыскать по «гуглам» и «яндексам».

AdobeContribute CS5

Для тех, кто еще не знаком с этой программой – она предназначена для публикации контента в Сети, управления web-сайтами.

Если вы создаете сайты в Dreamweaver, то Contribute станет прекрасным дополнением в вашей работе, его основная задача – помочь работать с сайтом или блогом уже как пользователь, а не программист. Его можно использовать как специальный клиент для блогера – странно, что программ для этого так мало. Есть множество клиентов электронной почты, хотя web-интерфейс сейчас не предлагают разве что самые отсталые службы. А вот специальных клиентов для контента и блогинга можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те, в основном, нацелены на поддержку одной определенной службы.

Теперь инсталляция включает в себя установку дополнений для InternetExplorer и Firefox, чтобы облегчить пользователю использование новых возможностей прямо из браузера, который стал для многих пусть не единственным, но важным, а иногда и главным рабочим инструментом. Кроме того, в пакет включены дополнения для офисных приложений, упрощающие публикацию данных из них; до сих пор очень значительная часть web-контента создается в приложениях, не имеющих к Интернету особого отношения, в основном это таблицы, диаграммы и офисные текстовые документы.

В программе появился редактор XML – очевидно, навеяно модой на web2.0 и аяксовые инструменты. На мой взгляд, несколько не самая необходимая возможность, хотя специалисты будут пользоваться. Для обычного пользователя куда более ценной будет способность программы искать и заменять сразу на нескольких страницах, а для групп пользователей (особенно распределенных команд) подготовлен сюрприз – поддерживаются системы контроля версий. Вопрос «кто сломал рабочий билд на сервере» теперь не так актуален – можно в любой момент откатиться на одну из предыдущих версий файла. Лично мне такой мощной функции часто не хватает в других программах, не ориентированных на групповую работу. Другие новинки, которые смогут оценить опытные пользователи: встраивание файлов SWF или FLV на редактируемые страницы, возможность редактировать файлы ServerSideIncludes (SSI) и еще несколько мелких достоинств, в основном в работе с текстом и картинками.

Пока мой единственный блог - это ЖЖ (а поддержки его API здесь нет), не вижу смысла оставлять эту программу на компьютере. Если (когда) у меня появятся блоги на Блоггере или на движке Wordoress, либо напишу к своим системам публикации плагин MetaWeblog API - непременно вернусь. Это весьма многообещающая платформа.

AdobeDreamweaver CS5

Интерфейс знаменитого редактора интернет-сайтов освежился и похорошел, хотя это, конечно, стало далеко не главным новшеством в версии CS5. Основные изменения коснулись работы программиста. Редактор кода научился лучше понимать PHP, показывать подсказки по коду пользовательских классов, функций и классов Zend, и предложения завершения кода. Теперь есть даже интеграция с распространенными CMS. «Из коробки» Dreamweaver понимает системы Joomla, WordPressи Drupal, хотя никто не мешает вам встроить возможность работы со своими любимцами, например, DLE или Simple.

После настройки сайта и подключения вы можете включить режим интерактивного представления, в котором Dreamweaver сам обнаружит страницы и файлы сайта, к которым идет обращение из вашего кода и, если они доступны, предоставит вам возможность их редактирования.

Верстка и отладка упрощаются благодаря новым средствам работы с таблицами стилей. Для любого элемента можно посмотреть сводку, предоставляющую все данные, влияющие на вид элемента. Для правок и поиска «лишнего пикселя в рамке» больше нет необходимости открывать страницу в браузере и искать нужный атрибут в отладчике наподобие FireBug – все необходимые средства уже под рукой. Если нужно проверить какие-то возможности на лету, в панели стилей можно отключить отдельные части таблицы CSS, при этом они будут аккуратно закомментированы в коде, а не удалены. Чтобы упростить и ускорить работу, в Dreamweaver уже есть множество готовых CSS-шаблонов и макетов.

Заботясь о разработчиках, Adobe упростила диалог настройки сайта и совместила настройки тестового и удаленного серверов. Разумеется, не забыты и средства коллективной работы. Поддержка SubVersion стала еще лучше, позволяя указывать что угодно, вплоть до выбора желаемой версии SVN для каждого проекта в отдельности. Вообще, развитие средств совместной работы заметно даже в сочетаниях программ пакета. Если готовить контент в AdobeInDesign, AdobeFlash и AdobeCatalyst, публиковать его с помощью AdobeContribute, то вполне логично, что местом размещения станет сайт, созданный в AdobeDreamweaver.

AdobeExtendScriptToolkit CS5

Обновленный редактор для автоматизации задач в приложениях пакета получил дополнительные возможности в интерфейсе, как косметические (плавающие окна, изменение размеров шрифта интерфейса), так и непосредственно относящиеся к работе.

В процессе редактирования ESTK делает резервные копии скриптов, в чем раньше он замечен не был. Для редактора, которому все-таки далеко до полноценной среды разработки, функция весьма полезная. Впрочем, недостатки, если вы сочтете их критичными, можно исправить, поскольку сам ToolKit является сервером автоматизации, и в нем можно создавать скрипты для него же самого. Большим подспорьем в этом станет подробнейшая документация по языку и приемам программирования, собранная в меню помощи.

Программа достаточно хороша для небольших задач, таких как написание макроса, работающего в Photoshop, но в будущих версиях хотелось бы увидеть более мощные средства, например плагин для разработки в среде Eclipse, тем более, такой опыт у Adobe уже есть – именно в виде плагина реализована среда FlashBuilder (бывший FLEX).

AdobeFlashProfessionalCS5

Основное средство создания Flash-графики, среда FlashProfessional, расширила свои возможности за счет других программ пакета. Например, растровые картинки стало возможно редактировать во внешнем редакторе (Photoshop), а в качестве редактора кода по умолчанию можно указать FlashBuilder, если он установлен на вашей машине. Более того, разрабатываемый FLA-файл можно передать в проект Builder, написать в нем необходимые классы, а потом начать публикацию и отладку прямо в среде FlashPro не выходя из Builder.

Среда работает теперь с новым форматом файла XFL, благодаря которому стала возможна интеграция с остальными программами и утилитами пакета CS5. Его основное отличие – внутренняя структура, основанная на XML. Такой формат хранения данных позволяет сопутствующим средствам извлекать, модифицировать и сохранять ресурсы, содержащиеся в таких документах.

Хотя в этом выпуске Adobe сделала много приятных сюрпризов разработчикам, дизайнеры и аниматоры, использующие Flash, также не будут обижены. Первые получили в свое распоряжение несколько новых инструментов, таких как декоративные кисти, а вторые теперь могут использовать в средствах инверсной кинематики упругие кости, что позволяет добиться более правдоподобных движений в анимации с использованием физики.

Ну и, разумеется, Flash не был бы собой, если бы не обеспечил еще более мощных и продвинутых инструментов для публикации текста. Во FlashProfessional CS5 включены средства внедрения шрифтов с привязкой к FLA-файлу (а не текстовому объекту, как раньше) и поддержка новейшего TextLayoutFraymework, получивший самые положительные отзывы еще на стадии бета-тестирования.

AdobeFlashBuilder 4

На самом деле Builder – это старый добрый Flex, просто обновленный и подрихтованный руками заокеанских умельцев. Четвертая версия построена на более современной Eclipse версии 3.5 – большое спасибо Adobe, теперь можно использовать все флексовые радости в одной среде с PDT и другими Eclipse-плагинами. Очень удобно, когда в вашем проекте разрабатывается несколько типов программ и скриптов: не нужно переключаться на разные среды, компилировать и собирать компоненты проекта отдельно.

Вместе с обновлением ядра среды разработки в дистрибутиве поставляются новые версии фреймворка, документации и Flash-плеера. Сколько бы ни кричала Apple о достоинствах HTML5 и смерти Flash – пока у Adobe такие удобные инструменты и такая отличная документация, этой технологии обеспечены не только выживание, но и процветание. Сразу после запуска откроется страница приветствия, с которой можно перейти к видеоурокам, описывающим процессы создания FLEX-приложений из баз данных, новинки FLEX 4 SDK и другие полезные ресурсы самой мощной на данный момент среды разработчика FLEX/Flash- и AIR-приложений.

Вместе с четвертой версией инструментов разработчика Adobe перешла к новой архитектуре компонентов под названием Spark. Разумеется, при создании среды учитывалась обратная совместимость, но при использовании Spark вы получите некоторые бонусы. Например, заново переписанные компоненты, которые являются аналогами MX-компонентов, теперь могут использовать встроенную в десятую версию Flash-плеера поддержку видеокарт, в том числе аппаратное 3D-ускорение, применение фильтров PixelBender в качестве эффектов и многое другое. Новый FLEX вводит поддержку нового типа графики FXG – основанный на XML стандарт, очень напоминающий синтаксисом MXML.

Как и другие приложения CreativeSuite 5, серия приложений для создания Flash обеспечивает тесную связь программ между собой. Вы можете во время работы Builder запустить FlashProfessional, создать или отредактировать в нем ролик или другой ресурс из проекта, а затем закрыть и вернуться в среду разработки FLEX, получив уже экспортированные в проект FLA- и SWC-файлы. Для тех, кому понадобится развертывание сложных приложений, предусмотрены средства командной строки. Ведь, как известно, все операции, которое можно выполнить из консоли, – можно автоматизировать.

AdobeFlashCatalyst CS5

Как правило, InDesign в представлении пользователя неразрывно связан с InCopy и Acrobat, а Premiere - с Aftereffect и Encore. Сейчас наметилась еще одна Великая Троица программ, которая в дальнейшем наверняка будет вами использоваться совместно - это FlashProfessional, FlashBuilder и FlashCatalyst. Если с первыми двумя все более или менее понятно, то Каталист для многих - это "темная лошадка". На деле, ничего сложного здесь нет - эта программа является связующим звеном между собственно программами для создания флеш-приложений и остальными, "дизайнерскими" частями графического пакета. Основное ее назначение - создание графических объектов и целых проектов вообще без работы в среде Flash или написания MXML или ActionScript-кода.

Если, например, вам нужна презентация, размещенная в Интернете, не нужно создавать документ в PowerPoint, печатать его в PDF и думать, все ли имеют плагин для просмотра в браузере, или лучше просто выложить кучу картинок. Нарисуйте страницы в Illustrator, Fireworks или Photoshop, соберите из них новый проект и экспортируйте во Flash.

Чтобы проверить возможности обновленных средств импорта, я просто перетащил в окно программы незаконченный эскиз сайта, созданный в Фотошопе, и нажал Export. Флеш-ролик, полученный на выходе, весил немного, при этом сохранил без малейших искажений все данные, тексты отформатированы как было задумано, а слой Shape с эффектами слоя не растеризовался, а остался векторным объектом.

Как ни странно, в Интернете практически вся информация об этой программе находится на сайте Adobe. Не буду расписывать достоинства того, что на данный момент является самым недооцененным инструментом разработки Flash от Adobe. Знакомый интерфейс и стиль работы, гарантированная совместимость, справочная информация и множество примеров от производителя делают эту программу Фотошопом для Flash.

AdobeFireworksCS5

Если обработка фотографий – прерогатива Photoshop, то в web-иллюстрациях младший брат его обогнал. Будучи по сути векторным редактором, новый Fireworks (как и Illustrator) получил средства попиксельной точности при обработке рисунков. Признаюсь, это наводит на некоторые подозрения, ибо практически такую же новинку я видел месяцем ранее в свежем дистрибутиве CorelX5. Хотя нет, я только что проверил – В CorelDraw она на месте, никуда не пропала.

Разумеется, это шутка – просто схожие решения от разных производителей указывают на общее направление развития программ, и если такая особенность появилась у редакторов векторной графики, значит, они становятся ближе web-графике. Впрочем, это изначально была территория Fireworks.

В целом больших отличий от предыдущих версий редактора нет – косметические правки и все та же интеграция с онлайновыми сервисами Adobe. Как и следовало ожидать, имеется в наличии экспорт в XFG –формат для приложений из Flash-троицы пакета CS5. Итог – покупка Adobe превращается в то, чем мог стать заброшенный когда-то ImageReady.

Adobe Illustrator CS5

Прежде всего – радостное событие. Да, да, еще раз да! Теперь в Иллюстраторе имеется «родная» поддержка многостраничности. При создании документа (или при задании параметров страницы во время работы) вы можете создать не один, а множество Artboard-ов, расположенных в нужном порядке на общем холсте или вообще в беспорядке – хоть по диагонали или по синусоиде. Последние годы для меня редактором векторной графики по умолчанию был CorelDraw, который занял эту нишу по одной лишь причине – из-за возможности сразу и без заморочек создавать документы из нескольких страниц. Похоже, можно перебираться назад в Иллюстратор, поближе к моему любимому Фотошопу – по крайней мере, единственное существенное для меня препятствие более не существует.

Разумеется, это не единственный повод радоваться. Верстальщикам станет жить проще, но и для других пользователей применение Иллюстратора станет приятнее, например, для художников. Как и другие программы пакета, эта приобрела поддержку натуральных кистей – особенно это стало заметно на новых усовершенствованных обводках. Их настройки стали еще более гибкими – можно использовать переменную толщину, тонкие настройки в поведении кисти на углах (для сглаживания острых углов, например). Владельцы планшетов могут использовать возможности своих устройств по управлению нажимом, наклоном и углом поворота инструмента для более точной имитации мазков натуральными кистями. К сожалению, мне не удалось лично опробовать эту функцию, однако после просмотра уроков с применением графического планшета мне страстно захотелось иметь такую панельку под рукой – похоже, ее использование может сократить для профессионала затраты времени в некоторых видах работ чуть ли не в десятки раз, по сравнению с традиционным использованием мыши. Обводки вообще стали намного более совершенными: можно даже задавать отдельные параметры для разных частей кривой. Благодаря этому стала возможна реализация таких эффектов, как, например, корректно отображаемые стрелки-указатели (привет, Корел!), тонкая настройка штрихов в пунктирных линиях и грамотные настройки поворота обводки на тупых и острых углах. Обновленная реализация растровых эффектов (например Blur) позволяет сохранить их вид при растрировании на разных разрешениях – неважно, собираетесь вы просматривать маленький эскиз на экране или выводить на печать многометровое полотнище с разрешением, у вас всегда будет одинаково точное воспроизведение задуманного эффекта.

Если вы занимаетесь разработкой объемных эскизов, например интерьеров или ландшафтов, вам пригодится новый инструмент «Сетка перспективы». Она позволяет наложить на сцену пропорционально масштабируемые узлы, к которым можно привязать размещаемые в перспективе объекты – например, пешки на шахматной доске.

Другие новинки: инструмент создания фигур помогает создавать новые геометрические фигуры на основе нескольких имеющихся на холсте. Похоже, это возможность стала наследником появившейся ранее опции «умной заливки» - видимо, в Adobe обратили внимание на то, как пользователи пытаются использовать этот инструмент. Что же, теперь у нас есть такая возможность без хитрых манипуляций с пересечением объектов. Мне этот инструмент напомнил, как работает графический редактор во Flash – авторы используют в разных проектах похожие возможности, и это радует. Если вы освоили один из продуктов Adobe, научиться пользоваться другим (по крайней мере, на начальном уровне) для вас будет парой пустяков.

Между прочим, это напомнило еще об одной фишке Illustrator-а, которая наверняка покажется очень знакомой Flash-программистам. Речь идет о 9- фрагментных искажениях, которые теперь можно применять к символам из библиотек. Очень удобно – теперь в библиотеку символов можно сложить любимые рамочки, кнопки, виньетки, макеты интерфейсных окон и использовать их более естественным для этого редактора образом.

Разумеется, поддерживается новый формат web-графики XFG. Если вы создали в Catalyst проект, а затем решили подправить некрасивую кнопочку в Иллюстраторе, вся информация проекта об интерактивных состояниях объекта и другие структуры данных останутся в целости и сохранности, позволив потом без проблем продолжить работу с нужными файлами в других программах. И наоборот, многостраничный документ, изначально разработанный в Illustrator-е и сохраненный в этом формате, прекрасно импортируется в Catalyst, в котором Artboard-ы автоматически преобразуются в «состояния» FLEX (или страницы презентации, если вам проще воспринимать их так).

Ну и. конечно, в программе появился доступ к службам СS Live, реализованный в виде встроенных AIR-приложений. Не уверен, что у нас найдется много пользователей этой функции, но никто не мешает создать свои расширения – благо весь инструментарий для этого в CreativeSuite 5 есть.

Adobe InDesign CS5

Почти все основные изменения в InDesign коснулись непосредственно процесса редактирования макетов. Обновились возможности проектирования и экспорта документа – введена поддержка разных размеров страниц, совместная работа над документами посредством просмотра внесенных изменений, интеграции с сервисами CS Live и несколькими другими, например онлайновым текстовым редактором BuzzWord. Стала очень заметна параллельность задач внутри программы – например, даже открыв модальное окно, вы при необходимости все равно сможете масштабировать изображение документа горячими клавишами. Если вам нужно экспортировать несколько документов в PDF, можно запустить эти процессы и продолжить во время экспорта работу над документом. Web-разработчики также не останутся обиженными – программа научилась экспортировать свои документы в форматы XHTML и Flash (FLA), предоставляя практически готовый для размещения в Сети контент.

Множество усовершенствований внесено в инструменты работы с текстом. В принципе, они сами по себе не так уж и велики – например, прикрепление интерактивных подписей (из метаданных импортируемых объектов), создание сразу нескольких фреймов в виде сетки, абзацы, охватывающие сразу несколько колонок, подсветка контуров и опорных точек при частичном выделении объектов… Как видите, по отдельности все усовершенствования невелики, и в том или ином виде все это уже было. Однако перед нами тот случай, когда количественные изменения перерастают в качественные – пусть это не новое поколение ПО, но среда в целом позволяет быть более эффективным, производительным и при этом экономить чужое время (за счет более развитых, чем прежде, средств экспорта и обмена данными). Ваши силы экономятся даже на таких мелочах, как переключение инструментов – теперь можно использовать временное переключение на инструмент, которое действует, пока вы зажимаете соответствующую ему горячую клавишу. Разумеется, для рывка в производительности вам придется освоить новые возможности, но даже в освоении нового продукта программа пытается помочь – к вашим услугам несколько новых панелей, в том числе и палитра «подсказки к инструментам». Если вам приходится заниматься сложной версткой, вы все равно в результате придете к использованию InDesign. Так зачем ждать? Воспользуйтесь им в самый подходящий для этого момент – сейчас.

AdobePixelBender

Вряд ли этой программой будет пользоваться большое количество людей, она скорее останется уделом профессионалов. Ее назначение – создание графических фильтров и спецэффектов и их интеграция в другие программы. В данный момент утилита умеет создавать скрипты и тестировать их на процессоре, графическом чипе или в виртуальной машине Flash. После написания, отладки и компиляции скрипта вы можете воспользоваться им, например, для обработки изображения в Photoshop, рендеринга в Premiere или для наложения особых эффектов на объекты во Flash, что позволит сильно ускорить работу ролика по сравнению с традиционным способ отрисовки в битмап. Если вы просто рисуете визитки в Иллюстраторе – вам эта утилита не нужна. Если же вы занимаетесь исследованиями, визуализацией данных, созданием видеоэффектов и написанием требовательных к ресурсам AIR- и Flash-приложений – рекомендую обратить пристальное внимание. Это настоящий раскладной швейцарский нож для специалистов по компьютерной графике.

AdobePhotoshop CS5

Напоследок поговорим о самом значимом, на мой взгляд, продукте корпорации Adobe, ее флагмане - графическом редакторе для обработки растровой графики, Photoshop.

Хотя обновления не очень заметны и, на мой взгляд, не заслуживают новой цифры в старшем номере версии, следует признать, что авторы проделали неплохую работу и внедрили в выпуск CS5 очень интересные и полезные функции. За одни только "натуральные кисти" художники скажут большое спасибо - работа с ними вплотную приблизилась к тому, что можно найти в специализированных продуктах, ориентированных на работу с графическими планшетами. На иллюстрации вы можете увидеть примитивный пример - штрихи нарисованы круглой кистью жестким краем. По правому я провел инструментом "палец", использовав новую художественную кисть. Раньше для получения такого эффекта пришлось бы использовать хитрое выделение, фильтры наподобие Motionblur, построение контуров и обводку инструментом по ним. Сейчас достаточно одного движения мыши, нужно лишь выбрать правильный инструмент.

Cредства автоматизации не претерпели особых изменений, хотя я очень надеялся на возвращение возможности экспорта многостраничного PDF. Увы, этого не случилось. Впрочем, на протяжении уже нескольких версий остальные возможности Photoshop по ускорению работы (использованию скриптов и Action-действий) остаются на высоте, поныне недосягаемой для конкурентов.

В меню появилось множество команд для работы с трехмерными объектами, их освещением и текстурами, положением, эффектами. Конечно, Фотошоп вряд ли когда-нибудь отберет хлеб у создателей пакетов трехмерного моделирования, но ему это и не нужно. Он просто лучший в своей области, а подобные дополнительные возможности здесь - это просто еще один плюс в его пользу. Новые стили отображения позволяют даже генерировать объемные картинки для просмотра с помощью цветных очков (анаглиф). Причем искать модели для импорта в Photoshop не обязательно – новая команда в меню 3D позволит создать вам трехмерный объект из любого слоя и поэкспериментировать вволю.

Новая панель 3D позволяет манипулировать имеющимися слоями трехмерных объектов и создавать новые из базового набора примитивных объектов (пирамид, кубов и т.п.). Мне очень понравилась возможность создавать трехмерную поверхность, используя имеющуюся картинку как карту высот. Из обыкновенного слоя с результатами работы фильтра DifferenceClouds получился фантастический пейзаж, над которым прямо-таки хочется полетать на глайдере и пострелять в злых роботов.

Это не единственное обновление в обойме панелей. В добавление к уже не новым опциям Paragraph и Character появились панели для хранения наборов стилей текста: ParagraphStyle и CharacterStyle. Учитывая, какими мощными программами для верстки и редактирования текста владеет Adobe, странно, что такая полезная и логичная опция появилась в их лучшем продукте только сейчас. Эта возможность прекрасно вписалось в окружение Photoshop.

Небольшие усовершенствования произошли и с инструментами. Многие из них получили незаметные сразу изменения, как, например, Zoom – инструмент масштабирования картинки. Теперь по умолчанию включен режим, в котором для масштабирования нужно зажать левую кнопку мыши и установить желаемый масштаб движением влево-вправо. Как пользователю Фотошоп еще с четвертой версии, мне это показалось довольно неудобным, но уже через несколько минут можно оценить настоящий комфорт и точность такого инструмента. Впрочем, если вы предпочитаете старый стиль работы, на него можно переключиться установкой чекбокса на панели опций.

И напоследок – сладкая парочка возможностей, широко распиаренных задолго до выхода в свет. Речь идет о Content-AwareFill и PuppetWarp. Первая предназначена для удаления объектов с фона и воссоздания утраченных фрагментов изображения, вторая – для искажения частей слоя по контрольным точкам. Например, если вы примените такую команду к изображению веревки, из нее можно складывать кольца, «наматывать» на объекты – проделывать все те фокусы, для которых в другом случае понадобился бы полноценный редактор трехмерной графики или куча времени и трансформаций. По сути, она так и действует – разбивает слой на множество фрагментов, каждый из которых «мнется» и «растягивается» отдельно, при этом не теряя связи с соседними участками. Поздравляю – теперь слои стали «пластилиновыми» - лепите что угодно!

Александр Поляков


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета