IT-индустрия: аппетиты Кремниевой Долины

Американская Кремниевая Долина настолько оправилась от кризиса, что готовится к буму слияний и поглощений (M&A). С одной стороны, крупнейшие IT- компании, включая Google, CISCO Systems, не всегда своевременно успевают разрабатывать новейшие продукты и им оказывается выгодней купить венчурного разработчика. С другой стороны, они обладают достаточным объемом средств, чтобы позволить себе активность на поле M&A.

Во время кризиса число слияний и поглощений в Кремниевой Долине значительно снизилось: если в 2007 году в отрасли было зафиксировано 2670 таких сделок, а их общая стоимость составила $254 млрд, то в 2009 году их количество сократилось вдвое. Однако с начала этого года рынок начал постепенно восстанавливаться. С января по март состоялось 530 сделок M&A, их суммарная стоимость составила $16,7 млрд. Статистика показывает, что растет интерес и к венчурным компаниям. Согласно данным National Venture Capital Association, в первом квартале 2010-го было совершено 45 сделок по покупке венчурных стартапов. В основном их приобретают крупные компании, сократившие свои расходы на исследовательские работы. Управляющий директор калифорнийской инвесткомпании Allegis Capital Роберт Аккерман полагает: «Это означает, что они не рассчитывают на рост за счет внутренних ресурсов, а получают новые продукты и услуги через покупку сторонних мощностей».

Самую высокую активность в сфере слияний и поглощений проявляет Google. В этом году компания уже купила пять небольших независимых разработчиков. Последняя сделка прошла в марте: была куплена компания Picnic, разработавшая онлайновые приложения для фотосервисов. Google никогда не скрывала своей агрессивной политики в области слияний и поглощений. В сентябре прошлого года гендиректор компании Эрик Шмидт пообещал, что с началом восстановления экономики в среднем в месяц Google будет совершать по одной такой покупке. Между тем в Google отметили, что покупают только тех разработчиков, продукты которых представляют интерес для компании, а в других случаях полагаются на штат собственных специалистов.

Своей готовностью к слияниям может похвастать не только Google. Как рассказал президент фонда Icon Кирилл Дмитриев, такие гиганты, как Apple, Oracle, Microsoft и другие, имеют большое количество наличности и располагают хорошими возможностями для покупок. Всего же в Калифорнии более 50- ти компаний имеют в своем распоряжении достаточно свободных финансов, которые они могли бы использовать на сделки в сфере M&A. Лидерами по этому показателю являются Wells Fargo ($68 млрд), CISCO Systems ($39,6 млрд) и Apple ($24,8 млрд).

Тенденции: триллионы на IT

В 2010 году объем IT-рынка в мире вырастет на 5,3%, до $3,4 трлн, прогнозируют аналитики Gartner. В 2010 году на ПО будет потрачено $232 млрд, на IT-сервисы – $821 млрд, а больше всего средств уйдет на развитие телекоммуникационного сегмента – $1,988 трлн. В дальнейшем динамика сохранится – в 2011 году рынок достигнет $3,5 трлн.
Объем IT-рынка в России в 2010 году составит $10-15 млрд, полагают эксперты. Так, президент Leta IT Александр Чачава считает: «В России рост рынка будет коррелировать с ростом расходов на IT-индустрию, который может составить $15 млрд. К сожалению, активный рост закончился, зато ожидается качественный рост». А по оценке аналитика ИК «Финам» Татьяны Меньковой, на Россию придется $10,2 млрд (примерно 3% общих затрат на развитие мирового IT-рынка).

Директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин считает, что основным драйвером рынка в ближайший год будет развитие направления SааS (услуги предоставления софта в аренду на удаленном хостинге), а к 2012 году при сохранении стабильной экономики будет еще один виток спроса на обновление программного и аппаратного обеспечения.

Ранее Минкомсвязи РФ подвело итоги кризисного 2009 года, по которым российский IT-рынок потерял 80 млрд руб. Директор департамента экономики и финансов Минкомсвязи Александр Нарукавников на одном из выступлений сообщил, что оборот отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по итогам 2009 года составил 1,8 трлн руб., а доходы от услуг связи составили 1,3 трлн руб. Следовательно, на долю IT-рынка остается 500 млрд руб. (28% от общего объема выручки ИКТ-отрасли). В 2008 году, по данным министерства, этот показатель составлял 580 млрд руб.

Производители выбирают маршруты развития

В среде частных инвестиционных фондов появились слухи, согласно которым компанию Palm может приобрести китайская корпорация Lenovo. Пока еще не подтвержденная информация основана на неблагоприятных финансовых показателях известного производителя смартфонов на базе WebOS. При этом инвесторы не знают, намерена ли Lenovo серьезно заняться продвижением платформы WebOS. Большинство экспертов склонны считать, что китайцы просто используют опыт Palm, чтобы расширить свое присутствие на рынке смартфонов.

Соучредитель, президент и CEO компании Nvidia Джен-Сен Хуанг предупредил о том, что поначалу видеокарт последнего поколения на всех желающих может не хватить. Процессоры серии GeForce GTX 400, построенные на архитектуре Fermi (GF100), были анонсированы в конце марта с началом поставок в середине апреля. Чипы производятся по 40-нм техпроцессу на заводах тайваньской компании TSMC, крупнейшего в мире производителя полупроводников по контракту и давнего партнера Nvidia. Хуанг ссылается на большой процент брака, из-за которого они едва справляются со спросом. Чипы Nvidia предыдущего поколения выпускались на базе 55-нм топологии.

«В настоящее время мы вплотную работаем с инженерами TSMC для того, чтобы свести процент брака к норме. Они делают свою работу, мы – свою. Пока нам удается увеличить объем производства рабочих образцов, но поспеть за объемом заказов невероятно трудно. Все хотят предложить новые видеокарты», – заявил глава крупнейшего в мире производителя дискретных графических процессоров.

Напомню, что компания AMD, основной конкурент Nvidia, приступила к поставкам 40-нм графических процессоров в сентябре прошлого года. Тогда как запуск Fermi пришлось на некоторое время отложить: чипы появляются на рынке с опозданием.

Тайваньская компания BenQ не намерена выходить на рынок планшетов и сосредоточится на выпуске электронных книг. Об этом заявил вице-президент BenQ Дэнни Яо. По его словам, главным для устройства, предназначенного для чтения, является экран. «Чтение с ЖК-дисплея неестественно, от такого экрана устают глаза», – считает Дэнни Яо.
Поэтому BenQ планирует выпускать ридеры только на основе технологии E-Ink, которая безопасна для зрения и потребляет мало энергии. Также Дэнни Яо отметил, что в 2010 году тайваньская компания предложит новую модель электронной книги nReader с цветным экраном на основе усовершенствованной технологии E-Ink. Позднее же BenQ представит ридер с возможностью проигрывания видео.

Компания HP объявила о завершении процесса приобретения корпорации 3Com. Цена одной акции составила $7,9. Стоимость предприятия оценивается приблизительно в $2,7 млрд. 3Com – ведущий поставщик сетевых коммутаторов, маршрутизаторов и защитных устройств. Условия сделки были одобрены советами директоров компаний HP и 3Com.

HP планирует объединить свои решения HP ProCurve с решениями 3Com по безопасности и организации сети. В итоге клиенты получат возможность упростить свои сети, развернуть корпоративную сетевую структуру от центра до периферии, повысить доступность и качество IТ-услуг. Приобретение 3Com позволит HP расширить свои предложения по коммутаторам Ethernet, добавить решения маршрутизации и значительно усилить свои позиции на рынке Китая. Кроме того, вкладом 3Com в общий бизнес станут решения по сетевой безопасности TippingPoint.

Софтверный бизнес: MySQL сохранят

После приобретения корпорацией Oracle компании Sun Microsystems программистское сообщество озаботилось судьбой MySQL, реагируя на любую информацию о будущем этой открытой СУБД. На начавшейся в Санта-Кларе (Калифорния) конференции, посвященной MySQL, корпорация Oracle попыталась рассказать, что есть MySQL в рыночном контексте.

Как заявил Эвард Скривен, главный корпоративный архитектор Oracle, у MySQL есть некоторые свойства, отсутствующие у флагманской СУБД Oracle Database: она небольшая, ее легко установить, девелоперов довольно просто приобщить к ее экосистеме. MySQL должна помочь компании попасть в прежде недоступный сегмент рынка, поэтому инвестиции в развитие продукта были увеличены.

Утверждается, что объединением команд разработчиков MySQL и InnoDB уже удалось добиться 35%-го роста производительности в бета-релизе MySQL 5.5, особенно в тех операциях, где идет работа с несколькими сотнями одновременных подключений. Для этого на смену стандартному движку Falcon пришел механизм обработки данных InnoDB. Кроме того, улучшено управление метаданными, обновлены процедуры репликации, в коммерческой версии реализовано горячее резервирование данных. В будущих редакциях появится специфический для Oracle Database функционал, в том числе защищенное резервирование, управление корпоративного уровня и проведение аудита.

Несмотря на желание Oracle извлечь прибыль из MySQL, в корпорации прекрасно понимают, что нельзя останавливать совершенствование открытой бесплатной редакции, поскольку это повлечет за собой исчезновение еще одного важнейшего преимущества MySQL – ее повсеместной распространенности. В целом же Oracle будет стараться превратить MySQL в бесплатную альтернативу Microsoft SQL Server.

Интернет-бизнес: восстановление ударными темпами

Согласно новому отчету Interactive Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers, в IV квартале 2009-го доходы на рынке онлайн-рекламы в США достигли рекордных $6,3 млрд. Общие доходы от онлайн-рекламы в прошлом году упали на 3,4% по сравнению с 2008-м до $22,7 млрд. Однако, по мнению аналитиков, показатели последнего квартала говорят о том, что рынок быстро восстанавливается после кризиса.

По сравнению с данными за IV квартал 2008 г., доходы от онлайн-рекламы в течение того же периода 2009 года выросли на 2,6%, тогда как показатели III квартала 2009-го они превысили на 14%. Доля поисковой рекламы составила 47% от всех рекламных доходов на интернет-рынке.

Корпорация Apple 8 апреля анонсировала мобильную рекламную систему iAd. Данная система встроена в iPhone OS. Объявления будут находиться на серверах Apple, корпорация же будет их продавать. Разработчики приложений смогут получить 60% выручки от рекламы на iAd. Рекламные объявления будут интерактивными и будут напоминать небольшие «приложения в приложении».

По словам главы Apple Стива Джобса, пользователь устройства на iPhone OS работает с приложениями около получаса в день. При демонстрации рекламного объявления раз в три минуты речь идет о миллиарде показов в день.

Крупнейший микроблогерский ресурс Twitter запустил первую часть своей рекламной платформы, тем самым впервые приступив к монетизации. Об этом сообщается в официальном блоге компании.

Механизм, названный Promoted Tweets, будет показывать сообщения избранных рекламодателей в результатах поиска. В числе партнеров Twitter – Best Buy, Red Bull, Sony Pictures, Starbucks и Virgin America. В самом Twitter отмечают, что объявления – это обычные твиты, которые рекламодатели хотят донести до широкой аудитории.

Если Promoted Tweets хорошо себя зарекомендуют, Twitter распространит эту же модель на другие части своей экосистемы, насчитывающей тысячи приложений. В частности, речь может идти о размещении рекламы в Twitter-клиентах и даже в списке пользовательских записей.

Мобильное: сплошные планшеты и смартфоны

Компания Google занимается разработкой собственного планшетного ПК, заявил исполнительный директор компании Эрик Шмидт. Устройство, по мнению аналитиков, будет конкурировать с недавно поступившим в продажу Apple iPad. Шмидт не раскрыл подробностей об этом устройстве, сообщив, однако, что планшетный компьютер от интернет-гиганта будет работать под управлением ОС Android. Уже известно, что Google в рамках эксперимента договаривается с рядом издателей, которые предоставят компании свой лицензионный контент (книги, журналы и т.д.) – он будет доступен пользователям данного планшета.

Аналитики отмечают, что Google, вероятнее всего, разрабатывает свой планшетник в сотрудничестве с каким-либо крупным производителем электроники, как она это сделала в случае с Nexus One, когда ее партнером выступила компания HTC. Скорее всего, планшет на основе Android будет включать в себя полнофункциональную версию браузера Chrome, а также поддержку Adobe Flash.

Эксперты считают, что выпуск такого продукта будет весьма рискованным для Google шагом, так как это не только еще больше усилит конкуренцию компании с Apple, но и может оттолкнуть от сотрудничества ряд партнеров-производителей электроники.

Дата выпуска планшетного ПК Google неизвестна. По мнению издания NYTimes, на создание устройства может уйти довольно много времени, так как сейчас компания испытывает ряд проблем с дизайном нового гаджета. Ранее, в феврале, компания Google представила прототип GUI, предназначенного для планшетных ПК. В планшетах Google предлагает использовать многооконный интерфейс, одинаково удобный для работы как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Окна могут быть расположены рядом друг с другом на едином рабочем столе или занимать весь экран с возможностью переключения посредством ярлыков.

При желании с экрана можно убрать все элементы интерфейса – такой режим будет удобен для чтения электронных книг. Новые окна или вкладки с сайтами или web-приложениями предлагается открывать при помощи специального меню, в котором, помимо ярлыков, будет находиться строка интернет- поиска.

Канадская компания Research In Motion (RIM), вполне возможно, в скором времени выпустит под торговой маркой BlackBerry планшетный компьютер. По слухам, RIM договорилась с тайваньской фирмой Hon Hai Precision Industry (торговая марка Foxconn) о начале производства сенсорных дисплеев с диагональю 8,9 дюйма. Такими экранами, предположительно, будут комплектоваться мини-компьютеры, анонс которых намечен на вторую половину года. Отмечается, что находящийся в разработке гаджет получит адаптер беспроводной связи Wi-Fi и модуль 3G для работы в мобильных сетях. Какая ОС будет применяться на устройстве, пока не ясно: не исключено, что роль программной платформы сыграет модифицированная BlackBerry OS. По всей видимости, новинка будет снабжена средствами синхронизации данных со смартфонами BlackBerry. Продажи планшета RIM, если он будет выпущен, начнутся не ранее III квартала. Об ориентировочной цене гаджета пока ничего не сообщается.

Напомню, что выпуском планшетных ПК намерены заняться многие известные производители, в числе которых – ASUS, Dell, Nokia, Samsung и Toshiba. Владелец биржи Nasdaq, компания NASDAQ OMX, объявила о запуске нового индекса смартфонов. Новый инструмент под названием NASDAQ OMX CEA Smartphone IndexSM (Nasdaq:QFON) будет определять состояние телекоммуникационного сектора. Индекс будет составляться с учетом рыночной капитализации компаний, причем наибольшим весом будут обладать котировки лидеров рынка. Он будет учитывать финансовые показатели компаний, которые разрабатывают, производят и продают смартфоны, их компоненты и ПО, а также оборудование для построения сетей сотовой связи. Сейчас индекс смартфонов включает показатели 84 компаний, в том числе Apple и Google. Все компании, вошедшие в индекс, прошли предварительный отбор CEA. Индекс будет высчитываться в режиме реального времени на основании котировок акций компаний на нескольких биржах. Индекс смартфонов указывается в долларах. Его базовое значение при запуске составило $250.

По словам Шона ДюБравака, ведущего экономиста и директора исследовательского направления CEA, смартфоны являются наиболее быстро развивающимся сегментом беспроводной отрасли. По его мнению, наличие отдельного индекса, отслеживающего компании этого сектора, станет полезным инструментом для инвесторов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета