Chaintech GeForce GT 240 – экономичная видеокарта с новым графическим процессором и видеопамятью GDDR5
Линейка недорогих видеокарт ATI серии Radeon HD 4000 достаточно явно продемонстрировала эффективность связки хорошо масштабируемого графического процессора и памяти GDDR5. NVIDIA в этом плане выбрала, как оказалось, ошибочный путь бесконечного урезания возможностей старшего GPU и использования более дешевой памяти GDDR3. Ошибки заключались в том, что отключение конвейеров и блоков старших графических процессоров – это расточительный путь получения более дешевых модификаций, как, впрочем, и компенсация меньшей пропускной способности памяти GDDR3 за счет 256- битной шины, разводка которой ощутимо увеличивает стоимость печатной платы. Да и энергопотребление таких продуктов мало соответствует уровню бюджетных видеокарт, зачастую покупаемых в качестве немного более дорогой, но гораздо более производительной и функциональной замены встроенному видео.
Однако время исправлять ошибки рано или поздно все же настает. Осенью ушедшего года NVIDIA представила недорогую видеокарту GeForce GT 240 на основе нового графического процессора GT215, работающего в связке с памятью GDDR5. Карта предназначена для ценового сегмента до $100 и является достаточно экономичным решением, о чем говорит хотя бы отсутствие необходимости подключения дополнительного питания. Однако, в отличие от конкурирующего решения ATI Radeon HD 5670, GT 240 не поддерживает новый набор API DirectX 11 и работает только с DirectX 10.1. Зато ускоритель обладает поддержкой арсенала технологий NVIDIA PhysX, CUDA и 3D-Vision. Забавно, что поддержка PhysX позволяет маркетологам некоторых компаний заявлять об увеличении производительности в некоторых играх на 50%, но оставим это на их совести. Так или иначе, но видеокарта достойна внимания, и с ней мы познакомимся в данном обзоре. Представлять ускоритель будет компания Chaintech.
Технические характеристики NVIDIA GeForce GT 240
Прямым конкурентом видеокарты со стороны ATI сегодня является Radeon HD 5670, ведь продукт предназначен для той же ценовой категории до $100. Поэтому, для сравнения, характеристики данной видеокарты добавлены в таблицу.
Сравнивать две видеокарты с различной архитектурой, руководствуясь значениями частот функционирования GPU и видеопамяти или исходя из количества имеющихся текстурных и шейдерных блоков, будет некорректно. Наиболее явно и объективно соотношение сил можно выявить при тестировании производительности, что мы и сделаем позже. А вот выводы при сравнении других потребительских характеристик данных видеокарт могут быть весьма неоднозначными.
Главным козырем ATI Radeon HD 5670 является поддержка нового набора API DirectX 11, в то время как NVIDIA GeForce GT 240 предлагает лишь DirectX 10.1. С другой стороны, поддержка DX11 в данном случае не так уж и важна. Надеяться на то, что с картой такого уровня, как та же Radeon HD 5670, удастся насладиться всей красотой новых игр, не приходится. Увы, но с HD 5670 такая поддержка позволяет взглянуть на новые красоты только в режиме слайд-шоу, и ее активное муссирование только вводит в заблуждение потребителя. Ведь неподготовленный пользователь всерьез может рассчитывать, что ему удастся нормально поиграть в тот же Dirt2 со всеми эффектами, реализованными на DX11, но это не так. Так что поддержка DirectX 10.1 для NVIDIA GeForce GT 240 выглядит вполне адекватно.
Обе карты предлагают свои технологии использования GPU для выполнения расчетов общего назначения. Со стороны NVIDIA GeForce GT 240 – это NVIDIA CUDA, со стороны ATI Radeon HD 5670 – ATI Stream. Поскольку ни одна из технологий пока не приобрела широкого распространения в практическом применении, по данному аспекту видеокарты можно считать равнозначными, хотя CUDA поддерживается разработчиками все же более активно.
Из уникальных возможностей поддержки устройств отображения NVIDIA GeForce GT 240 предлагает поддержку активных или пассивных 3D-очков, а ATI Radeon HD 5670 может выводить изображение одновременно на три монитора. Однако реальная востребованность данных возможностей в рамках бюджетных продуктов весьма сомнительна.
Немаловажным параметром в бюджетном сегменте является и энергопотребление, но по этому параметру видеокарты практически равны. Графические процессоры обеих изготовлены по 40-нм техпроцессу и обладают относительно скромным энергопотреблением.
В качестве последнего козыря GeForce GT 240 могла бы "достать" из арсенала полноценную поддержку технологии PhysX, но игр с ее реализацией сегодня, мягко говоря, мало, а там, где она есть, активация использования технологии, напротив, может приводить к снижению производительности.
Таким образом, главной ареной состязания видеокарт ATI Radeon HD 5670 и NVIDIA GeForce GT 240 будут производительность и цена.
Дизайн и устройство
Несмотря на относительную простоту, печатную плату видеокарты маленькой не назовешь. Большая часть лицевой стороны ускорителя прикрыта системой охлаждения, хотя ее полезные размеры не так велики – весьма значительную площадь занимает ничего не значащая в функциональном плане декоративная рамка.
Радиатор системы получен методом экструдирования через матрицу и состоит из силумина. В целом его габариты и масса невелики, но вполне адекватны уровню тепловыделения графического процессора.
Обдувается радиатор большим вентилятором с диаметром крыльчатки 75 мм. Девять лопастей пропеллера установлены под весьма агрессивным углом атаки. Электродвигатель имеет двухпроводную запитку, но регулировка скорости вращения крыльчатки в зависимости от температуры GPU имеется.
От сколов кристалл графического процессора защищен пластиковой рамкой.
По соотношению тишины и стоимости такая система охлаждения является едва ли не лучшим вариантом из всех возможных. Единственным значительным ее недостатком можно считать большую высоту, из-за чего Chaintech GeForce GT 240 блокирует соседний слот. В принципе, для недорогого компьютера на базе полноразмерной материнской платы это даже нельзя назвать недостатком, а вот для более компактных систем с платами формата Micro ATX это уже хуже. Впрочем, даже во втором случае блокировку соседнего слота для карт расширения можно было бы простить, если бы отработанный системой воздух выбрасывался за пределы системного блока, но этого нет.
Импульсный стабилизатор питания графического процессора построен по двухфазной схеме. Такое количество каналов стабилизации может показаться подозрительно малым, но на самом деле для энергопотребления GT215 этого достаточно. Управляет схемой двухфазный контроллер uP6210 производства компании UPI Micro. Микросхема поддерживает внешнее динамическое управление напряжением питания GPU, и карта может быть подвергнута вольтмоду.
Думается, что здесь снова стоит акцентировать внимание на том, что все необходимое питание Chaintech GeForce GT 240 получает по контактам слота PCI Express x16 и в дополнительной подпитке через специальный разъем не нуждается.
512 MB локальной памяти видеокарты набраны с помощью четырех гигабитных чипов GDDR5, произведенных компанией Samsung. Все они распаяны на лицевой стороне платы, поэтому оборотная сторона текстолита практически пуста.
Номинальное время выборки чипов Samsung K4G10325FE-HC05 равно 0.5 нс, что составляет 1000 МГц, и это значительно выше, чем требуется для обеспечения эталонного значения частоты памяти видеокарты GeForce GT 240. Напомним, что ширина шины памяти GT215 составляет 128 bit.
Особое внимание стоит обратить на то, что карта не имеет контактных площадок для объединения ее с такой же другой в связку SLI с помощью соответствующего моста. То есть в SLI карта объединяться все же может, но только в программном режиме, что сводит присутствие возможности к чисто формальному уровню. Отметим, что это особенность абсолютно всех видеокарт GeForce GT 240, а не только рассматриваемой, и связана с изменившейся позицией NVIDIA. Если раньше производитель оснащал возможностью объединения в SLI даже самые младшие ускорители, то теперь в компании справедливо рассудили, что владелец недорогой видеокарты, захотев более комфортно играть в игры, скорее просто купит более мощное и дорогое решение, нежели начнет искать вторую "медленную".
Имеющийся на карте набор видеовыходов является наиболее адекватным на сегодняшний день и фактически покрывает все современные потребности рядового потребителя. Цифровой HDMI, цифро-аналоговый DVI-I и аналоговый D-Sub (VGA) – все они вполне актуальны.
Здесь, конечно, можно посетовать по поводу отсутствия на плате старого доброго аналогового TV-Out – он может понадобиться владельцам телевизоров на основе ЭЛТ. С одной стороны, все понятно – ЭЛТ, конечно, уже прошлый век, с другой – даже несмотря на все более дешевеющие телевизоры с ЖК- матрицами, пользователи не спешат выбрасывать свои старые (а у кого-то совсем даже не старые) "ящики". Впрочем, такая же ситуация наблюдается и со всеми другими современными видеокартами.
Эксплуатация и разгон
Первым делом нас, конечно, интересуют частоты функционирования графического процессора и видеопамяти. Дело в том, что номинальные частоты современных чипов GDDR5 выше, чем рекомендуемые NVIDIA 850 (3400) МГц, а графический процессор GT215 легко достигает клокинга выше номинальных 550 МГц, поэтому многие производители выпустили разогнанные модификации GeForce GT 240. На коробке с присланной на тестирование видеокартой Chaintech GeForce GT 240 указаны стандартные значения – 550 МГц для GPU и 3400 МГц для видеопамяти. Однако в BIOS присланного экземпляра ускорителя были зашиты совсем иные значения – 625 МГц для GPU и 4000 МГц для видеопамяти. То есть карта была довольно сильно разогнана инженерами компании, причем частоты значительно выше, чем у присутствующих в продаже разогнанных продуктах конкурентов. Но, как оказалось, в продажу карта все же будет поступать с номинальными параметрами, и BIOS тестового экземпляра – лишь экспериментальная версия. Эта информация, кстати, выводится на экран при загрузке компьютера.
Несмотря на то, что 625 МГц для GPU и 4000 МГц для памяти – это и так довольно приличный разгон, предельные частоты, при которых видеокарта смогла работать стабильно, оказались еще выше. Графический процессор удалось разогнать до 681 МГц, видеопамять - до 4258 МГц.
К примеру, в тесте 3DMark Vantage с конфигурацией настроек Perfomance такой разгон обеспечил прирост производительности в 27%.
Как уже отмечалось выше, энергопотребление и, следовательно, тепловыделение графического процессора GT215 невелико, а габариты системы охлаждения видеокарты, напротив, достаточно внушительны. Тем не менее, нельзя сказать, что Chaintech GeForce GT 240 получилась тихим решением. Даже при минимальных оборотах вентилятора шум системы охлаждения на открытом стенде различим достаточно явно. Жаль, ведь скорость вращения крыльчатки в режиме 2D и при простое явно избыточна. В данных режимах частота GPU снижается со штатных 625 до 135 МГц, и температура GPU при этом составляет лишь 28°С (при комнатной 24°С).
При максимальной нагрузке в режиме 3D, GPU уже разогревается до 64°С, соответственно, вентилятор немного разгоняется, но шума это практически не добавляет. В качестве эксперимента обороты крыльчатки были уменьшены с помощью переменного резистора до порога слышимости в режиме 2D. При этом вентилятор остался практически бесшумным и в 3D, правда, поднялась и температура GPU, но всего лишь до 74°С, что вполне приемлемо. Таким образом, после "доработки напильником" Chaintech GeForce GT 240 является не только одной из самых экономичных видеокарт современности, но и становится практически бесшумной.
Конфигурация тестового стенда
Тестирование видеокарты производилось на стенде следующей конфигурации:
. процессор: Intel Core i7 920 (2667@3700 МГц), LGA 1366;
. кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;
. материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;
. оперативная память 3х2 GB, Kingston HiperX KHX2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;
. винчестер: WD Caviar Black, 7200 rpm, 32 MB;
. блок питания Floston 560 Вт;
. шасси: Cooler Master Test Bench V 1.0.
Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 до 3700 МГц, что является максимально возможным стабильным пределом для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HyperX KHX2000C9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.
Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый – с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, второй – с отключением названных средств.
Тестирование производительности
Прямым конкурентом видеокарты NVIDIA GeForce 240 является ATI Radeon HD 5670. Именно с ней мы и будем сравнивать производительность тестируемого решения.
Итоги
Трудно не признать, что на фоне ATI Radeon HD 5670 производительность видеокарты NVIDIA GeForce GT 240 смотрится бледно. Другое дело, что если на HD 5670 цены пока немного завышены и могут даже превышать отметку $100, то GT 240 уже реально найти значительно дешевле названной суммы. Так что здесь нужно смотреть по обстоятельствам и по потребностям. В функциональном плане решения практически равны, поэтому если производительность в 3D не ставится во главу угла, то GeForce GT 240 будет более предпочтительна к покупке именно из-за реально более низкой цены. Конечно, карта ATI Radeon HD 5670 может "козырнуть" поддержкой DirectX11, но из-за крайне низкой производительности в соответствующих играх, рассматривать это как серьезный козырь, право, не стоит.
Рассмотренный вариант GeForce GT 240, выпускаемый компанией Chaintech, является едва ли не лучшим из реально возможных. Стоимость карты не завышена за счет незначительного заводского разгона, которым любят привлекать покупателя некоторые производители, зато продукт превосходно разгоняется самостоятельно. Без всяких вольтмодов и ухищрений на тестовом экземпляре удалось достигнуть 23% прироста к частоте GPU и 25% к частоте видеопамяти. Референсная система охлаждения продукта заменена на более эффективную, что тоже является немаловажным плюсом. Отрицательная сторона здесь только в том, что при этом система охлаждения стала двухслотовой, но тихой ее, увы, не назовешь. Впрочем, тихой она может стать после небольшой доработки.
Александр Гуриненко
Однако время исправлять ошибки рано или поздно все же настает. Осенью ушедшего года NVIDIA представила недорогую видеокарту GeForce GT 240 на основе нового графического процессора GT215, работающего в связке с памятью GDDR5. Карта предназначена для ценового сегмента до $100 и является достаточно экономичным решением, о чем говорит хотя бы отсутствие необходимости подключения дополнительного питания. Однако, в отличие от конкурирующего решения ATI Radeon HD 5670, GT 240 не поддерживает новый набор API DirectX 11 и работает только с DirectX 10.1. Зато ускоритель обладает поддержкой арсенала технологий NVIDIA PhysX, CUDA и 3D-Vision. Забавно, что поддержка PhysX позволяет маркетологам некоторых компаний заявлять об увеличении производительности в некоторых играх на 50%, но оставим это на их совести. Так или иначе, но видеокарта достойна внимания, и с ней мы познакомимся в данном обзоре. Представлять ускоритель будет компания Chaintech.
Технические характеристики NVIDIA GeForce GT 240
Прямым конкурентом видеокарты со стороны ATI сегодня является Radeon HD 5670, ведь продукт предназначен для той же ценовой категории до $100. Поэтому, для сравнения, характеристики данной видеокарты добавлены в таблицу.
Сравнивать две видеокарты с различной архитектурой, руководствуясь значениями частот функционирования GPU и видеопамяти или исходя из количества имеющихся текстурных и шейдерных блоков, будет некорректно. Наиболее явно и объективно соотношение сил можно выявить при тестировании производительности, что мы и сделаем позже. А вот выводы при сравнении других потребительских характеристик данных видеокарт могут быть весьма неоднозначными.
Главным козырем ATI Radeon HD 5670 является поддержка нового набора API DirectX 11, в то время как NVIDIA GeForce GT 240 предлагает лишь DirectX 10.1. С другой стороны, поддержка DX11 в данном случае не так уж и важна. Надеяться на то, что с картой такого уровня, как та же Radeon HD 5670, удастся насладиться всей красотой новых игр, не приходится. Увы, но с HD 5670 такая поддержка позволяет взглянуть на новые красоты только в режиме слайд-шоу, и ее активное муссирование только вводит в заблуждение потребителя. Ведь неподготовленный пользователь всерьез может рассчитывать, что ему удастся нормально поиграть в тот же Dirt2 со всеми эффектами, реализованными на DX11, но это не так. Так что поддержка DirectX 10.1 для NVIDIA GeForce GT 240 выглядит вполне адекватно.
Обе карты предлагают свои технологии использования GPU для выполнения расчетов общего назначения. Со стороны NVIDIA GeForce GT 240 – это NVIDIA CUDA, со стороны ATI Radeon HD 5670 – ATI Stream. Поскольку ни одна из технологий пока не приобрела широкого распространения в практическом применении, по данному аспекту видеокарты можно считать равнозначными, хотя CUDA поддерживается разработчиками все же более активно.
Из уникальных возможностей поддержки устройств отображения NVIDIA GeForce GT 240 предлагает поддержку активных или пассивных 3D-очков, а ATI Radeon HD 5670 может выводить изображение одновременно на три монитора. Однако реальная востребованность данных возможностей в рамках бюджетных продуктов весьма сомнительна.
Немаловажным параметром в бюджетном сегменте является и энергопотребление, но по этому параметру видеокарты практически равны. Графические процессоры обеих изготовлены по 40-нм техпроцессу и обладают относительно скромным энергопотреблением.
В качестве последнего козыря GeForce GT 240 могла бы "достать" из арсенала полноценную поддержку технологии PhysX, но игр с ее реализацией сегодня, мягко говоря, мало, а там, где она есть, активация использования технологии, напротив, может приводить к снижению производительности.
Таким образом, главной ареной состязания видеокарт ATI Radeon HD 5670 и NVIDIA GeForce GT 240 будут производительность и цена.
Дизайн и устройство
Несмотря на относительную простоту, печатную плату видеокарты маленькой не назовешь. Большая часть лицевой стороны ускорителя прикрыта системой охлаждения, хотя ее полезные размеры не так велики – весьма значительную площадь занимает ничего не значащая в функциональном плане декоративная рамка.
Радиатор системы получен методом экструдирования через матрицу и состоит из силумина. В целом его габариты и масса невелики, но вполне адекватны уровню тепловыделения графического процессора.
Обдувается радиатор большим вентилятором с диаметром крыльчатки 75 мм. Девять лопастей пропеллера установлены под весьма агрессивным углом атаки. Электродвигатель имеет двухпроводную запитку, но регулировка скорости вращения крыльчатки в зависимости от температуры GPU имеется.
От сколов кристалл графического процессора защищен пластиковой рамкой.
По соотношению тишины и стоимости такая система охлаждения является едва ли не лучшим вариантом из всех возможных. Единственным значительным ее недостатком можно считать большую высоту, из-за чего Chaintech GeForce GT 240 блокирует соседний слот. В принципе, для недорогого компьютера на базе полноразмерной материнской платы это даже нельзя назвать недостатком, а вот для более компактных систем с платами формата Micro ATX это уже хуже. Впрочем, даже во втором случае блокировку соседнего слота для карт расширения можно было бы простить, если бы отработанный системой воздух выбрасывался за пределы системного блока, но этого нет.
Импульсный стабилизатор питания графического процессора построен по двухфазной схеме. Такое количество каналов стабилизации может показаться подозрительно малым, но на самом деле для энергопотребления GT215 этого достаточно. Управляет схемой двухфазный контроллер uP6210 производства компании UPI Micro. Микросхема поддерживает внешнее динамическое управление напряжением питания GPU, и карта может быть подвергнута вольтмоду.
Думается, что здесь снова стоит акцентировать внимание на том, что все необходимое питание Chaintech GeForce GT 240 получает по контактам слота PCI Express x16 и в дополнительной подпитке через специальный разъем не нуждается.
512 MB локальной памяти видеокарты набраны с помощью четырех гигабитных чипов GDDR5, произведенных компанией Samsung. Все они распаяны на лицевой стороне платы, поэтому оборотная сторона текстолита практически пуста.
Номинальное время выборки чипов Samsung K4G10325FE-HC05 равно 0.5 нс, что составляет 1000 МГц, и это значительно выше, чем требуется для обеспечения эталонного значения частоты памяти видеокарты GeForce GT 240. Напомним, что ширина шины памяти GT215 составляет 128 bit.
Особое внимание стоит обратить на то, что карта не имеет контактных площадок для объединения ее с такой же другой в связку SLI с помощью соответствующего моста. То есть в SLI карта объединяться все же может, но только в программном режиме, что сводит присутствие возможности к чисто формальному уровню. Отметим, что это особенность абсолютно всех видеокарт GeForce GT 240, а не только рассматриваемой, и связана с изменившейся позицией NVIDIA. Если раньше производитель оснащал возможностью объединения в SLI даже самые младшие ускорители, то теперь в компании справедливо рассудили, что владелец недорогой видеокарты, захотев более комфортно играть в игры, скорее просто купит более мощное и дорогое решение, нежели начнет искать вторую "медленную".
Имеющийся на карте набор видеовыходов является наиболее адекватным на сегодняшний день и фактически покрывает все современные потребности рядового потребителя. Цифровой HDMI, цифро-аналоговый DVI-I и аналоговый D-Sub (VGA) – все они вполне актуальны.
Здесь, конечно, можно посетовать по поводу отсутствия на плате старого доброго аналогового TV-Out – он может понадобиться владельцам телевизоров на основе ЭЛТ. С одной стороны, все понятно – ЭЛТ, конечно, уже прошлый век, с другой – даже несмотря на все более дешевеющие телевизоры с ЖК- матрицами, пользователи не спешат выбрасывать свои старые (а у кого-то совсем даже не старые) "ящики". Впрочем, такая же ситуация наблюдается и со всеми другими современными видеокартами.
Эксплуатация и разгон
Первым делом нас, конечно, интересуют частоты функционирования графического процессора и видеопамяти. Дело в том, что номинальные частоты современных чипов GDDR5 выше, чем рекомендуемые NVIDIA 850 (3400) МГц, а графический процессор GT215 легко достигает клокинга выше номинальных 550 МГц, поэтому многие производители выпустили разогнанные модификации GeForce GT 240. На коробке с присланной на тестирование видеокартой Chaintech GeForce GT 240 указаны стандартные значения – 550 МГц для GPU и 3400 МГц для видеопамяти. Однако в BIOS присланного экземпляра ускорителя были зашиты совсем иные значения – 625 МГц для GPU и 4000 МГц для видеопамяти. То есть карта была довольно сильно разогнана инженерами компании, причем частоты значительно выше, чем у присутствующих в продаже разогнанных продуктах конкурентов. Но, как оказалось, в продажу карта все же будет поступать с номинальными параметрами, и BIOS тестового экземпляра – лишь экспериментальная версия. Эта информация, кстати, выводится на экран при загрузке компьютера.
Несмотря на то, что 625 МГц для GPU и 4000 МГц для памяти – это и так довольно приличный разгон, предельные частоты, при которых видеокарта смогла работать стабильно, оказались еще выше. Графический процессор удалось разогнать до 681 МГц, видеопамять - до 4258 МГц.
К примеру, в тесте 3DMark Vantage с конфигурацией настроек Perfomance такой разгон обеспечил прирост производительности в 27%.
Как уже отмечалось выше, энергопотребление и, следовательно, тепловыделение графического процессора GT215 невелико, а габариты системы охлаждения видеокарты, напротив, достаточно внушительны. Тем не менее, нельзя сказать, что Chaintech GeForce GT 240 получилась тихим решением. Даже при минимальных оборотах вентилятора шум системы охлаждения на открытом стенде различим достаточно явно. Жаль, ведь скорость вращения крыльчатки в режиме 2D и при простое явно избыточна. В данных режимах частота GPU снижается со штатных 625 до 135 МГц, и температура GPU при этом составляет лишь 28°С (при комнатной 24°С).
При максимальной нагрузке в режиме 3D, GPU уже разогревается до 64°С, соответственно, вентилятор немного разгоняется, но шума это практически не добавляет. В качестве эксперимента обороты крыльчатки были уменьшены с помощью переменного резистора до порога слышимости в режиме 2D. При этом вентилятор остался практически бесшумным и в 3D, правда, поднялась и температура GPU, но всего лишь до 74°С, что вполне приемлемо. Таким образом, после "доработки напильником" Chaintech GeForce GT 240 является не только одной из самых экономичных видеокарт современности, но и становится практически бесшумной.
Конфигурация тестового стенда
Тестирование видеокарты производилось на стенде следующей конфигурации:
. процессор: Intel Core i7 920 (2667@3700 МГц), LGA 1366;
. кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;
. материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;
. оперативная память 3х2 GB, Kingston HiperX KHX2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;
. винчестер: WD Caviar Black, 7200 rpm, 32 MB;
. блок питания Floston 560 Вт;
. шасси: Cooler Master Test Bench V 1.0.
Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 до 3700 МГц, что является максимально возможным стабильным пределом для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HyperX KHX2000C9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.
Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый – с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, второй – с отключением названных средств.
Тестирование производительности
Прямым конкурентом видеокарты NVIDIA GeForce 240 является ATI Radeon HD 5670. Именно с ней мы и будем сравнивать производительность тестируемого решения.
Chaintech GeForce GT240 | Sapphire Radeon HD 5670 | ||
3D Mark Vantage, GPU marks | |||
Performance | 6415 | 6518 | |
Extreme | 3711 | 3994 | |
Crysis Warnead | |||
1280x1024 | 13 | 15 | |
1680x1050 | 12 | 13 | |
1920x1200 | 8 | 9 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 12 | 11 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 10 | 10 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 7 | 8 | |
Tom Clancy's H.A.W.X | |||
1280x1024 | 29 | 40 | |
1680x1050 | 27 | 37 | |
1920x1200 | 20 | 31 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 23 | 34 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 20 | 28 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 18 | 26 | |
Far Cry 2 | |||
1280x1024 | 37 | 48 | |
1680x1050 | 33 | 37 | |
1920x1200 | 30 | 34 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 28 | 52 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 24 | 26 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 22 | 24 | |
S.T.A.L.K.E.R.: CS | |||
1280x1024 | 23 | 46 | |
1680x1050 | 18 | 31 | |
1920x1200 | 16 | 26 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 16 | 25 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 12 | 17 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 9 | 15 | |
Devil May Cry 4 | |||
1280x1024 | 63 | 81 | |
1680x1050 | 54 | 73 | |
1920x1200 | 40 | 62 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 61 | 75 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 42 | 69 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 36 | 58 | |
Call of Duty 5 | |||
1280x1024 | 30 | 37 | |
1680x1050 | 27 | 35 | |
1920x1200 | 22 | 31 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 37 | 36 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 28 | 32 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 25 | 29 | |
Call of Juarez bench | |||
1280x1024 | 31 | 58 | |
1680x1050 | 26 | 35 | |
1920x1200 | 19 | 27 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 17 | 24 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 9 | 16 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 7 | 17 | |
X3: Terran conflict | |||
1280x1024 | 49 | 75 | |
1680x1050 | 45 | 62 | |
1920x1200 | 39 | 55 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 46 | 54 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 38 | 51 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 35 | 48 | |
World in Conflict | |||
1280x1024 | 27 | 44 | |
1680x1050 | 21 | 37 | |
1920x1200 | 18 | 31 | |
1280x1024, 4xAA/16xAniso | 14 | 25 | |
1680x1050, 4xAA/16xAniso | 12 | 19 | |
1920x1200, 4xAA/16xAniso | 9 | 16 |
Итоги
Трудно не признать, что на фоне ATI Radeon HD 5670 производительность видеокарты NVIDIA GeForce GT 240 смотрится бледно. Другое дело, что если на HD 5670 цены пока немного завышены и могут даже превышать отметку $100, то GT 240 уже реально найти значительно дешевле названной суммы. Так что здесь нужно смотреть по обстоятельствам и по потребностям. В функциональном плане решения практически равны, поэтому если производительность в 3D не ставится во главу угла, то GeForce GT 240 будет более предпочтительна к покупке именно из-за реально более низкой цены. Конечно, карта ATI Radeon HD 5670 может "козырнуть" поддержкой DirectX11, но из-за крайне низкой производительности в соответствующих играх, рассматривать это как серьезный козырь, право, не стоит.
Рассмотренный вариант GeForce GT 240, выпускаемый компанией Chaintech, является едва ли не лучшим из реально возможных. Стоимость карты не завышена за счет незначительного заводского разгона, которым любят привлекать покупателя некоторые производители, зато продукт превосходно разгоняется самостоятельно. Без всяких вольтмодов и ухищрений на тестовом экземпляре удалось достигнуть 23% прироста к частоте GPU и 25% к частоте видеопамяти. Референсная система охлаждения продукта заменена на более эффективную, что тоже является немаловажным плюсом. Отрицательная сторона здесь только в том, что при этом система охлаждения стала двухслотовой, но тихой ее, увы, не назовешь. Впрочем, тихой она может стать после небольшой доработки.
Александр Гуриненко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2010 год в рубрике hard