SPL. Новое движение в профессиональном звуке

Многие профессионалы спросят: какое же это новое движение, если речь идет о SPL? А обычным пользователям поясним, что имя немецкой компании SPL (Sound Performance Lab) очень известно среди студийных специалистов, в основном благодаря множеству аппаратных устройств обработки. Но в последнее время компания серьезно активизировалась в области производства программных плагинов, переноса своих уникальных алгоритмов в софт. Таким образом, мы можем говорить о появлении явного конкурента знаменитым Waves и WaveArts. Впрочем, речь идет не только о конкретном переносе, но и о развитии технологий, появлении новых алгоритмов и, вообще, идей. SPL подошла к делу серьезно и с немецким качеством, то есть, во-первых, это великолепно сделанные графические интерфейсы, выполненные в своем стиле, во-вторых, это поддержка всех ключевых стандартов профессионального аудио на ПК, а именно, TDM, RTAS, VST и AU (как вы понимаете, речь идет сразу о двух платформах РС и Мас). Можно сказать, что мы имеем дело с настоящим коммерческим профессиональным ПО, в котором есть за что заплатить.
На последней Musikmesse компания представила сразу пять новых уникальных продуктов, как программных, так и аппаратных, чем привлекла большой интерес со стороны профессионалов. Наиболее активно в СМИ представляется набор SPL Analog Code Bundle 1. Начнем наш обзор.

SPL Analog Code Bundle 1

Как понятно из названия, речь идет о коллекции, в нее входят: Transient Designer, TwinTube Processor, Bass Ranger, Vox Ranger и Full Ranger. Второе, что также очевидно из названия, речь идет о переносе аналоговых технологий в цифровой вид.

Вообще, если честно, мне на протяжении долгого времени не совсем понятен сам факт особенной любви к аналогу и всемирной моде на это слово. То есть, да, есть уникальные устройства, но они в прошлом. Особое качество? Когда? В 70-х, 80-х, 90-х? Сравните его с тем, какое делается сейчас уже на цифровых технологиях. К тому же зайдите на рынок дешевых или бесплатных плагинов, там чуть ли не через один — «эмулятор аналога». В общем, договоримся о том, что это просто модное слово, а вся индустрия уже давным-давно перекочевала на цифровые технологии и продолжает свое развитие там.

Итак, теперь пройдемся по тому, что же внедрено в коллекцию SPL Analog Code Bundle 1.

Transient Designer — динамический процессор, повторяющий устройства SPL, в которых использовалась специальная технология уровне-независимой динамической обработки (level-independent dynamic processing). Это не совсем стандартный компрессор, поскольку используется несколько другая технология представления. То есть основное управление делается с помощью всего двух ручек — атаки (Attack) и удержания (Sustain). В первом случае возможна регулировка (усиление, аттенюация) в диапазоне 15 дБ, во втором — 24 дБ. Все остальное является закрытым для глаз специалиста. То есть, нет регулировок времени атаки, затухания, отсутствуют данные о точке срабатывания (threshold) и так далее. То есть все скрывается под специальным термином — технология Transient Designer. В принципе, такой подход очень удобен, например, можно подчеркивать ударные, убирать последствия естественной реверберации помещения и т.п. Что стоит сказать отдельно, сам плагин имеет четыре режима: A, B, C, D. На самом деле, это просто переключатель пресетов. То есть вы можете сделать четыре различных настройки прибора, а потом использовать их по своему усмотрению в рамках хост-программы.

TwinTube… Вот здесь действительно ноу-хау от разработчиков, причем я ничего подобного еще не видел. Речь идет о совмещении двух движков эмуляции аналогового звука (ленты — tape saturation), объединенных в рамках одного устройства. Как сказано в описании, оба функционируют независимо друг от друга, но в итоге дают весьма интересные результаты совместной работы. Основные направления деятельности устройства — работа с насыщением и гармоническим наполнением. В первом случае мы можем получить более «жирное» звучание, делать соответствующие специфические искажения. Во втором — фактически полноценно работать с гармоническим наполнением, причем, как сказано в описании, этот вариант очень хорошо применим для работы с вокалом при сведении «для выпячивания» на общем фоне. В общем, мы говорим о достаточно гибком приборе с множеством возможностей, и на описанном выше области действия не ограничиваются. TwinTube прекрасно подходит для обработки любых инструментов, насыщении их звучания, корректировки гармонического наполнения.

Bass Ranger, Vox Ranger и Full Ranger, в принципе, представляют собой отдельную коллекцию, известную в интернет-магазинах как SPL EQ Rangers Vol 1 TDM (Analog Code Plug-in). И теперь уже более понятно, речь идет об эквалайзерах, вернее… Bass Ranger и Vox Ranger показывают то, что мы можем говорить о профессиональной эквализации с учетом ключевых точек и диапазонов для данных инструментов. Специфика современного сведения (да и, вообще, профессионального сведения) состоит в том, чтобы получить максимально прозрачную звуковую картину, в которой инструменты являются максимально прослушиваемыми и не мешают друг другу. Для этих целей используется множество приборов, но среди главнейших этапов идет эквализация. То есть в данном случае SPL многое делает за вас, вернее, дает возможности и упрощает работу.

Общие выводы по SPL Analog Code Bundle 1

Уф-ф, ну, круто. Очень хороший набор инструментов для сведения. Конечно, многие скажут, что слишком мало ручек, нет графиков, индикаторов и так далее, коими пресыщены многие интерфейсы профессиональных плагинов, но в данном случае они и не особенно нужны.

Вообще, очень хорошо, что такая опытная компания, как SPL, начала активизироваться на рынке ПО. Это немного освежит ситуацию, к тому же даст микс-инженерам, звукорежиссерам и музыкантам дополнительный, местами уникальный инструментарий. На самом деле, подобной подборки фактически никто не выпускает, за исключением IK Multimedia T-RackS, в котором подобные по принадлежности приборы собраны в рамках единого интерфейса. Но вариант SPL отличается особым подходом, который выражен в том же варианте TwinTube с его уникальной технологией, а также наличием нескольких вариантов эквалайзеров для отдельных инструментов.

Единственное, что в данном случае несколько коробит, как мы уже говорили, это использование изъезженного слова «analog» в названии коллекции. Такое чаще встречается в дешевых продуктах.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета