AXOFT и Лаборатория Касперского: итоги, тенденции, прогнозы

16 февраля 2010 года компания «Аксофт» (официальный дистрибьютор программных продуктов Лаборатории Касперского в Беларуси) и представители Лаборатории Касперского провели пресс-конференцию, в ходе которой были подведены итоги деятельности за 2009 год, проведен анализ текущей ситуации и тенденций IT-рынка в Беларуси и не только и озвучены некоторые планы и прогнозы на 2010 год.

Директор компании «Аксофт» в Беларуси (Минск) Александр Панков начал свое выступление с краткой истории становления и развития компании AXOFT. Было отмечено, что несмотря на то, что 2009 год оказался для многих IT-компаний весьма тяжелым, в условиях финансового кризиса «Аксофт» продемонстрировал рост партнерской сети на 50% (250 партнеров в Беларуси на конец 2009 года против 170 в 2008-м), а рост бизнеса составил 20% (за этот же период продажи выросли с 5 млрд бел.руб. до более чем шести). Наблюдается и значительное увеличение доли региональных партнеров в Беларуси: если в 2008 году доля Минска и Минской области составляла 72%, в то время как доля остальных областей составляла 3-8%, то за 2009 год произошло некоторое выравнивание – Минск и Минская область занимают уже около 50%.

Затем Александр перешел к разговору о рынке антивирусного ПО и непосредственно о продуктах Лаборатории Касперского. Так как безопасность – это совсем не та вещь, на которой будут экономить серьезные компании, то рынок антивирусного софта сохранил и даже увеличил свой объем за кризисный 2009 год, а на фоне общего проседания IT-рынка это выглядит как значительное увеличение относительной доли рынка (грубо говоря, если доля продаж антивирусного софта составляла в 2008 году около четверти, то в 2009 она составила уже треть). Растет доля персональных решений (KIS и KAV) по отношению к корпоративным решениям: если до 2009-го персональные решения занимали около 15% продаж продукции ЛК, за 2009 год их доля превысила 20%. Александр отметил, что персональный сектор в Беларуси обладает огромным потенциалом, и, озвучивая планы на 2010 год, заметил, что в идеале было бы неплохо, чтобы в каждом универмаге можно было бы приобрести коробку с лицензионным ПО. Обратил внимание Александр и на то, что в Беларуси продукты Лаборатории Касперского своевременно проходят сертификацию, что также помогает в борьбе за покупателя.

Андрей Слободяник, управляющий директор Лаборатории Касперского в Украине, Беларуси и Молдове (киевский офис, регион БУМ) рассказал о глобальной стратегии компании ЛК, которая на данный момент является самой быстрорастущей в индустрии, получая около 50.000 новых пользователей ежедневно. В офисах ЛК, расположенных более чем в двух десятках стран, трудится свыше 1700 сотрудников; технологии, разработанные ЛК, используются в продукции более сотни мировых OEM-производителей. Среди крупных клиентов в Беларуси названы такие организации, как Министерство труда и соц. защиты РБ, Белорусская железная дорога, в Украине – Пенсионный Фонд Украины, Укрпочта, Киевстар, в этом списке также были названы такие силовые ведомства, как СБУ, МВД и Минобороны (как Украины, так и РФ).

Андреем были упомянуты такие отличительные события, как награждение Евгения Касперского государственной премией РФ, покупка Дмитрием Медведевым коробки KIS, запуск рекламной кампании KIS 2010 Green Zone (например, в ее рамках была снята знаменитая реклама с Джеки Чаном и Евгением Касперским). Андрей отметил, что продукция ЛК отмечается наградами по всему миру, а список ритейл-партнеров исчисляется десятками. Не обошел докладчик стороной и тему кризиса: несмотря на то, что рынок антивирусного ПО избежал сильного падения, многократно обострилась борьба за каждого клиента, активнее стали использоваться нерыночные способы конкурентной борьбы (коррупция, демпинг, лоббирование), вырос процент использования нелицензионного ПО как в частном, так и в государственном секторах. В частности, было отмечено, что по сравнению с 2008 годом рынок антивирусного ПО в 2009 году в Украине уменьшился на 7%, а в Беларуси вырос на 23% (это, кстати, лучший показатель в регионе) – объясняется такое в основном разницей в стабильности политической и экономической ситуаций в этих странах.

Юрий Наместников, антивирусный аналитик ЛК (Москва) вел речь непосредственно о вредоносном ПО и борьбе с ним; рассказал о динамике ситуации на кибер-фронте, о текущей ситуации и прогнозах на ближайший год. В 2009 году прекратился экспоненциальный рост количества новых экземпляров вредоносных программ – количественный рост перешел в рост качественный. Серьезно усложнились используемые вирусописателями технологии, которыми отличились такие экземпляры, как TDSS (заражение системных драйверов Windows и создание своей собственной виртуальной файловой системы, где прячется основной вредоносный код), Kido (отключает службы безопасности, препятствует обновлению антивирусов), Gumblar (автоматизированный, самостроящийся ботнет), Clampi и Sinowal. Кроме того, злоумышленниками активно используются социальные сети — как для вынуждения пользователя скачать вредоносную программу поддельным сообщением, так и непосредственно заражая учетную запись в сети. Все чаще используются фальшивые антивирусы, якобы обнаруживающие угрозу на компьютере пользователя и требующие некоторую сумму за активацию «антивируса» для устранения угрозы. СМС-мошенничество активнее всего развилось в России, по итогам 2009 года в статистике KIS значилось почти 15 миллионов попыток доступа к фишинговым и вредоносным сайтам.

Кроме Windows, «традиционной» платформы вирусописателей, появились первые бэкдоры для MacOS. Все больше интереса для злоумышленников представляют мобильные платформы, и если iPhone-приложения проходят проверку на Appstore (таким образом, в группе риска только взломанные аппараты), то контролировать софт для быстро набирающего популярность Android нет возможности.

По прогнозам, в 2010 году будет наблюдаться смещение вектора с веб-атак в сторону атак через файлообменные сети. Большой интерес представляет новый веб-сервис Google Wave и возможные атаки с его использованием (ожидается стандартная схема развития: сначала спам, затем фишинг-атаки, потом использование уязвимостей и распространение вредоносных программ), а вот к ChromeOS в этом году большого внимания со стороны киберпреступников не ожидается.

В ответах на вопросы журналистов не раз упоминалась необходимость лицензирования деятельности по продаже антивирусного ПО в Беларуси – пока это сдерживающий фактор, с которым приходится считаться. Андрей Слободяник, отвечая на вопрос о борьбе с пиратством, заметил, что ЛК не считает нужным обращаться в суды по поводу использования нелегальных продуктов – механизм блокировки распространяемых ключей работает довольно эффективно (кроме того, в Беларуси планируется создать специальный орган по защите авторских прав и борьбе с пиратством). В качестве примера была рассказана история о попытке Андрея купить какой-нибудь продукт ЛК в одном из торговых центров Минска: не найдя коробки на прилавке, он не обнаружил «Касперского» и на пиратских дисках типа «100 в 1». На вопрос, почему так, продавец ответил, что проще купить лицензию, чем мучиться в поисках рабочего ключа. Несмотря на то, что на прилавках специализированных магазинов не всегда можно встретить продукцию ЛК, Александр отметил, что проблем с покупкой лицензионной коробки через Интернет в Беларуси нет.

Табакеров Az Дмитрий


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2022 Компьютерная газета