Sony Vegas. Секреты профессионального видеомонтажа. Часть 5
Сделать хороший видеоряд — это только часть производственного процесса. Необходима постобработка, а именно подгонка цветовой палитры и подготовка к вещанию. Об этом и побеседуем… Напомним, что это последняя часть по видеомонтажу в Vegas.
Итак, сразу к делу. Для начала вернемся к одному важному вопросу. В прошлой части материала мы затронули весьма и весьма интересную тему автоматизации внесения изменений какого-либо параметра на примере применения движущихся масок. На самом деле, такая же операция абсолютно правомерна для любого плагина (FX’а). При подключении каждого из них автоматически появляется еще одна дорожка с ключевыми кадрами с соответствующим названием. После чего, если вы хотите, например, чтобы цветовая гамма плавно поменялась, достаточно указать на этом треке два ключевых кадра и указать, из какой позиции ползунков должна получиться какая. Мало того, это правомерно и для смены формы маски в рамках Event Pan/Crop.
В звуковой части проблемы автоматизации решаются так же, как и в любом другом профессиональном аудиософте — за счет огибающих, что гораздо удобнее. Почему так не сделали для видео? Если бы решили так, то получили бы проблему с непониманием со стороны специалистов видеомонтажа. Они привыкли работать с ключевыми кадрами. Мало того, можно вспомнить времена, когда компания Sonic Foundry (первый разработчик Vegas) даже выпускала специальный справочник-переводчик аудио/видео терминов. Вернее, для видеоспециалистов на уровне их специализации объяснялись звуковые понятия. Я не думаю, что это особенно помогло, потому как эти специалисты очень слабы в звукорежиссуре. Впрочем, подробнее о звуке мы поговорим позже, в отдельном материале.
Падение последнего барьера
До сих пор еще можно встретить мнение, что камеры, которые снимают на кинопленку и т.п., гораздо лучше цифровых. Это не совсем верно, тем более, что сейчас большинство блокбастеров уже снимается «на цифру». И в корне неверно, когда говорят о видеокамерах. Дело в том, что даже если носителем является пленка, сигнал все равно является цифровым.
Индустрия полностью перешла на компьютеры. При этом появилось гораздо больше возможностей как в обработке, так и в монтаже, а само производство начало удешевляться. Но… тут, как и в профессиональном звуке, дорого стоят специалисты.
Индикаторы
Измерительные приборы (индикаторы) в видео обычно предназначены для отображения картины общей цветовой гаммы. Обычно используется четыре типа устройств: Vectroscope, Waveform, Histogram, RGB Parade. Они и присутствуют в Vegas, хотя в других программах мы можем столкнуться с другими названиями этих приборов.
Суть происходящего — проверить информацию о яркостном и цветных каналах в соответствии с необходимыми стандартами. Особенно это важно, если вы используете компьютерную графику, которая рассчитана на гораздо большие диапазоны всех этих параметров. В прошлом материале мы говорили о том, что компьютерный монитор передает 16 млн цветов, в то время как обычные ТВ или видеоустройства рассчитаны на два миллиона, в результате такого несовпадения могут возникать некоторые артефакты, именно они обычно и сверяются.
Еще один момент, когда необходимы подобные измерения (чтобы не вылетать за диапазоны), — использование расцвечивания. То есть, многие из наших зрителей наслаждаются красивой, насыщенной по цветам картинкой качественно сделанных передач и фильмов. То, что снимает обычная цифровая видеокамера, смотрится достаточно блекло. Именно поэтому необходимыми устройствами для профессиональной постобработки в Vegas являются модули Brightness and Contrast, Broadcast Colors, Color Corrector, Color Corrector (Secondary) и Levels. Но после их применения необходимы индикаторы. Перед тем как перейти к рассмотрению этих приборов, напомним, что амплитуда аналогового видеосигнала в рамках PAL измеряется в вольтах, а в NTSC — в специальных единицах IRE. Причем мы будем принимать американское написание стандарта (Vegas — американская программа). Диапазон значений от 7,5 до 100 IRE считается безопасным для вещания (broadcast-safe). Цвета в этом диапазоне будут передаваться достоверно, не размываться и не зашумляться. Этот диапазон эквивалентен 64-940 для десятиразрядного представления цветовой точки или же, переходя к более привычным величинам, — 16-235 для восьмиразрядного. Но в рамках Vegas в IRE показан и PAL. Есть также два ключевых понятия — Computer RGB и Studio RGB. Разницу вы уже должны понять.
Во множестве модулей постобработки, в том числе и в индикаторах, есть специальный указатель включения «7,5 IRE». Речь идет о согласовании черного цвета согласно «безопасности для вещания».
Еще одно дополнение
Это если кто вдруг не знает: вещание основано не совсем на основе RGB, то есть трехкомпонентная цветовая модель есть, но передаются данные о канале яркости (по существу, сумма трех R+G+B), а также данные о двух цветовых компонентах, например, одной из общепринятых является модель YCbCr (Y — яркость, Cb — синий компонент (B-Y), Cr — красный компонент (R-Y)). Потом путем математических операций с помощью различных весовых коэффициентов (у каждого вещательного стандарта они свои), мы получаем RGB. В общем, чтобы не загружать ваш мозг, приведем ключевые нормы: такая трехкомпонентная модель некогда возникла в силу необходимости обеспечения совместимости с парком черно-белых телевизоров (они считывают только яркостной канал), и, как мы уже сказали, у различных систем разные взаимоотношения между весовыми коэффициентами. Поэтому NTCS напрямую несопоставим с PAL, PAL - с SECAM и так далее. Многие, думаю, еще помнят, как после развала СССР возникало множество проблем с зарубежными видеомагнитофонами, потому как фильмы на них у нас воспроизводились в черно-белом цвете и нужны были специальные декодеры. Мало того, после того проблема появилась и на рынке компьютерных ТВ-тюнеров. В общем, у нас до сих пор общепринятым стандартом является SECAM (отдельная разновидность PAL со своими «ноу-хау»), а в целом мы работаем с PAL.
Vectroscope
Вектроскоп является монохроматическим отображением общей цветовой картины на цветном колесе. По измерительным окружностям от 0 до 100 показана амплитуда в IRE. Монохроматическое распыление показывает цветовой спектр.
Waveform
Этот индикатор показывает уровень яркости (она может называться luminance, luma, brightness или Y component) изображения согласно шкале IRE.
Histogram
Индикатор Histogram показывает информацию о контрастности какого-либо параметра. Чтобы объяснить проще, скажем так: по вертикали просто указывается количество пикселей данного параметра, а по горизонтали — шкала от 0 до 255. Под параметрами в данном случае может подразумеваться яркость/R/G/B/альфа. Например, при жестком вырезании компьютерной графики под «безопасное вещание» диапазоны для яркости/красного/синего/зеленого 0-16 и 235-255 будут пустыми.
Вообще, это один из самых полезных индикаторов, рекомендуем разобраться в нем более конкретно. Например, он может показать не общую картину контрастности, а для каждого отдельного цвета.
RGB Parade
RGB Parade — это просто индикатор, сродни Waveform, который отображает информацию о каждом цвете.
Постобработка — Brightness and Contrast
Переходим к модулям постобработки. Brightness and Contrast — модуль, в рамках которого мы можем изменять яркость и контрастность. Несмотря на простоту, данный модуль очень интересен, особенно для тех, кто не совсем понимает, что такое контрастность, а таких, кстати, много даже среди опытных специалистов по Photoshop (если вы понимаете суть, то речь не о вас).
Итак, у нас есть три ползунка: Brightness, Contract и… Contrast Center. Дополнительно включаем индикатор VideoScope, переключаем его в режим Histogramm, где берем за основу параметр яркости (Luminance). Так вот, центр контраста — это середина нашего графика в Histogramm. Уменьшая значение Contrast, мы сужаем всю область (от 0 до 255) вокруг центральной точки. Иными словами, по краям общего спектра начинают отсутствовать пиксели, а общий диапазон яркости сужается вокруг определенной точки (центра контраста). А если еще более простыми словами — мы уменьшаем разницу между самой темной и самой светлой точками.
Между тем, увеличивая яркость, мы просто добавляем пиксели во всех трех компонентах RGB и, как следствие, в Luminance, при этом все уже работает применительно к выбранному диапазону в рамках контрастности.
Работа с яркостью и контрастностью. Уменьшая значение Contrast, мы просто изменяем диапазон между самой яркой и самой темной точками
Постобработка — Broadcast Colors
Broadcast Colors — это просто модуль, который отображает взаимодействие между яркостью и насыщенностью. Его, соответственно, можно регулировать, есть пресеты. Другими словами, здесь можно осуществить переход на «безопасный для вещания» режим с ограничениями диапазонов для цветов. Хорошими помощниками для понимания будут индикаторы Vectroscope и Histogram.
Постобработка — Color Corrector
Color Corrector — это не только постобработка, но зачастую и хороший эффект для обработки видео. В данном модуле можно изменить параметры для всей цветовой палитры в сторону того или иного цвета в трех областях: low, middle и high. Соответственно, дается три цветовых колеса для каждой из них, в рамках чего вы просто показываете, в сторону чего должно быть отклонение. При этом обязательно смотрите на Vectroscope, чтобы не вылезать за границы.
Постобработка — Color Corrector (Secondary)
Модуль вторичной обработки цвета, Color Corrector (Secondary), предназначен для общей цветовой корректировки и именно в нем очень выгодно делать цвета более насыщенными (Saturation), в результате чего трава становится зеленее, небо голубее и так далее.
Кстати, создатели Vegas пишут, что это эксклюзивный модуль, который доступен только пользователям этой программы. Однако это не совсем правда, схожие модули можно найти и в ряде других программ.
Постобработка — Levels
Levels — это фильтр, который фактически на автомате управляет взаимоотношением цвета и яркости.
Серия завершена
Вот, в принципе, и все, что нужно знать о видеочасти Vegas. Мы, конечно, не описывали различные генераторы, встроенные FX’ы и так далее, а также дополнительные возможности программы, но нужно что-то оставить и на самостоятельное изучение. Там вы откроете для себя очень многое. Что касается звука, то описание аудиочасти не укладывается в рамки серии «Секреты профессионального видеомонтажа», поэтому о звуковых возможностях программы расскажем в отдельном материале.
Честно сказать, у нас есть много поклонников другого видеософта, от тех же Adobe, AVID и так далее.
На самом деле, нет особенной разницы, в чем делается видеопрограмма, клип и так далее — важен результат. Поэтому и споры о том, что лучше, оставим за бортом. Желаем удачного видеомонтажа!
Кристофер christopher@tut.by
Итак, сразу к делу. Для начала вернемся к одному важному вопросу. В прошлой части материала мы затронули весьма и весьма интересную тему автоматизации внесения изменений какого-либо параметра на примере применения движущихся масок. На самом деле, такая же операция абсолютно правомерна для любого плагина (FX’а). При подключении каждого из них автоматически появляется еще одна дорожка с ключевыми кадрами с соответствующим названием. После чего, если вы хотите, например, чтобы цветовая гамма плавно поменялась, достаточно указать на этом треке два ключевых кадра и указать, из какой позиции ползунков должна получиться какая. Мало того, это правомерно и для смены формы маски в рамках Event Pan/Crop.
В звуковой части проблемы автоматизации решаются так же, как и в любом другом профессиональном аудиософте — за счет огибающих, что гораздо удобнее. Почему так не сделали для видео? Если бы решили так, то получили бы проблему с непониманием со стороны специалистов видеомонтажа. Они привыкли работать с ключевыми кадрами. Мало того, можно вспомнить времена, когда компания Sonic Foundry (первый разработчик Vegas) даже выпускала специальный справочник-переводчик аудио/видео терминов. Вернее, для видеоспециалистов на уровне их специализации объяснялись звуковые понятия. Я не думаю, что это особенно помогло, потому как эти специалисты очень слабы в звукорежиссуре. Впрочем, подробнее о звуке мы поговорим позже, в отдельном материале.
Падение последнего барьера
До сих пор еще можно встретить мнение, что камеры, которые снимают на кинопленку и т.п., гораздо лучше цифровых. Это не совсем верно, тем более, что сейчас большинство блокбастеров уже снимается «на цифру». И в корне неверно, когда говорят о видеокамерах. Дело в том, что даже если носителем является пленка, сигнал все равно является цифровым.
Индустрия полностью перешла на компьютеры. При этом появилось гораздо больше возможностей как в обработке, так и в монтаже, а само производство начало удешевляться. Но… тут, как и в профессиональном звуке, дорого стоят специалисты.
Индикаторы
Измерительные приборы (индикаторы) в видео обычно предназначены для отображения картины общей цветовой гаммы. Обычно используется четыре типа устройств: Vectroscope, Waveform, Histogram, RGB Parade. Они и присутствуют в Vegas, хотя в других программах мы можем столкнуться с другими названиями этих приборов.
Суть происходящего — проверить информацию о яркостном и цветных каналах в соответствии с необходимыми стандартами. Особенно это важно, если вы используете компьютерную графику, которая рассчитана на гораздо большие диапазоны всех этих параметров. В прошлом материале мы говорили о том, что компьютерный монитор передает 16 млн цветов, в то время как обычные ТВ или видеоустройства рассчитаны на два миллиона, в результате такого несовпадения могут возникать некоторые артефакты, именно они обычно и сверяются.
Еще один момент, когда необходимы подобные измерения (чтобы не вылетать за диапазоны), — использование расцвечивания. То есть, многие из наших зрителей наслаждаются красивой, насыщенной по цветам картинкой качественно сделанных передач и фильмов. То, что снимает обычная цифровая видеокамера, смотрится достаточно блекло. Именно поэтому необходимыми устройствами для профессиональной постобработки в Vegas являются модули Brightness and Contrast, Broadcast Colors, Color Corrector, Color Corrector (Secondary) и Levels. Но после их применения необходимы индикаторы. Перед тем как перейти к рассмотрению этих приборов, напомним, что амплитуда аналогового видеосигнала в рамках PAL измеряется в вольтах, а в NTSC — в специальных единицах IRE. Причем мы будем принимать американское написание стандарта (Vegas — американская программа). Диапазон значений от 7,5 до 100 IRE считается безопасным для вещания (broadcast-safe). Цвета в этом диапазоне будут передаваться достоверно, не размываться и не зашумляться. Этот диапазон эквивалентен 64-940 для десятиразрядного представления цветовой точки или же, переходя к более привычным величинам, — 16-235 для восьмиразрядного. Но в рамках Vegas в IRE показан и PAL. Есть также два ключевых понятия — Computer RGB и Studio RGB. Разницу вы уже должны понять.
Во множестве модулей постобработки, в том числе и в индикаторах, есть специальный указатель включения «7,5 IRE». Речь идет о согласовании черного цвета согласно «безопасности для вещания».
Еще одно дополнение
Это если кто вдруг не знает: вещание основано не совсем на основе RGB, то есть трехкомпонентная цветовая модель есть, но передаются данные о канале яркости (по существу, сумма трех R+G+B), а также данные о двух цветовых компонентах, например, одной из общепринятых является модель YCbCr (Y — яркость, Cb — синий компонент (B-Y), Cr — красный компонент (R-Y)). Потом путем математических операций с помощью различных весовых коэффициентов (у каждого вещательного стандарта они свои), мы получаем RGB. В общем, чтобы не загружать ваш мозг, приведем ключевые нормы: такая трехкомпонентная модель некогда возникла в силу необходимости обеспечения совместимости с парком черно-белых телевизоров (они считывают только яркостной канал), и, как мы уже сказали, у различных систем разные взаимоотношения между весовыми коэффициентами. Поэтому NTCS напрямую несопоставим с PAL, PAL - с SECAM и так далее. Многие, думаю, еще помнят, как после развала СССР возникало множество проблем с зарубежными видеомагнитофонами, потому как фильмы на них у нас воспроизводились в черно-белом цвете и нужны были специальные декодеры. Мало того, после того проблема появилась и на рынке компьютерных ТВ-тюнеров. В общем, у нас до сих пор общепринятым стандартом является SECAM (отдельная разновидность PAL со своими «ноу-хау»), а в целом мы работаем с PAL.
Vectroscope
Вектроскоп является монохроматическим отображением общей цветовой картины на цветном колесе. По измерительным окружностям от 0 до 100 показана амплитуда в IRE. Монохроматическое распыление показывает цветовой спектр.
Waveform
Этот индикатор показывает уровень яркости (она может называться luminance, luma, brightness или Y component) изображения согласно шкале IRE.
Histogram
Индикатор Histogram показывает информацию о контрастности какого-либо параметра. Чтобы объяснить проще, скажем так: по вертикали просто указывается количество пикселей данного параметра, а по горизонтали — шкала от 0 до 255. Под параметрами в данном случае может подразумеваться яркость/R/G/B/альфа. Например, при жестком вырезании компьютерной графики под «безопасное вещание» диапазоны для яркости/красного/синего/зеленого 0-16 и 235-255 будут пустыми.
Вообще, это один из самых полезных индикаторов, рекомендуем разобраться в нем более конкретно. Например, он может показать не общую картину контрастности, а для каждого отдельного цвета.
RGB Parade
RGB Parade — это просто индикатор, сродни Waveform, который отображает информацию о каждом цвете.
Постобработка — Brightness and Contrast
Переходим к модулям постобработки. Brightness and Contrast — модуль, в рамках которого мы можем изменять яркость и контрастность. Несмотря на простоту, данный модуль очень интересен, особенно для тех, кто не совсем понимает, что такое контрастность, а таких, кстати, много даже среди опытных специалистов по Photoshop (если вы понимаете суть, то речь не о вас).
Итак, у нас есть три ползунка: Brightness, Contract и… Contrast Center. Дополнительно включаем индикатор VideoScope, переключаем его в режим Histogramm, где берем за основу параметр яркости (Luminance). Так вот, центр контраста — это середина нашего графика в Histogramm. Уменьшая значение Contrast, мы сужаем всю область (от 0 до 255) вокруг центральной точки. Иными словами, по краям общего спектра начинают отсутствовать пиксели, а общий диапазон яркости сужается вокруг определенной точки (центра контраста). А если еще более простыми словами — мы уменьшаем разницу между самой темной и самой светлой точками.
Между тем, увеличивая яркость, мы просто добавляем пиксели во всех трех компонентах RGB и, как следствие, в Luminance, при этом все уже работает применительно к выбранному диапазону в рамках контрастности.
Работа с яркостью и контрастностью. Уменьшая значение Contrast, мы просто изменяем диапазон между самой яркой и самой темной точками
Постобработка — Broadcast Colors
Broadcast Colors — это просто модуль, который отображает взаимодействие между яркостью и насыщенностью. Его, соответственно, можно регулировать, есть пресеты. Другими словами, здесь можно осуществить переход на «безопасный для вещания» режим с ограничениями диапазонов для цветов. Хорошими помощниками для понимания будут индикаторы Vectroscope и Histogram.
Постобработка — Color Corrector
Color Corrector — это не только постобработка, но зачастую и хороший эффект для обработки видео. В данном модуле можно изменить параметры для всей цветовой палитры в сторону того или иного цвета в трех областях: low, middle и high. Соответственно, дается три цветовых колеса для каждой из них, в рамках чего вы просто показываете, в сторону чего должно быть отклонение. При этом обязательно смотрите на Vectroscope, чтобы не вылезать за границы.
Постобработка — Color Corrector (Secondary)
Модуль вторичной обработки цвета, Color Corrector (Secondary), предназначен для общей цветовой корректировки и именно в нем очень выгодно делать цвета более насыщенными (Saturation), в результате чего трава становится зеленее, небо голубее и так далее.
Кстати, создатели Vegas пишут, что это эксклюзивный модуль, который доступен только пользователям этой программы. Однако это не совсем правда, схожие модули можно найти и в ряде других программ.
Постобработка — Levels
Levels — это фильтр, который фактически на автомате управляет взаимоотношением цвета и яркости.
Серия завершена
Вот, в принципе, и все, что нужно знать о видеочасти Vegas. Мы, конечно, не описывали различные генераторы, встроенные FX’ы и так далее, а также дополнительные возможности программы, но нужно что-то оставить и на самостоятельное изучение. Там вы откроете для себя очень многое. Что касается звука, то описание аудиочасти не укладывается в рамки серии «Секреты профессионального видеомонтажа», поэтому о звуковых возможностях программы расскажем в отдельном материале.
Честно сказать, у нас есть много поклонников другого видеософта, от тех же Adobe, AVID и так далее.
На самом деле, нет особенной разницы, в чем делается видеопрограмма, клип и так далее — важен результат. Поэтому и споры о том, что лучше, оставим за бортом. Желаем удачного видеомонтажа!
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2010 год в рубрике soft