Глас народа: пользователи про Указ №60

Указ президента №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» наделал в белорусском обществе немало шума. Что и неудивительно, если учесть крайне высокий уровень проникновения интернет-доступа в Беларуси.

Но, как выясняется, хотя 1 июля (дата вступления указа в силу) близится, пока планируемые нововведения вызывают у белорусских интернет- пользователей больше вопросов, чем дается на них ответов. Впрочем, не только у пользователей, но и у профессиональных участников интернет- индустрии. Смогут ли белорусские интернет-провайдеры с 1 июля начать работать в полном соответствии с указом? Им, напомню, предстоит сохранять всю информацию о действиях пользователей в Сети. Кроме того, по запросу пользователя провайдеры должны фильтровать трафик. Судя по всему, поставщики интернет-услуг столкнутся с весьма серьезными трудностями.

Напомню, что текст указа содержит следующие цели:
- защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере;
- создание условий для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет;
- повышение качества и доступности предоставляемой гражданам и юридическим лицам информации о деятельности государственных органов, иных организаций и интернет-услуг.

В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны до 1 июля обеспечить переход на использование информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Беларуси, а поставщики интернет-услуг – их государственную регистрацию. Государственная регистрация информационных сетей, систем и ресурсов осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг.

Сергей Владимирович, 40 лет, сотрудник Совмина:
- Положительная сторона указа очевидна: теперь всем госструктурам, всем предприятиям просто придется обзаводиться своими сайтами, приобщаться к информационным технологиям. Даже если они раньше их избегали. А эти сайты, разумеется, кто-то должен создавать, поддерживать, наполнять контентом, хостить. Значит, будут развиваться белорусские фирмы, которые всем этим профессионально занимаются. То есть кругом выгода. К тому же то, что все госучреждения обзаведутся сайтами и будут обязаны обеспечивать электронное взаимодействие с гражданами, – огромный шаг к информационному обществу в нашей стране.

Василий, 21 год, студент:
- Выходит, что теперь, с 1 июля, все мои «телодвижения» в Интернете будут отслеживаться, фиксироваться и запоминаться. На какие сайты ходил, на каком форуме что написал, с кем общался, с кем познакомился… Выходит, на каждого интернет-пользователя Беларуси будет в автоматическом режиме собираться досье. Этакая тотальная слежка.

Нам говорят, что это ради борьбы с террористами и детской порнографией. Неужели это такие актуальные проблемы для Беларуси? А как быть, если, скажем, я пишу курсовую работу по информационной безопасности? Мне же понадобится посетить великое множество сайтов, на которых описываются хакерские технологии, общаться в онлайне с самими киберпреступниками. И, конечно, спецслужбы меня тут же «возьмут на карандаш». Доказывай потом, что ты не верблюд…
Мне кажется, что по сравнению с указом №60 и американский «Эшелон», и российский СОРМ – просто бледные ничтожества. Нечто подобное есть только в Китае.

Анна, 47 лет, домохозяйка:
- А почту тоже в Беларуси надо будет держать? А то у меня почтовый ящик на Mail.ru, я им уже много лет пользуюсь… А сайта у меня все равно нет.

Сергей, 14 лет, ученик средней школы:
- Мне до получения паспорта – еще несколько лет. Как мне быть, если я захочу придти в интернет-кафе? Мы с друзьями там часто зависаем, потому что Интернет быстрый и поиграть можно – не то что дома. А теперь как? Что я могу показать администратору кроме билета из школьной библиотеки? Мне что, с отцом теперь в интернет-кафе ходить? Как это?

Владимир Анатольевич, 56 лет, сотрудник IT-компании:
- Я слышу массу критики в адрес указа №60. Но есть у него и откровенно положительные стороны. Например, очень многие корпоративные сайты «вернутся» в Беларусь, то есть будут хоститься на родине. Причем зачастую это сайты с «тяжелым» контентом, с «навороченными» сервисами. Это важно, потому что будут развиваться белорусские хостеры, белорусские дата-центры, будут востребованы соответствующие специалисты. А все это – развитие отечественной IT-инфраструктуры.

Семен, 29 лет, бизнес-аналитик:
- Сейчас у нас львиная доля трафика уходит за рубеж, в основном на Россию. Я сам слышал, как разные чиновники на это жаловались. Видел интервью по телевизору. Понятно, что в значительной степени задача указа №60 – сделать так, чтобы интернет-трафик оставался в Беларуси. Но мне кажется, что вряд ли из этой затеи выйдет что-то путное. Объем, качество и разнообразие ресурсов Рунета все равно в десятки раз превышают белорусские. Так что трафик как уходил в Россию, так и будет уходить. Ну, может пару процентов отвоюют, заставив самые популярные белорусские сервисы хоститься на родине, – но не более того.

Виталий, 28 лет, сотрудник интернет-провайдера:
- У наших клиентов больше всего вопросов вызывает необходимость регистрировать сайты. Эта сумма невелика – немногим более 16 тыс. рублей. Конечно, регистрировать сайты будем мы, а не каждый из наших клиентов в отдельности. Но данные затраты не предусмотрены нашими финансовыми планами. Так что в какой-либо форме нам все равно придется переложить их на клиентов.

Но более важно другое. Не исключено, что для реализации требований указа провайдерам придется внедрять новое дорогостоящее оборудование. Справятся ли с этим провайдеры? Очевидно, что маленьким операторам будет тяжело выжить в подобной ситуации. Уникальность белорусского рынка в большом количестве маленьких провайдеров. Если в большинстве стран с развитой сетевой инфраструктурой давно прошли процессы поглощения маленьких операторов большими, то у нас этот процесс еще даже не начинался. Виной тому монополия «Белтелекома» на каналы связи, не позволяющая операторам укрупняться. На сегодняшний день к серьезным решениям готовы только наиболее крупные провайдеры: «Белтелеком», «Деловая Сеть», «КосмосТВ», «АтлантТелеком» и еще несколько операторов. По сути, 60-й указ стимулирует укрупнение операторов под лозунгом «Не в состоянии выполнять законы – продавайся», однако еще раз повторюсь: из-за монополии «Белтелекома» и продаться-то некому.

И еще. Решения для контроля за трафиком, предлагаемые для внедрения белорусским провайдерам, должны отвечать ряду критериев. В частности, иметь сертификат или экспертное заключение регулирующих органов (в данном случае – ОАЦ при президенте), а также обеспечивать высокое качество блокирования доступа к запрещенным ресурсам, определяемое процентными соотношениями незаблокированных запрещенных ресурсов и ложных блокирований к общему количеству запрошенных абонентом ресурсов. Кроме того, весьма важны производительность и масштабируемость решения (абонент не должен чувствовать дискомфорта при включенной услуге), максимальная простота включения решения в инфраструктуру оператора и, конечно же, наличие квалифицированной технической поддержки на месте. А все это стоит очень и очень дорого.

Сергей Сергеевич, 41 год, инженер:
- Лично я больше всего боюсь того, что теперь все провайдеры поднимут цены либо найдут новые способы заставить нас раскошелиться. А мотивировать это будут тем, что, дескать, у них повысились расходы из-за необходимости выполнять все положения указа №60. Я знаю, насколько запутанное у нас ценообразование, и знаю, как легко в нем спрятать практически любые вещи. А страдать будем мы – конечные пользователи. Провайдеры все равно ведь себе в убыток работать не станут – это коммерческие структуры.

Александр Петрович, 50 лет, сотрудник компании «Белтелеком»:
- А давайте посмотрим прямо по тексту указа! Указ президента устанавливает, что государственные органы и организации (включая коммерческие организации с государственной формой собственности либо с долей собственности государства) «обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций».

Главные страницы таких сайтов «должны непосредственно либо в виде отдельных рубрик содержать общую информацию о государственном органе и организации (о руководстве, структуре, режиме работы, задачах и функциях, почтовом адресе, адресе электронной почты, номерах телефонов справочных служб этого органа (организации), территориальных подразделениях и др.), о работе с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществлении административных процедур в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) государственной организацией, а также иную информацию, определяемую президентом Республики Беларусь либо Советом министров Республики Беларусь или размещаемую по решению руководителя государственного органа и организации».

При этом от государственных органов и организаций требуется систематическое обновление сайтов. Они «обязаны регулярно проводить анализ посещаемости их интернет-сайтов и принимать меры по реализации предложений граждан, направленных на совершенствование функционирования этих сайтов».
По-моему, это то, чего очень не хватало нашему обществу, в котором уже каждый третий белорус – интернет-пользователь.

Валентин, 20 лет, студент:
- Лично я и сегодня белорусскими интернет-ресурсами практически не пользуюсь. Тут скучно и неинтересно. Все интересное – в России. Там я и на форумах тусуюсь, там у меня и своя страничка. И на белорусский хостинг я ее переносить не собираюсь. Зачем мне это? Здесь у меня нет никаких интересов, так что лично меня этот указ никак не коснется. До тех пор, пока мне не запретят ходить за пределы Байнета, мне безразлично происходящее в нем.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2010 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета