ICQ гадает на покупателя

Еще в конце прошлого года мне доводилось писать о том, что американская интернет-корпорация AOL в числе прочих ненужных ей активов хочет продать и интернет-пейджер ICQ. И вот теперь, наконец, определился круг потенциальных покупателей. Хотя это не совсем круг – скорее, треугольник. Сейчас AOL рассматривает три так называемых «обязывающих предложения» о покупке мессенджера ICQ – от российского фонда Digital Sky Technologies (DST), российского же холдинга «ПрофМедиа» и китайской компании Tencent.

Недавно было объявлено, что между потенциальными покупателями будет проведен тендер – правда, его дата пока неизвестна. Впрочем, уже сейчас предстоящий тендер больше напоминает аукцион. Причем ставки на нем весьма отличаются. Так, по информации российской деловой газеты «Ведомости», владельцы «ПрофМедиа» предложили за ICQ примерно $120 миллионов, в то время как DST смог предложить до $250 млн. Сколько за этот актив готовы выложить китайцы, пока остается неизвестным. AOL оценила ICQ в $300 млн, но уже сейчас очевидно, что эту сумму американцы вряд ли получат. В любом случае сделка будет убыточной для AOL. Дело в том, что после покупки в 1998 году израильской фирмы Mirabilis и вместе с инвестициями ICQ обошлась AOL в совокупности более чем в $400 млн. Но в Северной Америке «Аська» так и не смогла завоевать значительной аудитории. Сегодня львиная доля ее пользователей живет в России (и других странах СНГ), Израиле и Европе (в основном в Германии). Но коммерческие интересы AOL сосредоточены в США, поэтому в корпорации рассматривают ICQ как непрофильный актив, от которого следует избавиться в рамках реструктуризации. К тому же не следует забывать, что у AOL есть и мессенджер собственной разработки. Это AIM (AOL Instant Messenger), весьма популярный как раз в Штатах. «Аська» тут оказывается явно лишней, и потому AOL решила продать ICQ еще в 2009 году.

Как утверждает управляющий директор ICQ Элиав Моше, сегодня доля русскоязычной аудитории интернет-пейджера составляет 44%, или около 18,5 млн из 42 млн пользователей.

Надо сказать, что нынешние претенденты на покупку ICQ, купив «Аську», могут существенно упрочить свои позиции на рынке. Расклад на данный момент таков. Холдингу «ПрофМедиа» принадлежит медиахолдинг Rambler Media, который является российским партнером ICQ. Digital Sky Technologies, в свою очередь, принадлежит портал Mail.ru, владеющий конкурирующим мессенджером Mail.ru@Агент. То есть покупка ICQ любой из этих российских компаний серьезно расширит их аудиторию, так как в ICQ очень велика доля рунетчиков. Что касается Tencent, она владеет самым массовым в мире, но практически неизвестным у нас мессенджером QQ. У нас QQ неизвестен просто потому, что его основная аудитория находится в Китае. Покупка ICQ позволила бы компании выйти на мировой рынок.

Показательно, что еще в феврале нынешнего года издание Trading Markets включало в число претендентов на покупку ICQ компанию «Яндекс». А в конце 2009 года техноблог TechCrunch писал, что мессенджером якобы интересовался Google.

Можно сказать и так, что за ICQ российские олигархи борются с китайскими. Холдинг «Профмедиа» принадлежит крупному бизнесмену Владимиру Потанину, а Digital Sky Technologies – олигархам Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову.

Претендент на покупку ICQ с китайской стороны – Tencent (кит. «Пиньинь»), китайская телекоммуникационная компания (крупнейший в стране интернет- провайдер), основанная в 1998 году в городе Шэньчжэнь. Компания известна также тем, что поддерживает наиболее распространенную в Китае систему обмена быстрыми сообщениями под названием QQ. Кроме того, Tencent разрабатывает и поддерживает популярный е-mail-клиент Foxmail.

Для справки: первоначальное название QQ было OICQ. Название базировалось на уже существующем сервисе мгновенного обмена сообщениями ICQ, взятом в качестве основы для китайского интернет-пейджера. Согласно финансовым отчетам Tencent, в QQ порядка 330 миллионов активных пользователей, из которых приблизительно 190 млн проживают в Китае.

Из-за слишком частого появления в QQ рекламных сообщений и процессов, связанных с рекламой, программа многими антивирусами воспринимается как adware. Кроме того «Википедия» свидетельствует, что, как и большинство клиентов для обмена быстрыми сообщениями, Tencent QQ скопировал особенности своих конкурентов. Интерфейс ранней версии мессенджера Tencent был практически идентичен ICQ, однако в процессе своего развития программа стала все более походить на Windows Live Messenger.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2022 Компьютерная газета