IT-индустрия: ярмарка тщеславия

По оценке Международного валютного фонда (МВФ), мировая экономика восстанавливается более быстрыми темпами, чем предполагалось еще недавно. Согласно готовящемуся к выходу докладу экспертов фонда, мировой ВВП увеличится в нынешнем году на 4,1%, что на 0,2% больше январского прогноза. В то же время эксперты МВФ призывают не поддаваться излишнему оптимизму.

МВФ повысил прогноз ВВП крупнейшей экономики мира – США – на 0,3%, до 3%. Правда, восстановление американской экономики не будет устойчивым, и в следующем году ее темпы роста снизятся до 2,4%. Достаточно высокие показатели продемонстрирует и большинство азиатских стран. В то же время Европа выбирается из экономической рецессии медленнее других регионов: рост ВВП еврозоны в 2010-м и 2011-м окажется слабее, чем ожидалось. МВФ прогнозирует увеличение этого показателя в 2010 году на 0,8%, а по 2011 году на 1,5%. Обе эти цифры на 0,1% ниже, чем было указано в последнем прогнозе фонда.

На практике все это означает, что мировая IT-индустрия имеет все поводы для оптимизма. Потребительский спрос на ПК и разнообразные гаджеты уже вернулся к докризисным показателям, а теперь наступает очередь корпоративного сектора – наступило время очередного обновления корпоративных IT- инфраструктур.
И это – на фоне какого-никакого, но все же экономического роста. В общем, пока все лучше, чем могло бы быть.

Тенденции: нетбуки отходят на второй план

Кажется, начинается закат «золотого времени» нетбуков. Первый и второй по величине производители ПК в мире – американские компании Hewlett- Packard и Dell – готовятся резко сократить объемы выпуска нетбуков с 10-дюймовым экраном и уже существенно урезали объемы инвестиций в этот сегмент. Крупнейшие производители ПК сейчас переводят фокус своих интересов с нетбуков на системы других форм-факторов – прежде всего ультратонкие ноутбуки. При этом HP может и вовсе отказаться от производства 10-дюймовых «лэптопов для Интернета». По мнению отраслевых аналитиков, эти действия – следствие неудовлетворительных продаж систем на базе платформы Intel Atom последнего поколения.

По имеющейся информации, сейчас Hewlett-Packard изучает возможность перехода к более активному выпуску 11,6-дюймовых ноутбуков на платформе AMD Neo. Тем более, что кое-какой опыт уже накоплен – компания HP первой среди производителей ПК начала выпускать ноутбуки на базе AMD Neo. Это, к примеру, модель HP Pavilion dv2 с 64-разрядным процессором AMD Athlon Neo с тактовой частотой 1,6 ГГц и экраном с диагональю 12,1 дюйма. Из-за намного более высокого энергопотребления (по сравнению с нетбуками) ноутбук изначально комплектуется батареей повышенной емкости (6 секций), отчего его вес практически достигает 2 кг.

С другой стороны, решение HP свернуть активность на рынке нетбуков может быть связано с тем, что основные прибыли на этом рынке уже получены. На протяжении 2009 года мировые продажи нетбуков выросли на 103% в количественном и на 72% в денежном выражении. Но в 2010 году, как гласит прогноз Gartner, продажи нетбуков в численном выражении хотя и продолжат расти, однако такого роста выручки, как год назад, производители уже не получат. А с 2011 года, как считают эксперты, потребители и вовсе переключатся с нетбуков на ультратонкие ноутбуки. Именно к этому сегменту портативных ПК относится и HP Pavilion dv2, и все прочие лэптопы на базе процессоров с пониженным напряжением.

Производители: пока все хорошо

Компания Acer по итогам 2009 года увеличила свой годовой доход на 5% – он составил $17,9 млрд. Операционная прибыль достигла показателя $479 млн, что соответствует ежегодному приросту 9%. Прибыль после налогообложения за 2009 год составила $354 млн.

Этот показатель оказался рекордным. Кроме того, следует добавить, что в IV квартале прошлого года Acer удалось добиться 25%-го роста консолидированных доходов в рамках года – его объем составил около $5,3 млрд, и это тоже стало рекордным показателем. Операционная прибыль составила $155 млн, что также на 25% больше прошлогоднего результата.

Китайская корпорация Huawei опубликовала свой годовой финансовый отчет, результаты которого показывают, что компания одержала уверенную победу над кризисом. Согласно данным отчета, в 2009 году чистая прибыль Huawei возросла на 133% до $2,7 млрд. Совокупная выручка компании выросла на 19%, доходность увеличилась на 14,1%.

Мощным импульсом для роста продаж стал правительственный аукцион 3G-частот в Китае. Необходимость в модернизации сетей операторов связи спровоцировала спрос на телекоммуникационное оборудование, и компания Huawei взяла на себя значительную часть поставок, заключив крупные соглашения с China Mobile и China Unicom. В прошлом году компания также начала поставки оборудования для сетей следующего поколения – LTE 4G. Компания Huawei сегодня – второй по величине производитель сетевого оборудования в мире; она продолжает усиливать свое присутствие, в частности, на европейском рынке. За 2009 год рыночная доля компании в Европе выросла с 11,5% до 14,2%. Huawei также проявляет интерес к азиатскому рынку смартфонов и уже добилась определенных результатов в Индии и Африке. В 2010 году Huawei планирует увеличить выручку на 20%.

Компания Samsung сообщила некоторые предварительные финансовые результаты по итогам I квартала 2010 года. По оценкам компании, в I квартале выручка составила примерно $29-31 млрд. Операционная прибыль Samsung, как ожидается, увеличится относительно прошлогоднего показателя в семь раз и составит $3,8 млрд.

Столь стремительный взлет финансовых показателей в компании связывают, прежде всего, с увеличением спроса на плоскопанельные телевизоры и компьютерные модули памяти. По мнению рыночных экспертов, доходы Samsung будут увеличиваться как минимум до III квартала этого года на фоне роста спроса на планшетные ПК и смартфоны.

Интернет-бизнес: игры гигантов

Компании Microsoft и Google параллельно, но независимо друг от друга ведут разработки Twitter-подобного ПО, предназначенного для использования в среде коммерческих клиентов. Задача данных разработок заключается в создании корпоративных «твиттеров» внутри какой-либо компании.

В Microsoft данная разработка фигурирует под названием Office Talk, в Google – Internal Buzz. По словам Бретта Слаткина, инженера компании Google, внутри их компании twitter-подобная разработка уже применяется, причем довольно давно. Она позволяет публиковать персональные или общественные сообщения и вести работу над проектами. Что касается Microsoft, то эта компания ведет разработку Office Talk силами подразделения Office Labs, причем тут данный сервис пока тоже фигурирует как экспериментальный.

В Google говорят, что если их разработка дозреет до стадии релиза, то она, скорее всего, станет частью пакета Google Apps, точнее, его коммерческого варианта. Microsoft планирует встроить свой сервис микроблоггинга в наиболее полную и сетевую версии пакета Microsoft Office. В обеих компаниях заверяют, что оснастят свои сервисы технологиями, ориентированными на бизнес, причем в оригинальном Twitter этих возможностей нет. Обе компании обещают встроить в сервисы возможности телеконференций и работы с мультимедийными данными. Также планируется предусмотреть возможности по интеграции с другими существующими офисными пакетами и корпоративным ПО.

Компания Yahoo рассматривает возможность приобретения быстро набирающего популярность стартапа Foursquare за сумму около $100 млн. Источник внутри Yahoo сообщил американским СМИ, что компания заинтересована в приобретении Foursquare и уже провела переговоры с представителями стартапа. Впрочем, он отметил, что представители Yahoo проводят переговоры со многими компаниями, так что это не гарантирует скорую сделку с сервисом.

Геолокационный сервис Foursquare позволяет пользователям оставлять отзывы о различных местах и событиях в разных городах с помощью своего мобильного телефона. Foursquare автоматически определяет местоположение пользователей и показывает отзывы о ближайших к ним местах. Также сервис предлагает пользователям ряд игровых элементов, включая различные поощрения за большое количество полезных и интересных отзывов. Foursquare был основан разработчиками Dodgeball, еще одного популярного геолокационного сервиса, который был куплен компанией Google в 2005 году.

Компания AOL объявила о том, что в этом году может продать или закрыть свою социальную сеть Bebo, так как руководство решило, что на ее развитие придется потратить слишком значительные средства. Джон Брод, вице-президент подразделения AOL Ventures, по этому поводу сказал: «Очевидно, что на рынке социальных сетей существует большая конкуренция, и успешность проектов определяется их масштабом. Bebo, к сожалению, является бизнесом, который идет на убыль, и для серьезной конкуренции на рынке социальных сетей потребуются значительные инвестиции. AOL сейчас находится не в том положении, чтобы дальше финансировать и поддерживать Bebo». Напомню, что AOL приобрела данную социальную сеть в марте 2008-го за $850 млн. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook запретила своим сотрудникам продавать акции на вторичном рынке, за исключением специальных «окон», открытых компанией. Такое решение принято из-за возможных сложностей с законодательством, которое вызовут подобные продажи. Дело в том, что по правилам, установленным Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) США, продавцы и покупатели ценных бумаг должны иметь одинаковый доступ к данным о текущем финансовом положении компании. Но из-за этого у сотрудников, имеющих доступ к таким сведениям, остается два варианта действий – либо промолчать и нарушить инструкции SEC, либо разгласить конфиденциальную информацию.

Сейчас Facebook является частной компанией и, таким образом, число ее акционеров не должно превышать пятисот. Если это количество будет превышено, SEC потребует от Facebook регулярно сообщать о своих финансовых результатах, как это делают публичные корпорации.
Facebook прекратила эмитировать акции своим новым сотрудникам в конце 2007 года. С тех пор компания предлагала им специальные права на выкуп акций, которые могли быть реализованы в случае IPO или поглощения.

И еще: Facebook купила стартап Divvyshot, разрабатывающий фотохостинговый проект с необычным подходом. Если большинство фотосайтов опираются на группирование снимков вокруг камеры, которой они сняты (то есть на помещение файлов в пользовательские альбомы), то в основе концепции Divvyshot – привязывание фотографий к местам съемки, людям и событиям. Например, вместо 50 различных снимков одной и той же достопримечательности 50 человек могут пользоваться одной и той же фотографией. В итоге участники избавляются от необходимости ведения собственного альбома. В Facebook, кстати, применяется аналогичный принцип: если пользователь отмечается на чужой фотографии, она становится ему доступной и попадает в его фотоальбом.

В ходе сделки, финансовые аспекты которой не раскрываются, команда Divvyshot из трех сотрудников перейдет на работу в Facebook, где продолжит совершенствовать сервис фотообмена. Сам проект, уже охвативший 40 тыс. активных пользователей, прекратит регистрацию. Обслуживание существующих подписчиков продолжится. iPhone-приложение Divvyshot будет изъято из Apple App Store.

Инвестиции в IT: русские идут!

Российская компания Leta Group объявила о создании собственного венчурного фонда микроинвестиций. Сейчас его объем составляет 50 млн руб., в течение года компания рассчитывает нарастить его до 100 млн руб. Фонд планирует инвестировать в разработчиков ПО, работающих в одиночку или малыми группами. Максимальные вложения в один проект – 3 млн руб., из которых непосредственно авторы получат максимум 1 млн руб., остальная часть пойдет на локализацию и продвижение ПО. На сегодня у фонда есть устав, определен его формат, но подписанных соглашений с кем-то из разработчиков пока нет.

Фонд не рассматривает разработки для корпоративного сектора, только программы для частных потребителей. Также Leta не планирует финансировать идеи, еще не воплощенные в коде, уровень зрелости проекта для получения денег от фонда должен быть достаточно высок. Президент Leta-IT Group Александр Чачава говорит: «Нас интересуют простые программы для всех. Для каждого из проектов будет создаваться отдельное юридическое лицо. Доля разработчиков в новом предприятии будет на уровне 10-15%. Здесь нет жестких рамок, но в любом случае авторы программы станут миноритариями, владельцем юридического лица будем выступать мы».

Проекты для финансирования новый фонд ищет на сайте download.com (крупный каталог и архив бесплатных и условно бесплатных программ) и на профессиональных форумах, ориентируясь на количество закачек. Сейчас, по словам Чачавы, в процессе подписания находятся договоренности с разработчиками видеоконвертера, архиватора и менеджера паролей. В этих же сферах фонд будет продолжать поиски в будущем. По его мнению, преимущество подобного фонда перед одиночками состоит в большем количестве возможностей для монетизации. «Например, нам будет легче достичь соглашений с операторами мобильной связи, если потребуется их участие в монетизации проекта», – говорит Чачава.

Выходить из успешных проектов после роста их капитализации фонд не планирует. Чачава считает, что число «выстреливших» разработок будет на уровне 3 из 10 проинвестированных. «В смысле выхода из проектов мы не классические венчурные инвесторы. Более вероятен сценарий объединения успешных разработок в одну компанию с большим числом миноритариев и привлечения для нее дополнительных сторонних инвесторов», – объясняет Чачава.

По мнению главы Leta Group, конкурентов среди существующих венчурных фондов у его компании сейчас нет: «Линия отсечения у них находится примерно на границе $1 млн. Они не работают с малыми проектами, с разработчиками, с которыми тяжело говорить на языке инвестиций». Он признает, что создать видеоконвертер за 3 млн руб. можно и самостоятельно, но при этом сроки и риски проекта будут выше.

В свою очередь, научный руководитель инновационного института при МФТИ, основатель Sadko Mobile (разработчика приложений для Google Android) Юрий Аммосов уверен: «Располагая не очень большой суммой, компания верно выбрала сектор проектов с малыми финансовыми потребностями. Разумно выглядит ориентация на разработки с достаточным уровнем зрелости. При этом создается ощущение, что в самой Leta Group пока нет полной ясности с бизнес-моделью. Мне неизвестно, чтобы в мире кто-то практиковал подобную схему».

По мнению эксперта, синергетический эффект, который организаторы рассчитывают получить за счет сбора подобных проектов под одной крышей, не очевиден. «Я не стал бы переоценивать безденежье российских shareware-разработчиков и тот интерес, который может вызвать у них получение 1 млн руб. в обмен на отказ от контрольного пакета в новом предприятии. Часто в подобных проектах есть корпоративная составляющая, которая приносит неплохую прибыль автору», – говорит Аммосов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета