IT-индустрия: вертикально вверх

Рост мировой IT-индустрии, возобновившийся после кризисного года, оказался настолько стремительным, что начал вызывать неизбежные перегибы и перекосы. Тут и нехватки процессоров (особенно для ноутбуков), и картельные сговоры, и огромное количество судебных разбирательств по разного рода патентным делам. IT-бизнес лихорадит, но это лихорадка быстрого роста. Та самая лихорадка, от которой в конечном итоге выигрываем мы – потребители IT-продуктов и услуг.

Тенденции: нетбуки не сдаются!


Несмотря на «атаку» резко вошедших в моду планшетных ПК, нетбуки вовсе не собираются терять темпы роста. По мнению аналитической фирмы ABI, мировой рынок нетбуков в этом году вырастет в сравнении с прошлым годом и составит 58 млн единиц. В прошлом году нетбуков по всему миру было продано 36 млн.
В ABI также прогнозируют рост популярности планшетов, таких как Apple iPad, и возможную сегментацию рынка нетбуков в результате этого процесса. Аналитик ABI Джефф Орр говорит: «Мы ожидаем, что рынок нетбуков будет фрагментироваться в зависимости от особенностей разных регионов. У типичных моделей нетбуков возрастет функциональность, одновременно с этим увеличится сегмент моделей начального уровня – так производители попытаются выйти на некоторые крупные развивающиеся рынки (включая Китай и Индию), где уровень проникновения компьютеров по-прежнему невысок». В ближайшее время Intel и AMD планируют развертывать новые платформы для нетбуков. Intel начнет предоставление двухъядерных процессоров Atom, а AMD выйдет на рынок со своим Fusion chip, который сочетает в себе архитектуру x86 и хорошую графику.

Что касается планшетов, то в ABI полагают, что в этом году их будет поставлено на рынок порядка 8 млн. Однако этот прогноз основан по большей части на статистике компании Apple, которая на данный момент продала более миллиона своих iPad. В ABI считают, что из-за планшетов ежегодный рост рынка нетбуков замедлится на 23%.
Тайваньские производители ноутбуков начали озвучивать свои опасения относительно того, что в III квартале в Европе спрос на их продукцию может начать снижаться, хотя этот период и является традиционно пиковым сезоном продаж. С другой стороны, сейчас на рынке образовался определенный дефицит на процессоры Intel на базе техпроцесса 32нм. В итоге производителям сейчас необходимо решить, что они будут делать в будущем – наращивать запасы продукции на своих складах или, наоборот, снижать их объем. Многое, считают аналитики, будет зависеть от того, каким окажется спрос европейских потребителей в ближайшее время.

Производители: все те же и Google в придачу

Еврокомиссия намерена оштрафовать 10 производителей чипов и электронного оборудования за незаконный ценовой сговор. Под санкции Брюсселя могут попасть такие известные чипмейкеры, как южнокорейские Samsung Electronics и Hynix Semiconductor, немецкая компания Infineon, американская Micron Technology, японские Elpida Memory, NEC Electronics Corp., Hitachi Ltd., Toshiba Corp. и Mitsubishi Electric, а также тайваньская Nanya Technology.

Указанным компаниям европейский регулятор вменяет незаконное создание картеля с последующим ценовым сговором. В качестве наказания за подобную деятельность компании могут быть оштрафованы на сумму около 300 млн евро. В целом действующие правила ЕК предусматривают штрафы по подобным обвинениям в размере до 10% от общемирового оборота провинившихся предприятий.

В компании Infineon подтвердили, что официальное расследование против нее началось еще в декабре 2009-го по обвинению в недобросовестной конкуренции. Еврокомиссия расследовала продажи чипов немецкого производителя, использующихся в сотовых телефонах, ПК, игровых консолях и прочих электронных устройствах.
Крупные штрафы по антимонопольным обвинениям не редкость в Европе. Так, в мае прошлого года ЕК оштрафовала крупнейшего производителя процессоров компанию Intel на рекордную сумму в 1,06 млрд евро.

Между тем Google продолжает укреплять и наращивать свои направления бизнеса, прямо не связанные с поиском и интернет-рекламой. Компании Google и Sony выпустят приставку для интернет-телевидения. Речь идет о платформе под названием «Smart TV» (Умное ТВ).

Приставка будет создана на базе процессора Intel Atom и будет работать под управлением ОС Android. По словам представителей Intel, новые чипы Atom обеспечивают более высокую производительность в области аудио и видео по сравнению с предыдущими моделями. Они также обладают более низкой стоимостью по сравнению с решениями конкурентов. Вместе с тем пока неизвестно, какая именно модель Atom будет устанавливаться в Smart TV. Ожидается, что скоро будет объявлено о подписании соглашения между компаниями, по которому сервисы Google станут доступны владельцам телевизоров Sony. В то же время разработчики Android смогут наполнить новую платформу различными приложениями. Исполнительный директор Intel Пол Отеллини уже заявил, что «Новинка станет крупнейшим прорывом в телевидении с момента запуска цветного ТВ».

Впервые о партнерстве Google и Sony стало известно в марте 2010 года. Тогда газета The New York Times со ссылкой на анонимные источники написала, что работы над устройством ведутся уже на протяжении нескольких месяцев.

Попутно Google готовится к приобретению компании Global IP Solutions (GIPS), которая занимается разработкой технологий для обеспечения VoIP- связи и видеоконференций. Сумма сделки должна составить $68,2 млн. Райан Либенберг, директор по инжинирингу Google, сказал по поводу этой сделки: «Интернет очень быстро развивается в качестве платформы для разработки, и мгновенная видео- и аудиокоммуникация через Сеть становится важным новым инструментом для пользователей. Технологии GIPS предоставляют высококачественную аудио- и видеосвязь через IP-сети, и мы с нетерпением ожидаем того, когда команда GIPS продолжит создавать инновационные решения уже в составе Google».

Представители Global IP Solutions сообщили о том, что совет директоров GIPS уже рекомендовал акционерам, среди которых такие компании, как Kistefos Venture Capital AS и Kistefos Venture Capital II DA, принять предложение Google. По словам топ-менеджеров Google, данная сделка не требует одобрения каких-либо антимонопольных органов и будет завершена после согласия на ее осуществление со стороны акционеров.

Для справки: Global IP Solutions, ранее известная под названием Global IP Sound, была основана в июле 1999-го в Стокгольме. На сегодняшний день штаб-квартира компании расположена в Сан-Франциско. GIPS занимается разработкой ПО для обработки голосовой и видеосвязи через IP-сети в реальном времени. Она известна в качестве создателя узкополосного речевого кодека iLBC и широкополосного iSAC. Также GIPS предлагает функционал создания сервисов видеоконференций и чатов разработчикам ПО для устройств iPhone, iPad и платформы Android.

Среди клиентов Global IP Solutions такие компании, как Yahoo (технологии GIPS используются в сервисе Yahoo Messenger), AOL, Nortel, Oracle, Nimbuzz, Samsung, WebEx и ряд других. По словам представителей GIPS, после сделки с интернет-гигантом для нынешних и будущих клиентов компании ничего не изменится, и они будут обслуживаться в соответствии с текущими контрактами.

Напомню, что в конце прошлого года компания Google официально объявила о приобретении фирмы Gizmo5, которая предлагает VoIP-программное обеспечение для мобильных телефонов и ПК. Обе компании не раскрывают сумму сделки, однако, по информации издания TechCrunch, она составила $30 млн.

Интернет-бизнес: снова рост

В 2010 году рынок интернет-рекламы в мире вырастет на 20%, в то время как печатный сектор отрасли – только на 10%. Такие оценки по развитию рекламного рынка были озвучены рядом экспертов в рамках 42-го Всемирного рекламного конгресса. Причина роста в том, что доля торговли через Сеть постоянно растет и, соответственно, это будет привлекать новых рекламодателей.

Генеральный директор и президент маркетингового агентства Draftfcb Лоренс Боскетто говорит: «Потребитель изменился, и нам надо меняться. Нам нужно эволюционировать от чистой рекламы к процессу оказания услуг, учитывать все разнообразие каналов передачи информации – это социальные сети и многое другое. Мир меняется, и мы должны успевать меняться вместе с ним – чем быстрее, тем лучше».

По информации старшего вице-президента и управляющего директора Yahoo! Рича Райли, человечество проводит в Сети 27 млрд часов ежегодно, и этот показатель вырастает на 20% в год.

В свою очередь, президент Международной рекламной ассоциации (IAA) Алан Рутерфорд считает: «Потребитель переехал в Интернет, и, соответственно, социальные медиа и рекламодатели должны использовать эту возможность, чтобы развивать их коммуникации и их бизнес».

По его мнению, «Рекламодатели осознали, что они не могут и дальше полагаться лишь на традиционные СМИ, и это привело к перераспределению их бюджетов в пользу других медиа». Агентства направляют больше средств в новые, цифровые технологии по сравнению с традиционными, и они вряд ли вернутся к старой схеме действий. Поэтому рекламные агентства, СМИ и их владельцы должны быть готовы работать по новой схеме.

В России тестируется новая бизнес-модель. Сотовый оператор «ВымпелКом» предложит абонентам своей Wi-Fi-сети возможность бесплатного доступа в Сеть в обмен на просмотр рекламных роликов. Отраслевые эксперты уверены, что новая услуга найдет свою аудиторию. Год назад «Комстар» анонсировал схожий проект, но его запуск был отложен из-за кризиса.

Проект ведется в партнерстве с компанией IdeasMedia, специализирующейся на интернет-рекламе. Абонентам сети Beeline Wi-Fi предлагается просмотреть 15-секундный рекламный ролик и получить за это 15 минут бесплатного интернет-доступа. Действительно, бывают ситуации, когда Интернет необходим здесь и сейчас. Данный пилотный проект решает эту задачу на 100%. В пресс-службе «ВымпелКома» говорят, что выручка от рекламы будет делиться между сотовым оператором и IdeasMedia. На конец февраля этого года у «ВымпелКома» был 1,107 млн пользователей беспроводного широкополосного доступа в Интернет. По словам представителя IdeasMedia, размещать рекламу уже согласились девять крупных компаний, в том числе Perfetti Van Melle (владелец бренда Mentos).

В начале прошлого года президент оператора «Комстар» Сергей Приданцев рассказал, что оператор намерен опробовать модель предоставления услуг, когда за доступ в Сеть платит не пользователь, а компания, получающая взамен возможность демонстрировать абоненту рекламу. По данным «Комстара», около 60% абонентской базы были готовы смотреть рекламные ролики в обмен на удешевление стоимости доступа в Интернет.

Мобильное: расклад сил

По итогам I квартала 2010 года компании Apple и Research In Motion (RIM) в рамках мирового рынка мобильных телефонов заметно укрепили свои позиции, заняв пятое и шестое место соответственно. При этом компания Motorola, наоборот, лишилась прежних позиций и опустилась на восьмое место, отмечают аналитики компании iSuppli.
Компания ZTE, которая вследствие стремительного роста в IV квартале прошлого года заняла пятое место, в этом году снизила доход и упала на седьмую строчку рейтинга.

Что же касается цифр, то RIM удалось добиться 3,6% роста отгрузок, которые в I квартале достигли отметки в 10,5 млн штук. Отгрузки компании Apple составили 8,8 млн штук, а их рост по сравнению с IV кварталом 2009 года – 3,04%. В то же время объем отгрузок Motorola здесь упал на 29,2% до отметки в 8,5 млн штук.
Смартфоны оказались самым горячим сегментом мирового рынка мобильных телефонов в I квартале 2010 года – общий объем отгрузок здесь вырос на 35,5%. Для сравнения, отгрузки в целом по рынку, по данным iSuppli, поднялись лишь на 11,3%.

Что же касается лидеров рынка, то все четыре компании, находящиеся вверху рейтинга, сохранили свои позиции. В итоге они распределились следующим образом – первое место досталось Nokia с долей в 37,4%, второе – Samsung с долей в 22,3%, третье – LG Electronics с долей в 9,4%, и, наконец, четвертое – SonyEricsson с долей в 3,6%.

Производитель обширного портфеля полупроводников Infineon Technologies, по слухам, рассматривает возможность продажи корпорации Intel подразделения, занимающегося производством микросхем для отрасли сотовой связи.

Несмотря на высокий интерес гиганта микропроцессорной индустрии к бизнесу мобильных чипов, исполнительный директор Infineon Питер Бауэр выступает против сделки, однако слабые финансовые показатели подталкивают к подписанию соглашения.

Infineon поставляет 3G-чипсеты для многих флагманских мобильных и портативных устройств, включая Apple iPhone и iPad, а также телефоны Nokia, Samsung и гаджеты RIM BlackBerry. Подавляющее большинство клиентов компании ориентируются на ARM-процессорную архитектуру. Запуск платформы Moorestown на базе линейки Intel Atom Z6xx, при помощи которой корпорация стремится войти в бизнес смартфонов и мобильных интернет-устройств, коррелирует с желанием Intel получить доступ к 3G- и 4G-продуктам. В итоге это может привести к не совсем честным преференциям в ценообразовании для тех производителей, которые будут заказывать сотовое оборудование на базе Moorestown.

Intel долгие годы удается сохранять ведущие позиции в сегменте центральных процессоров для настольных и портативных компьютеров, однако компании не по силам пробиться в бизнес мобильных устройств. Да, Intel популяризовала Wi-Fi благодаря удачному маркетингу платформы Centrino. Да, у нее есть акционерный пакет в Clearwire, ведущем WiMAX-провайдере США. Но увы, бизнес мобильных аппаратов полностью подчиняется британскому холдингу ARM.

По данным аналитической компании Maravedis, к 2015 году количество пользователей сетей LTE превысит 200 млн человек. По словам экспертов, популярность связи четвертого поколения будет вызвана появлением двухрежимных телефонов, способных работать как в 3G, так и в LTE.

Согласно прогнозам Maravedis, в течение ближайших двух лет стремительное развертывание сетей LTE ожидается в Северной Америке и странах Азии. Впрочем, пока операторы настроены на постепенный переход от 3G к LTE и внедряют поддержку «промежуточных» стандартов HSPA и HSPA+.

По данным аналитиков, в конце 2009 года во всем мире насчитывалось 4,7 млрд абонентов сотовой связи. При этом 25 крупнейших мировых операторов, обслуживающих 1 млрд пользователей, решительно настроены на развитие LTE. Согласно прогнозам, к 2015 году количество владельцев аппаратов с поддержкой 3G достигнет 1 млрд, из которых 226 млн будут обладать двухдиапазонными телефонами 3G/LTE.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета