О «хитростях» Maxon Cinema4D

Когда меня иногда критикуют коллеги (бывает и такое, я их не бью:)), они говорят: «Зачем столько места и внимания отдавать не совсем известному пакету 3D-моделирования? Не стоит занимать столько газетных полос». Многие читатели им вторят: «У нас, вообще, 3ds MAX, Maya, AutoCAD и т.п. используются…». В принципе, чтобы не отнимать место у одних и удовлетворить других (материал о текстурировании дракона уже фактически готов, но…), я расскажу, чем же таким Maxon Cinema4D является и считается в мире. И начну далеко не с «Властелинов колец» и множества других прекрасных кинолент, где использовались именно эти технологии. Скорее… В общем, приступим.

В мире 3D-моделирования примерно 10-20 лет назад начали искать подходы, а именно, как проще сделать программы и алгоритмы, чтобы специалистам- практикам в этой области было удобно работать. На самом деле, вариантов тогда было не очень много: полигоны, то есть разбиение объемных фигур на определенные графические примитивы (это важно для игр), NURBS (B-сплайны), которые подразумевали больше математику и рисование кривыми в пространстве, а также промежуточные варианты, примеры которых можно увидеть, например, у, конечно же, по-своему прекрасной программы LightWave3D (в ней делались основные компьютерные спецэффекты для «Пятого элемента»). В общем-то, правы были все. Но не стоит забывать, что все эти технологии придумывались не дядями, лежащими на диване, а под конкретные реальные заказы. На технологии был явный спрос и сейчас он только вырос.

У нас же во многом сохранился старый менталитет: «Вася и Петя работали в 3ds MAX, поэтому я буду делать так же». Действительно, а зачем думать своей головой? Есть книга по 3ds MAX, множество советов окружающих.

Впрочем, автор этих строк в свое время освоил около десяти пакетов 3D-моделирования (конечно же, начинал с «макса»), причем впервые с NURBS на более серьезном уровне столкнулся в не слишком известной сейчас разработке Rhinoceros, затем было серьезное увлечение Maya, а после я увидел Maxon Cinema4D, понял, что именно в ней я и смогу реализовать свои творческие возможности. Поиск был закончен. Хотя ваш покорный слуга до этого думал, что это будет всего лишь проходной этап, и дальше займусь или SideFX Houdini Master, или AVID Softimage XSI (тоже по-своему прекрасные продукты, особенно XSI). Cinema4D очень понравилась, как говорится, творческая интуиция, но… нужно следить за окружающей информацией, временем, модой и, как оказалось, эта «серая на нашем рынке мышка» является знаменитейшей среди профессионалов программой в Европе и Америке (повезло), а сейчас она начинает там бить все рекорды по популярности (достаточно посмотреть на миллионы посетителей канала Cinema4D на YouTube). Ее технологии использовались при съемках множества голливудских блокбастеров, это целый мир:). Хотя на самый первый взгляд при загрузке — просто серый интуитивно пользовательский интерфейс, но при более близком рассмотрении — очень удобный и мощный по возможностям… для творчества. Самое красивое, что есть у программы, и это выделяют все специалисты — прекрасный рендеринг (визуализация), это касается просчетов текстур, света, теней (кстати, тени у Cinema4D формируются по своему, отдельному от конкурентов алгоритму). Очень многим импонирует основа моделирования, построенная именно на NURBS, как она качественно и легко сделана именно у Maxon, в такой разберется и школьник. Если в другом софте, чтобы нажать на какую-нибудь кнопку и получить требуемый результат, нужно изучить книгу (особенно мне нравятся начинающие «русскоговорящие» (извините, что так назвал), то есть, они сначала ищут книгу на русском, а потом 3ds MAX на русском:)), в Cinema4D все это делается на лету на любой версии.

Совместимость с играми и всеми нужными пакетами реализована по мере возможности, достаточно посмотреть на варианты экспорта, хотя не всегда все сочетаемо. Но, например, в рамках подключаемого модуля BodyPaint уже реализована полнейшая совместимость с Autodesk 3ds max, Autodesk MAYA, Softimage XSI, NewTek Lightwave 3D. Все другие программы могут обмениваться данными через многочисленные форматы, к примеру, OBJ, FBX и COLLADA. Кстати, не знаю, на какой конвенции выпивали все разработчики 3D-пакетов, но COLLADA был предложен и разработан как единый стандарт между вообще всеми. Если бы он так работал, как о нем говорят:). Гораздо проще общаться (пока) через формат 3ds MAX:)). ИМХО.

Сколько стоит?

На данный момент стоимость новой базовой версии программы — CINEMA 4D Release 11.5 — у россиян составляет чуть-чуть больше 27.000 рублей (это менее $1000 по-нашему:)).

Из самого интересного… В ней (этой новой версии) реализован менеджер изображений, который позволяет сравнивать результаты нескольких визуализаций и при этом фактически на лету корректировать цвет. Да и, вообще, там реализовано, что если во время рендеринга вдруг вы поняли, что не та яркость, насыщенность и т.п., эти изменения можно внести, и они вступят в силу.

Если честно, лично я не вижу в этом ничего полезного, потому как результаты рендеринга сохраняю в отдельные файлы, а потом сравниваю, а все, что должно быть (яркость, цвета и т.п.), рассчитываю заранее, бо — перфекционист (таких не любят:)).

Интересно вам будет увидеть другое, а именно — разновидности Cinema4D или add-on’ы, поехали.

MAXON CINEMA 4D Release 11.5 XL Bundle

Переводим на русский, если кто не владеет великим и могучим, на котором говорит Ронни О’Салливан и иногда Майк Тайсон: Bundle в данном случае переводится как коллекция дополнений, а аббревиатура XL — Extra Large (супербольшой). В принципе, самих дополнений немного, но они очень существенны для тех, кого уже не устраивают возможности основного пакета. Во-первых, реализован новый алгоритм визуализации Advanced Render, который более естественно передает полупрозрачные объекты. Полезная вещь, кстати, потому как любые объекты на просвет (занавески, абажуры, вода, лавандовые свечи, девушка — не туда полез я что-то, различные стеклянные штуки, окна, аквариумы, бассейны — теперь туда) оказываются более красивыми. Ваш покорный слуга видел воочию несколько результатов проектов архитекторов-дизайнеров, очень удивился. Великолепно выглядят. Кстати, одна из таких 3D-«фотокартинок» сейчас пролистывается во флешке на главной странице www.maxon.net. Посмотрите, вам понравится.

В модернизации XL Bundle удивительно переработана Mocca в области скелетной анимации, теперь она… уберите детей(!), рассчитывается не на костях (bones), а на суставах (Joints). В принципе, это верно. Датчиками в профессиональных фильмах и анимациях уже давно снимали положение суставов. Причем сейчас датчиками снимают с актеров все, даже мимику. Это, естественно, дает более органичное поведение.

Также в дополнении улучшена работа с частицами, что для 3D-шников естественно — все пакеты этот пункт постоянно улучшают, вообще-то когда-нибудь очень хочется увидеть сделанную в 3D реальную метель и натуральный дождь (не тот, который льется перед слоем персонажа).

И последнее дополнение данного модуля касается сложности процесса рендеринга, сейчас его в Cinema4D можно распределять на несколько компьютеров- клиентов сети. Вообще, хм-м, это для меня лично это странно. Объясню. Допустим, у меня есть сцена на 30 секунд, а это в формате PAL (25 fps) 750 кадров, я даю одному компьютеру считать 1-50, второму 50-100 и так далее, а потом делается склейка в обычном видеопакете. Зачем технология NET Render для Cinema4D, не совсем понятно.

Идем далее…

MAXON CINEMA 4D Release 11.5 Engineering Edition

А это пресловутые и всеми любимые AutoCAD и SolidWorks, но в представлении от Maxon. Все решено прекрасно, вернее, мы говорим о конверторе либо системе конверторов, которые из проектов, сделанных, перечисляем в: Inventor, MilkShape-3D, Minolta Vivid 700, MOL Molecular Database, Pro/Engineer "Render File", Protein (Molecular), Database, Rhino-3D /OpenNURBS, StereoLithography STL, Wavefront OBJ, XGL, DWG, IGES, Solid Edge, SolidWorks, ACIS SAT, Granite "g-plugs", Parasolids, Pro/Engineer native, Pro/DESKTOP, STEP, VDA-FS, могут создать красивую «3D-куколку» в стиле Maxon Cinema4D. При желании, даже анимированную — колеса крутятся, машины едут, станки работают и так далее. Причем мы говорим не о каком- то переводе из одного формата/технологии в другой/иную:). CINEMA 4D Engineering Edition Plus и Engineering Extension Kit Plus используют для чтения многочисленных форматов CAD фильтры импортирования от Okino Polytrans, мощной(!) программы для системы Windows, позволяющей изменять форматы.

Архитектура

Раньше мы писали о некоей разновидности Cinema4D — Architecture Edition, а сейчас все можно представить как целое действо, потому как именно этот сегмент уже доведен до совершенства. Сегодня это и очень удобная система для создания свободных форм MaxonForm, которая является одной из совместных частей в рамках реально созданных архитектурных проектов: SCAU – Macary/Delamain, Parc des Expositions a Angouleme, France; Architects: Auralab + Thomas Billard and Raed Skhiri, Royal Theater of Copenhagen; Jean-Michel Battesti, HCPA a Aix-en-Provence, France. Поскольку я силен только в русском и другом могучем, на котором говорят Джон Траволта и Брюс Уиллис, могу сказать, что было участие в архитектуре королевского театра Копенгагена, далее — что-то во Франции и еще что-то во Франции. Наверное, крутое.

Лично мне запомнилось другое: однажды я поставил перед одним человеком задачу (тот хотел заработать): найти в Интернете все доступные библиотеки готовых 3D-моделей для Cinema4D. В общем, сказал ему: «Достань все, что можно, интересуют ландшафты, любые персонажи (люди, животные), оружие». Он пришел радостным: «Вот, несколько библиотек, больше нет, но эти — крутые!». А там… елки (мое междометие): раковины, унитазы, двери, фурнитура. Далее была, конечно, непечатная лексика.

В целом, есть такая профессиональная разновидность Maxon Cinema 4D Release 11.5 Architecture Edition, в которой реализовано очень многое, а то, что я описал выше, уже делали другие люди — строители, проектировщики, дизайнеры и распространили через Интернет. Все моделировалось в обычной Cinema4D.

В Architecture Edition немного другое — в программный комплекс входят уже подготовленные и разработанные всевозможные растения (около 300 видов), то есть можно проектировать аллеи, парки и т.п., в общем, ландшафты с фирменным освещением, также используются возможности
проектирования самого пакета Cinema4D (а для архитектуры они подходят отлично). Помимо этого, специально для архитекторов была разработана система с шагающей камерой, то есть человек может идти, осматривать помещение и так далее.

Последние новости — Maxon купила язык Python и его разработчика

Программисты поняли, о чем речь. Просто процитируем: «MAXON Computer, ведущий разработчик профессиональных решений для трехмерного
моделирования, рисования, анимации и рендеринга, сообщает о приобретении интерпретатора Python — Py4D. В конце 2009 года уже было объявлено о стратегическом партнерстве с производителем Py4D, Tuningchannel. Программист Py4D, Себастиан Рат, теперь будет работать над соединением с Python под флагом MAXON».
Уф-ф, тут все понятно.

Подытожим

Maxon Cinema4D — это одна из лучших программ современности, она привнесла много новшеств, свежий взгляд, крутую мощность. Потенциал этого продукта до сих пор слабо оценен в нашем сегменте моделеров, но, поверьте, все это только дело времени.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2022 Компьютерная газета