Обзор видеокарты Chaintech GeForce GTS 250. Когда 9800 GTX быстрее GTS 250

Продукция компания Chaintech присутствует на розничном рынке уже достаточно давно, но в отечественной рознице представлена слабо. Похоже, Chaintech всерьез решила усилить здесь свои позиции, сделав акцент на видеокарты и оперативную память.

Линейка видеоускорителей Chaintech включает в себя только продукты NVIDIA. Сегодня будет рассмотрена видеокарта на базе графического процессора NVIDIA G92-128 – GTS 250 с 512 MB GDDR3, изготовленная по нереференсному дизайну, разработанному силами самой Chaintech. Кроме того, эту модель Chaintech с индексом GAS250-A512N1 отличает и собственная система охлаждения на трех тепловых трубках.

Хотелось бы напомнить, что, по сути, GeForce GTS 250 имеет гораздо больше общего с карточками 8800 GTS 512 MB и 9800 GTX (а от 9800 GTX+ он не отличается вообще), чем с серией GTX 260/275/285. Мы не будем пускаться в рассуждения по поводу причин этого, скажем только, что гипотез существует предостаточно. Эволюционный путь этого видеоадаптера на рынке оказался довольно долог, GTS 250 предшествовало целых три продукта с собственными именами, которые использовали одну и ту же архитектуру, да и по производительности фактически не отличались:

Эволюционный путь GTS250

С конца 2007 года (момента появления 8800 GTS) NVIDIA перевела свой графический процессор на новый 55-нм техпроцесс (для 9800 GTX+ и GTS 250) и дважды подняла рекомендуемую частоту работы чипа (с выходом 9800 GTX и 9800 GTX+). Пожалуй, иных изменений в аппаратной части графического чипа G92 и карт на его базе не произошло. С другой стороны, очень бурно развивались программные разработки NVIDIA, такие, как:

. CUDA — комплекс технологий, позволяющий многократно ускорять вычисления общего характера с использованием графических процессоров, в том числе и G92;
. 3D Vision — программно-техническое решение NVIDIA по созданию трехмерных стереоизображений в играх, а также фото и видео;
. PhysX — технология ускорения расчета сложных физических эффектов для трехмерных игр.

Подробное описание каждой из разработок — это отдельная тема, тем более, все они переживают период бурного развития. Если говорить вкратце, то CUDA – довольно обширный набор технологий, предназначенная для хорошо распараллеливаемых вычислительных задач. NVIDIA в настоящее время вполне успешно внедряет CUDA в серверные системы и суперкомпьютеры.

Для простых юзеров технология может стать очень полезной при кодировании медиа, прежде всего видео "тяжелых" форматов (AVCHD или, как его еще называют, H.264 и MPEG4 part 10). Кстати, конкретные программные разработки уже доступны, и в скором будущем вполне возможен выход материала, посвященного этой теме.

Технология 3D Vision требует не только наличия соответствующей видеокарты GeForce (кстати, сама NVIDIA рекомендует в качестве последней использовать решение не слабее рассматриваемого GTS 250), но еще и специальных очков, и, самое главное, монитора, поддерживающего частоту обновления 120 Гц (подробнее эта технология и конкретный 120-Гц монитор рассмотрены в материале "Обзор стереоочков NVIDIA GеForce 3D Vision и монитора ViewSonic FuHzion VX2268wm", КГ №8 (743) от 1 марта 2010 г.). Среди распространенных у нас производителей ЖК-дисплеев, насколько мне известно, по одной такой модели имеется только у ViewSonic и Samsung. Да и адаптация игр для работы в стереорежиме еще в разгаре, хотя множество популярных проектов обзавелось его поддержкой. В то же время многие аналитики IT-индустрии утверждают, что текущий 2010 год будет годом активного развития технологий 3D-изображений (словно в подтверждение сказанному в Минске начал показы 3D-кинотеатр "Киев", билеты в который пользуются просто ажиотажным спросом ;)). Посмотрим, насколько это окажется правдой.

Что же касается NVIDIA PhysX, то сегодня мы продемонстрируем ее в деле, ведь уже два тестовых приложения из нашего набора используют эту технологию. Это синтетический тест 3DMark Vantage и, что гораздо важнее, реальная игра Batman: Arkham Asylum. В ней данная технология NVIDIA применяется очень широко. К примеру, во время взрывов эффекты разрушения с включенной функцией ускорения физики PhysX смотрятся гораздо зрелищнее. Кроме того, добавляется множество других деталей геймплея, таких как реалистичное поведение ткани, бумаги, тумана и дыма от различных воздействий на них. Однако следует заметить, что включение функции приводит к заметному снижению производительности в игре и просто катастрофическому падению на видеокартах Radeon. Это связано с тем, что продукты производства AMD-ATI лишены поддержки PhysX, поэтому все расчеты вынужден производить процессор. Эти вычисления настолько сложны либо неоптимизированны для CPU, что даже разогнанный четырехъядерный процессор не способен обеспечить приемлемую скорость обработки сцен в игре с эффектами PhysX. Подтверждение тому можно увидеть в результатах тестирования видеокарт в игре Batman: Arkham Asylum.

Не стоит также забывать и о технологии ускорения проигрывания видео –– PureVideo, хотя этим уже вряд ли кого удивишь.

Сегодня мы опустим вопросы детального обзора архитектуры чипа G92, поскольку они за два года подробно и не единожды были рассмотрены, в том числе и в наших материалах, и сразу перейдем к знакомству с продуктом Chaintech.

Chaintech GeForce GTS 250

Коробка черного цвета средних размеров оформлена в фирменном стиле компании с изображением девушки в футуристических доспехах. Никакой конкретной технической информации на лицевой стороне упаковки нет, только поддерживаемые технологии и реализованные функции.

А вот интересующие нас характеристики видеоадаптера (частоты работы, объем и тип памяти) содержатся на информационном стикере, наклеенном на боковой стороне бокса. Адаптер помещен в антистатический пакет с поролоновой прокладкой внутри. Дополнительно на систему охлаждения надет защитный пластиковый кожух.

Комплектация бокса включает:

- краткое бумажное руководство по установке, среди прочих содержащее описание подключения видеокарты на русском языке;
- диск с драйверами и электронным вариантом инструкции по эксплуатации видеоадаптера;
- переходник-разветвлитель c S-Video;
- переходник с DVI на аналоговый D-Sub;
- шлейф-переходник с MOLEX на 6-pin разъем PCI-E Power для подключения дополнительного питания нашей GTS 250.

Как было отмечено, плата выполнена на нереференсном дизайне, что позволило уменьшить ее длину до 20 см. Так что владельцам малогабаритных корпусов волноваться не придется. Панель разъемов ввода-вывода занимает два слота. На первой ее половине размещены порты TV-Out (S-Video), HDMI и Dual-link DVI. Вторая половина представляет собой решетку для выброса нагретого воздуха за пределы корпуса.

Раз уж было сказано о кулере, обратим на него более пристальное внимание, ведь он этого вполне заслуживает. Конструкция состоит из трех медных трубок диаметром 6 мм, принимающих тепло от графического процессора методом прямого контакта и распределяющих его по всей площади радиатора.

Силуминовый радиатор довольно крупный, набран двадцатью шестью ребрами с расстоянием между ними примерно 3.3 мм. Между собой ребра скрепляются довольно интересным механическим обжимом. Насколько можно судить, контакт с тепловыми трубками также осуществлен без пайки. Данная конструкция обдувается тринадцатилопастным вентилятором. Диаметр крыльчатки составляет чуть более семи сантиметров. Ее строение довольно интересное: наружная оконечность каждого "крыла" немного отогнута, позволяя большему количеству воздуха проходить в горизонтальном направлении. Как раз одна из тепловых трубок пронизывает ребра достаточно высоко, примерно на уровне вентилятора, а тот, в свою очередь, немного "утоплен" в радиатор.

Питание к двигателю вентилятора подводится по двум проводам. Это может указывать на то, что в данном случае отсутствует возможность регулировки скорости вращения вентилятора. К счастью, опасения не оправдались: судя по шуму, издаваемому вентилятором и мониторингу программой GPU-z, автоматический контроль производительности кулера на карточке Chaintech присутствует. Однако конкретные значения в об/мин назвать невозможно, поскольку мониторинг позволяет судить только об относительной скорости вращения в процентах от максимальной. В простое вентилятор раскручивается на 45% от своего номинала и при этом на фоне нашего малошумящего открытого тестового стенда едва себя обнаруживает. При максимальной нагрузке обороты постепенно поднимаются до 85%, и тогда шум системы охлаждения выделяется четко. Однако тональность звука не раздражает слух, и при установке карты в корпус с маломальской звукоизоляцией кулер вряд ли обнаружит себя.

Подытоживая, можно утверждать, что такая конструкция хорошо справится с охлаждением, в общем-то, не очень "жаркого" чипа G92. Он вполне ожидаемо промаркирован G92-428-B1, т.е. произведен по 55-нм техпроцессу и не нуждается в производительном кулере. Как и положено, содержит 128 потоковых процессоров (SP), 32 блока текстурирования (TMU) и 16 блоков растровых операций (ROP).

Для проверки температурного режима работы видеокарты мы воспользовались программой FurMark v1.7, создающей экстремальную нагрузку на видеокарту и ее подсистему питания. Осуществлялся пятиминутный цикл прогрева Stability Test в разрешении 1680x1050 с включенным сглаживанием 4xAA. Максимальная зафиксированная температура графического процессора не превысила 64°С, что для игровой видеокарты является отличным показателем. Тем более, ни одна существующая игра не способна так разогреть видеокарту, как это делает FurMark. В режиме работы без нагрузки температура опускается до 36°С. В общем, как и ожидалось, система охлаждения Chaintech замечательно справляется со своей задачей, под нагрузкой заметно выигрывая у очень хорошего кулера Sapphire Radeon HD 4850.

Видеокарта оснащается памятью типа GDDR3 общим объемом 512 MB. Все восемь микросхем расположены на лицевой стороне платы. Они не контактируют с радиатором, зато хорошо обдуваются вентилятором. Ширина шины доступа составляет 256 бит. Производитель чипов –– Samsung, маркировка K4J52324QH- HJ08 указывает на рабочую частоту 1200 (2400) МГц. Но на данной видеокарте Chaintech память функционирует заметно медленнее, ее частота составляет всего 1000 МГц (2000 МГц DDR), что даже на 100 (200 DDR) МГц ниже рекомендуемой для GeForce GTS 250. Частота графического процессора (и его шейдерного домена) также установлена ниже номинала — 700 МГц вместо 738 МГц. Это действительно неприятный сюрприз, который усугубляется неудовлетворительными результатами разгона: всего +15 МГц по графическому процессору и +40 (80 DDR) МГц – по памяти. То есть данный экземпляр GeForce GTS 250 не смог достичь в разгоне даже рекомендованных номинальных для него значений частот. Судя по всему, данную карту следовало бы назвать 9800 GTX.

А вот обвинить в плохом разгоне подсистему питания сложно. Она организована по аналоговой схеме 3+1 фаза. И хотя, говоря честно, по современным меркам это не много, однако вся электрическая обвязка процессора и памяти выполнена по правилам "хорошего тона". Дроссели в отдельных закрытых корпусах, конденсаторы все до единого твердотельные, прекрасно зарекомендовавшего себя производителя CapXon.

Спецификации видеокарт и тестового стенда

Ниже приведены спецификации Chaintech GeForce GTS 250 в сравнении с ближайшими ценовыми конкурентами.


ВидеокартаChaintech GeForce GTS 250GeForce 9800GT Radeon HD 4850 1GB
Графический процессор (ГП)G92G92RV770
Площадь ГП268 мм2268 мм2260 мм2
Число транзисторов (техпроцесс) 754 млн (55 нм SOI)754 млн (55 нм SOI)956 млн (55 нм SOI)
Число потоковых процессоров128 шт.112 шт.160 (800) шт.
Количество блоков TMU/ROP64/16 шт.56/16 шт.40/16 шт.
Объем и тип памяти512 MB GDDR3512 MB GDDR31 GB GDDR3
Частота ГП/шейдер. блока700/1600 МГц 550/1400 МГц650 МГц
Память: шина, частота 256 бит, 2000 МГц 256 бит, 1800 МГц 256 бит, 2000 МГц
Версия DirectX и Shader ModelDX10.0, SM4.0DX10.0, SM4.0DX10.1, SM4.1
Максимальное энергопотребление <150 Вт <110 Вт<150 Вт
Цена в минской рознице $120-130$100-110$125-150


Пожалуй, несложно догадаться, что прямым конкурентом для GeForce GTS 250 является видеокарта Radeon HD 4850. Сегодня это будет экземпляр, оснащенный 1 ГБ памяти, производства Sapphire.

В целом Chaintech GeForce GTS 250 оказывается в несколько невыгодном положении. Во-первых, на борту он несет в два раза меньше памяти, чем Radeon. Во-вторых, частота ГП видеокарты-конкурента немного поднята (до 650 МГц вместо рекомендованных 625), в то время как у Chaintech она, наоборот, работает ниже номинала. Дабы хоть немного компенсировать, тесты GeForce GTS 250 будут проводиться с частотой 715 МГц для ГП и 2080 МГц – для памяти.

В таблице будут приведены результаты производительности "младшего брата" рассматриваемой карты – GeForce 9800GT производства компании Palit. Продукт относится к экономичной линейке под названием Green, что указывает на отсутствие необходимости в использовании дополнительного питания. Правда, из-за этого частота графического чипа GeForce 9800GT, так же как и у видеокарты Chaintech, установлена почти на 10% ниже номинала.
Теперь самая интересная часть обзора – результаты измерения производительности видеокарты в играх.

Тестовый стенд:

. процессор: Intel Core 2 Quad Extreme QX6700@3,33 ГГц;
. системная плата: ASUS P5K-E WiFi-AP Edition (Intel P35+ICH9R);
. оперативная память: СORSAIR XMS2 DDR2-1066, 2x2 ГБ;

Операционная система – Microsoft Windows 7 64 bit Ultimate.

Версии драйверов для видеокарт:
. AMD: ATI Catalyst 9.11 64 bit vista/win7 display driver;
. NVIDIA: GeForce 195.62 vista/win7 64 bit desktop driver.

Результаты тестирования

Все настройки качества графики в играх устанавливались на максимальные значения (кроме уровня анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, что указано в таблице результатов). Измерения производились в номинальном режиме работы видеокарт. Еще раз напомним, Chaintech GeForce GTS 250 работала на частотах ниже номинала, а Radeon HD 4850 –– чуть выше.


ВидеокартыGTS2509800GTHD4850
3D'Mark Vantage (GPU score)
Perfomance633049966388
Extreme267421443373
Batman: Arkham Asylum
1280x102411697122
1280x1024 PhysX-on463714
1680x1050987999
1680x1050 PhysX-on393214
1920x1200796478
1920x1200 PhysX-on342814
Call of Duty: Modern Warfare 2
1280x102495,980,490
1280x1024 4AA/16Aniso8050,978,1
1680x105085,570,182
1680x1050 4AA/16Aniso62,150,967,4
1920x120077,162,872,7
1920x1200 4AA/16Aniso54,64459,5
Crysis WARHEAD
1280x102424,1-23,9
1680x105018,6-22,9
1920x120015,3-16,2
FarCry 2
1280x102450,443,753
1280x1024 4AA/16Aniso4234,741,3
1680x105044,63846
1680x1050 4AA/16Aniso35,829,234,9
1920x12004132,143,9
1920x1200 4AA/16Aniso29,325,531,7
Resident Evil 5
1280x102469,756,865,5
1280x1024 4AA/16Aniso55,644,153,6
1680x105056,546,156,6
1680x1050 4AA/16Aniso44,734,741,8
1920x120047,837,948,7
1920x1200 4AA/16Aniso37,329,735,9
S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
1280x1024221929
1680x1050181423
1920x1200131119
Tom Clancy's H.A.W.X.
1280x1024544559
1280x1024 4AA/16Aniso403435
1680x1050463756
1680x1050 4AA/16Aniso312531
1920x1200413349
1920x1200 4AA/16Aniso251828
Unigine Heaven Benchmark (score)
1280x10241083845885
1280x1024 4AA/16Aniso786609646
1680x1050864674702
1680x1050 4AA/16Aniso560444526
1920x1200705552610
1920x1200 4AA/16Aniso325275462
World in Conflict
1280x1024494254
1280x1024 4AA/16Aniso332835
1680x1050433949
1680x1050 4AA/16Aniso282429
1920x1200413444
1920x1200 4AA/16Aniso242027
X3: Terran Conflict
1280x102469,467,882
1280x1024 4AA/16Aniso65,361,278,1
1680x105064,561,578,5
1680x1050 4AA/16Aniso6254,974,1
1920x120061,860,668,6
1920x1200 4AA/16Aniso54,652,367


Напоследок предлагаем ознакомиться с энергопотреблением рассматриваемой видеокарты Chaintech. В данном случае мы измеряли энергопотребление стенда в трех режимах:


Энергопотребление стенда, Вт
GTS250HD4850
Idle132118
3D Game260266
FurMark+LinX410398


Как видим, в самом тяжелом случае нам потребуется блок питания мошностью не менее 450 Вт, котрый как раз и рекомендуется для использования с GeForce GTS 250.

Заключение

В целом противостояние GeForce GTS 250 и Radeon HD 4850 – это противостояние равных. У каждого из них имеются свои козыри и свои слабые стороны. В некоторых игровых приложениях преимущество на стороне продукта AMD, в других – NVIDIA. Если провести анализ всех полученных нами результатов, то предпочтение следовало бы отдать Radeon HD 4850. Однако не стоит забывать, что доставшийся нам на тестирование экземпляр GTS 250 изначально функционирует на заметно меньших частотах, чем рекомендует NVIDIA, а вот его конкурент – наоборот, чуть разогнан. Будь у обеих видеокарт номинальные частоты и одинаковый объем памяти, картина бы выглядела по-другому.

Все сказанное следует рассматривать в свете разницы в ценах указанных видеоадаптеров. Они оба достойны внимания геймеров. Конкретное решение должно приниматься исходя из текущей стоимости видеокарт и ваших игровых предпочтений, либо просто приверженности конкретному производителю. Сейчас положение таково, что цены на видеокарты GeForce GTS 250 стартуют с более низкой отметки, чем Radeon HD 4850. Но опять же, почти все "дешевые" GTS 250 функционируют на частотах меньше рекомендованных, они часто относятся производителем к линейке экономичных, обозначаемых "Eco" или "Green". После изучения нескольких экземпляров этих видеокарт автор осмеливается сделать предположение, что внешним признаком заниженных частот в большинстве случаев может выступать количество разъемов дополнительного питания: если их на предлагаемой вам GTS 250 два, то карта соответствует рекомендациям NVIDIA по рабочим частотам. Если разъем один, то, скорее всего, карта относится к экономичной версии, и велика вероятность того, что она работает медленнее референса.

Что касается GeForce GTS 250 в исполнении Chaintech, то он оставил двоякое впечатление. К отрицательным особенностям отнесем заниженные частоты работы процессора и памяти GTS 250 при практически полном отсутствии разгонного потенциала, а к положительным - очень эффективную систему охлаждения, основанную на тепловых трубках, и уменьшенную длину платы.

Дмитрий Прозецкий


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета