Продается поисковая система + портал. Б/у, недорого

Российский холдинг «ПрофМедиа» рассматривает возможность продажи интернет-компании Rambler Media. Напомню, что поисковая система Rambler – старейшая в Рунете, а сегодня компании Rambler Media кроме собственно поисковика и каталога ресурсов принадлежат также такие популярные ресурсы и сервисы, как Lenta.ru, Rambler ICQ, Price.ru, Ferra.ru, система контекстной рекламы «Бегун», статистическая система Ruметрика и другие. Группа «ПрофМедиа» в конце прошлого года при посредничестве финансовой компании PM Invest Company купила крупный пакет акций «Рамблера», тем самым нарастив свою долю в интернет-компании до 75%. А в феврале уже нынешнего года «ПрофМедиа» довел свой пакет в Rambler Media до 100%, выкупив у миноритарных акционеров 11,9% акций компании за $11 млн. Тогда же Rambler провела делистинг с Лондонской фондовой биржи – то есть вывела свои акции с биржевого рынка. В результате холдинг «ПрофМедиа» стал единственным владельцем Rambler Media.

Однако теперь, по прошествии I квартала 2010 года, руководство «ПрофМедиа» выразило желание избавиться от «Рамблера». В холдинге признаются, что «не рассчитали свои силы при покупке компании». Близкие к холдингу источники российских деловых СМИ утверждают, что на базе активов Rambler Media планировалось сделать медийный проект, однако «дело не пошло». Не удалось и улучшить качество поиска, так как компания не смогла заключить соглашения с лидерами рынка – «Яндексом» и Google.

Последнее утверждение, впрочем, выглядит весьма сомнительным. Во-первых, поисковый движок «Рамблера» небезосновательно считается одним из лучших. Во-вторых, с 1 января нынешнего года от сотрудничества с «Яндексом» отказался российский интернет-гигант Mail.Ru – эта компания перешла на использование собственной разработки – поискового движка GoGo.

Но, так или иначе, сейчас холдинг «ПрофМедиа» без особой публичной огласки выставил Rambler Media на продажу. Переговоры уже ведутся с несколькими потенциальными покупателями, в числе которых – компания WebMediaGroup. Она принадлежит российскому бизнесмену Сергею Калугину, который также возглавляет компанию «Национальные кабельные сети».

По имеющейся информации, «ПрофМедиа» оценивает Rambler в $200 млн, причем снижать цену холдинг не намерен. Однако, по оценкам инвесткомпании «Финам», рыночная стоимость Rambler Media сегодня составляет $150-160 млн. «Компания «ПрофМедиа» пошла по стандартному пути, заложив немногим более 20% стоимости своего актива на торг», – говорит аналитик «Финам» Владислав Кочетков.

Для сравнения: рыночная стоимость «Яндекса» в канун кризиса оценивалась экспертами самой компании в $5 млрд. Однако сегодняшняя цена «Яндекса», по разным оценкам, не дотягивает и до одного миллиарда долларов. Рыночная стоимость Mail.Ru, по оценке международных экспертов, к концу 2007 года достигла одного миллиарда долларов. Однако к середине 2009-го, в условиях кризиса, стоимость Mail.Ru упала вдвое. Собственно, и сегодня эксперты оценивают Mail.Ru не более чем в $500 млн.

В компании Rambler Media от комментариев по поводу продажи категорически отказываются, ссылаясь на то, что «этот вопрос следует адресовать акционерам». В свою очередь, директор по связям с общественностью «ПрофМедиа» Екатерина Долгошеева также категорически опровергает возможную продажу Rambler.

Однако о переговорах «ПрофМедиа» с владельцем WebMediaGroup рассказала авторитетная деловая газета РБК daily. По ее данным, холдингу WebMediaGroup, в частности, принадлежит ряд развлекательных интернет-ресурсов, в том числе ресурсы Photosight.ru, Inout.ru и Menu.ru. Последние два портала компания ранее приобрела у холдинга Ehouse. По словам источников газеты, основные средства холдинга – это деньги частных инвесторов – физических лиц, в том числе самого Сергея Калугина. «Однако для покупки поисковика компания планировала привлечь сторонних финансовых инвесторов», – приводит РБК daily слова одного из своих источников.

А вот еще один занимательный момент. Не так давно переговоры о покупке подконтрольного Rambler «Бегуна» вел известный в российском интернет- бизнесе холдинг Digital Sky Technologies. Однако покупателю было заявлено, что Rambler продается только целиком. DST это не устроило. Кстати, квартал назад Rambler Media отчиталась за первое полугодие 2009 года – за этот период ее выручка снизилась более чем на 17%. Чистый убыток компании составил 68 млн руб. Глава компании Ольга Турищева связывает эти показатели с падением доли рынка компании на фоне экономического кризиса и обещает «начать развивать поиск». Действительно, сейчас «Рамблер» активно набирает в штат квалифицированных разработчиков. Данный факт автору этих строк недавно подтвердил и директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант: «Они сейчас собирают новую команду. Там уже работает много людей, которых мы знаем – кто-то в «Яндексе» раньше работал, потом ушел туда. То есть новые люди там есть, и я в них очень верю. Верю, что они не допустят новых управленческих ошибок».

Что же касается положения «Рамблера» на рынке и неудач, преследовавших его последние пять лет, то на эту тему «гуру Рунета», как часто называют Себранта, высказался так: «Это пример как раз скорее не технологических, а маркетинговых просчетов. Просчетов управленческих, к сожалению, на протяжении многих лет. Поэтому, очевидно, что силы бренда достаточно, чтобы люди продолжали ходить на «Рамблер». Пусть реже и реже, но туда все равно ходит большое количество пользователей».

Сегодня Rambler Media принадлежит, по оценке экспертов «Википедии», 3,3% российского поискового рынка.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2010 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета