Видеокарта Sapphire Radeon HD 5670 — поддержка DirectX 11 и оригинальная система охлаждения

Обделенными в этом плане остались разве что пользователи, не желающие выкладывать за новую видеокарту больше $100. Впрочем, ATI не стала интриговать и сразу сообщила, что бюджетный класс ускорителей появится в 2010 году, предоставив своего рода выбор — ждать их выхода или же немного добавить и купить HD 5750. Учитывая, что все, по сути, происходило в период рождественской и новогодней потребительской суеты, нетрудно догадаться, какой выбор сделало большинство пользователей. Итак, на дворе 2010 год, "сливки сняты", время собирать "молоко".

Однако ATI не ограничилась бюджетной серией HD 56xx, "играющей" в ценовом диапазоне до $100, выпустив еще более бюджетные HD 5550 и HD 5450, для тех случаев, когда даже названную сумму отдавать за видеокарту нет смысла или совсем не хочется. По сути, представители последней серии недалеко ушли от видео, встроенного в чипсеты материнских плат, поэтому практический смысл в их покупке весьма сомнителен. А вот видеокарты серии HD 56хx, очевидно, будут иметь стабильный и обоснованный спрос.
Сегодня мы познакомимся с первой представительницей новой серии, добравшейся до прилавков — видеокартой Sapphire Radeon HD 5670, оснащенной 1 GB видеопамяти стандарта GDDR5. Примечательно, что вместо шумной и малоэффективной референсной системы охлаждения карта оснащена кулером производства широко известной компании Arctic Cooling, что автоматически выделяет ее из ряда себе подобных. Но прежде чем приступать к изучению ускорителя, взглянем на архитектуру чипа, лежащего в его основе.

Графический процессор Redwood

Условно графический процессор, лежащий в основе Radeon HD 5670, можно считать "уполовиненной" версией GPU Juniper, на котором основаны карты Radeon HD 5770 и HD 5750, или поделенным на четыре Cypress, хотя физически это оригинальный кристалл.

Это хорошо видно на структурной блок-схеме, особенно если расположить ее рядом со схемой Juniper.

То же самое мы можем легко проследить, если взглянем на сравнительную таблицу технических характеристик видеокарт на основе не урезанных версий названных GPU.
Здесь видно, что количество SIMD-ядер в Redwood было уменьшено вдвое или вчетверо (смотря с чем сравнивать), что пропорционально уменьшает количество универсальных процессоров, текстурных блоков и блоков растровых операций. В завершение была уменьшена еще и номинальная частота функционирования графического процессора и видеопамяти. Трудно сказать, по какой из двух предполагаемых причин это было сделано, — ради еще большего, фактически искусственного, снижения производительности или же ради уменьшения уровня энергопотребления, но уж точно не из-за технических проблем. Теоретически нет никаких объективных причин, из-за которых Redwood не может функционировать на той же частоте, что Cypress и Juniper. Так что если чип не "зажмут" по напряжению питания, то в разгоне HD 5670 оверклокеры смогут добиться весьма приличных результатов. Впрочем, вольтмоды тоже еще никто не отменял.

Кстати, несмотря на уменьшение номинальной частоты GPU и видеопамяти, а также на фактически урезанный вдвое функционал процессора, мы видим, что энергопотребление видеокарты Radeon HD 5670 отнюдь не вдвое или вчетверо меньше, чем у HD 5870 и 5770. То есть эффективность ускорителя в плане энергопотребления в пересчете на производительность значительно ниже, чем у старших моделей. И это печально, ведь такие видеокарты часто покупаются в тихие и компактные ПК, от которых хочется более высокой производительности в 3D, чем предоставляют встроенные GPU. Но все же уровень энергопотребления видеокарты достаточно низок, чтобы всю необходимую мощность плата получала через контакты в разъеме PCI Express, то есть без дополнительного подвода питания.

Стоит отметить, что при всех урезаниях, в GPU остались два 64-битных контроллера памяти — столько же, сколько и в Juniper, поэтому шина обмена данными с видеопамятью у карты Radeon HD 5670 такая же, как и у Radeon HD 5770, то есть 128 bit.

При этом в функциональном плане видеокарта осталась практически на том же уровне, что и старшие модели. Здесь можно выделить поддержку нового набора API DirectX 11, технологии ATI Eyefinity и ATI Stream, обновленный PowerPlay и расширенную поддержку аппаратного декодирования TrueHD-видео. Более подробно с данными технологиями можно познакомиться во вводном обзоре (КГ №5.2010) архитектуры.

Sapphire Radeon HD 5670

Примечательно, что Sapphire выпустила сразу несколько модификаций данной видеокарты. Вариации в них подверглись объем распаянной видеопамяти и набор видеовыходов. В частности, очевидно, для совместимости с недорогими ЖК-мониторами, оснащенными только VGA-входом, коих сейчас на рынке полно, была выпущена версия видеокарты с соответствующим выходом, притом, что в референсном дизайне он не предусмотрен. Помимо этого, существуют еще две модификации Sapphire Radeon HD 5670 со стандартным набором видеовыходов и различным объемом видеопамяти — 512 или 1024 MB. В нашем случае мы имеем дело с версией, оснащенной 1024 MB памяти GDDR5, и стандартным набором видеовыходов. Раз уж мы заговорили на эту тему, начнем с того, что взглянем на заднюю панель рассматриваемой видеокарты, чтобы прояснить, что подразумевается под стандартным набором.

Здесь мы видим новомодный, но пока еще редко встречаемый на мониторах разъем Display Port, весьма актуальный для владельцев жидкокристаллических и плазменных панелей HDMI, и универсальный DVI-I. Последний можно встретить практически на любом хорошем ЖК-мониторе, а с помощью копеечных переходников его можно трансформировать в HDMI или же тот самый VGA (D-Sub). Кстати, в комплекте с картой поставляется переходник с DVI-I на D-Sub, а также достаточно экзотический — с HDMI на DVI.

Похоже, что всем этим производитель стремится сделать видеокарту максимально пригодной для использования в рабочих компьютерах с двумя мониторами, чего не позволяет сделать встроенное видео. Так, воспользовавшись соответствующими комплектными переходниками, к рассматриваемой видеокарте можно подключить два монитора с входами DVI или два с VGA, а к версии с VGA-выходом вместо Display Port и вовсе три. Последнее может пригодиться там, где не требуется максимальное качество изображения, например, на охранных пультах с системой видеонаблюдения.

Видеокарта построена на небольшой печатной плате, покрытой лаком синего цвета. Наиболее выделяющейся деталью дизайна практически любого ускорителя является система охлаждения, и Sapphire Radeon HD 5670 не исключение. Особенно если учесть, что карта оснащена более эффективным и массивным кулером производства компании Arctic Cooling.

Радиатор системы охлаждения выполнен из силумина и получен методом экструдирования заготовки через матрицу. Примечательно наличие в основании пяти выфрезерованных пазов, выполненных для того, чтобы направить нагнетаемый вентилятором воздух не только по ребрам радиатора, но и под него, чтобы охладить чипы памяти и прочие элементы.
Тепловой контакт GPU с основанием радиатора улучшен с помощью термопасты серого цвета средней консистенции. На вид она выглядит получше привычной суховатой серой массы, которую обычно используют с референсными системами охлаждения. Вполне возможно, что данный термоинтерфейс так же, как и вся система, появился благодаря сотрудничеству Sapphire с компанией Arctic Cooling. К плате система крепится с помощью четырех подпружиненных винтов, вкручиваемых с оборотной стороны. Для предотвращения сколов кристалла GPU между радиатором и текстолитом подложены круглые резинки.

Обдувается радиатор достаточно большим низкопрофильным вентилятором с диаметром крыльчатки 72 мм. В конструкции присутствует целых 11 лопастей с довольно агрессивным углом атаки, что обеспечивает хороший уровень производительности. Скорость вращения крыльчатки динамически регулируется платой в зависимости от температуры GPU.
В целом система охлаждения достаточно громоздкая, поэтому видеокарта Sapphire Radeon HD 5670 блокирует соседний слот.

Импульсный преобразователь напряжения питания графического процессора построен по трехфазной схеме с управлением, реализованным на уже знакомом нам ШИМ-контроллере uP6201BQ. Такой же мы видели и на видеокарте Sapphire Radeon HD 5750. Ускоритель Sapphire Radeon HD 5670 достаточно экономичен, чтобы можно было обойтись без дополнительного подвода питания, поэтому весь потребляемый ток карта получает из разъема PCI Express х16.

Для того чтобы реализовать 1 GB видеопамяти, потребовалось восемь чипов GDDR5 емкостью 1 Gbit, распаянных по обеим сторонам платы. Реальная частота, на которой работают чипы, составляет 1000 МГц, что в переводе на эффективную равно 4000 МГц. Еще совсем недавно такой скоростной памятью, да еще и такого объема, оснащались только видеокарты топ-класса, а уже сегодня мы видим ее в составе продукта для бюджетного сегмента рынка. Эволюция, что тут сказать?

Стоит отметить, что первые версии печатной платы Radeon HD 5670 представленные ATI, не содержали разводки контактов, необходимых для объединения видеокарты в связку CrossFire, однако у Sapphire Radeon HD 5670 они на месте.

Упаковка и комплектация

Упаковывается плата в небольшую коробку из обыкновенного гофрокартона, "одетую" в суперобложку с глянцевой полиграфией. Комплект поставки, учитывая, что речь идет о бюджетном сегменте, выглядит весьма неплохо и, в принципе, перекрывает потенциальные потребности целевого потребителя.

Эксплуатация и разгон

Работает видеокарта Sapphire Radeon HD 5670 весьма тихо. Вентилятор системы охлаждения не поддерживает мониторинга скорости вращения крыльчатки, но это не мешает ее регулировке. В условиях открытого стенда при комнатной температуре 24°С температура графического процессора при максимальной нагрузке не превышала 52°С, а вентилятор вообще не выдавал своего присутствия. При работе карты в режиме 2D частота GPU понижается до 157 МГц, видеопамяти — до 300 МГц. При этом карта потребляет всего лишь около 14 Вт, что очень близко к энергопотреблению чипсетов с интегрированными графическими процессорами.

Возможность разгона видеокарт ATI (AMD) уже достаточно давно присутствует в панели управления Catalyst Control Center, устанавливаемой совместно с драйверами. А ведь всего лишь лет пять назад такая возможность была не только недоступна, но даже блокировалась на уровне тех же самых драйверов. И все бы было просто замечательно, если бы рамки разгона не были достаточно жестко ограничены. Так, Sapphire Radeon HD 5670 легко покорились максимальные частоты 850 МГц для GPU и 1050 (4200) МГц для видеопамяти, и наверняка многие пользователи захотят пойти дальше. Конечно, это можно решить с помощью стороннего программного обеспечения, но все это уже не так просто, как открыть соответствующую закладку в настройках драйверов.

Конфигурация тестового стенда

Тестирование видеокарты производилось на стенде следующей конфигурации:
— процессор: Intel Core i7 920 (2667@3700 МГц), LGA 1366;
— кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;
— материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;
— оперативная память: 3х2 GB, Kingston HiperX KHX 2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;
— винчестер: WD Caviar Black, 7200 rpm, 32 MB;
— блок питания 550 Вт;
— шасси: Cooler Master Test Bench V 1.0.

Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 МГц до 3700 МГц, что является максимально возможным стабильным пределом для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HiperX KHX2000C 9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.

Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый — с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, второй — с отключением названных средств.

Тестирование производительности

Прямым конкурентом тестируемой видеокарты Sap-phire Radeon HD 5670 является NVIDIA GeForce 240. Именно с ней мы и будем сравнивать производительность Sapphire Radeon HD 5670. Результаты тестирования сведены в соответствующую таблицу.


Chaintech GeForce GT240Sapphire Radeon
HD 5670
3D Mark Vantage, GPU marks
Performance64156518
Extreme37113994
Crysis Warnead
1280x10241315
1680x10501213
1920x120089
1280x1024, 4xAA/16xAniso 1211
1680x1050, 4xAA/16xAniso 1010
1920x1200, 4xAA/16xAniso 78
Tom Clancy's H.A.W.X
1280x10242940
1680x10502737
1920x12002031
1280x1024, 4xAA/16xAniso 2334
1680x1050, 4xAA/16xAniso 2028
1920x1200, 4xAA/16xAniso 1826
Far Cry 2
1280x10243748
1680x10503337
1920x12003034
1280x1024, 4xAA/16xAniso 2852
1680x1050, 4xAA/16xAniso 2426
1920x1200, 4xAA/16xAniso 2224
S.T.A.L.K.E.R.: CS
1280x10242346
1680x10501831
1920x12001626
1280x1024, 4xAA/16xAniso 1625
1680x1050, 4xAA/16xAniso 1217
1920x1200, 4xAA/16xAniso 915
Devil May Cry 4
1280x10246381
1680x10505473
1920x12004062
1280x1024, 4xAA/16xAniso 6175
1680x1050, 4xAA/16xAniso 4269
1920x1200, 4xAA/16xAniso 3658
Call of Duty 5
1280x10243037
1680x10502735
1920x12002231
1280x1024, 4xAA/16xAniso 3736
1680x1050, 4xAA/16xAniso 2832
1920x1200, 4xAA/16xAniso 2529
Call of Juarez bench
1280x10243158
1680x10502635
1920x12001927
1280x1024, 4xAA/16xAniso 1724
1680x1050, 4xAA/16xAniso 916
1920x1200, 4xAA/16xAniso 717
X3: Terran conflict
1280x10244975
1680x10504562
1920x12003955
1280x1024, 4xAA/16xAniso 4654
1680x1050, 4xAA/16xAniso 3851
1920x1200, 4xAA/16xAniso 3548
World in Conflict
1280x10242744
1680x10502137
1920x12001831
1280x1024, 4xAA/16xAniso 1425
1680x1050, 4xAA/16xAniso 1219
1920x1200, 4xAA/16xAniso 916


По результатам тестирования очевидно, что видеокарта Sapphire Radeon HD 5670 в подавляющем большинстве случаев значительно быстрее конкурирующей NVIDIA GeForce 240. К тому же GeForce 240 не поддерживает DirectX 11, поэтому отстает от Sapphire Radeon HD 5670 еще и на функциональном уровне.

Итоги

Видеокарта Sapphire Radeon HD 5670 является достойным выбором для потребителя, желающего вписаться в рамки условного психологического барьера в $100. Современный набор видеовыходов, хорошо дополненный комплектными переходниками, возможность одновременного использования двух или даже трех мониторов, тихая, эффективная система охлаждения и богатый функционал, заложенный в GPU, — все это безусловные плюсы продукта. Впрочем, та же система охлаждения может стать и минусом, так как в отличие от референсной, блокирует соседний слот, но при этом не выбрасывает отработанный воздух за пределы системного блока, что при таком раскладе весьма желательно.

При всем этом карту трудно рекомендовать к покупке любителям игр. Все же играбельный уровень FPS ускоритель Radeon HD 5670 обеспечивает лишь в низких разрешениях и при отключении наиболее "тяжелых" графических эффектов.

Александр Гуриненко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета