Одной Моторолы миру мало

К такому выводу пришло руководство и совет компании в конце прошлой недели. Как заявляют представители компании, она будет разделена в первом квартале 2011 года - если классифицировать дробление по отечественному принципу - на два открытых акционерных общества: первое будет продолжать заниматься созданием мобильных телефонов и развитием других "устройств для развлечения", а вторая сделает упор на более специфическую стезю рынка, а именно развитие систем коммуникации. На уровне власти два согендиректора компании Санджай Джа (Sanjay Jha) и Грег Браун (Greg Brown) разделят бразды правления в соответствующих подразделениях - Motorola's Mobile Devices and Home businesses (к этому бизнесу перейдут права и лицензия на торговый знак Motorola Mobile) и Enterprise Mobility Solutions and Networks businesses. В то же время для держателей акций планируется осуществить схожее разделение, не облагаемое налогом, - за это ратует руководство компании, понимая, что в противном случае результат только усугубит ситуацию.

Тем не менее, на самом деле руководство просто консолидировало свои силы, поэтому в итоге суть ситуации принимает вид тривиальной фразы: те же яйца, только вид сбоку. Дело в том, что Motorola сегодня в действительности состоит из трех подразделений: мобильных устройств (Mobile Devices), мобильных решений для предприятий (Enterprise Mobility Solutions, бывшая компания The Enterprise Mobility Company до 2006-го) и мобильных решений для сетей и дома (Home & Networks Mobility). Отмечу сейчас, что именно последнее занимается производством приставок, видеосистем, а также производством инфраструктуры - кабелей для обеспечения мобильной телефонной сети. Это подразделение и планируется реорганизовать, передав все разработки новому подразделению Сайджая (Motorola's Mobile Devices and Home businesses). Правда, какие именно разработки перейдут, а какие останутся, пока представляется смутно и для руководства, а уж тем более для потребителя.

Второе подразделение под руководством Грега Брауна займется другими задачами, более специализированными: созданием оборудования для коммуникации и инфраструктуры предприятия, а также беспроводных систем для локальных сетей. Как сообщают журналисты The Wall Street Journal, Motorola рассматривает возможность продажи части своего бизнеса беспроводного сетевого оборудования после образования Motorola's Mobile Devices and Home businesses.

Много ли мы знаем о Motorola? Исходя из опыта, припоминаем, что производит она телефоны, пейджеры (да, были и такие штуки когда-то жутко популярны, ностальгия…) и иже с ними, возможно, кто-то имел дело с ее рациями, специалисты, может быть, припомнят еще что-то. В принципе, обычный потребитель (оговорка, обычный потребитель нашей страны) особо и не стремится узнать большее о компании - зачем это нужно, если у нее, наиболее известной производством мобильников, есть вагон и маленькая тележка достаточно сильных конкурентов в этом секторе бизнеса. Причем тележек, с которых сыплются все новые и новые функциональные аппараты. Ловите ли вы себя на мысли, что решение руководства Motorola выделить свое наиболее известное, но отстающее подразделение мобильных устройств и заняться реструктуризацией — вполне логичное? Я, к примеру, да. Вот только не зная всей подноготной, трудно сразу же понять, почему компания тянула с решением уже несколько лет аккурат до прошлой недели, закрывая глаза на убытки мобильного подразделения в размере 595 млн в 2008-м и 132 млн в 2009 году. Нужно сказать, что и в 2007-м игра на рынке для Motorola также не стоила свеч.

А многое может прояснить тот факт, что реалии рынка и достижения конкурентов вынуждают Motorola искать новые пути в развитии, которые смогут привлечь потребителей. В связи с этим компания собирается ориентироваться на разработку части продукции под Google Android - такие грамотные мысли сейчас посещают умы директоров многих мобильных производителей. Помимо этого руководство Motorola пытается завлечь покупателей «новой фишкой», подтянув все свои наработки цифрового дома, хорошенечко все перемешав и выдав новую концепцию. Пока, правда, создается впечатление, что компания хочет попутно изобрести велосипед. Для того чтобы понять саму идею, лучше обратиться к первоисточнику, то есть к словам самого гендиректора Санджай Джа: "Объединяя технологии мобильных устройств и оборудования цифрового дома, такого как игровые приставки, Motorola надеется представить мультиплатформенность, благодаря которой пользователи смогут использовать контент на мобильных устройствах и другом оборудовании для развлечения. Все это (мобильники и оборудование), возможно, будет иметь идентичные интерфейсы на различных платформах. Компания уже адаптировала свой интерфейс MotoBlur с телефонов на игровые приставки. Потребители получат удовольствие от унифицированного интерфейса, используя, создавая и распространяя контент, а также общаясь с другими пользователями в любом месте и в любое время".

Руководство Motorola, объявив заблаговременно о своем сплите, хотела дать возможность подготовиться к нему своим клиентам, сотрудникам, а главное — инвесторам. Компания все-таки в очередной раз потерпит убытки в этом квартале 2010-го, но текущее объявление, скорее всего, заставит инвесторов отреагировать положительно, а следовательно, улучшит ситуацию на бирже. Кроме того, руководство, а в частности Джа, согласно его высказываниям, все-таки планирует выкарабкаться из лавины финансовых потерь к концу этого года, для чего Motorola планирует представить 20 новых моделей мобильных телефонов. Некоторые из них вы можете увидеть на фото.

На CES 2010 было представлено устройство Mover, которое перенесет цифровой контент с телеприставки на мобильное устройство. Меня там, конечно не было, поэтому с трудом понимаю, как все обстоит на практике. Может, контент переноситься по Wi-Fi. Может, по проводу. А может, его носят в сумках? Неизвестно, да и не очень-то и хотелось. Это все, конечно, шутки, как вы понимаете, но с долей правды.

Выходит, Motorola решила сделать из приставок и телефонов центры развлечений. Делаем себе, например, игру, меняемся, делимся, перебрасываем с приставки на телефон и обратно. Вот такая вот интересная идея. Что из этого выйдет - как обычно, ограничусь фразой: поживем - увидим. Сделаю еще одну ремарочку - первыми, конечно, это опробуют американцы - северо и латино, китайцы, а уж потом жители Старого Света - именно так расставляет приоритеты компания.

Ян Полевский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2010 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета