Организация бизнес-процессов. Интервью с Юрием Зиссером

Юрий Зиссер — создатель портала TUT.BY, а ныне председатель совета директоров портала.


Начало беседы…

Начнем с интересного: какой бизнесмен или бизнесмены в ИТ-сфере импонируют вам больше всего? Какие книги или доклады вам понравились в последнее время?
На меня оказали влияние многие бизнесмены – лидеры ведущих мировых компаний. Изучал их биографии, читал их книги и интервью. Однако я, как правило, не могу применить к ним слово «импонируют», поскольку все они со сложными характерами и многократно совершали поступки, которых лично я бы стыдился. А кое-кто и просто чудовища. Это жизнь. Что же касается докладов, то в последние две недели я был на двух крупных мероприятиях – российском РИФоКИБе и голландской конференции TheNextWeb. Все цитируют недавнюю речь генерального директора Google Эрика Шмидта в Абу-Даби о том, что Google изменила приоритеты на 180 градусов и любые приложения отныне разрабатывает сначала для мобильных платформ и только затем – для обычных компьютеров. А в 2013 году мобильный трафик превысит обычный.

Юрий Анатольевич, как бы вы сейчас объяснили причины мирового финансового кризиса? Ведь мы прожили в нем уже больше года, можно уже сделать какие-то выводы. Интересует ваше субъективное мнение.
Экономические кризисы возникают каждые 7-10 лет. Это абсолютно нормальное явление. История с ипотечными кредитами в 2008 году или падение акций Microsoft из-за начала антимонопольного расследования в 2001-м были лишь спусковыми механизмами, но не причиной кризисов. Настоящая причина любого кризиса – в ходе экономических процессов, которые подчиняются естественным законам бытия и роста. Это только в физике процессы движутся равномерно и прямолинейно, а для явлений живого мира, экономики или бизнеса это абсолютно нехарактерно. Более характерны синусоиды, волны и иные нелинейные циклические закономерности развития. Лично для меня кризис не был неожиданностью, я за свою жизнь повидал их несколько. Выводы? Всегда понимать, что как только наступила эпоха всеобщего преуспевания, как только начала безмерно дорожать недвижимость – жди кризис, создавай денежные запасы на «черный день» и не покупай впопыхах ничего втридорога: скоро подешевеет.

Известно, что ваше имя ассоциируется сразу с несколькими успешными бизнес-проектами в сфере ИТ, а это в первую очередь TUT.BY, hoster.by, а также ваша фирма «Надежные программы». Вопрос будет непростой: увольняли ли вы людей в связи с кризисом?
В этот кризис – никого. Даже набираем людей. Интернет-бизнес – настолько быстрорастущая сфера деятельности, что мы растем даже в кризис, только гораздо медленнее. А вот в предыдущие кризисы – в 2001-м, 1995-1996 – да, пришлось уволить многих. Это было очень тяжело.

Работая с некоторыми ресурсами Рунета, наблюдал странную ситуацию. А именно, изначально в силу дешевизны и большой аудитории многие компании- рекламодатели более активно переключились с традиционных СМИ на интернет-ресурсы. Это было примерно в конце 2008-го – начале 2009-го. Тогда интернетчики проблем не испытывали, скорее, наоборот, у них был всплеск, и некоторые даже повысили расценки. Но все-таки, те же рекламодатели большей частью увязаны на реальном секторе, в котором кризис сказался сильно, и к середине 2009-го начался отток и в Интернете… Ваши комментарии.
Не приходилось наблюдать такого явления. Наоборот, все доступные цифры по Байнету и Рунету свидетельствуют о перераспределении рекламных бюджетов с традиционных медиа в пользу Интернета. Так, на протяжении 2009 года доля рынка интернет-рекламы в Беларуси выросла примерно в полтора раза по отношению ко всему рекламному рынку. Вырос и TUT.BY, причем не только по доле, но и в цифрах продаж.

Давайте проследим стоимость рекламной акции в Байнете, например, по продвижению нового бренда. На сколько она увеличилась по сравнению с 2005 годом и как она будет расти в будущем? Ваши прогнозы.
С каждым годом рекламные бюджеты перетекают в Интернет, и это явление будет продолжаться с той или иной скоростью еще лет двадцать. С 2005-го по 2008 год ежегодно объем рынка интернет-рекламы в Беларуси рос вдвое! Лишь в 2009 г. он если и вырос, то незначительно. Однако в 2010-м рынок должен вырасти. Естественно, многократно растут и затраты на единичные рекламные акции и продвижение брендов, и это связано прежде всего с повышением эффективности рекламного носителя: рекламодатели видят, что интернет-реклама стоит своих денег и дает хорошую отдачу, и соответственно увеличивают бюджеты на Интернет.

Организация бизнес-процессов

Как вы оцениваете перспективы в ИТ-сфере именно для наших программистов? В официальных газетах пишут о «национальной кузнице интеллектуальных кадров», причем уже более десяти лет мы «впереди планеты всей», но, по моему мнению, все намного сложнее… У нас из года в год выпускается все больше и больше программистов, а сколько белорусских программ установлено на вашем компьютере или на моем?
На наших компьютерах нередко стоят белорусские программы, но мы об этом не в курсе, поскольку в связи с отсутствием внутреннего платежеспособного спроса на ПО белорусские программисты работают на зарубежного дядю, который потом и продает белорусские разработки всему миру. Не стоит искать в этом рок: моду на ПО диктует Кремниевая долина, и только там решается его рыночная судьба. Никто больше в мире, кроме них, не знает трендов и, следовательно, не знает, какое ПО разрабатывать, чтобы оно потом продавалось. Поэтому никто никогда не слышал не только о белорусском ПО, но и о бельгийском, швейцарском или австралийском. Из российских разработок на мировом рынке знают только антивирус Касперского и ABBYY FineReader. ПО в 99% случаев американское, хотя пишется оно все чаще за пределами США, в том числе и в Беларуси. Исключений немного: скажем, фирма SAP немецкая, McAffee – израильская. Еще есть норвежская Opera. Но, повторяю, эти исключения лишь подтверждают правило, и нечего нам комплексовать по этому поводу.

Наверное, одним из самых действительно ярких последних событий оказался переход почты тутбая (mail.tut.by) на Google, не могли бы вы рассказать о подробностях принятия такого решения? Какие у вас взаимоотношения с этой компанией?
В масштабах TUT.BY стало слишком накладно поддерживать и развивать почтовую систему. Например, за обновление нашего почтового «движка» разработчик выставил цену 880 тысяч долларов. Причем это только движок: без дизайна, без антивируса, без антиспама. Но откуда у нас такие деньги? Тем более что почта нам не приносит прибыль, убытки одни. А уж сколько стоили почтовые серверы, даже сказать страшно: в 2006 году, например, у нас на приобретение серверов ушла четверть оборота! Поэтому мы договорились с компанией Google. Руководствовались мы прежде всего качеством сервиса для пользователей: отсутствием спама и удобством работы. Честно говоря, у нас на тот момент и других вариантов не было. Отношения с Google у нас хорошие, как и с другими партнерами.

Интересно, а белорусы, по вашему мнению, могли бы написать движок не хуже?
Конечно, могли бы! Как и поисковик, и многое другое. Вопрос в целесообразности: в масштабах Беларуси такая разработка никогда не окупилась бы, а выходить на мировой рынок после Google – самоубийство. В правилах рассмотрения заявок интернет-стартапов одного западного инвестиционного фонда так и сказано: «не рассматриваются проекты, конкурирующие с Google». Это у них одно из правил отсева проектов.

Давайте поговорим о теме организации бизнес-процессов, вернее, поправим… реальных(!) бизнес-процессов. Как вы считаете, это сейчас является незыблемой прикладной сферой науки, или все-таки там больше религии с заучиванием правил, терминов и аббревиатур? Как говорится: «хочешь разбогатеть — создай свою религию». Есть ли в этом смысл?
С моей точки зрения, главный принцип организации бизнес-процессов – человеческое отношение к людям и их свобода в решении задач, стоящих перед организацией. Организация растет как живой организм – почкованием, и тут мало что можно изменить или ускорить. Слишком мало готовых схем ложится на реальность. Надо еще всегда понимать, что цель любой организации находится за пределами этой организации. Как только руководитель самоустраняется от рынка и, начитавшись умных книг по менеджменту, начинает тасовать людей и подразделения как карты в колоде, подстраивая жизнь под типовые книжные схемы, а не наоборот, ничего хорошего на моей памяти еще никогда не получалось. Все должно идти от жизни и потребностей организации.

Что подразумеваете под организацией бизнес-процессов именно вы? Вопрос несколько детский:), поэтому просьба дать рекомендацию опытного специалиста начинающим, как вообще подходить к делу? Даже усложню задачу, а именно: систему «купил — продал» или «нашел заказ — получил деньги» объяснять не нужно, интересует: «придумал (нашел идею) -> раскрутил -> продал»…
Как я уже говорил, цель любой организации находится за ее пределами, а точнее – на рынке. Если лидер организации будет заниматься исключительно рынком, идти от требований рынка и реализации своих задумок на рынке, а не отталкиваться от каких-то надуманных схем или желания быстро сорвать куш, то у него весь менеджмент получится сам собой: и структура, и мотивация, и вознаграждение, и успех.

Юрий Анатольевич, а как вы вообще смотрите на постоянно появляющиеся в рамках экс-СНГ подвижки в области формирования рынка идей?
Если вы имеете в виду движение стартапов, в частности, появившийся в Минске СтартапУикенд, то смотрю очень положительно. Вообще, рынок 21-го века – это прежде всего рынок идей и их воплощений. Для до сих пор ориентированной на товарное производство Беларуси зародыши этого движения особенно важны, поскольку это стимулирует предпринимательскую инициативу и предпринимательское мышление, которых в нашей стране так не хватает.

Западные корпоративные модели по отношению к нам

Честно сказать, когда я был в Москве и, кстати, участвовал там на стартапах нескольких интересных проектов, то затем просто удивлялся тому, как они по мере раскрутки постепенно начали перенимать «западный корпоративный стиль», конечно, в своем понимании… Например, больше приветствовалось привлечение, говоря простым языком, бюрократов. Причем зачастую увольняли опытных сотрудников и набирали вместо них вчерашних студентов, прямо скажем, не лучшей степени одаренности, но «в галстуках» и с амбициями… Это везде так?
Иногда приходится смещать с руководящей должности человека, который является хорошим специалистом, но плохим управленцем. Более того, молодой амбициозный человек на руководящей должности лучше хорошего опытного специалиста без амбиций и способностей к управлению, который после назначения на руководящую работу спокойно продолжает выполнять свою прежнюю работу узкого специалиста, а своей командой не занимается и задачи, которые ставит жизнь, не решает и даже не понимает, чего все от него ждут. Но в целом я бы не обобщал. Организации и случаи не похожи друг на друга. Например, в нашей организации, как, кстати, и в корпорации IBM, не увольняют после окончания испытательного срока. Стиль управления опять же зависит от воли владельцев бизнеса. Если у них пещерный уровень мышления и появляется желание навести «парадак», тогда бюрократы обязательно появятся. Особенно если, повторюсь, забывают о рынке, о миссии фирмы, отгораживаются от окружающей действительности и начинают тасовать кадры, пытаясь достичь «правильных» книжных раскладов или ради личных амбиций.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что мы слишком идеализируем образ «иностранного менеджера», «корпорации», так же, как некогда в советские времена любили пакеты с иностранными надписями и тому подобное. Хотя в том же Интернете все большее влияние приобретают «обычные парни в джинсах», open source сообщества и их продукты.
Посмотрите на Билла Гейтса: он всю жизнь на всех пресс-коференциях и презентациях выходит в джинсах и полосатой футболке. Когда я приехал жарким летом 1999-го на стажировку в США в компанию, находящуюся на Уолл-Стрит, то в первый день надел костюм и галстук. Менеджеры на меня как- то странно посмотрели, а через час общения объяснили, что в костюмах у них ходят только менеджеры по продажам, для остальных униформа – джинсы и футболка, и попросили, чтобы я больше в костюме не приходил. Так что явление вовсе не новое. Напротив, все крупные стартапы последнего времени, например, Facebook, сотворили студенты в джинсах и футболках. Костюм призван показать окружающим, что его владелец консервативен, ограничен, мыслит по инструкциям и хочет «выглядеть и быть как все». Вот, посмотрите, какой я солидный и как похож на других! Но такой человек не способен создать что-либо новое или великое, он, скорее, хранитель традиций и консерватор.

Как, по вашему мнению, большой корпорации сохранить мобильность? Немного поясню, у спортсменов есть такое понятие, как «пик формы», после чего…
Организации, как и люди, смертны, и Билл Гейтс как-то заявил, что он это понимает, но его цель – оттянуть неизбежный конец существования его корпорации на как можно более поздний срок. Как не «заматереть»? Непрерывно думать о рынке, о цели (миссии) компании. Если сосредоточиться на рынке, а не на внутренних процессах – компания не обрастет «жиром» и бюрократией, и все будет в порядке.

Сейчас некоторые корпорации всерьез задумываются о переводе работников на «удаленку», то есть те трудятся дома и связываются с офисом посредством Интернета. Как вы относитесь к такой идее?
Во многих случаях это оправданно, особенно когда работник обладает уникальными компетенциями и по каким-то причинам не может физически присутствовать в офисе. Однако слишком важен корпоративный дух, а без офиса он невысок. Как в той поговорке, когда трех каменщиков спросили, что они делают на работе. Один ответил, что зарабатывает деньги, другой – что кладет кирпич, третий – что строит храм. Но надомники храм не построят. Общение в реале – обязательная часть производственного процесса. Ведь люди приходят на работу для того, чтобы общаться в реале, а не только переписываться, и надо им дать такую возможность. Одно дело – переписываться в «аське», и совсем другое – улыбаться, жать руку, пить вместе кофе, болтать о погоде и девушках. Но еще важнее обсуждать производственные вопросы непосредственно на работе, а также за кофе или обедом. Удаленная работа не предполагает приверженности работников целям фирмы, как и полноценного рабочего общения. Так что экономия на офисе себя не окупает.

Общие вопросы

Считаете ли вы, что есть такое понятие, как «интернет-зависимость»?
Да, конечно, есть. Как есть алкогольная, наркотическая, игровая, сексуальная и прочие зависимости. Интернет-зависимость так же плохо излечима, как и другие упомянутые мной проблемы личности. Но я бы не драматизировал, поскольку от интернет-зависимости как минимум меньше вреда – как окружающим, так и самой личности. Да и последствия часто положительны!

В ИТ-сообществе для многих стресс стал «стилем жизни», а как вы избавляетесь от стрессов?
Переключением на другие виды деятельности. Люблю музицировать и часто путешествовать – и то, и другое хорошо прочищает голову. Еще мы с женой часто ходим на концерты, в театры, у нас дома бывают интересные люди из сферы культуры и искусства. Общение вне работы тоже снимает стресс. Ну и еще не стоит слишком близко все происходящее воспринимать всерьез :).

Беседовал Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2010 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета