Домашняя студия звукозаписи-2010

Сегодня мы поговорим не только о новинках выставки NAMM, среди которых не так много интересных, а большей частью о том, как и на чем лучше экономить…

Звукозапись стоит рассматривать как производство, которое ничем не отличается от любого другого. Например, колбасы. Есть вложения в оборудование, специалистов, материалы, рекламу. Иными словами, как внешне, так и внутренне — это обычный бизнес-процесс. Само производство («цеха аранжировки и звукорежиссуры») должно быть современным и базироваться на новейших технологиях. На период 2010 года практически все заложено в программах. Поэтому поговорим о том, что и сколько стоит в действительности и куда смотреть.

***

Экономический кризис и общее движение за несколько лет до него показали интересную вещь — Интернет отвоевывает пространство, причем если раньше жизнь индустрии происходила, что называется, «от выставки к выставке», то сейчас все развивается спонтанно. То есть, анализ январской NAMM ничего существенно нового не показал. Мало того, крупным брендам Интернет дает нормальную альтернативу в виде небольших компаний-разработчиков, мелких производителей и т.п. Плюс к этому мировой рынок поделен на сегменты (например, для наших читателей немного толку от описания того, что на выставке Cakewalk представила новый аппаратный интерфейс, у нас эта компания представлена слабо).

Долгое время Интернет давал более дешевую альтернативу продукции крупных брендов, а иногда даже бесплатную. Но потом это тоже превратилось в рынок, цены поползли вверх, люди научились эффективно рекламироваться. Что интересно, иногда даже простейший синтезатор, собранный за полчаса в конструкторе, описывается как ярчайший представитель винтажного звука. И люди на это клюют.

Переломным я бы назвал момент, когда наиболее именитый представитель альтернативы брендовому ПО на западном рынке (у нас он известен мало), а именно, мультитрек/секвенсор Energy XT стал полноценным коммерческим продуктом. То есть те, кто к ней привык, восхваляя инди-рынок, стал обычным покупателем.
И вообще, грань в последнее время просто стерлась. Появилось множество новых имен, среди которых можно назвать Ableton, Raw Matherial (они разработали Tracktion, а после продали его Mackie), reFX, Toonrack, Wallander Instruments. И это правильно! Если вы зайдете сейчас на www.kvraudio.com, то найдете анонсы от множества неизвестных имен, причем часть представляемой продукции является профессиональной и качественной.

Множество стандартов плагинов

Также сейчас развернулась очередная борьба стандартов. То есть несколько лет назад большинство программных плагинов (подключаемых модулей) выпускалось под технологии DirectX и VST (PC, Mac), последняя из которых является главенствующей в мире. Сейчас же набирают значительные обороты RTAS, Audio Units плюс некоторые специфические стандарты. Причем и RTAS, как многие знают, был некогда профессиональной альтернативой VST, представляя системы Pro Tools. Причем тот же стандарт VST очень долгое время уверенно держался на плаву за счет продукции ее создателя, Steinberg, и популярности Nuendo, Cubase, WaveLab. В 2010-м самые крепкие позиции, пожалуй, у Pro Tools, а это уже стандарт RTAS.

Плюс, стоит отметить, что наиболее динамичной платформой в звуке на сегодня является Macintosh. Это стабильный платежеспособный рынок, который долгое время был достаточно слабо насыщен современными технологиями. То есть, то, о чем только мечтали пользователи Mac’ов, с легкостью реализовывалось на РС. Сейчас происходит технологическое выравнивание ситуации. Поэтому в ближайшее время ожидается небольшой отток, который, кстати, уже несколько лет происходит.
Почему на этом стоит заострить особое внимание? Повторим фразу «стабильный платежеспособный рынок, который долгое время был достаточно слабо насыщен современными технологиями». То есть начинающим и независимым разработчикам проще сразу начать работать на практически свободную нишу Mac’ов, где они смогут заработать. Поэтому цены падать не будут.

Теперь переходим к конкретике, а именно, наиболее интересным программам.

Струнные…

В 2009-м появилось очень много программ с эмуляцией струнных, основанных как на сэмплировании, так и на физическом моделировании, что, в принципе, сейчас очень близко между собой по технологической сути.

Galaxy Instruments VINTAGE D

Программная реинкарнация одного из самых известных инструментов в мире — Galaxy Instruments VINTAGE D

Немцы из Galaxy Instruments на базе движка от Native Instruments Kontakt (программный сэмплер) сделали программную реинкарнацию инструмента Steinway D-274. Этот концертный рояль установлен в гамбургской студии Bauer Studio еще в 1920 году (то есть ему уже 90 лет), на нем играло множество знаменитых пианистов.

Если говорить о техническом исполнении программного инструмента, то помимо стандартных на сегодня решений, таких как, например, реализация различной динамики нажатия, есть и некоторые ноу-хау, самое яркое из которых — реальное отображение обертонового наполнения.

Программа появится в продаже в феврале по цене 149 евро. В принципе, это качественный инструмент, причем если вы найдете недорогую MIDI- клавиатуру с хорошо реализованной динамикой нажатий (повторением молоточкового механизма) и педали, то это будет качественной заменой обычному инструменту.

С другой стороны, хороший концертный рояль всегда пригодится при озвучивании кино/видео/игровой продукции. Обратите внимание.

Syntogy Ivory Grand Pianos

Syntogy Ivory Grand Pianos — красота, да и только

Не менее известная и раскручиваемая сейчас серия — Ivory Grand Pianos. Она включает в себя три различных инструмента — Bosendorfer 290 Imperial Grand, Steinway D Concert Grand, Yamaha c7 Grand. Причем стоит она уже 349 долларов.

Все функционирует на базе собственного движка и 32-битного DSP Ivory, причем технологии смешаны. В основе всего лежит сэмплирование (около 4000 сэмплов), все остальное достраивается в процессе. Например, DSP Ivory позволяет добавлять специализированные эффекты пространства, хоруса, тембровки, стереорасширения, стереоперспективы, шума механического нажатия педалей, качественного изменения скорости (стретч) и тональности (питч). И это далеко не все.

Syflex Sylfid-f1

Физическое моделирование струнных Syflex Sylfid-f1

В рамках Syflex Sylfid-f1 мы имеем полноценное физическое моделирование струнных без всяческого использования сэмплов. Другими словами, все инструменты описаны математическими формулами. На каждую из 88 клавиш можно «закрепить две струны», есть возможность добавления эффектов нажатия на педали и т.п. Программа относится к новинкам 2010 года, хотя нечто аналогичное уже выпускалось раньше от различных производителей. Кстати, самым удачным опытом физического моделирования фортепиано до сих пор считается Modartt.

Среди гитар физического моделирования достаточно мало, хотя в начале этого года H.E. Audio представила бесплатную версию 1.3 программы Acoustic Guitar-(Steel). При желании можете скачать с сайта разработчика (этот плагин «весит» чуть больше 100 Мб).

Другая популярная ветка — FXpansion BFD Nano

FXpansion известна целым рядом своей продукции, а сейчас она вошла в самый интересный сегмент — виртуальные ударные установки. Нужно отметить, что в нем есть два очень серьезных игрока, наиболее популярный на нашем рынке Toonrack EZdrummer. В варианте FXpansion это называется BFD Nano. Принцип работы аналогичен конкурентам, хотя в тех случаях запись акустических ударных производилась в американских студиях с привлечением очень именитых музыкантов, а в описываемом нами были задействованы лондонские студии. Правда, о сути самой технологии, о том, кто играл, не говорится ничего. Да и сама программа больше напоминает игрушку, хотя и профессиональную.

Очередная виртуальная ударная установка FXpansion BFD Nano

Все основано на собственном движке FXpansion BFD2. Среди всего прочего в базе имеется:
. 5 различных бас-бочек, 6 малых барабанов, 12 вариантов томов и 3 варианта хай-хэта, как вы понимаете, это дается на выбор;
. 11 вариантов тарелок;
. 15 эффектов: эквалайзеры, фильтры, динамическая обработка, реверберация и так далее;
. около 1500 готовых ритмических фраз (грувов);
. встроенный микшер;
. и так далее.

В принципе, идею оценили еще со времен EZdrummer, то есть ничего существенно нового FXpansion не придумали. Кстати, новые профессиональные программы в этом сегменте уже позволяют менять марки микрофонов, а в перспективе и их расстановку (хотя стоит отметить, что микрофонная подзвучка ударных делается стандартно). В общем и целом, хороший продукт.

Предварительная цена $149. Можете посчитать экономию, например, сравнив с тем, сколько будет стоить запись нескольких сессий профессиональных барабанщиков в студии.

Достаточно новое имя — ProSounds

ProSounds сейчас рекламирует очень неплохой и дешевый синтезатор PS-1 Performance Synthesizer, созданный при взаимодействии с DASH Signature

Компания работает с 2003 года, но на нашем рынке известна достаточно слабо. Хотя создатели техно-музыки должны бы были ее и знать. Почему? Основное направление деятельности ProSounds — выпуск дополнений для известной продукции, а именно, популярнейших синтезаторов: Albino, CS-80V, daHornet, Discovery, FireBird, Legacy Collection, Massive, PPG Wave 2.V, PS-1, quadraSID, Vanguard, V-Station, Wusikstation, FreeSets. Самый последний громкий анонс в этой сфере — новые саундсеты от ProSound для reFX Vanguard.

Я писал несколько лет назад о том, что можно зарабатывать не только на производстве инструментов и плагинов, но и на создании банков звуков для уже существующих. Бизнес хороший, если подходить творчески и с умом.

Сама же компания ProSounds сейчас рекламирует очень неплохой и дешевый ($69.95) синтезатор PS-1 Performance Synthesizer, созданный при взаимодействии с DASH Signature. Нужно отметить, что это очень неплохая программная модель, напоминающая сразу множество известных синтезаторов от других разработчиков. Огромное внимание уделено уже готовым пресетам и сочетаниям. То есть, «включил — и работай!».

Уникальные решения — MOTU Ethno Instrument

Сейчас активно возвращается мода на этно, поэтому стоит сказать и о программной продукции MOTU, а именно второй версии Ethno Instrument. В данном случае мы имеем дело с универсальным сэмплером и, внимание (!), 21 гигабайтами звуковой информации, в которой собраны практически все известные этнические инструменты Азии, Африки, Европы, Балкан, Британских островов, Латинской Америки, Австралии, очень много Индии и так далее. В движке используется запатентованная французская технология стретча IRCAM. Помимо этого есть множество эффектов.

Стандарты инструмента — VST, AU, RTAS, время появления — первый квартал 2010-го, стоимость — 349 долларов.

MOTU Ethno Instrument — 21 гигабайт сэмпловой информации

Уникальные решения от Wallander Instruments

Шведы из Wallander Instruments однажды заявили о себе сразу и без компромиссов. Они тогда создали уникальнейшую программу WiVi brass, в которой физически моделировались не только духовые (причем качественно моделировались), но и пространство. Отзывы специалистов зашкаливали в сторону оценки «очень хорошо», да и, действительно, такие программы очень востребованы.

Сейчас компания раскрестилась, обросла не только поклонниками, но и именитыми профессиональными музыкантами, которые участвуют в создании, поддержке и раскрутке продукции. И на начало 2010 года они представили Standard Edition (SE) Player с отдельными библиотеками — Orchestral & Band Brass ($499) и Woodwinds & Saxophones ($399). Причем Standard Edition (SE) Player — это более дешевая оптимизация Professional Edition (PE) Player.

Сборки очень различны по функциональности, в принципе, мы дадим их внутренне наполнение, но переводить не будем, потому как опытные оркестраторы (композиторы и т.п.) разберутся во всем и на английском. А эта информация полезна только для них.

Orchestral & Band Brass включает:
. French Horns 1-4: No mute, Stopped, Straight mute.
. Vienna Horns 1-4.
. Wagner Tubas 1-4.
. Piccolo Trumpets 1-3: No mute, Straight mute.
. D-Trumpets 1-3: No mute, Straight mute.
. C-Trumpets 1-3: No mute, Straight mute.
. Bb-Trumpets 1-3: No mute, Straight mute, Cup mute, Bucket mute, Solotone mute, Harmon mute (no stem, inserted & extended), Plunger mute. . Bass Trumpets 1-3: No mute, Straight mute.
. Contrabass Trumpets 1-3: No mute, Straight mute.
. Alto Trombones 1-3: No mute, Straight mute, Cup mute, Bucket mute.
. Tenor Trombones 1-3: No mute, Straight mute, Cup mute, Bucket mute, Harmon mute (no stem, inserted & extended), Plunger mute.
. Bass Trombones 1-3: No mute, Straight mute, Cup mute, Bucket mute, Harmon mute (no stem), Plunger mute.
. Cimbassos 1-3.
. F-Tubas 1-2: No mute, Straight mute.
. Contrabass Tubas 1-2: No mute, Straight mute.
. Soprano Cornets 1-3: No mute, Straight mute.
. Cornets 1-3: No mute, Straight mute.
. Flugelhorns 1-3: Alto Horns 1-3: No mute, Straight mute.
. Baritone Horns 1-3: No mute, Straight mute.
. Euphoniums 1-3: No mute, Straight mute.

Woodwinds & Saxophones включает:
. Piccolo Flutes 1-3
. Concert Flutes 1-3
. Alto Flutes 1-3
. Bass Flutes 1-3
. Modern Oboes 1-3
. Baroque Oboes 1-3
. Oboe d’Amore 1-3
. English Horns 1-3
. Eb-Clarinets 1-3
. Bb-Clarinets 1-3
. A-Clarinets 1-3
. Basset Horns 1-3
. Bass Clarinets 1-3
. Contrabass Clarinets 1-3
. Modern Bassoons 1-3
. Classical Bassoons 1-3
. Baroque Bassoons 1-3
. Contrabassoons 1-3
. Sopranino Saxophones 1-3
. Soprano Saxophones 1-3
. Alto Saxophones 1-3
. Tenor Saxophones 1-3
. Baritone Saxophones 1-3
. Bass Saxophones 1-3
. C Soprano Saxophones 1-3
. Mezzo-soprano Saxophones 1-3
. C Melody Saxophones 1-3
. Garklein Recorders 1-3
. Sopranino Recorders 1-3
. Soprano Recorders 1-3
. Alto Recorders 1-3
. Tenor Recorders 1-3
. Bass Recorders 1-3
. Great Bass Recorders 1-3
. Contrabass Recorders 1-3

Зная все реализации и опыт Wallander Instruments, можно смело говорить о высоком качестве. Причем и обозримой альтернативы их продукции на рынке нет, разве что кое-что в сэмплерах.

Подытожим

Возможно, что в скором будущем выставки станут хорошим дополнением к тому, что происходит в Интернете. Причем я не раз был живым свидетелем тому, как «выкопаешь» какую-нибудь программу от неизвестного разработчика, заинтересуешься, а потом на твоих глазах вырастает бренд. Так было всегда. Например, в одно время я заметил T-RackS от никому тогда не известной IK Multimedia, раскопал Live от Ableton (причем программа называлась Reaper и представлялась как «детский мультитрек» от Steinberg), пока еще не совсем понятна ситуация с Kjaerhus Audio и так далее. Индустрия растет, развивается.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета