IT-легенды: взлет и падение Compaq

На белорусском рынке в ассортименте ноутбуков, предлагаемых американской корпорацией Hewlett-Packard, немалой популярностью у потребителей пользуется линейка HP Compaq. Это бюджетные ноутбуки – то есть более дешевые, чем представители таких линеек, как HP ProBook или HP Pavilion. Но сегодня мало кто из белорусских покупателей портативных ПК знает, что бренд HP Compaq – это едва ли не единственное, что осталось от одного из крупнейших мировых производителей ПК – американской корпорации Compaq Computer.

Начало

Compaq Computer Corporation была основана в феврале 1982 года Родом Кэнионом, Джимом Харрисом и Биллом Марто, тремя старшими менеджерами компании по производству полупроводников Texas Instruments. Всех их объединила идея создания портативного персонального компьютера, на котором можно было бы запускать все существовавшие на тот момент программы для IBM-совместимых компьютеров.

Каждый из трех сооснователей вложил в первоначальный капитал компании по $1000. Слово «Compaq» для названия будущего компьютерного гиганта было придумано искусственно – это акроним, образованный от английского словосочетания «совместимость и качество» (Compatibility and quality). Согласно корпоративной легенде, изначальная архитектура Compaq PC впервые была набросана на встрече основателей за обедом в ресторане House of Pie, в Хьюстоне. Затем основатели Compaq начали искать инвестиции. Идея портативного устройства была представлена Бену Роузену, президенту компании Sevin-Rosen Partners, которая специализировалась на вложениях в рискованные секторы высокотехнологичных отраслей. Идея создания малогабаритного компьютера, соответствующего существующим стандартам, показалась привлекательной, и Розен согласился вложить деньги в развитие Compaq. Позднее он стал председателем совета директоров Compaq и занимал эту должность до 2000 года.

В то время сегодняшней сверхжесткой конкуренции на рынке ПК еще не было, так что в первые годы своего существования Compaq была в хороших отношениях с IBM PC Group. Более того, именно оттуда в Compaq перешли два ключевых руководителя по маркетингу – Джим Д’Ареззо и Спарки Спаркс.

Молодые и дерзкие

В самом начале 1980-х персональные компьютеры еще мало кто воспринимал всерьез. Однако новая компания увидела перспективы этого рынка и в своей деятельности сделала ставку именно на ПК. Говоря иначе, основатели Compaq правильно рассчитали момент технологического скачка и смело шагнули от мини- к микрокомпьютерам.
В ноябре 1982 года Compaq анонсировала свой первый продукт: переносной IBM PC совместимый персональный компьютер Compaq Portable. Он вышел на рынок в марте 1983 года и стоил $2995 – это оказалось значительно дешевле предложений конкурентов, имевшихся на тот момент. Compaq Portable оказался одним из предшественников современных портативных ПК. Справедливости ради стоит отметить, что его дизайн и конструктивное исполнение во многом повторяли прототип – ПК Xerox NoteTaker. Compaq Portable был создан на основе микропроцессора Intel 8088 и был полностью IBM PC совместимым – то есть позволял запускать все программное обеспечение, предназначенное для IBM PC.

Компьютер имел бесспорный коммерческий успех: в первый год было продано 53.000 устройств. Успеху способствовала и благоприятная юридическая ситуация: Compaq с полным правом торговала легальными клонами IBM PC, потому что сама IBM в основном использовала компоненты сторонних производителей. Успеху способствовало также и то, что Microsoft имела право лицензировать свою операционную систему MS-DOS для любых производителей IBM PC совместимых компьютеров. Единственной скопированной частью стал BIOS, который в Compaq использовали вполне законно, воспользовавшись принципом обратной разработки и заплатив за это $1 млн.

Ставка на портативные ПК оказалась абсолютно верной: доходы молодой компании за первый же год существования выросли с 30 до 111,2 миллионов долларов. Это оказалось абсолютным рекордом для первого года в истории всего американского бизнеса. Но и далее Compaq не сбавляла темпы. В 1985 году был выпущен Compaq Deskpro 286 – 16-разрядный настольный компьютер, использовавший микропроцессор Intel 80286, работающий на частоте 6 МГц и поддерживающий 7 Мб оперативной памяти. Модель с жестким диском объемом в 40 Мб стоила $2000. Compaq Deskpro 286 был значительно быстрее оригинального IBM PC и был полностью программно совместим с ним. Этот ПК стал первым в серии компьютеров Compaq Deskpro.

Достигнув товарооборота в полмиллиарда долларов, в 1986 году Compaq выпустила Compaq Portable II. Он был значительно легче и меньше своего предшественника, и с измененным дизайном, с 8 МГц процессором и жестким диском в 10 Мб. Он был дешевле, чем IBM PC/AT и стоил $3199 ($4799 за модель с жестким диском).

В том же 1986 году Compaq представила Compaq Deskpro 386 – первый ПК, основанный на новом микропроцессоре Intel 80386. Так начался период увеличивающегося превосходства над IBM – «голубой гигант» тогда еще не использовал эти чипы. В итоге подобные компьютеры IBM выпустила на семь месяцев позже. К тому времени Compaq уже была широко известным поставщиком ПК на основе микропроцессора 80386, а IBM быстро переставала ассоциироваться у потребителей с техническим превосходством.

В 1987 году компания Compaq отпраздновала выпуск своего миллионного ПК. Вскоре заметно обострилась борьба за техническое превосходство с IBM – это произошло после того, как Compaq выпустила сервер Systempro. Это был полноценный серверный продукт, с поддержкой SMP и RAID; в нем впервые применена шина EISA, которая была ответом на разработанную IBM шину MCA (MicroChannel Architecture).

Бизнес Compaq развивался очень бурно, и вскоре в корпорации поняли, что рамки американского компьютерного рынка стали для нее узки. В 1984 году в Мюнхене была основана штаб-квартира европейского отделения корпорации, а в 1987 году в Шотландии открылся завод по производству ПК Compaq. Стремительная экспансия привела к тому, что уже в 1989 году корпорация стала вторым в Европе поставщиком офисных персональных компьютеров, опередив таких гигантов того времени, как Apple и Olivetti.

Бурные 90-е

Еще в 1991 году топ-менеджеры Compaq поставили перед собой задачу сделать к 1996 году корпорацию ведущим производителем ПК в мире. Эта задача была решена на два года раньше, и уже в 1994 году корпорация вышла на первое место на рынке персональных компьютеров и с тех пор не уступала лидерства, заняв в 1997 году 13% мирового рынка ПК. А ведь еще десять лет назад мало кто мог вообще предположить, что рынок будет развиваться такими темпами.

За семь лет работы на рынке серверов Compaq удалось к ноябрю 1996 года продать 1 миллион серверов, а в сентябре 1998 года эта цифра достигла отметки 2 млн – больше, чем у трех ближайших конкурентов Compaq вместе взятых. Compaq тесно сотрудничала с другими ведущими производителями аппаратного и программного обеспечения для создания глобальных решений и соблюдения промышленных стандартов.

Успеху корпорации во всем мире, а также становлению ее как компьютерной компании, предлагающей законченные информационные решения, во многом способствовали удачные приобретения тех лет – например, компаний Thomas Conrad Networth, Microcom и Tandem. Однако в блестящей истории Compaq 1998 год оказался отмечен особо, как год объединения с корпорацией Digital Equipment – признанным лидером на рынке 64-разрядных вычислительных систем. После объединения с DEC оборот компании за 1997 год составил $37,6 млрд, что дало возможность обновленной Compaq уверенно занять вторую строчку в рейтинге мировых компьютерных компаний.

Одновременно с укреплением на рынке серверов в начале 1990-х годов Compaq вышла на розничный рынок с компьютерами серии Presario и стала одним из первых производителей, предлагавших полноценные ПК по цене менее $1000. Стараясь удерживать предельно низкие цены, Compaq стала первым производителем персоналок, использующим процессоры от AMD и Cyrix. Результатом ценовой войны, начатой Compaq, в конечном счете стала потеря части рынка множеством конкурентов, наиболее заметными из которых оказались IBM и Packard Bell.

Приобретения, успехи и первые проблемы

Вернусь к тем IT-гигантам, которых Compaq успела приобрести за свою 20-летнюю историю. В 1997 году Compaq купила компанию Tandem Computers, известную производством серверов NonStop. Это приобретение, собственно, и вывело Compaq на рынок производителей серверов. В 1998 году Compaq купила находящуюся в тяжелом финансовом положении Digital Equipment Corporation (DEC), одного из лидеров компьютерного рынка в 1970-80 годах. Благодаря этому Compaq в одно мгновение стала вторым по прибыли производителем компьютеров в мире.

Однако тут начались проблемы с менеджментом, что само по себе не удивительно: сам по себе менеджмент IT-компаний в «цифровую эпоху» был делом новым – учиться было негде и не у кого. Исполнительный директор Compaq Экхард Пфайффер, затеявший обе сделки, не имел четкого представления о том, чем следует заниматься объединенной компании, а также о том, как три абсолютно разные, складывавшиеся годами корпоративные культуры, смогут работать как единое целое. В результате Пфайффер был снят с поста исполнительного директора в 1999 году в ходе борьбы за лидерство с председателем совета директоров Беном Розеном и заменен Майклом Капелласом, бывшим управляющим по информационным технологиям. Капеллас сумел вернуть компании ее значимость, подрастерянную в поздние дни правления Пфайффера, но компания продолжала борьбу с менее крупными конкурентами, такими как Dell.

В ноябре 1999 года Compaq совместно с Microsoft разработала первую линию сетевых компьютерных систем, названных MSN Companions. Во второй половине 1990-х Compaq также приобрела такие компании как Thomas-Conrad, Microcom и Inacom. Показательно, что Compaq принимала участие в создании суперкомпьютеров, многие из которых входили в Топ-500 самых производительных вычислительных систем в мире. Высокопроизводительные компьютеры производства Compaq использовались в проекте расшифровки генома человека. Compaq совместно с Motorola построили для Beijing Telecom первую в Китае беспроводную телефонную сеть на базе технологии CDMA.
Представительства Compaq были открыты более чем в 100 странах мира. Компании принадлежали 17 фабрик по производству компьютерного оборудования в США, Великобритании, Китае, Сингапуре и Бразилии.

2000-е: конец счастливой истории

К началу 1999 года Compaq произвела 50-миллионный ПК, а в ноябре 1999-го стала первой в мире компанией, продавшей три миллиона серверов, соответствующих отраслевым стандартам, что больше, чем IBM, HP и Dell вместе взятые.

1999 год также отметился значительными изменениями в структуре и политике корпорации. В июле был назначен новый президент и главный управляющий Compaq – Майкл Д. Капеллас, в этом же году Compaq объявила о новой стратегии корпорации, которая получила название NonStop eBusiness. Согласно представлениям Compaq, лидерами рынка будущего должны были стать корпорации, способные быстрее всего задействовать в своем бизнесе и успешно внедрить интернет-технологии. Цель корпорации Compaq состоит в том, чтобы помочь компаниям добиться успеха в новой глобальной экономике, для чего она предлагала своим заказчикам надежные решения построения и поддержки электронного бизнеса NonStop eBusiness. NonStop eBusiness воспринимался как стратегия, позволяющая компаниям организовать электронную коммерцию на максимально высоком уровне и добиться бесперебойного обслуживания заказчиков.

Однако громко лопнувший весной 2000 года «пузырь доткомов» похоронил эти надежды. Катастрофически упал спрос на ПК, а услышав выражение «eBusiness», инвесторы вообще начинали плеваться. Compaq неожиданно оказалась на грани банкротства – слишком много оборотных средств было вложено в производство продукции, спрос на которую неожиданно просто «схлопнулся». Это можно было бы пережить, будь бизнес Compaq диверсифицирован – скажем, если бы в компании имелись подразделения по разработке ПО или, скажем, производству бытовой электроники. Но все было сведено к триаде «ноутбуки – десктопы – серверы». Стратегия, которая почти два десятка лет обеспечивала безоговорочный успех, неожиданно обернулась против самой Compaq.

В 2001 году корпорации Compaq и Hewlett-Packard объявили о предстоящем слиянии. Множество владельцев акций HP, включая одного из основателей, Уолтера Хьюитта, публично выступали против сделки, которая была похожа на результат нечестной борьбы или сговора. Слияние было одобрено только после наложения ограничений и заявлений об оказании давления в ходе голосования о покупке. Капеллас, не проработав и года после слияния, ушел с поста президента HP. Карли Фиорина, исполнительный директор HP, взяла обязанности Капелласа на себя и управляла Compaq еще почти три года после ухода Капелласа. В течение этого времени HP уволила тысячи бывших работников Compaq, цена акций компании сильно упала, прибыль не выросла и компания уступила свое место на рынке компании Dell. Как самостоятельный бренд Compaq прекратил свое существование. В феврале 2005 года Фиорина под видом ухода в отпуск предпочла уйти из компании, не дожидаясь когда враждебно настроенный совет директоров ее уволит. Место исполнительного директора HP занял Марк Хард. Некоторые продукты Compaq стали выпускаться под маркой HP, а другие продолжили выпускаться под маркой Compaq, в частности ноутбуки, КПК и серверы.

В мае 2007 года компания HP представила новый логотип подразделения Compaq, который был разработан для новой модели Compaq Presario.

Новый старый бренд

Слияние компаний НР и Compaq окончательно завершилось только в мае 2002-го. Это объединение гигантов стало самой крупной сделкой за всю историю мирового компьютерного рынка. После 20 ярких лет звезда Compaq исчезла с небосклона. После покупки Compaq в корпорации НР произошли довольно сложные кадровые перестановки в руководстве. Например, направление НР-Россия возглавил бывший топ-менеджер Compaq. Изменились даже названия котировок акций компании НР на фондовой бирже – с HWP на HTQ. Но всемирно известные бренды НР и Compaq все же остались на рынке. Понимая значимость послепродажного сервиса, Hewlett-Packard решила сохранить все действующие сервисные центры как НР, так и Compaq. Кроме того, гарантия полной совместимости всего выпускаемого ряда продукции осталась приоритетом на будущее.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета