IT-индустрия: дорога в «облака» и мобильность

В мировую IT-индустрию перетекает все больше денег. Инвестиции растут – как в новые компании-стартапы, так и инвестиции уже состоявшихся IT- гигантов в новые продукты. В фаворе – мобильные решения (как софтверные, так и «железные»), «облачные» технологии и приносящие прибыль сервисы Web 2.0.
И если не случится нового суперкризиса, мировые вложения в IT будут расти еще несколько ближайших лет. Ведь масштабное обновление корпоративных IT-инфраструктур во всем мире сейчас только начинается.

Тенденции: в товарищах согласья нет

Вице-президент Google по глобальной рекламной деятельности Джон Херлихай заявил, что к 2013 году десктопы попросту исчезнут, уступив место мобильным устройствам. Цитата: «Через три года десктопы не будут играть никакой роли. Уже сегодня в Японии большинство людей пользуются интернет- поиском не посредством настольных компьютеров, а через смартфоны».

Тем самым он еще раз подтвердил ориентацию Google на мобильные технологии. В феврале на Mobile World Congress 2010 похожие слова произнес исполнительный директор корпорации Эрик Шмидт. Он заявил, что выход новых продуктов от Microsoft и Apple свидетельствует о коренных изменениях на рынке информационных технологий.
Но с топ-менеджерами Google вряд ли согласятся в Gartner. Как свидетельствуют последние данные этой исследовательской компании, в 2010 году мировые продажи ПК достигнут 366 млн штук. Этот показатель на 19,7% превышает глобальные объемы продаж ПК в 2009 году, когда по всему миру было продано 305,8 млн компьютеров. В денежном выражении рынок составит $254 млрд, что на 12,2% больше результатов 2009 года.

В Gartner признают, что их нынешний прогноз значительно оптимистичнее прогноза, опубликованного в декабре 2009-го, когда компания прогнозировала 13,3%-й рост поставок и 1,1%-й рост продаж. По словам аналитиков, в пользу улучшения говорят благоприятные экономические условия и растущий спрос на мобильные компьютеры.
Согласно данным компании, рынок ПК продолжит расти в штучном выражении еще несколько лет, пока в потребительском сегменте будет сохраняться устойчивый спрос на новую технику. Бизнес-пользователи пока не спешат закупать новинки и предпочитают покупать новые решения только после выхода из строя старых.

Другая тенденция: в 2010 году нетбуки продолжат играть центральную роль в расширении мирового рынка ПК. Однако с 2011 года потребители переключатся на ультратонкие лэптопы. Ожидается, что по итогам 2010-го мировые поставки ПК всех типов вырастут на 20%.
Оживление мировой экономики позволяет аналитикам корректировать прогнозы в лучшую сторону. Не так давно компания Gartner улучшила прогноз на 2010 год по рынку чипов, теперь – по рынку ПК. Важный момент: сейчас компьютеры стали покупать те семьи, которые в течение 2009 года воздерживались от покупок дорогостоящей техники. Во-вторых, некоторую роль сыграл выход Windows 7 в октябре – в связи с появлением новой ОС у покупателей появился дополнительный стимул заменить старый компьютер на новый.

Аналитики Gartner предполагают, что к росту в 2010 г. вернутся все региональные рынки. Причем поставки продолжат увеличиваться в 2011-м и в последующие годы. Вклад в это совершат как потребители, покупающие компьютер для личного использования, так и компании, которые после окончания кризиса станут более активно обновлять IT-инфраструктуру.

При этом основным драйвером роста останутся мобильные ПК, спрос на которые увеличится как в развивающихся странах, так и странах вроде США и Великобритании. Однако после 2010 г. рост спроса на них замедлится, и потребители переключатся на планшетные ПК. По прогнозу Gartner, в 2010 г. мировые продажи таких систем достигнут 10,5 млн штук. При этом 2,5 млн штук из этого числа составят планшеты, используемые в профессиональной среде. Остальную часть сформируют «планшетные ПК нового поколения», первым и наиболее ярким представителем которого является Apple iPad. Что касается мобильных систем в целом, то ожидается, что в течение следующих трех лет они будут формировать 90% роста мирового рынка ПК. В 2009 г. такие системы составили 55% мировых поставок, а к 2012-му их доля увеличится до 70%.

Производители: iPad, повсюду iPad

Корпорация Apple показала первый рекламный ролик интернет-планшета iPad в ходе трансляции 82-й ежегодной церемонии вручения кинопремий «Оскар». Кроме того, церемонию посетил глава Apple Стив Джобс. Тридцатисекундная реклама показывает человека, положившего iPad на колени и использующего основные возможности устройства. Реклама завершается надписью «April 3». Клип сопровождается песней «There Goes My Love» группы The Blue Van. 5 марта Apple объявила, что жители США смогут оформить предварительный заказ на iPad с 12 марта. Поставки устройства начнутся 3 апреля. Первой будет продаваться модель планшета только с Wi-Fi. Модель с модулем 3G поступит в продажу примерно месяц спустя. В конце апреля iPad появится также в Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании, Швейцарии и Великобритании. Официальные цены в этих странах пока неизвестны.

Напомню, что планшет iPad был представлен Apple 27 января. Он оснащен сенсорным экраном с диагональю в 9,7 дюйма, гигагерцевым процессором и работает под управлением мобильной системы iPhone OS. В США базовая модель iPad будет стоить $499.

Аналитики, впрочем, пока расходятся в оценке перспектив продаж iPad. Кто-то считает, что новинку сметут с полок, кто-то – что продажи пойдут плохо. При этом многие аналитики сходятся во мнении, что на продажах благотворно скажутся сначала летние каникулы, когда родители будут готовить детей к школе, и затем предрождественский период.

К примеру, Эзра Готтэйл из Technology Business Research говорит: «Я ожидаю резкого скачка в самом начале. Существует группа любителей продукции Apple, которые выстроятся в очередь за любой новинкой. У Apple самый эффективный брендинг в индустрии, и эти люди считают себя подвижниками, они искренне видят себя в роли «Мака» из рекламы Apple «Я «Мак»».

Есть также мнение, что из-за производственных проблем первая партия iPad будет очень ограниченной. Аналитик Питер Майсик даже называет конкретную цифру – 300.000 штук. Брайан Маршал с Уолл-стрит разделяет это мнение и добавляет, что из-за высокого спроса вся первая партия будет распродана «за несколько часов».

Эзра Готтэйл поддерживает это мнение: «Я ожидаю, что предложение будет очень ограниченным. У Apple были такие же проблемы с запасом товара перед дебютом iPhone 3G и 3GS». Действительно, в 2008 году прошло шесть месяцев, прежде чем Apple начала поставлять iPhone 3G в полном объеме. Через год, когда на рынок вышла модель 3GS, поначалу спрос тоже опережал предложение.

Аналитик прогнозирует, что первое время будет наблюдаться некоторый ажиотаж, особенно с появлением 3G-версии iPad, затем продажи немного снизятся, но во второй половине лета, перед началом учебного года, они снова активизируются. «Хорошие продажи будут в квартале перед началом учебного года. Кроме того, это будет очень привлекательный продукт в праздничный сезон».

Данные опросов подтверждают точку зрения, что продажи будут медленно расти в течение длительного периода. В начале февраля компания ChangeWave Research опросила более 3100 американских потребителей. Из тех, кто намерен приобрести iPad, лишь 6% сказали, что сделают это в первую неделю после дебюта. 20% сказали, что сделают покупку в течение двух-трех месяцев, еще 23% – в течение четырех-шести месяцев. Директор по исследованиям ChangeWave Пол Картон резюмирует: «Я не думаю, что в первые недели люди будут обивать пороги магазинов. Рост продаж будет медленным».

Софт: Google атакует Microsoft

Компания Google активизировала свое наступление на программное обеспечение компании Microsoft. На этот раз Google купила компанию DocVerse, которую основали бывшие сотрудники Microsoft. По мнению экспертов, компания приобрела новый актив для привлечения к себе части интернет- аудитории Microsoft.

Расположенная в Сан-Франциско DocVerse была основана в 2007 году ветеранами Microsoft Шаном Синхой и Алексом Денеем и специализируется на интеграции документов Word, PowerPoint и Excel в интернет-приложениях. Продакт-менеджер Google Джонатан Рошель уже написал в своем блоге: «С DocVerse можно начать использовать настольные приложения Microsoft Word, Excel и PowerPoint на web-основе. Программное обеспечение от DocVerse делает удаленное управление и редактирование документов более удобным для пользователей, нежели существующие приложения».

Напомню, что Microsoft за прошедший год увеличила инвестиции в свой поисковик Bing, тогда как Google разрабатывает операционную систему для ПК ChromeОS, которая, по мнению разработчиков, будет конкурировать с Microsoft Windows. Скорее всего, компания Google приобретала новый актив для привлечения к себе части интернет-аудитории компании Microsoft, ведь основная борьба сейчас разворачивается на уровне онлайн-сервисов, а не инсталлируемых программных решений.

Интернет-бизнес: онлайновая реклама забирает все!

В США затраты на интернет-рекламу впервые превысят расходы на печатные виды рекламы. Таковы данные прогноза на 2010 год, представленного аналитиками компании Outline Incorporated. Американские компании потратят $119,6 млрд на различные виды онлайн- и цифровых рекламных стратегий. В то же время, суммарные затраты на печатные виды рекламы составят $111,5 млрд.

В среднем американские компании будут тратить на Интернет 32,5% своих рекламных бюджетов, тогда как на долю печатных изданий придется 30,3% от общего объема вложений. По словам Чака Ричарда, вице-президента компании Outsell, рост доли расходов на интернет-рекламу происходит во многом из- за того, что рекламодатели в условиях кризиса стремятся поднять прибыли за счет максимальной диверсификации каналов рекламного воздействия на потенциальных потребителей.

В противовес общей тенденции, объем рынка журнальной рекламы, который в 2009 году в США сократился на 26%, предположительно вырастет на 1,9%. В то же время, вложения в газетную рекламу сократятся еще на 8,2%. В целом, согласно прогнозу, объем рекламного рынка США вырастет в 2010 году на 1,2% и составит приблизительно $368 млрд.

Растущая популярность компьютеров и Интернета сказывается на перераспределении не только американских рекламных бюджетов. Так, в 2009 году Великобритания стала первой страной, где затраты на интернет-рекламу превзошли расходы на рекламу на телевидении.

В Интернете появилась информация (на уровне сравнительно достоверных слухов) о планах объединения двух социальных сетей Рунета – «Одноклассники» и «Мой Мир». Эти сети сейчас занимают второе и третье место по посещаемости и популярности в Рунете. Цель объединения проста: если не можешь победить лидера «один на один» – сделай это толпой. Новый альянс намерен сместить с роли лидера сеть «В Контакте».

Кроме увеличения посещаемости, альянс прогнозируется как более финансово-устойчивое формирование. Не секрет, что у «Одноклассников» дела с монетизацией обстоят далеко не лучшим образом. В противоположность им, у Mail.ru всегда были хорошие финансисты. Но самое забавное – это то, что все три социальные сети (точнее, крупные доли в них) принадлежат одному российском инвестиционному фонду – Digital Sky Technologies (DST). А он, в свою очередь, принадлежит мультимиллионерам Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову.

В свою очередь, руководство социальной сети MySpace намерено нарастить аудиторию в несколько раз, до 200-300 млн пользователей. В ближайшие несколько недель MySpace начнет переделывать свой сайт по частям. Администрация MySpace надеется сократить отставание от крупнейшей соцсети Facebook, аудитория которой превышает 400 млн человек. Стратегическая цель MySpace – обогнать конкурента.

Новый сайт будет более ориентирован на музыкальный и медиаконтент. Пользователи смогут прослушивать музыку, которой поделились другие. Эта и другие функции призваны вернуть бросивших сеть участников и привлечь новых.

В 2009 году MySpace пережил реорганизацию. Были проведены массовые сокращения, закрылись подразделения в нескольких странах, в том числе и в России. На январь 2010 года аудитория MySpace составляла 119,6 млн пользователей. Это на 7,4% меньше, чем год назад, но гораздо больше, чем в ноябре, когда число пользователей сократилось до 108,1 миллиона.

Компания Google дополнила возможности пакета офисных приложений для бизнеса Google Apps, запустив магазин ПО сторонних разработчиков под названием Google Apps Marketplace. Всего в новом магазине представлены решения более чем пятидесяти компаний.

Разработчики ПО получили возможность добавлять свои решения к корпоративной версии пакета приложений Google. Для этого им придется заплатить компании $100, чтобы Google включил их разработку в список ПО, доступного для приобретения в магазине Marketplace. Google будет выплачивать разработчикам 80% средств, полученных от продажи решений, забирая себе 20%. При этом компания оставляет за разработчиками ПО право назначать цену на их решения.

Среди причин, по которым Google предлагает пользователям Google Apps сторонние приложения, называется более низкая стоимость онлайн-приложений в сравнении с обычным ПО, разработанным для установки на ПК. Также в Google признают, что их разработчики не в состоянии удовлетворить требования всех пользователей сервиса.

Телекоммуникации: закат сотового бизнеса?

Аналитическая компания ABI Research опубликовала статистическую информацию о средней выручке мировых сотовых операторов в расчете на одного абонента (ARPU) в III квартале 2009 года. Как выяснилось, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года ARPU в мировом масштабе снизился на 6- 9%.

Наиболее негативные тенденции по снижению ARPU наблюдаются в Индии, где этот показатель сократился на 10%. Европейские операторы потеряли в среднем 5-8% выручки, а в Австрии зафиксировано снижение на 9%. В ABI Research считают, что причиной снижения ARPU стал предел развития голосовых услуг. Эксперты полагают, что количество потребляемых абонентами минут достигло предела. В дальнейшем этот показатель будет незначительно расти (не более 1,4% в период с 2009 до 2015 года) лишь в странах Африки, Азии и Ближнего Востока.

По словам специалистов ABI Research, снижение ARPU можно компенсировать только расширением услуг, связанных с доступом в Интернет. В промежутке с 2009 до 2015 года ежегодный прирост потребления мобильного трафика прогнозируется на уровне 40% ежегодно.

В текущем году компания Sony намерена выпустить смартфон под собственным брендом. По сведениям отраслевых экспертов, японский производитель не слишком рад успехам Apple на рынке карманных игровых устройств. Поэтому Sony собирается создать некий сотовый аппарат, который позволит загружать и воспроизводить игры для PlayStation (судя по всему, имеется в виду консоль PSP). Кроме того, он будет интегрирован в экосистему онлайновых сервисов, которые пока не запущены.

Подчеркну: созданием смартфона будто бы занимается именно Sony, не выпускавшая телефоны с 2001 года, а не Sony Ericsson. Ранее в Интернете неоднократно появлялись слухи о том, что японская компания или ее шведско-японская «дочка» заняты созданием PSP-телефона, однако подтверждения они в конечном итоге не находили. На свет появился только Sony Ericsson Aino, который умеет подключаться к приставке PS3 по Wi-Fi или 3G- соединению и воспроизводить контент из ее памяти.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета