Sony Vegas. Секреты профессионального видеомонтажа. Часть 4

Эта часть является ключевой для всего цикла, мы затронем серьезнейшие вопросы профессионального толка. Как многие уже успели заметить, данная серия материалов не является переведенным Help’ом к программе либо сухим перечислением списка возможностей. Наша задача — показать все на практике. В прошлой части мы обсудили некоторые вопросы работы с хроматическим (цветным) ключом, что так же очень важно знать и понимать, как работает, а сегодня поговорим о масках, начнем экспериментировать с движением, расскажем о цвете. Что можно получить в итоге?

На самом деле, правильное понимание производимых операций является залогом успеха в вопросах профессионального творческого монтажа. Нередко можно встретиться с ситуацией, когда возможности того или иного пакета используются не на всю мощь. Проблема в том же незнании либо нежелании копнуть глубже. А вместе с тем, на рынке того же телевидения, видеопрограмм и так далее (особенно в соседних странах) происходит достаточно жесткая конкуренция идей и технологий. Вариант с заучиванием приемов не всегда срабатывает, нужно уметь творить. Например, некоторые телепрограммы невозможно смотреть, потому как используется множество шаблонов (иногда свадебное видео выглядит лучше). В общем, меньше свадьбы, больше дела. И это ваш покорный слуга еще не «песочил» за звук:))).

Приступим пока к видео…

Что такое маска?

Под маской в рамках Vegas можно понимать некую прозрачную область, в рамках которой отображается часть нижнего слоя видео. Это ключевое определение, от которого стоит отталкиваться. Когда мы работали с хроматическим ключом, то вырезали определенный цвет — и место, которое он занимал, становилось прозрачным, в результате чего наш объект воспроизводился на фоне предыдущего слоя видео (дорожки). Так вот, вся «вырезанная» часть в том случае и являлась маской.

Работаем…

Давайте сделаем простейший пример. Возьмите любой графический редактор, для простоты я использую Paint, в котором создайте файл с шестью кругами на черном фоне, которые закрашены соответственно в белый, красный, синий, зеленый, а два остальных на ваше усмотрение, например, желтый и коричневый.

Теперь запускаем Vegas, создаем новый проект. Загружаем в него на первый трек наш графический файл, на второй ставим какое-нибудь видео. В панели управления первого трека нажимаем кнопку Compositing Mode и в представленном списке выбираем вариант Multiply (Mask).

Напомним, что Compositing Mode — это указываемый режим смешивания данного трека с нижними. Вариантов много.

Итак, что мы получили в результате использования Multiply (Mask)? Трек с графическим файлом стал маской для следующего. В результате тот отображается только в определенных областях — в наших кругах. Причем в белом мы видим полноценный цвет, а в красном, синем и зеленом — фактически монохроматические (одноцветные), на цветных мы видим присутствие некоторых цветов. Наши маски сработали как фильтры, поэтому в круглых окнах отображаются только те цвета, которые мы указали изначально. При этом, например, желтый является определенным сочетанием красного и зеленого (в данном случае это так, хотя имеет смысл после поговорить о метамерии). Поэтому данный светофильтр отображает только эти компоненты в их соотношениях. Белый в данном случае представляется как синий, зеленый и красный на максимальных значениях.

Эффект получился красивым, но давайте его углубим.

После создания обычного BMP-файла с цветными кругами мы используем его как объект с множеством масок, используя режим Multiply (Mask)

Mask Generator

Этот эффект добавляется как подключаемый модуль по нажатии кнопки Track FX… в панели управления трека с маской из предыдущего примера. Загрузив его, вы можете увидеть небольшое количество настроек (параметры настройки цветов не предоставляются) и уже готовые пресеты для пяти каналов — яркости (Luminance), красного, синего, зеленого и прозрачности (Alpha). Поэкспериментируйте с ними. Например, выбрав вариант Green, вы генерируете маску только по зеленому цвету, соответственно красный и синий круги не имеют силы, в то время как желтый и коричневый (для моего случая) показывают приглушенную картину. Причем во всех случаях мы имеем полноцветные варианты.

Что произошло на самом деле? Mask Generator фактически сработал как хроматический ключ, а именно, удалил из общей картины определенный цвет, сделав его прозрачным. В результате особым образом сформировалась маска для предыдущего слоя. Это важно понимать. Вариант яркости — это фактически маска по белому цвету, прозрачность… используется при работе со специализированными графическими файлами, стандарты которых поддерживают альфа-канал.

В общем, мы вырезали определенные участки по зеленому цвету. Идем дальше.

Добавляем к треку с маской модуль Mask Generator. В результате нашего эксперимента мы выбрали зеленый, и все элементы, которые его содержали, стали прозрачными

Иерархия треков

Мы уже вскользь упоминали, что треки могут подразумевать не только одноуровневую архитектуру, но и строиться по родительским связям. Что это дает в итоге? Давайте просто посмотрим на примере с маской, потому как, сколько бы ни объяснялось на пальцах, в конкретике приходит больше понимания.

Итак, добавьте еще один, третий по счету трек, который по иерархии будет расположен ниже всех. Естественно, в рамках одноуровневой модели представления, где все дорожки являются равноправными, он не будет виден за двумя предыдущими. А теперь сделайте второй трек дочерним к маске (нашему первому треку). Это производится путем простого нажатия кнопки со стрелкой (Make Composition Child) в панели управления дорожки. Что произойдет? Нижний трек станет видимым, при этом в кадре останутся элементы, выделенные маской из второго.

Объединив два трека (а можно и больше) в единую структуру с родительскими и дочерними связями, мы создали особый объект, а именно группу дорожек, которая для верхнего уровня воспринимается как один трек. Кстати, это можно заметить и по тому, что в новой связке появились дополнительные кнопки Parent Motion и Parent Composition Mode на родительском уровне. Именно ими производится управление смешиванием с остальными треками верхнего уровня, а для дочерних есть свои.

Под верхним уровнем следует понимать обычный, если все треки равноправны.

В нашем примере мы увидели, как все можно оперативно смешивать. Такой вариант монтажа используется очень часто.

Пример с текстом

Удалите первую дорожку с маской из предыдущего примера. Добавьте новый видеотрек и поставьте его по счету первым. Далее в панели с закладками выберите окно Media Generators (или пункт главного меню View>Media Generators). Здесь в списке мы выбираем вариант Text, и хотя там уже есть готовые шаблоны прозрачного текста, выберем вариант Simple Text, где отображены белые буквы на черном фоне. Переносим указателем мыши этот объект на первый трек. Автоматически откроется редактор, в котором можно поменять надпись, выбрать шрифт, размер, цвет текста и цвет фона. Помимо этого можно указать расположение. Пока все оставляем без изменений, только изменим текст, набрав, к примеру, «Привет, Vegas!». Далее поступаем так же, как было описано выше: изменяем режим смешивания для первого трека как Multiply (Mask), добавляем в TrackFX… Mask Generator, причем в пресетах такового указываем, например, зеленый. Буквы у нас белые, то есть подойдет любой цвет. После этого делаем второй трек дочерним по отношению к первому.

В результате внутри букв будет отображаться видео из него, а в остальном будет воспроизводиться третья дорожка.

От статики к динамике

Нам нужен динамичный спецэффект, а не просто констатация факта, что мы воспроизводим в тексте другое видео. Например, нередко, хотя это уже и замыленный вариант, можно увидеть переход между сценами, который делается за счет издалека приплывающего и увеличивающегося текста. Понятно, что здесь нам нужно просто менять размеры. ОК. Сделаем.

Делаем более сложный вариант монтажа, создав одну группу «родитель>потомок»

Track Motion и ключевые кадры

В панели управления родительского трека нажимаем кнопку Track Motion. Мы уже описывали в первой части, что здесь открывается редактор, позволяющий указать общие настройки дорожки в рамках воспроизводимого кадра, а именно размеры, позицию, угол поворота и так далее. В нашем случае минимизируем размер фактически до точки.
Это будет действительно в рамках первого ключевого кадра, который устанавливается на автомате. Дальше можно запрограммировать движение/изменение двумя путями: не выходя из окна Track Motion и используя его временную сетку (1), и в рабочей области (2). Второй вариант предпочтительнее, поскольку здесь мы конкретно отслеживаем время эффекта исходя из ситуации.

Поэтому… после того как мы поработали с Track Motion, обратите внимание на появившуюся узенькую дорожку снизу трека в рабочей области. Это и есть управление нашей Track Motion. Кстати, в панели управления трека появился ромбик, по нажатии на который можно развернуть все треки управления подключенных модулей. Это равноценно двойному нажатию указателем мыши на узенькой дорожке. Вы можете увидеть, что в открывшихся треках управления появились все подключенные модули и ключевые параметры Track Motion (Position, 2D Shadow, 2D Glow). На месте первого кадра стоят серые ромбики — обозначения ключевых кадров. Теперь нам нужно определиться, в каком кадре одна сцена сменяет другую. Выбрали. Делаем двойной клик на полоске Position в этом месте, в результате чего на ней появляется новый ромбик и автоматически открывается окно Track Motion. Изменяем размеры, подгоняем так, чтобы одна из букв позволила отобразить в кадре только второй трек.

В результате произойдет следующее: программа автоматизирует все изменения между ключевыми кадрами, то есть они будут происходить автоматически. Наш текст появится из определенной точки, будет нарастать, в результате чего один кадр плавно сменит другой.

Нужно сказать, что сам спецэффект с текстом хорошо смотрится, когда одна сцена темная, а другая светлая, или наоборот. Иначе текст становится нечитабельным. Лично мне он вообще не нравится, кроме случаев, когда буквы появляются на каком-нибудь однотонном фоне. Тогда они читаются.

Видеоспецэффект с текстом

Маска в рамках Event Pan/Crop

Это используется не так часто, потому как об этом мало пишут, но вы должны знать, что маску можно рисовать по кривым Безье применительно к видеофрагменту в рабочей области в режиме Event Pan/Crop. Чтобы выйти на него, найдите в конце фрагмента в рабочей области соответствующую пиктограммку с отображением прямоугольных рамок. Это и есть необходимый редактор. Стоит отметить, что все изменения производятся только применительно к видеофрагменту. Например, если в рамках Track Motion мы указываем все параметры для дорожки, то в Event Pan/Crop управляем настройками ее элементов. Например, там есть отдельное регулирование позиции, изменения размеров и так далее. Помимо этого слева окна Event Pan/Crop имеется панель инструментов. Если включить режим Mask, то с помощью такого нехитрого набора можно нарисовать замкнутый контур маски, который делается и настраивается как кривые Безье.

Вырезание маски для фрагмента в рамках Event Pan/Crop

Делаем мельницу

А вот сейчас немного приемов «высшего пилотажа», хотя это только кажется сложным. Итак, задача следующая: нужно сделать мельницу, лопасти которой будут отображать различные видеодорожки. При этом все должно вращаться.

Вариантов реализации несколько. Первый и самый простой, если вы владеете каким-нибудь анимационным пакетом 2D или 3D — это создание AVI-файла, в котором вращается одна лопасть, например, один оборот делается за две секунды. В качестве 2D-пакета могу посоветовать Adobe Flash, а 3D — на ваше усмотрение.

Второй вариант — вы создаете статический кадр (обычный BMP-файл) маски, после чего начинаете его вращать с помощью ключевых кадров. После этого на базе предыдущих описаний формируете пары треков (родительский > дочерний). В маске у нас предусмотрена одна лопасть, а чтобы создать эффект, например, присутствия четырех, просто специально расставьте вращение (например, с AVI-файлом маски все проще — достаточно пускать эти маски с задержкой), соответственно, у вас будет четыре пары треков родитель>наследник. Плюс к этому должен быть еще один видеотрек с подложкой. Наверх можно наложить 3D-графику. Как это примерно может получиться, можно увидеть на рисунке.

При этом уже средствами Vegas сама мельница может увеличиваться и, например, делать переход к определенному видеоряду. Такого рода «перебивки» очень часто используют в профессиональных продуктах для перехода от одной сцены к другой. Сам спецэффект не замылен, потому как предполагает ручную работу, а наиболее часто используется то, что на автомате. В нашем случае мы сделали монтаж одновременно шести видеотреков (видеоподложка, четыре различных видео, 3D-графика с хроматическим ключом). Помимо этого использовали анимированную маску — все вращается. Это задание дадим на самостоятельную проработку — принцип решения задачи уже описан.

Вот такую «мельницу» вам предлагается сделать самостоятельно (все описано). При этом лопасти должны вращаться

Несколько слов о метамерии

Когда происходит работа с хроматическим ключом и различными фильтрами, например, готовится 3D на какой-нибудь подложке, очень часто приходится соблюдать цветовую позицию. То есть при дальнейшем вырезании зеленого, присутствие такового в самом объекте не совсем приветствуется. Причем современные хроматические ключи могут вырезать конкретный цвет с определенной точностью, что неплохо, хотя не всегда это работает достоверно, а с фильтрами ситуация обстоит несколько сложнее. Поэтому стоит помнить о метамерии — свойстве, в рамках которого сочетание нескольких цветов могут вызывать ощущения другого цвета, натуральная длина волны которого находится в другом диапазоне. Например, из синего и красного при определенных их сочетаниях вы можете получить как пурпурный, который находится в нижней части видимого спектра, так и фиолетовый, который расположен в верхней его точке. Например, белый цвет (белый свет) имеет сложный спектральный состав, который вызывает нейтральное ощущение фоторецепторов. Но в силу той же метамерии его ощущения можно добиться различными сочетаниями (сине-зеленый плюс красный, оранжевый и синий, зелено-желтый и фиолетовый и т.п.). А если говорить о практике в рамках RGB, самый очевидный пример — темно-коричневый, который может быть создан либо без участия синего, либо зеленого. Ощущения схожи. В общем, бывают случаи (а в профессиональной сфере достаточно часто), когда необходимо специально подбирать цветовые оттенки. Мало того, если у вас много желтого, то нужно знать, что он состоит большей частью из зеленого и красного, поэтому вырезаемый фон предпочтительно делать синим. Кстати…

Очень важно знать

На экране компьютерного монитора мы видим гамму из 16 миллионов цветов, в вещании цифра гораздо скромнее — около двух миллионов. По этой причине многие предпочитают делать монтаж не на компьютерном дисплее, а на телевизионном экране через ТВ-выход... Хотя это поведение не совсем понятно. Потому как если уж следовать канонам, нужен специальный откалиброванный NTSC- или PAL-монитор.

А впрочем, все риски можно предусмотреть заранее, современное ПО это позволяет. Пока же расскажем о цветовой палитре — некоторые оттенки вставляемой графики могут воспроизводиться на телевизоре не совсем правильно. Например, артефакты могут возникнуть при несовпадении гамм. Поэтому аккуратно обращайтесь с цветовыми палитрами. В принципе, в Vegas на автомате стоит функция подсказки для всех подключаемых модулей, использующих настройку RGB (для быстроты можете проверить все на хроматическом ключе). При появлении «неправильного» цвета появляется предупреждение (сообщение с восклицательным знаком либо буквой «P»), в котором указывается: «Color outside PAL gamut…». То есть, перевод: цвет не может воспроизводиться в рамках цветовой модели PAL (выходит за границы гаммы). При экспериментах вы выясните, что в основном это касается желтого и оранжевого, некоторых вариаций бирюзового и светло-голубого и так далее. Это нужно знать.

К тому же у телевизионного варианта несколько другая яркостная картина, то есть черный там всегда будет серым для компьютера, а белый недостаточно белым. Почему? Амплитуда аналогового видеосигнала в рамках PAL измеряется в вольтах, а в NTSC — в специальных единицах IRE. Причем мы будем принимать американское написание стандарта (Vegas — американская программа). Диапазон значений от 7,5 до 100 IRE считается безопасным для вещания (broadcast-safe). Цвета в этом диапазоне будут передаваться достоверно, не размываться и не зашумляться. Этот диапазон эквивалентен 64-940 для десятиразрядного представления цветовой точки или же, переходя к более привычным величинам, — 16-235 для восьмиразрядного. В компьютерном варианте, как мы знаем, этот диапазон шире, а именно 0-255. Но в большинстве обычных видеоустройств 16 для трех цветов считается черным, а 235 — белым.

Для этих случаев в Vegas применяются два понятия: Computer RGB и Studio RGB соответственно.

Как все можно увидеть воочию? В Vegas есть специальные подключаемые модули, предназначенные для предварительной подготовки перед визуализацией, а именно, Brightness and Contrast, Broadcast Colors, Color Corrector, Color Corrector (Secondary) и Levels. Подключив Broadcast Colors и выбрав один из пресетов, вы можете посмотреть, как выглядит компьютерная графика в варианте вещательного представления. Об этом и сопутствующих вопросах мы поговорим в продолжении серии.

Подытожим

Итак, в видеочасти нам осталось не так много изучить. В следующем материале мы отдельно расскажем о специфике подготовки материалов для вещания, научимся «читать» измерительные приборы, а также затронем множество интересных смежных тем.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета