IT-индустрия: хроники прорыва

Главная тенденция нынешней весны: Азия впервые за последние годы начала сдавать позиции в IT-индустрии. Слабый доллар стимулирует производителей США возвращаться с азиатских рынков на родину. В США работать уже дешевле, чем в Китае, признаются промышленники. Как результат, IT-производства в США активизировались: ослабление курса доллара для американских компаний повышает стоимость импорта продукции. После анализа структуры издержек и особенностей производственного цикла многим стало ясно, что Китай как производственная площадка уже не дает экономии.

Европейские IT-производители также переводят цеха из Азии в Восточную Европу: корпорации переносят заводы на более близкие расстояния, что сокращает логистические издержки и увеличивает возможности контроля за качеством производства. Кризис снизил стоимость рабочей силы в США и Европе, простимулировал налоговые послабления и увеличил стоимость транспортировки.

Символично признание Клиффа Вэлдмана, топ-менеджера Manufacturers Alliance/MAPI: «Довольно трудно поддерживать систему снабжения, которая простирается от Шанхая до Огайо: один только перелет занимает 16 часов».

Производители: недовольство Dell

Компания Dell, один из крупнейших производителей ПК в мире, обвинила поставщиков ЖК-панелей в картельном сговоре. Исковое заявление было зарегистрировано в окружном суде Сан-Франциско 12 марта.

Обвинения в сговоре с целью завышения стоимости продукции выдвинуты против пяти компаний, в числе которых – Hitachi и Sharp. Представители этих компаний уже в курсе предъявленных обвинений. Также в качестве ответчиков выступят Toshiba, Seiko Epson и тайваньская HannStar. Эти производители пока не смогли прокомментировать выдвинутые против них обвинения.

Представители Dell не сообщили, какой именно ущерб компания понесла в результате сговора. Однако с 1996 года она потратила несколько миллиардов долларов на закупку ЖК-панелей, сообщил представитель Dell Дэвид Фринк. Он уверен, что компании удастся добиться возмещения понесенных убытков. Фринк также отметил, что за последние два года Министерство юстиции США доказало участие в сговоре нескольких производителей, выступающих в качестве ответчиков по исковому заявлению Dell.
По данным представителя Dell, эти компании выплатили штрафы в размере $860 млн.

Компания Micro-Star International (MSI) планирует в этом году удвоить или даже утроить объем поставок компьютеров-моноблоков типа «все-в-одном». В 2009 году их было продано 300 тыс. Президент по продажам Шао-Линь Лин заявил, что в планах компании – поставить в этом году от 600 тысяч до миллиона таких ПК. При этом он заметил, что на сегодняшний день MSI – крупнейший поставщик моноблоков на Тайване и шестой в мире.

В 2009 году мировой рынок моноблоков составил 6 млн единиц, а в 2010 году, по прогнозам, должен составить уже 15 млн. Крупнейшие игроки этого рынка: Apple, Hewlett-Packard, Sony, NEC и Acer, после которых с небольшим отрывом идет MSI. Лин заявил, что его компания намерена обойти Acer и по итогам 2010 года занять пятую строчку рейтинга.

В планах компании – выпустить новые модели моноблоков в период с апреля по июнь. В частности, в июне будет выпущена модель с поддержкой трехмерных технологий, она будет стоить порядка $2000.

Помимо моноблоков, в прошлом году MSI поставила 400 тыс. традиционных десктопов, а в этом году планирует поставить миллион и войти в десятку крупнейших поставщиков.

Недавно китайская компания Lenovo объявила, что планирует сконцентрироваться на мобильном рынке. Были названы конкретные цифры: в течение 3-5 лет мобильные устройства будут приносить 70-80% доходов компании. В связи с этим эксперты полагают, что для достижения этой цели Lenovo придется аутсорсить больше производства производителям первого уровня.

Рыночные аналитики считают, что планы Lenovo по приобретению местных компьютерных брендов на развивающихся рынках могут быть выгодны производителям ноутбуков первого уровня, но повредят производителям второго. Большинство OEM-партнеров местных брендов как раз являются производителями второго уровня. Это такие компании, как Clevo и Elitegroup Computer Systems. Правда, Lenovo может после приобретения перевести их поставщиков на производителей первого уровня.

Аналитическая компания NPD Group отмечает существенный рост спроса на ПК Apple. По данным NPD, в прошлом месяце продажи «Маков» подскочили на 43% по сравнению с февралем 2009-го, а в январе рост составлял 36%. Для сравнения: в феврале и январе 2009-го поставки в годовом исчислении, напротив, упали на 16% и 6% соответственно.

В среднем за первые два месяца текущего года спрос на компьютеры Apple увеличился на 39% по сравнению с прошлым годом. По оценкам NPD, в течение I квартала «яблочная компания» сможет продать от 2,8 до 2,9 млн ПК.

Вместе с тем отмечается улучшение спроса на карманные плееры iPod: в феврале и январе продажи этих устройств увеличились на 10% и 5% соответственно (в годовом исчислении). Аналитики подчеркивают, что роста поставок iPod не наблюдалось с сентября 2008 года.

Средние цены на ПК Apple за год снизились примерно на 10%; стоимость iPod, напротив, увеличилась приблизительно на 3%.

Кадры: тасуя колоду

Саймон Фиппс, руководитель открытых проектов в Sun Microsystems, оставляет свой пост. Несмотря на то, что поглощение Sun корпорацией Oracle превращает компанию в самого крупного поставщика открытых продуктов, Фиппс посчитал, что не сможет заниматься любимым делом в новом окружении. Саймон Фиппс проработал в Sun почти 10 лет, из которых пять отвечал за открытые стратегии и проекты. Буквально сразу после одобрения Еврокомиссией сделки между Oracle и Sun последнюю также покинул исполнительный директор Джонатан Шварц. Прощальная запись в блоге Саймона Фиппса свидетельствует, что, несмотря на успех Sun на поприще открытых разработок, конец компании в ее независимом статусе был предрешен.

Оглядываясь назад, топ-менеджер подчеркнул заслуги Sun в открытии сообществу таких проектов, как UNIX, Java, Linux, SPARC. Отраслевое значение имеет появление открытого формата офисных документов Open Document Format (ODF). Немаловажно участие Sun в организации Free Software Foundation (FSF) и выработке положений свободной лицензии GNU GPLv3.

Запуском блогов Blogs.Sun.com корпоративным пользователям во всем мире был подан удачный пример: 1,2 тыс. заинтересовавшихся сотрудников Sun получили возможность делиться наблюдениями и информацией о событиях прямо на работе, причем правдиво, но в рамках выработанной политики, взять которую на вооружение рекомендовано любой компании.

Руководители компании Motorola Санджай Джа и Грег Браун решили уменьшить свои зарплаты на 25%. Оба директора пошли на этот шаг с целью сокращения расходов Motorola в непростой для американской корпорации период. Отныне годовой оклад каждого руководителя Motorola составляет $900 тыс. (ранее – $1,2 млн).

Недавно Санджай Джа сообщил о разделении корпорации Motorola на две компании в начале 2011 года. Самостоятельным производством станут объединенные подразделения мобильных телефонов и телевизионных приставок. Вторая компания сосредоточится на создании оборудования для беспроводных сетей и портативных компьютеров. Компанию, которая займется производством телефонов и телеприставок, возглавит Санджай Джа. Остальным бизнесом будет руководить Грег Браун.
Депутат тайваньского парламента Чен Шу-Хэй не согласен с решением правительства разрешить производителям ЖК-панелей создавать производства в материковом Китае.

По его мнению, это приведет к резкому росту безработицы в оптоэлектронном секторе Тайваня. Депутат напоминает, что сейчас на Тайване действует 19 фабрик, производящих ЖК-панели, однако все они могут быть перенесены в Китай, где рабочая сила дешевле. Вслед за производителями ЖК-панелей страну могут покинуть и поставщики компонентов. В результате Тайвань может за три года потерять около 30 тысяч рабочих мест.

Корпорация Apple взяла Ричарда ДеВола, эксперта в области носимой электроники, на должность старшего инженера по работе с прототипами. Над каким проектом будет работать ДеВол на новом месте, неизвестно. Зато известно, что диссертация Ричарда ДеВола посвящена созданию носимой индикационной системы, для пользования которой не требуется уделять много внимания. Проект «The Memory Glasses» («Очки памяти»), по утверждению автора, позволяет улучшить работу памяти пользователя примерно на 63%.

Кроме того, ДеВол в Массачусетском технологическом институте работал над созданием распределенной платформы, объединяющей интегрированные в одежду электронные компоненты. Позднее он основал компанию AWare Technologies, которая, в числе прочего, выполняла контракты Армии США по мониторингу состояния военнослужащих. Одним из поздних продуктов AWare Technologies стало фитнес-приложение StepTrakLite для iPhone. ДеВолу принадлежит патент на распределенную систему многоузловой связи по передаче голоса и данных. Apple, в свою очередь, запатентовала несколько технологий, связанных с носимой электроникой. Кроме того, корпорации принадлежит патент на систему физических упражнений с виртуальным соперником.

Интернет-бизнес: триумф онлайнового видео

Видеосервис RuTube опубликовал новое исследование видеорекламы в Сети. По оценке RuTube, объем российского рынка видеорекламы в 2008 г. составил 150 млн руб., а в 2009 г. – 300 млн руб. Таким образом, прирост рынка видеорекламы в 2009 году составил 100%. По прогнозам RuTube, объем рынка видеорекламы в 2010-м увеличится на 47-57% по сравнению с предыдущим годом.

Объем рынка видеорекламы в 2009 году составил 1,6% от объема рынка всей интернет-рекламы в России. При этом доля RuTube составила около 21% от объема рынка видеорекламы. По прогнозам аналитиков видеопортала, доля RuTube в 2010 году составит 29-32%.

Статистика RuTube продемонстрировала, что при просмотре видеорекламы пользователи осознанно осуществляют переход на сайт рекламодателя. Ранее некоторые эксперты высказывали мнение, что высокий CTR видеорекламы (5-14%) вызван новизной формата. Однако опыт RuTube показал, что при просмотре видеорекламы пользователи действительно интересуются рекламируемыми товарами и услугами.

Телекоммуникации: все хотят ШПД

Растущий спрос на широкополосные услуги способствует увеличению числа абонентов и росту доходов провайдеров. К 2014 году прибыль от подобных сервисов достигнет $210 млрд, уверен аналитик Джейсон Блэквелл из компании ABI Research. По итогам 2009 года выручка от сервисов широкополосного Интернета составила $164 млрд против $145 млрд в 2008 году.

Среди технологий наибольшим успехом пользуется DSL. В 2009 году эта технология принесла почти $100 млрд, однако, по прогнозам экспертов, за пять лет показатель вырастет всего до $103 млрд. Дело в том, что в последнее время операторы начали предлагать более совершенную технологию – VDSL, которая дешевле в развертывании и более производительна. Сейчас услуги на основе VDSL предлагаются компаниями Telus (Канада), О2 (Чехия), OTE (Греция) и Tele2 (Нидерланды).

«Спрос на широкополосные сервисы растет пропорционально популярности таких услуг, как IPTV, онлайн-игры и т.д.», – подытожили в ABI Research.

Мобильники: отступление Nokia, наступление Lenovo

Nokia пересмотрела свою статистику за 2009 год. Выяснилось, что в прошлом году финская корпорация занимала 34% мирового рынка мобильников, а не 38%, как считалось ранее. По новым данным, Nokia продала не 1,26 млрд аппаратов, а 1,14 млрд. Представители корпорации пояснили, что при прежних расчетах была учтена нелицензированная и поддельная продукция из стран Азии.

При этом в Nokia подтвердили, что прогнозируют рост рынка сотовых телефонов в 2010 году примерно на 10%. Однако доля самой компании останется на уровне прошлого года.

Также появились новые данные о патентном споре между Nokia и Apple. Впрочем, судебные разбирательства по этому делу войдут в активную фазу только в 2012 году. По слухам, Nokia требует от Apple возмещения причиненного вреда в размере 1 млрд евро.

Lenovo в скором времени намеревается выпустить коммуникатор, заявил председатель совета директоров компании Лю Чуцзаньцзы. По его словам, готовящееся к выпуску мобильное устройство совмещает функции сотового телефона и мини-компьютера. Вдаваться в подробности Чуцзаньцзы не стал, заметив лишь, что смартфон дебютирует в апреле.

Кроме того, стало известно, что Lenovo планирует выпуск планшетного компьютера, который оспорит популярность Apple iPad. Новинка выйдет до конца года, хотя китайская компания не ждет от нее серьезных прибылей по крайней мере в течение двух лет.

В настоящее время Lenovo считается четвертым по величине мировым производителем ПК: по итогам 2009-го, согласно статистике IDC, доля компании составляет около 8,5%.

По информации The Wall Street Journal, к корпоративной почте Microsoft имеют доступ около 10 тыс. владельцев iPhone. Это примерно 10% от числа сотрудников корпорации во всем мире. При этом работникам Microsoft известна крайняя нетерпимость Стива Баллмера к iPhone. Так, в прошлом году в ходе презентации он выхватил у одного из своих подчиненных iPhone, положил смартфон на пол и сделал вид, что топчет его. Кроме того, Microsoft изменила корпоративную политику и теперь возмещает своим сотрудникам служебные расходы на мобильную связь только если они пользуются аппаратами под управлением Windows Mobile.

Однако многие сотрудники все равно не желают расставаться с iPhone и скрывают их от руководства. «Будучи на встречах с участием Стива Баллмера, я просто не отвечаю на звонки, кто бы ни звонил», – признался журналистам один из владельцев iPhone, работающий в Microsoft.

Игровой бизнес: миллионы Sony

Компания Sony Computer Entertainment сумела продать во всем мире более 60 млн PSP. Только в Северной Америке, где продажи PSP начались в 2005 году, продано уже более 17 млн консолей. Отметку в 60 млн портативная консоль пересекла за пять с небольшим лет.

Представители Sony также заявили, что компания не намерена отказываться от формата UMD. Несмотря на то что последняя вышедшая на сегодняшний день модель консоли PSP Go рассчитана на цифровую дистрибуцию и не оборудована UMD-приводом, игры для PSP будут не только распространяться при помощи сетевого сервиса PlayStation Network, но и по-прежнему выходить на дисках.

Представители Sony также объявили, что количество пользователей сервиса PlayStation Home достигло 12 млн. Директор сервиса Джек Бьюзер отметил, что такой результат достигнут не за счет одноразовых посетителей. По его словам, 85% пользователей, создающих персонажа и виртуальный дом в PlayStation Home, впоследствии авторизуются в сервисе снова. Среднее время пребывания пользователя в PlayStation Home за одно посещение составляет около часа.

Напомню, что сервис PlayStation Home был запущен в декабре 2008-го. Это виртуальное пространство, в котором есть зоны, посвященные отдельным играм. Кроме того, пользователям Home доступны мини-игры, видеоролики и другой контент. К лету 2009-го в сервисе зарегистрировалось 6 млн пользователей, а в декабре их количество достигло 10 млн.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета