«Яндекс» запустил yandex.by

14 апреля произошло действительно знаковое для Байнета событие. Российская интернет-компания «Яндекс» запустила в эксплуатацию портал yandex.by, предназначенный для белорусских пользователей.

Событие

По этому поводу в Минск приехал практически весь топ-менеджмент «Яндекса»: генеральный директор компании Аркадий Волож, директор по маркетингу сервисов Андрей Себрант, директор по региональному развитию Алексндр Ларьяновский, коммерческий директор Алексей Третьяков, директор по технологиям и разработке Илья Сегалович и, как говорится, «другие официальные лица». Также на пресс-конференции 14 апреля журналистам представили официального представителя «Яндекса» в Беларуси, которым стала Анна Федорова. Для справки: Анна Федорова ранее занималась продвижением компаний из сферы электронных развлечений (Nival Network, CD Projekt).

Главная страница yandex.by доступна как на русском, так и на белорусском языках. При этом стоит учитывать, что при использовании белорусской версии некоторые блоки главной страницы все равно остаются русскоязычными. Это, в частности, касается анонсов в правой верхней части страницы и последних новостей.

Тем не менее, все основные сервисы, включая «Новости», настроены на белорусскую аудиторию. В «Яндекс.Картах» есть карта Минска, цены на «Яндекс.Маркете» и «Яндекс.Авто» отображаются в белорусских рублях, почтовый ящик предлагается завести в домене yandex.by, но при попытке это сделать система все равно перекидывает пользователя на домен yandex.ru.

Запросы также можно задавать на обоих государственных языках Республики Беларусь. Поиск на новом сайте учитывает морфологию белорусского языка и использует отдельную формулу ранжирования результатов, созданную специально для белорусских пользователей с помощью технологии Матрикснет. На пресс-конференции (которая, кстати, собрала необычайно много журналистов) директор по региональному развитию «Яндекса» Александр Ларьяновский заявил: «Чем больше интересного будет в Байнете, тем лучше мы будем отвечать на вопросы пользователей, и тем больше людей будет переходить с «Яндекса» на местные сайты. Мы очень заинтересованы в развитии Интернета в Беларуси и предлагаем владельцам сайтов уже готовые сервисы и инструменты для развития своих ресурсов». В свою очередь, генеральный директор ООО «Яндекс» Аркадий Волож сообщил, что открытие yandex.by – «Это только начало нашей деятельности. Мы объявляем наш приход сюда для того, чтобы собирать информацию».

Руководители «Яндекса» также пообещали перенести в Беларусь свои «более тяжелые» сервисы. Правда, ситуация с популярным в России сервисом «Яндекс.Пробки» оказалась довольно неоднозначной. «Здесь (в Минске) слишком хорошая жизнь, поэтому «Яндекс.Пробки» пока не будет сильно востребован», – заявил Аркадий Волож.

Еще что касается тяжелого контента, то, по мнению руководства крупнейшей российской интернет-компании, в Беларуси очень актуальна проблема узких внешних каналов. Волож, в частности, констатировал: «С аналогичными проблемами мы сталкивались в России, с доступом к «Яндексу» из крупных городов в регионах. Нам пришлось тянуть собственные каналы, чтобы обеспечить качественный доступ. В Беларуси, несмотря на то, что внутренняя инфраструктура достаточно хорошо развита, есть проблема с ограничением на внешние каналы. Хотя возможностей достаточно, каналы наружу зажаты». По словам представителей «Яндекса», регулярно пользуются Интернетом 37% белорусов. Еженедельная аудитория Яндекса в Беларуси составляет 1,2 млн человек. В настоящее время Яндекс индексирует около 24 тыс. сайтов в домене .by. Сейчас к «Яндекс.Маркет» подключено около 180 интернет- магазинов с доставкой в Беларусь. Среди партнеров «Яндекс.Новости» – 73 белорусских СМИ. В 2009 году объявления в «Яндекс.Директ» разместили более 1600 клиентов из Беларуси. За год число рекламодателей из Беларуси выросло в два раза. Ежедневно объявления «Директа» видят более 500 тысяч пользователей из Беларуси и делают 1,5 млн переходов по объявлениям ежемесячно. За год количество показов объявлений пользователям из Беларуси увеличилось приблизительно на 35%.

В Беларуси действует региональная виджетная программа «Яндекса». Любой белорусский сайт может создать свой информационный блок – виджет – и предложить его пользователям «Яндекса». Виджеты устанавливает около 10% пользователей из Беларуси. Сейчас в каталоге «Яндекса» 81 белорусский виджет.

Yandex.by – не первый опыт «Яндекса» по созданию порталов в постсоветских странах. В 2007 году была запущена украинская версия «Яндекса», а в 2008 году поисковик договорился с властями Казахстана о сотрудничестве в области создания национальной поисковой системы.
Облегченной версии ya.by пока еще нет, но в скором времени она обязательно появится.

Вопросы «Денег» и Тутбая

Одним из сервисов, который получит скорое развитие в Беларуси, вполне могут стать «Яндекс.Деньги». По словам Аркадия Воложа, «Компания рассматривает «Яндекс.Деньги» как один из сервисов, который можно запустить в Беларуси. Однако необходимо, чтобы проведение таких платежей не было запрещено и не были запрещены трансграничные переводы. Нам важно понять, возможно ли открыть такой сервис в Беларуси, разрешает ли белорусское законодательство работу нашего сервиса и будет ли возможность обменивать белорусские Яндекс.Деньги на российские или украинские». То есть в самое ближайшее время эта система интернет-платежей все еще будет оставаться недоступной для официального использования белорусами. Однако окончательное решение будет зависеть от условий работы в нашей стране после вступления в силу указа №60. «Мы внимательно следим за тем, какие нормативные акты, уточняющие указ, будут приняты», — заявил Аркадий Волож.

Топ-менеджеры «Яндекса» также сообщили, что не рассматривают портал TUT.BY как конкурента. Алексей Третьяков по этому поводу сказал: «Мы не считаем TUT.BY конкурентом. TUT.BY – это местный портал с одним набором сервисов, у нас набор сервисов другой. У нас есть, например, новостной агрегатор, и TUT.BY является нашим партнером, предоставляя свои новости. Мы в намного большей степени партнеры, чем конкуренты». Замечу, однако, что сам портал TUT.BY использует у себя поиск «Яндекса», то есть определенными конкурентами в Байнете эти ресурсы все же являются.

Вопрос представительства

На все той же пресс-конференции 14 апреля официальные представители «Яндекса» в очередной раз опровергли информацию о создании в Беларуси представительства компании. «Мы не открываем представительство ... Нам это и не нужно», – сообщил коммерческий директор компании Алексей Третьяков. В то же время в Беларуси будет продолжать работу официальный представитель «Яндекса» Анна Федорова.

Кроме того, в настоящее время «Яндекс» сотрудничает с белорусской компанией «Видео Интернешнл-Минск» в части медийной рекламы, имеет восемь партнеров по контекстной рекламе и сотрудничает еще более чем с десятью рекламными агентствами страны. По оценкам «Яндекса», рынок интернет- рекламы в Беларуси в 2009 году составил $5-6 млн. Всего реклама в Байнете занимает пока лишь 5% общего объема рекламы.

Напомню, что «Яндекс» планировал открыть свое представительство в Беларуси еще летом 2009 года. Однако затем компания решила ограничиться созданием локализованной версии.

Тут, конечно, интересно и мнение конкурентов «Яндекса». К примеру, вице-президент и коммерческий директор компании Mail.Ru Алексей Катков говорит: «Мы считаем белорусский интернет-рынок весьма перспективным: уровень интернет-проникновения в стране уже превышает 30% (больше 3 млн человек) и продолжает стремительно расти. Mail.Ru уже давно является одним из самых популярных сайтов среди белорусской аудитории – у нас есть ряд локализованных сервисов для местных пользователей (например, Афиша@Mail.Ru) и мы продолжаем работу в этом направлении. Кроме того, Mail.Ru присутствует на белорусском интернет-рынке через эксклюзивных рекламных представителей и уже занимает больше 10% всего местного рынка медийной рекламы, а среди российских сайтов – больше 70%».

Вопрос умолчания
Впрочем, кое о чем топ-менеджеры «Яндекса» на пресс-конференции все же не стали распространяться. Например, о том, что с утра 14 апреля они посещали Министерство связи РБ, где вели переговоры с министром Николаем Пантелеем, его заместителями, а также руководством «Белтелекома». Переговоры велись о сотрудничестве, но, насколько можно было судить по скупым комментариям белорусских чиновников, дальше взаимных «заявлений о намерениях» дело не продвинулось. Эти комментарии, кстати, прозвучали в тот же день в Национальном пресс-центре, где обсуждалась предстоящая выставка «ТИБО-2010».

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2010 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета