Facebook собирается захватить планету
21 апреля в Сан-Франциско прошла очередная конференция для разработчиков Facebook, названная f8. До ее начала эксперты и журналисты предполагали, что Facebook объявит о запуске механизма локации – определения местоположения пользователей. В последнее время эта технология приобретает все большую популярность среди интернет-пользователей, и особенно – среди пользователей соцсетей.
Open Graph, который потрясет Интернет
Но того, что произошло 21 апреля, не ожидал, как выяснилось, никто. Руководство Facebook, оказывается, желает превратить в единую социальную сеть весь Интернет. Ну или, если смотреть на вещи иначе, – создать «новый Интернет».
Facebook, стараясь увеличить отрыв от конкурентов, старается «выйти за границы» социальной сети и реализовать новую модель организации информации в Глобальной Паутине, говоря терминологией компании Google. Фактически, Facebook делает ставку на идеологию Social Web, в которой социальная сеть каждого пользователя выступает как система фильтрации и персонализации контента.
Как сказал в своем выступлении основатель Facebook Марк Цукерберг, новое решение, разработанное программистами компании, способно превратить весь Интернет в одну большую социальную сеть – а она, в свою очередь, будет способна эволюционировать и учитывать потребности каждого конкретного человека. Речь идет о технологии – точнее, новой социальной платформе, – названной Open Graph («Открытый граф»). Она позволит сайтам и программам персонализировать контент с учетом нужд социальной сети и вкусов пользователя, даже если он первый раз на сайте.
Справка «КГ»:
Социальная сеть Facebook является крупнейшей в мире – ее размер приближается к отметке в 500 млн посетителей в месяц. Согласно новому отчету comScore, в марте нынешнего года Facebook посетили уже 484 млн уникальных пользователей. Это говорит о росте на 64% по сравнению с данными за тот же период прошлого года. Также в исследовании comScore сказано, что количество просмотров страниц в этой социальной сети выросло на 150% за год – до 220 млрд в месяц. Компании понадобилось пять лет для того, чтобы собрать первые 100 млн пользователей, но всего три года для того, чтобы увеличить аудиторию до 400 млн. В среднем, каждый пользователь Facebook заходит на сайт 11 раз в месяц.
Разработчики видят это так: каждый сайт размещает (разумеется, совершенно «добровольно») на своих страницах кнопку «Like!» – своеобразный виджет Facebook. Он позволяет пользователям отмечать понравившийся им контент. Впоследствии их друзья, зайдя на этот сайт, сразу смогут увидеть предпочтения своих знакомых. Попутно Facebook будет анализировать действия пользователей и предлагать им музыку, клипы, ролики и новости, соответствующие их интересам. При всей простоте этого «социального плагина», он работает едва ли не лучше всех остальных, поскольку позволяет экспортировать преференции пользователя в ленту сообщений и профиль с наименьшими усилиями.
Для того чтобы обеспечить пользователям доступ к наиболее интересной для них информации, Facebook планирует заключить партнерские соглашения с популярными web-ресурсами. Первыми партнерами Facebook стали 30 проектов, в том числе интернет-радиостанция Pandora и онлайн-гид Yelp. Эти сервисы тоже занимаются соединением контента, ориентируясь на предпочтения пользователей. И в Facebook решили, что пришло время объединить их функционал с собственными возможностями.
Другие плагины – такие как окно со всеми действиями дружественных пользователей на сайте, для установки которого достаточно встроить в страницу одну строку HTML-кода – также позволяют упростить момент отбора интересующего пользователя контента, поскольку преференции наших друзей если и не влияют напрямую на наши собственные, то, по крайней мере, вызывают интерес. На этом, в частности, строится система рекомендаций, которая также является частью новой платформы, равно как и система семантической маркировки контента сайта. Все эти сервисы можно устанавливать поодиночке или в составе единой панели (Social Bar).
По замыслу Facebook, Open Graph сумеет превратить Сеть в источник информации, которая сама будет концентрироваться вокруг каждого конкретного пользователя. Напомню, что в математике графом называют совокупность объектов и связей между ними. К примеру, схему метро можно представить в виде графа – сетки, где станции являются т.н. вершинами графа, а перегоны между ними – ребрами. Зная граф метрополитена, несложно найти кратчайший путь между двумя станциями, что и делают соответствующие программы.
Социальную сеть (не обязательно именно Facebook) можно рассматривать как такое же метро, только «станций» в нем многие миллионы. Открытый граф Цукерберга, во-первых, дает доступ к графу сторонним сайтам, а во-вторых, модернизирует стандартный социальный граф (или, проще, граф социальных сетей) с помощью понятия «пристрастий».
На том же мероприятии 21 апреля была анонсирована обновленная версия аналитического сервиса Insights. Новая версия предоставляет разработчикам сайтов информацию о пользователях, которые размещают на своих страницах в соцсети ссылки на эти сайты. При этом система будет предоставлять больше возможностей для детального изучения аудитории сайтов по сравнению с предыдущей версией Insights или с популярным инструментом Google Analytics.
Много сложных вопросов
Как и можно было предположить, мнения интернет-общественности относительно планов руководства Facebook разделились. Кто-то полагает, что Open Graph окажется действительно удобным нововведением, способным изменить сложившиеся представления об Интернете. Других настораживает слишком большой контроль, под который автоматически попадет каждый пользователь. Первая реакция американской прессы также оказалась довольно настороженной: в первых же публикациях по итогам конференции журналисты подняли вопрос защиты частной информации.
Конечно, в Facebook такую реакцию предвидели. Выступая на пресс-конференции по итогам f8, Марк Цукерберг особо подчеркнул, что личные данные пользователей будут доступны только разработчикам. Он всячески пытался убедить аудиторию, что пользователям не стоит волноваться по этому поводу. Тем не менее, теперь разработчики приложений смогут дольше хранить личные данные пользователей (раньше они должны были удалять эту информацию по прошествии 24 часов).
Западные СМИ и многие блоги уже опубликовали алгоритм действий пользователя Facebook, который пожелает максимально защитить свою приватность. Итак, если у вас есть свой аккаунт в Facebook, в самом низу страницы нажмите на ссылку Privacy, выберите Applications and Websites, а затем – What your friends can share about you и снимите все галочки, какие сможете. Затем вернитесь на страницу Privacy и нажмите на Instant Personalization. Снимите галочку, разрешающую Facebook делиться вашими данными с избранными партнерами. Вздохните спокойно.
Объект «нехорошего» интереса
Благодаря своим масштабам Facebook неизбежно становится объектом повышенного интереса со стороны разного рода киберзлоумышленников. К примеру, недавно на одном из русскоязычных форумов были выставлены на продажу полтора миллиона учетных записей Facebook. Продавцом аккаунтов выступал некто, зарегистрированный под именем «kirllos». Первым об этом факте сообщило подразделение iDefence компании VeriSign.
Подробности таковы: злоумышленник продавал учетные записи пользователей соцсети с 10 друзьями и меньше по $25 за тысячу штук. Аккаунты с более чем 10 контактами предлагались уже по цене $45 за тысячу. Уже когда скандал был в самом разгаре, в Facebook так и не смогли подтвердить точное количество украденных у пользователей учетных записей. Однако представитель соцсети Эндрю Нойес сообщил журналистам, что соцсеть постоянно подвергается атакам извне. Нойес подчеркнул, что пользователи Facebook в случае кражи их учетных записей могут восстановить пароль и вернуть себе контроль над аккаунтом.
В свою очередь, представители iDefence заявили, что при помощи украденных у пользователей социальной сети аккаунтов злоумышленники могут распространять спам и вредоносное ПО. Контактная информация, указанная пользователями Facebook при создании учетных записей, также может использоваться для взлома банковских счетов и разнообразных мошеннических финансовых операций.
Напоследок замечу, что слово «facebook» в марте стало самым популярным запросом в американских версиях поисковиков Google (1,17% всех запросов), Yahoo! (1,7% запросов) и Bing (2,6%). Об этом говорится в опубликованном 28 апреля отчете компании Experian Hitwise.
Денис Лавникевич
Open Graph, который потрясет Интернет
Но того, что произошло 21 апреля, не ожидал, как выяснилось, никто. Руководство Facebook, оказывается, желает превратить в единую социальную сеть весь Интернет. Ну или, если смотреть на вещи иначе, – создать «новый Интернет».
Facebook, стараясь увеличить отрыв от конкурентов, старается «выйти за границы» социальной сети и реализовать новую модель организации информации в Глобальной Паутине, говоря терминологией компании Google. Фактически, Facebook делает ставку на идеологию Social Web, в которой социальная сеть каждого пользователя выступает как система фильтрации и персонализации контента.
Как сказал в своем выступлении основатель Facebook Марк Цукерберг, новое решение, разработанное программистами компании, способно превратить весь Интернет в одну большую социальную сеть – а она, в свою очередь, будет способна эволюционировать и учитывать потребности каждого конкретного человека. Речь идет о технологии – точнее, новой социальной платформе, – названной Open Graph («Открытый граф»). Она позволит сайтам и программам персонализировать контент с учетом нужд социальной сети и вкусов пользователя, даже если он первый раз на сайте.
Справка «КГ»:
Социальная сеть Facebook является крупнейшей в мире – ее размер приближается к отметке в 500 млн посетителей в месяц. Согласно новому отчету comScore, в марте нынешнего года Facebook посетили уже 484 млн уникальных пользователей. Это говорит о росте на 64% по сравнению с данными за тот же период прошлого года. Также в исследовании comScore сказано, что количество просмотров страниц в этой социальной сети выросло на 150% за год – до 220 млрд в месяц. Компании понадобилось пять лет для того, чтобы собрать первые 100 млн пользователей, но всего три года для того, чтобы увеличить аудиторию до 400 млн. В среднем, каждый пользователь Facebook заходит на сайт 11 раз в месяц.
Разработчики видят это так: каждый сайт размещает (разумеется, совершенно «добровольно») на своих страницах кнопку «Like!» – своеобразный виджет Facebook. Он позволяет пользователям отмечать понравившийся им контент. Впоследствии их друзья, зайдя на этот сайт, сразу смогут увидеть предпочтения своих знакомых. Попутно Facebook будет анализировать действия пользователей и предлагать им музыку, клипы, ролики и новости, соответствующие их интересам. При всей простоте этого «социального плагина», он работает едва ли не лучше всех остальных, поскольку позволяет экспортировать преференции пользователя в ленту сообщений и профиль с наименьшими усилиями.
Для того чтобы обеспечить пользователям доступ к наиболее интересной для них информации, Facebook планирует заключить партнерские соглашения с популярными web-ресурсами. Первыми партнерами Facebook стали 30 проектов, в том числе интернет-радиостанция Pandora и онлайн-гид Yelp. Эти сервисы тоже занимаются соединением контента, ориентируясь на предпочтения пользователей. И в Facebook решили, что пришло время объединить их функционал с собственными возможностями.
Другие плагины – такие как окно со всеми действиями дружественных пользователей на сайте, для установки которого достаточно встроить в страницу одну строку HTML-кода – также позволяют упростить момент отбора интересующего пользователя контента, поскольку преференции наших друзей если и не влияют напрямую на наши собственные, то, по крайней мере, вызывают интерес. На этом, в частности, строится система рекомендаций, которая также является частью новой платформы, равно как и система семантической маркировки контента сайта. Все эти сервисы можно устанавливать поодиночке или в составе единой панели (Social Bar).
По замыслу Facebook, Open Graph сумеет превратить Сеть в источник информации, которая сама будет концентрироваться вокруг каждого конкретного пользователя. Напомню, что в математике графом называют совокупность объектов и связей между ними. К примеру, схему метро можно представить в виде графа – сетки, где станции являются т.н. вершинами графа, а перегоны между ними – ребрами. Зная граф метрополитена, несложно найти кратчайший путь между двумя станциями, что и делают соответствующие программы.
Социальную сеть (не обязательно именно Facebook) можно рассматривать как такое же метро, только «станций» в нем многие миллионы. Открытый граф Цукерберга, во-первых, дает доступ к графу сторонним сайтам, а во-вторых, модернизирует стандартный социальный граф (или, проще, граф социальных сетей) с помощью понятия «пристрастий».
На том же мероприятии 21 апреля была анонсирована обновленная версия аналитического сервиса Insights. Новая версия предоставляет разработчикам сайтов информацию о пользователях, которые размещают на своих страницах в соцсети ссылки на эти сайты. При этом система будет предоставлять больше возможностей для детального изучения аудитории сайтов по сравнению с предыдущей версией Insights или с популярным инструментом Google Analytics.
Много сложных вопросов
Как и можно было предположить, мнения интернет-общественности относительно планов руководства Facebook разделились. Кто-то полагает, что Open Graph окажется действительно удобным нововведением, способным изменить сложившиеся представления об Интернете. Других настораживает слишком большой контроль, под который автоматически попадет каждый пользователь. Первая реакция американской прессы также оказалась довольно настороженной: в первых же публикациях по итогам конференции журналисты подняли вопрос защиты частной информации.
Конечно, в Facebook такую реакцию предвидели. Выступая на пресс-конференции по итогам f8, Марк Цукерберг особо подчеркнул, что личные данные пользователей будут доступны только разработчикам. Он всячески пытался убедить аудиторию, что пользователям не стоит волноваться по этому поводу. Тем не менее, теперь разработчики приложений смогут дольше хранить личные данные пользователей (раньше они должны были удалять эту информацию по прошествии 24 часов).
Западные СМИ и многие блоги уже опубликовали алгоритм действий пользователя Facebook, который пожелает максимально защитить свою приватность. Итак, если у вас есть свой аккаунт в Facebook, в самом низу страницы нажмите на ссылку Privacy, выберите Applications and Websites, а затем – What your friends can share about you и снимите все галочки, какие сможете. Затем вернитесь на страницу Privacy и нажмите на Instant Personalization. Снимите галочку, разрешающую Facebook делиться вашими данными с избранными партнерами. Вздохните спокойно.
Объект «нехорошего» интереса
Благодаря своим масштабам Facebook неизбежно становится объектом повышенного интереса со стороны разного рода киберзлоумышленников. К примеру, недавно на одном из русскоязычных форумов были выставлены на продажу полтора миллиона учетных записей Facebook. Продавцом аккаунтов выступал некто, зарегистрированный под именем «kirllos». Первым об этом факте сообщило подразделение iDefence компании VeriSign.
Подробности таковы: злоумышленник продавал учетные записи пользователей соцсети с 10 друзьями и меньше по $25 за тысячу штук. Аккаунты с более чем 10 контактами предлагались уже по цене $45 за тысячу. Уже когда скандал был в самом разгаре, в Facebook так и не смогли подтвердить точное количество украденных у пользователей учетных записей. Однако представитель соцсети Эндрю Нойес сообщил журналистам, что соцсеть постоянно подвергается атакам извне. Нойес подчеркнул, что пользователи Facebook в случае кражи их учетных записей могут восстановить пароль и вернуть себе контроль над аккаунтом.
В свою очередь, представители iDefence заявили, что при помощи украденных у пользователей социальной сети аккаунтов злоумышленники могут распространять спам и вредоносное ПО. Контактная информация, указанная пользователями Facebook при создании учетных записей, также может использоваться для взлома банковских счетов и разнообразных мошеннических финансовых операций.
Напоследок замечу, что слово «facebook» в марте стало самым популярным запросом в американских версиях поисковиков Google (1,17% всех запросов), Yahoo! (1,7% запросов) и Bing (2,6%). Об этом говорится в опубликованном 28 апреля отчете компании Experian Hitwise.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2010 год в рубрике интернет