ТИБО-2010: В2В и В2С – кто кого?

20-23 апреля в Минске прошла 17-я Международная выставка по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО–2010». Основные разделы «ТИБО-2010» – телекоммуникационное оборудование, инфокоммуникационные услуги, банковские, финансовые технологии, системы безопасности. Также в рамках выставки состоялся 17-й конгресс по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2010». Несмотря на все еще сказывающиеся на белорусском бизнесе последствия кризиса, можно сказать точно: выставка удалась. Было по-настоящему много и фирм-участников, и посетителей. В отличие от многих других выставочных мероприятий последнего времени, ни один стенд не пустовал, а в проходах было порой не протолкнуться, и хочется отметить, что 80% посетителей были явно не старше 25 лет.

IT для потребителей и IT для бизнеса


Как и прежде, основные разделы выставки «ТИБО-2010» – это телекоммуникационное оборудование, инфокоммуникационные услуги, банковские, финансовые технологии, системы безопасности. По словам организаторов, в павильонах экспозиции были представлены более 200 фирм из 12 стран мира. На нынешней выставке четко проявилась тенденция, в рамках которой большинство компаний-участников можно было разделить на две группы: В2С (business-to-consumer, бизнес для потребителя) и В2В (business-to-business, бизнес для бизнеса). В первую группу вошли все операторы сотовой связи, компании «Космос ТВ» и МТИС, а также ряд мелких продавцов компьютерной и телекоммуникационной техники.

Во вторую группу – поставщики ПО для корпоративных нужд («АльянсСофт»), а также такие компании, как «Офистехника», «Принтлюкс», «Профессиональные сетевые системы», HeadTechnology (IT-безопасность), «Туссон», «Ризола» и многие другие.

Где-то посередине между двумя группами оказались, в частности, интернет-провайдеры – они одинаково заинтересованы как в «домашних», так и в корпоративных пользователях. Также «разрывались» компании, производящие как пользовательские устройства, так и оборудование для телекоммуникационной отрасли и IT – ZTE, Huawei, Xerox и т.д.

В целом же можно сказать, что компаний В2В было значительно больше, чем компаний В2С, однако последние были намного заметнее – занимали самые большие стенды и постоянно устраивали различные громкие шоу, не жалея звукоусилительной аппаратуры. По этой причине, к слову, обычное голосовое общение на выставке было сильно затруднено.

Стенд Национальной библиотеки Беларуси пользовался нешуточной популярностью, а ее специалисты принимали активное участие в мероприятии. Отдельный раздел «ТИБО–2010» получил название «ТОРГ ИТ-2010» и был полностью посвящен информационным технологиям в торговле и сфере услуг. На нем презентовали себя компании «Туссон», «Рамок», «БелКристаллСервис», «Профисерв» и другие.

Однако на нынешней «ТИБО», пусть с небольшим перевесом, но все же доминировали телекоммуникационные технологии. На это обратил внимание и открывавший выставку министр связи и информатизации Николай Пантелей. В своем выступлении он сказал: «Кризис не отразился на развитии телекоммуникационной отрасли Беларуси. Мы ни по одному показателю не допустили снижения. Даже если брать, скажем, темпы роста объема услуг физическим и юридическим лицам, мы сработали на уровне 2008 года. […] Мы наконец-то в прошлом году преодолели стену «невхождения» в республику 3G. Я думаю, что и операторы оказались довольны приемлемыми условиями, и государство получило дополнительные финансы для того, чтобы последующие технологии приходили к нам в страну безо всяких задержек. Поэтому та революция, о которой говорится много лет, она у нас созрела, и, я думаю, что 4G мы внедрим наряду с самыми передовыми государствами. Тем более что оборудование, которое в данный момент внедряется на сетях 3G, оно уже трансформируется в систему 4G только лишь заменой ПО. […] Все мы как потенциальные потребители должны стимулировать и органы госуправления, которые регулируют данный рынок, и бизнес с тем, чтобы он предоставлял нам как можно больше достойных услуг, доступных как по технологиям, так и по стоимости».

Возвращаясь к теме 4G, министр связи и информатизации сообщил, что ставится задача предоставить равные условия всем игрокам рынка в плане выделения частот для сетей LTE. То есть все операторы получат необходимый частотный ресурс. «Проблемы с этим частотным ресурсом есть, но мы уже наработали схему решения этих проблем. Естественно, мы ставим перед собой задачу предоставить возможность оказания этих услуг всем трем операторам. Тут надо играть уже честно. Раз уже пришел капитал в нашу страну и работает, мы должны создавать равные условия – это уже задача регулятора», – сказал Николай Пантелей. Кроме того, по словам министра, частотного диапазона хватит и для оператора «Белтелеком», который подал заявку на выделение дополнительных частот для WiMAX.

И последнее. К концу текущего года в Беларуси будет 1 млн 800 тыс. абонентов широкополосного доступа. Таков прогноз Николая Пантелея. «Если считать EDGE-технологию и другие – то в Беларуси несколько миллионов интернет-пользователей. Если считать широкополосный доступ по технологии DSL, то это где-то 500 тысяч человек, с планом по «Белтелекому» на этот год до миллиона. Мы планируем, что другие операторы позволят нам выйти на 1 млн 800 тыс. пользователей к концу года», – сообщил министр на церемонии открытия.

Имена громкие и не очень

На «ТИБО-2010» банковские и финансовые технологии были представлены продукцией компаний RITTAL (Германия), HELUKABEL (Германия), Hirschmann ANSD (Германия), Schneider Electric (Германия), PHOENIX CONTACT (Германия), AMP NETCONNECT (США), BELCONN (Италия), VERGOKAN (Бельгия), APC (США), DELL (США), PLANET (Тайвань) и других.

Офисные технологии: продукция компаний EPSON (Япония), SAMSUNG (Корея), HP (США), TallyGenicom, Panasonic, HANNSPREE / HANNS.G, Classic Solution, XEROX (США), Horizon (Япония), Cyklos (Чехия), Opus (Польша), Tamaegawa (Япония), Aebo (Китай), Introma (Польша), RC (Италия), Rapid (Германия), FastBind (Финляндия), Fellowes (США), GMP (Южная Корея), JBI (Франция).

Системы безопасности: продукция компаний Bosch Security Systems (Германия), CBC Group (Ganz, Computar, Эстония), Commax, DynaColor, GeoVision, EBS, ELKOep (INELS, Elko), AMS, OdexPro, Rosslare, Visar, CEIA (Италия), CNB (Корея), AVerMedia (Тайвань), Spacecom (Япония), ITV (Россия). Аппаратные средства информационных систем: продукция компаний DELL (США), Intel (США), Apple (США), Asus (Тайвань), Cooler Master (Тайвань), AsRock, Chieftec, Club3D, Corsair, Defender, GoodRam, Krusell.

Некоторые из перечисленных компаний – завсегдатаи белорусских выставок, другие были представлены впервые и пока только осваиваются на рынке нашей страны.

Мобильные коммуникации как двигатель прогресса

Как всегда, едва ли не основными центрами притяжения посетителей были стенды сотовых операторов. В этом году – всего двух. life:) и DIALLOG выставку проигнорировали. Зато компании «Велком» и МТС, что называется, «оттянулись по полной».

Так, компания «Велком» (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) сделала упор на инновационные продукты и услуги на базе сети третьего поколения. В соответствии с концепцией стенда «Живи онлайн!» посетителям и гостям были представлены такие решения 3G|3G+, как: «Передача данных» и «Видеозвонок», возможности которых можно было выяснить во время презентаций в главной зоне стенда VTube, а также протестировать в рамках организованных конкурсов; «Мобильный Минск», новая услуга velcom, реализованная совместно с информагентством «Интерфакс-Запад», представляющая собой мобильную интерактивную карту столицы; услуга «Мобильное TV» в специальной видеозоне Cinema Room с демонстрацией видео в режиме онлайн; услуга «Видеонаблюдение», возможности которой можно было испытать там же; пакеты услуг «Международные звонки».

Присутствовавший на выставке главный исполнительный директор SB Telecom Ltd. по вопросам «Велкома» Гельмут Дуз так все это прокомментировал: «Сеть стандарта 3G|3G+ была запущена в коммерческую эксплуатацию месяц назад, сегодня ведутся интенсивные работы по ее развертыванию на территории Беларуси. В рамках нашего участия в выставке «ТИБО-2010» мы представляем услуги, реализованные на базе технологии сети третьего поколения, которые доступны клиентам velcom уже сейчас или появятся среди наших предложений в самое ближайшее время. Телекоммуникационная отрасль постоянно развивается, и уметь предвосхитить потребности завтрашнего дня – это залог успеха на рынке. Отвечая ожиданиям наших клиентов, сегодня мы предлагаем не просто услуги на основе технологии 3G, мы даем возможность выбора среди различных сервисов и пакетов услуг, таких как «Мобильный Минск», «Мобильное TV», «Видеонаблюдение» и многие другие, которые каждый может скачать или активировать в своем мобильном телефоне. Вариантов для максимально комфортного общения, интернет-серфинга и загрузки полезных и инновационных мобильных приложений много».

Однако главным ньюсмейкером «ТИБО-2010» все же стала компания МТС. Во время пресс-конференции МТС гендиректор компании Владимир Карпович сообщил о запуске технологии третьего поколения. Впрочем, пока речь идет лишь о технологическом тестировании новой услуги. Отвечая на вопрос журналистов о том, в чем причина столь позднего старта 3G-сети (конкуренты запустили эту технологию уже давно), Владимир Карпович пояснил, что «это было стратегическое решение». Справедливости ради замечу, что это прозвучало как оправдание, причем довольно нелепое – впрочем, это только личное впечатление автора этих строк.

Впрочем, главным стало все же не это. Больше впечатлило объявление Владимира Карповича о том, что 3G-cеть МТС не потребует модернизации при переходе на 4G-технологию LTE. Цитата: «МТС нет необходимости проводить дальнейшую модернизацию для перехода на LTE. МТС мгновенно сможет запустить услуги на основе технологии LTE, когда получит соответствующее разрешение. Более поздняя организация сети позволила МТС установить новейшее оборудование и фактически начать строительство сети 4-го поколения. Совсем скоро новыми услугами смогут воспользоваться и наши абоненты».

В свою очередь, заместитель гендиректора МТС по техническим вопросам Сергей Буденный заявил, что оператор «вступил в активную фазу строительства сети». В Минске уже построен первый фрагмент 3G-сети – первые 50 базовых станций в столице были сделаны практически с нуля за две недели. Кроме того, активно строится и обновляется транспортная сеть (для передачи данных), которая к сентябрю позволит развивать скорость передачи данных до 21 Мбит/с на один сектор базовой станции.

Ну а сегодня UMTS-сеть МТС доступна для тестирования всем столичным абонентам. «Коммерческий запуск в Минске мы планируем в мае, до конца года мы обеспечим присутствие технологии 3G+ в не менее чем 18 районах Республики Беларусь», – сообщил Владимир Карпович.

Конечно, гендиректор МТС не преминул в очередной раз подчеркнуть ориентацию оператора на массовость предоставления услуг 3G: «По известным причинам одна из компаний ранее получила лицензию и потому две другие стартуют с некоторым опозданием. Однако с нашей точки зрения важно обеспечить массовость данной услуги – при правильно выбранном партнере, правильно построенной бизнес-модели, мы полагаем, что наша стратегия приведет к решению целевой задачи – широкомасштабному проникновению услуги среди наших абонентов». К слову, что касается активных пользователей мобильного Интернета, то их в сети МТС насчитывается порядка 1,5 млн человек.

Напомню, что МТС последним из белорусских GSM операторов запускает свою 3G-сеть. В середине марта стало известно, что партнер в реализации UMTS- проекта – китайская компания Huawei. В частности, Huawei Technologies Co. Ltd поставит оператору оборудование и элементы инфраструктуры сети (Packet Switched Core Network), а также радиоподсистемы (RAN) и транспортной системы.

Для модернизации сети будет применено оборудование, способное обеспечить одновременную поддержку стандартов нескольких поколений мобильной связи и предоставлять услуги мобильного широкополосного доступа со скоростью до 21 Мбит/с в прямом и до 11 Мбит/с в обратном канале (стандарт HSPA+). Другой важной задачей МТС на выставке было продвижение своих новых дополнительных услуг. О некоторых мы уже знаем (возможность безболезненно сменять номер, «живой» баланс и автооплата). Рассказывали также о новой LBS-услуге «Локатор», которую проще всего охарактеризовать формулой «Большой Брат следит за тобой».

«Белтелеком»

«Белтелеком» в первый день выставки никаких громких представлений не начинал. Объявив с утра о своих главных предложениях по Интернету, национальный оператор электросвязи сделал акцент на различных способах доставки данных конечному абоненту. ADSL, Wi-Fi, WiMAX.

Однако в этом году «Белтелекому» исполняется 15 лет, и это стало поводом более громко, чем обычно, заявить о себе. Хотя, конечно, компания старалась представить на «ТИБО» известные услуги, которые не только полностью сформировались и устоялись как бренды, но и успели приобрести популярность.

Заместитель генерального директора по эксплуатации сетей Геннадий Мельников сказал журналистам: «Мы бы хотели подчеркнуть не просто факт их существования, но и развитие, происходящее внутри наших сервисов. К примеру, появление новых возможностей и контента цифрового интерактивного телевидения ZALA, расширение сети Wi-Fi, внедрение современной технологии широкополосного доступа в Интернет 4G WiMAX. И, конечно же, наше 15- летие станет поводом немного «пошуметь» на выставке, создав тем самым праздничное настроение посетителям».

Также, по словам Геннадия Мельникова, к проходящему мероприятию компания подготовила несколько приятных новостей. Так, с 19 апреля стоимость доступа к сети Интернет с гарантированной полосой пропускания для операторов передачи данных снижается на 25%. А с 1 мая «Белтелеком» вводит новые тарифы и снижает цены по предоставлению услуг под торговой маркой byfly.

Что касается широко рекламируемого проекта интерактивного телевидения ZALA, то, по словам Геннадия Мельникова, «Белтелеком» готовится выйти с этим продуктом в цифровое эфирное телевещание. Оператор связи рассчитывает, что потенциальная аудитория ZALA – около 15% сельских и 80% городских домохозяйств. К 2015 году «Белтелеком» планирует охватить цифровым вещанием около 95% территории страны.

Конгресс

Также в рамках выставки прошел 17-й конгресс по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2010». На нем состоялись специализированные конференции «Информационные технологии в торговле и сфере услуг», «Технологии и услуги широкополосного доступа», «Телевизионная и мультимедийная технологии». Также прошли специализированные семинары «Геоинформационные и навигационные технологии и системы», «Информатизация отрасли культуры Республики Беларусь: состояние и перспективы».

Другими заметными событиями конгресса стали круглые столы «Проблемы развития информационных ресурсов белорусского сектора Internet», «Проблемы повышения эффективности отрасли торговли и сферы услуг на базе информационных технологий», научно-практический семинар «Современные технологии широкополосного доступа», а также конференция «Телевизионные и мультимедийные технологии».

Впрочем, все это были мероприятия, интересные по большей части ответственным чиновникам, IT-бизнесменам и сравнительно узкому кругу специалистов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2010 год в рубрике событие

©1997-2024 Компьютерная газета