Logitech: путь от деревенского сарая до международной корпорации

Мало кто знает, но название компании Logitech образовано от французского слова “logiciel”, что в переводе означает "программное обеспечение". Название Softech уже было занято, поэтому основателям пришлось выбрать именно это, которое теперь известно любому мало-мальски знакомому с компьютерной техникой человеку. Да, этот всемирно известный производитель компьютерных мышей, клавиатур и многочисленных периферийных устройств начинал как производитель ПО. Впрочем, обо всем по порядку.

1/1
Даниэль Борель
Как вы уже догадались, речь пойдет об истории швейцарской компании Logitech, идея создания которой зародилась еще в 1976 году в Калифорнии, в Пало-Альто. Два выпускника факультета информатики Стэндфордского университета, швейцарец Даниель Борел (Daniel Borel) и итальянец Пьерлуиджи Заппакоста (Pierluigi Zappacosta), завязали дружеские отношения и решили попробовать свои силы в бизнесе. Разумеется, в той сфере, в какой они были сильны — написании программного обеспечения. После четырех лет труда они создали прототип программы по обработке текста для швейцарской компании Bobst.

1/2
(слева направо) Пьерлуиджи Заппакоста, Даниель Борель и Джакомо Мартини
Вторым этапом становления команды стало присоединение к ней Джакомо Марини (Giacomo Marini), бывшего инженера фирмы Olivetti и старинного друга Заппакосты. С появлением Джакомо и с имеющимися знаниями будущие основатели Logitech работали в качестве консультантов по разработке программных приложений для издательского дела и архитектуре компьютерных комплектующих. В итоге они получили четырехмесячный контракт от фирмы Ricoh на исследование создания графического редактора и с этим базовым капиталом и основали Logitech S.A. 2 октября 1981 года.

Офис Logitech в Пало-Альто
Как бы дико это ни звучало, но первый свой офис друзья открыли в деревушке Апл (Apples) в Швейцарии. По сути, "офис" представлял собой обычный деревянный домик на одной из ферм, где Заппакоста проводил исследования, однако это не стало помехой, чтобы в скором времени охватить цепью своих офисов полмира. В январе компания предоставила Ricoh прототип программы, получила одобрение, а также заказ на выпуск большей части ПО клиента. Попрощавшись с пастушками, команда переезжает в начале 1982 года в свой первый офис в США по адресу: 165 University Ave, в Palo Alto (Калифорния), чтобы находиться по соседству с офисом разработок Ricoh на улице San Jose (формально главный офис все же остался в Апл).

Logitech P4
На тот момент стал расти интерес к новым манипуляторам типа "мышь", и это не прошло незамеченным для Logitech, что впоследствии и сделало компанию ведущим производителем этих устройств в мире. Мышь являлась идеальным помощником для графических редакторов, благодаря вниманию Logitech к данному сектору и появился первый манипулятор компании. Товарищи разузнали, что в Швейцарском федеральном институте технологий в городе Лозанна (Lausanne) создается такой манипулятор, и оказали активную помощь в его создании. А в октябре 1982 года представили свою первую мышь Р4 на выставке Comdex trade в Лас-Вегасе. В мыши использовалась оптико-механическая технология: оптические кодирующие устройства были связаны с роликами для обеспечения еще более точного отслеживания движений и в то же время обеспечения осязаемого контакта с шариком.

HP Mouse
Мастерство Logitech в разработке ПО обеспечило манипуляторам успех за счет более удобного способа программирования интерфейса, а низкая стоимость и вовсе сделала Р4 самым популярным манипулятором в нише устройств для компьютерной графики. Во второй половине 1983 года наиболее крупным покупателем Р4 становится Apollo Computer, производитель рабочих станций, который закупал мыши в количестве 500 штук в месяц по цене $99 каждая. Это привлекло внимание более "крупной рыбы" — Hewlett-Packard. Крупнейший в настоящее время производитель ПК заказал перепроектированный с трех до двух кнопок вариант манипулятора и покупал HP Mouse по цене $44.95 в количестве 25.000 штук в год. Такая сделка не принесла большой прибыли, зато подняла престиж компании и увеличила производство.

Logitech C7
При этом компания все еще не хотела рисковать и выходить на розничный рынок самостоятельно. Маленький OEM-производитель Logitech хотел договориться с Microsoft и объединить их софт со своими мышками, однако два года переговоров ни к чему не привели, и было принято решение самостоятельно выходить на рынок под собственным брендом. Как результат, в декабре 1985 года на рынке появилась мышь С7, в первый же месяц продаж разошедшаяся тиражом 800 штук. Компания становится партнером Apple и начинает поддерживать платформу Macintosh. Кстати, в ранней истории компании много созвучных названий: Apples, Apollo, Apple… Но это так, к слову.

Первый логотип Logitech
В 1986 году, таким образом, назрела необходимость расширения, и компания выбрала для размещения производства город Хсинчу на Тайване, параллельно перенеся свой главный офис из Апл в швейцарский же Романель. Тайваньский проект оказался удачным, и по его следам создается ирландское производство – Logitech Ireland. В июле 1988 года компания регистрируется на бирже Swiss Exchange как всемирно известный OEM- и розничный производитель с 400 сотрудниками и годовым доходом $40 млн. Присутствие на рынке ценных бумаг еще более поднимает стоимость компании. Стало понятно, что с одними мышками далеко не уйти, поэтому ассортимент Logitech начинает стремительно расширяться.

Logitech ScanMan 32
В 1988 первым выпущенным периферийным устройством, не связанным с основной линией производства мышей, стал переносной сканер (впрочем, сканеров компания выпустила немного). А через год Logitech представила первый трекбол Logitech TrackMan, управляемый большим пальцем, который отличался от традиционного дизайна трекбола, управляемого несколькими пальцами. В том же 1989 году появляется мышь S9, первая мышь компании, разработанная в соответствии изгибу человеческой ладони, что явилось отходом от привычной квадратной или прямоугольной формы. В начале 90-х компания понимает, что одним дизайном продукта угодить всем не получится, поэтому выпускает сразу целую линейку мышей для разных потребителей: MouseMan (Left, Right и Large). Также была выпущена первая в мире детская мышь (в виде мыши с хвостом-проводом) Logitech Kidz Mouse.

Logitech MouseMan Cordless
Помимо осторожного "прощупывания" других рынков, компания стремительно развивает основное производство. В 1991 году на рынке появилась первая коммерческая беспроводная радиомышь Logitech MouseMan Cordless. Сперва в ней использовался стандарт 150 kHz радио, однако в 1994-м Logitech представляет беспроводную мышь нового поколения с технологией 27 MHz RF, которая послужила основой для многих последующих беспроводных периферийных устройств Logitech. В 1992 году Logitech представила два иных продукта: FotoMan, одну из первых цифровых камер, продаваемую по цене ниже $1000, и AudioMan, комбинацию колонок и микрофона, позволявшую людям вставлять аудиоклипы в некоторые приложения. Понятное дело, что к тому времени компания сталкивается с жесткой конкуренцией на рынке и открывает в 1994 году производство в китайском Сужоу (Suzhou).

Logitech Wingman
В этом же году был представлен первый джойстик компании – WingMan, первое периферийное устройство для растущего сегмента PC-игр, а годом позже была представлена VideoMan, web-камера на подвижной подставке. В этом же году Logitech становится OEM-производителем видеооборудования для Silicon Graphics. В апреле 1996 года компания выпускает свою 100-миллионную мышь, являясь к тому времени крупнейшим производителем мышей в мире. Компания является одним из вдохновителей растущего спроса на потребительские устройства, упрощающие работу с Интернетом и играми.

Гуэррино Де Лука
В 1995 году Logitech создает VideoMan, свою первую web-камеру, предназначенную для отправки видео в реальном времени и записанного видео по Интернету, а еще через три года Logitech приобретает подразделение оборудования Connectix с семейством web-камер QuickCam. Сразу же после этого Logitech представляет первую web-камеру со встроенным микрофоном и становится лидером данного сегмента рынка. В марте 1997-го уже корпорация Logitech выходит на биржу NASDAQ exchange. А в феврале 1998 года Борел, один из основателей компании, а также президент и исполнительный директор с 1992 года, принимает еще одно удачное решение, связанное не с продуктами, а с кадрами. Заручившись поддержкой правления, он выдвигает на свой пост еще одного итальянца - Гуэррино Де Лука (Guerrino De Luca). Гуэррино, получивший немалый опыт в Apple, как в США, так и в Европе, обозначил за основу философии компании передовой дизайн и интуитивный интерфейс. Де Лука занимает свой пост и в настоящее время.

Logitech Z560
Под новым руководством компания начинает стремительно расти. Продолжая развивать беспроводные технологии, Logitech начинает расширяться за счет поглощения других компаний. В 2001 году она приобретает производителя акустики и значительно расширяет свое присутствие на рынке аудио. Ее акустические системы разных ценовых категорий получают ряд премий, сертификацию THX, и уже через два с половиной года компания становится лидером по продажам цифровых колонок в США. Компания также производит популярные наушники для игровых консолей и гарнитуры для мобильных телефонов. Logitech выпустила ряд колонок и наушников для iPod и других портативных музыкальных устройств. Помимо этого, Logitech является первой фирмой, выпустившей семейство беспроводных музыкальных продуктов, облегчающих проигрывание и передачу цифровой музыки на стереосистемы или беспроводные наушники – при этом музыкальным ресурсом в данном случае является ПК или портативный плеер.

Harmony 880
Ассортимент компании продолжает расширяться. В 2002 году Logitech объявила о выпуске Cordless Presenter, первой указки компании с использованием беспроводной технологии Bluetooth, которая позволяет контролировать презентацию на ПК на расстоянии 30 футов (9.1 м). В мае 2004 года Logitech приобретает Intrigue Technologies, производителя универсальных пультов дистанционного управления Harmony, и в 2005-м представляет Harmony 880 - универсальный дистанционный пульт с цветным LCD-дисплеем. Harmony 880 быстро стал бестселлером и помог компании занять лидирующую позицию на американском розничном рынке в этой категории. Ну а в октябре 2006 года Logitech покупает Slim Devices, пионера в создании музыкальных систем для домашних сетей.

Logitech Perfomance Mouse MX
Не забывает компания и об основном производстве, с чего все собственно и начиналось. Logitech становится лидером по продажам беспроводных мышей и клавиатур, отпраздновав в 2008 году выпуск миллиардной мыши, а с 1998-го выпускает новую категорию товара - беспроводной комплект Logitech Cordless Desktop. 19 августа 2009 года компания представила, возможно, свою самую высокотехнологичную инновацию: технологию Darkfield Laser Tracking. Взяв за основу технологии, применяемые в современном ученом мире, компания достигла такой высокой точности мышки, что теперь она может работать с высокой четкостью на любых твердых поверхностях, даже на стекле (модели Performance Mouse MX и Anywhere Mouse MX).

Logitech io Personal Digital Pen
Также не забывает фирма и о том, с чего все начиналось. В 2002 году компания представляет Logitech io Personal Digital Pen, платформу, основанную на использовании традиционной ручки в цифровом мире (преобразование рукописного текста в цифровой). А в 2003 году Logitech представила свою первую беспроводную Bluetooth-гарнитуру Logitech Mobile Bluetooth Headset.

Logitech Mobile Bluetooth Headset
В настоящее время ассортимент компании следующий:
. клавиатуры, мыши, трекболы;
. web-камеры QuickCam;
. аудиоколонки для ПК, системы объемного звука 2.1, 5.1, 7.1;
. оборудование для ПК-геймеров (серия G);
. контроллеры, джойстики, рули и клавиатуры для консолей Xbox, Xbox 360, PS2, PS3 и PSP;
. микрофоны для ПК, гарнитуры и наушники;
. аксессуары для MP3-плееров и мобильных телефонов, включая аудиодоки для iPod и PSP;
. универсальные пульты управления Harmony;
. беспроводные музыкальные системы Squeezebox;
. системы цифрового письма io2;
. наушники-вкладыши Ultimate Ears.

Компания продает свою продукцию в более чем 100 странах по всему миру. Сейчас головные региональные офисы Logitech находятся:
. Фримонт, Калифорния (Американский регион);
. Романель-сюр-Морж, Швейцария (Европа, Ближний Восток, Африка);
. Гонконг, Китай (Азиатско-Тихоокеанский регион);
. Сужоу, Китай (Азиатско-Тихоокеанский регион);
. Хсинчу, Тайвань (Океания);
. Токио, Япония (Японский регион).

Выручка компании за 2009 год составила $2.209 млрд. Logitech – еще один наглядный пример, как при желании, умении и таланте предпринимателя можно превратиться из компании в сельском доме в огромную корпорацию.

Игорь Дульский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета