Видеокарта Sapphire Radeon HD 5770 – новый уровень производительности в среднем ценовом диапазоне с поддержкой DirectX 11
В предыдущем номере мы рассмотрели архитектуру и особенности новых графических процессоров ATI Cypress и Juniper. Сегодня мы познакомимся с видеокартой Sapphire Radeon HD 5770, основанной на младшем чипе Juniper.
Sapphire Radeon HD 5770
Как уже было сказано во введении, первой видеокартой из нового поколения ATI, с которой нам представилась возможность познакомиться практически, является Sapphire Radeon HD 5770. Карта имеет референсные дизайн и систему охлаждения. По современным меркам, ее габариты можно назвать средними. Цветовые вариации в расцветке придают карте весьма необычный внешний вид.
Вся лицевая сторона Radeon HD 5770 закрыта пластиковым кожухом системы охлаждения. Поток воздуха в кожух нагнетается достаточно большим турбинным вентилятором, который, забрав тепло от охлаждаемых компонентов, выбрасывается за пределы корпуса через отверстия в металлической планке, занимающей второй слот. Пожалуй, это наиболее оптимальная конструкция вентиляции, благодаря которой видеокарта не станет дополнительным (и наверняка самым мощным после процессора) источником тепла в корпусе компьютера. Условно можно считать, что микроклимат в системном блоке после установки Sapphire Radeon HD 4770 останется таким, каким был бы без нее.
При этом, собравшись строить на основе карт с такими системами охлаждения связку CrossFire, стоит более внимательно подойти к выбору материнской платы. Да, сегодня все производители плат с поддержкой CrossFire выдерживают между слотами PCI Express x16 расстояние в один слот, однако его достаточно лишь для того, чтобы эти видеокарты вообще можно было установить. Но при таком размещении печатная плата второго ускорителя почти полностью блокирует воздухозаборник турбины первого. В результате воздух "подсасывается" через узкую щелочку между кожухом системы охлаждения первой видеокарты и печатной платы второй. Поэтому, собравшись строить CrossFire из двух подобных видеоускорителей, лучше поискать материнскую плату вроде DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, в данном случае используемую на стенде для тестирования. В ней графические порты разнесены на расстояние трех слотов, что автоматически исключает описанную проблему.
Проходящий по кожуху поток воздуха обдувает относительно небольшой радиатор, выполненный по технологии Thin-Fin. То есть ребра радиатора набраны из тонких алюминиевых пластин с достаточно высоким коэффициентом теплопроводности, изогнутых в форме буквы "П" и припаянных к единому основанию. Основание можно было бы принять за обычную медную пластину, если бы не "предательски" торчащий из него запаянный конец трубки.
На поверку же оказывается, что оно представляет собой испарительную камеру, работающую примерно по тому же принципу, что и хорошо знакомые нам тепловые трубки. Принцип заключается в испарении жидкости-хладагента на наиболее нагретой поверхности, которой в данном случае будет являться кристалл графического процессора, и последующей конденсации на поверхности, охлажденной пластинами ребер радиатора. Как и в случае тепловых трубок, процесс протекает в вакууме. Рециркуляция конденсирующейся и испаряющейся жидкости обеспечивается за счет сложной капиллярной системы.
Вентилятор поддерживает регулировку оборотов крыльчатки посредством ШИМ. Судя по оперативности повышения оборотов при возрастании нагрузки и понижении при ее снятии, алгоритм регулировки в первую очередь опирается на энергопотребление GPU.
В целом систему охлаждения карты можно охарактеризовать как достаточно тихую. На "холостом" ходу и при работе в режиме 2D видеокарта потребляет всего лишь 18 Вт, частота GPU при этом снижается до 170 МГц, а памяти – до 300 МГц. Температура GPU в таком режиме составляет всего лишь 37°C (при температуре окружающей среды 26°С), а вентилятор вращается со скоростью около 1200 об/мин и практически не издает шума. В режиме 3D, при максимальной нагрузке, создаваемой утилитой Fur Mark, максимальная температура, до которой удалось разогреть GPU, составила 72°С. Крыльчатка вентилятора при этом разогналась до 1800 об/мин.
Шум при этом, естественно, тоже возрос, но его уровень по-прежнему остался на вполне приемлемом уровне. Скажем так, с ним можно даже достаточно спокойно работать и уж тем более - играть.
1 GB оперативной памяти набран четырьмя чипами GDDR5, работающими на частоте 1200 МГц, что, в переводе на эффективную, составит 4800 МГц. Чипы на лицевой стороне карты охлаждаются за счет достаточно массивной литой алюминиевой пластины с незначительным оребрением, служащей по совместительству еще и ребром жесткости печатной платы. Тепловой контакт пластины с чипами обеспечен с помощью пластичного теплопроводного интерфейса, а крепление выполнено за счет семи винтов. Чипы, распаянные на оборотной стороне текстолита, лишены принудительного охлаждения, но за счет того, что микросхемы с другой стороны достаточно хорошо охлаждаются, первые хотя бы не будут подогреваться снизу.
Конвертер питания графического процессора трехфазный. Управляет схемой ШИМ-контроллер L6788A со встроенными драйверами транзисторов, произведенный компанией STMicroelectronics. Для каждой фазы выделено по три ключевых транзистора (MOSFET), поэтому нагрузка на каждый из них должна быть не очень высокой. Принудительного охлаждения MOSFET не предусмотрено. Питание конвертер получает от стандартного шестиконтактного разъема, расположенного на самом краю платы.
Видеокарта Sapphire Radeon HD 4770 обладает достаточно обширным набором видеовыходов. В наличии имеется по одному выходу Display Port и HDMI, а также пара разъемов DVI-I, к которым можно подключать мониторы с цифровыми входами DVI или же, через соответствующие переходники (один имеется в комплекте), аналоговыми входами D-Sub (VGA).
Упаковка и комплектация
Упаковывается карта в коробку из обычного гофрированного картона с глянцевой обложкой. Комплект поставки весьма неплох и содержит как предметы первой необходимости – переходник питания, переходник с DVI-I на D-Sub, гибкий мостик для добавления карты в связку CrossFire и диск с драйверами, так и приятный бонус – купон с лицензионным ключом к игре COLIN McRAE Dirt 2. Dirt 2 – один из первых крупнобюджетных игровых проектов, поддерживающих DirectX 11.
Конфигурация тестового стенда и тестирование
Тестирование видеокарты производилось на стенде следующей конфигурации:
. процессор: Intel Core i7 920 (2667@3600 МГц), LGA 1366;
. кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;
. материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;
. оперативная память 3х2 GB, Kingston HiperX KHX2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;
. винчестер: WD Caviar Black 1 TB, 7200 rpm, 32 MB;
. блок питания Floston 500 Вт.
Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 МГц до 3700 МГц, что является максимально возможной частотой для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HiperX
KHX2000C9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.
Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый – с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, и второй – с отключением названных средств. Результаты тестирования сведены в таблицу.
Заключение
Рассмотрев новую архитектуру видеокарт ATI серии HD 5ххх, можно с уверенностью сказать, что компании определенно удалось совершить качественный скачок вверх. Как показало проведенное тестирование, по производительности видеокарта Sapphire Radeon HD 5770, принадлежащая к среднему ценовому диапазону, весьма близка к уровню недавнего TOPа – ускорителю Radeon HD 4870. И ведь это касается игр, построенных средствами DirectX 9 и DirectX 10. Ну а в играх с поддержкой DirectX 11, HD 4870 просто принципиально не cможет конкурировать с новинкой. При всем этом новое поколение видеокарт ATI предлагает еще и некоторые уникальные функции, среди которых можно выделить технологии ATI Eyefinity и ATI Stream с поддержкой DirectCompute 11. Просто невозможно не заметить и то, что, всерьез увеличив производительность новой серии видеокарт, компании удалось удержать их энергопотребление в весьма жестких рамках. При схожем уровне производительности та же Sapphire Radeon HD 5770 примерно на 50% экономичней HD 4870 в режиме 3D и более чем в три раза - в 2D-режиме. Ситуацию в текущий момент несколько омрачает лишь несколько завышенная стоимость новинок. Но это есть традиционная переплата за новизну, и очевидно, что в скором времени рынок расставит все по своим местам.
Достоинства:
. достаточно высокая для большинства современных игр производительность;
. низкое энергопотребление и тепловыделение;
. малошумная система охлаждения с выбросом отработанного воздуха за пределы системного блока;
. отличный набор видеовыходов.
Недостатки:
. стоимость пока не соответствует позиционированию видеокарты на рынке.
Александр Гуриненко
Sapphire Radeon HD 5770
Как уже было сказано во введении, первой видеокартой из нового поколения ATI, с которой нам представилась возможность познакомиться практически, является Sapphire Radeon HD 5770. Карта имеет референсные дизайн и систему охлаждения. По современным меркам, ее габариты можно назвать средними. Цветовые вариации в расцветке придают карте весьма необычный внешний вид.
Вся лицевая сторона Radeon HD 5770 закрыта пластиковым кожухом системы охлаждения. Поток воздуха в кожух нагнетается достаточно большим турбинным вентилятором, который, забрав тепло от охлаждаемых компонентов, выбрасывается за пределы корпуса через отверстия в металлической планке, занимающей второй слот. Пожалуй, это наиболее оптимальная конструкция вентиляции, благодаря которой видеокарта не станет дополнительным (и наверняка самым мощным после процессора) источником тепла в корпусе компьютера. Условно можно считать, что микроклимат в системном блоке после установки Sapphire Radeon HD 4770 останется таким, каким был бы без нее.
При этом, собравшись строить на основе карт с такими системами охлаждения связку CrossFire, стоит более внимательно подойти к выбору материнской платы. Да, сегодня все производители плат с поддержкой CrossFire выдерживают между слотами PCI Express x16 расстояние в один слот, однако его достаточно лишь для того, чтобы эти видеокарты вообще можно было установить. Но при таком размещении печатная плата второго ускорителя почти полностью блокирует воздухозаборник турбины первого. В результате воздух "подсасывается" через узкую щелочку между кожухом системы охлаждения первой видеокарты и печатной платы второй. Поэтому, собравшись строить CrossFire из двух подобных видеоускорителей, лучше поискать материнскую плату вроде DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, в данном случае используемую на стенде для тестирования. В ней графические порты разнесены на расстояние трех слотов, что автоматически исключает описанную проблему.
Проходящий по кожуху поток воздуха обдувает относительно небольшой радиатор, выполненный по технологии Thin-Fin. То есть ребра радиатора набраны из тонких алюминиевых пластин с достаточно высоким коэффициентом теплопроводности, изогнутых в форме буквы "П" и припаянных к единому основанию. Основание можно было бы принять за обычную медную пластину, если бы не "предательски" торчащий из него запаянный конец трубки.
На поверку же оказывается, что оно представляет собой испарительную камеру, работающую примерно по тому же принципу, что и хорошо знакомые нам тепловые трубки. Принцип заключается в испарении жидкости-хладагента на наиболее нагретой поверхности, которой в данном случае будет являться кристалл графического процессора, и последующей конденсации на поверхности, охлажденной пластинами ребер радиатора. Как и в случае тепловых трубок, процесс протекает в вакууме. Рециркуляция конденсирующейся и испаряющейся жидкости обеспечивается за счет сложной капиллярной системы.
Вентилятор поддерживает регулировку оборотов крыльчатки посредством ШИМ. Судя по оперативности повышения оборотов при возрастании нагрузки и понижении при ее снятии, алгоритм регулировки в первую очередь опирается на энергопотребление GPU.
В целом систему охлаждения карты можно охарактеризовать как достаточно тихую. На "холостом" ходу и при работе в режиме 2D видеокарта потребляет всего лишь 18 Вт, частота GPU при этом снижается до 170 МГц, а памяти – до 300 МГц. Температура GPU в таком режиме составляет всего лишь 37°C (при температуре окружающей среды 26°С), а вентилятор вращается со скоростью около 1200 об/мин и практически не издает шума. В режиме 3D, при максимальной нагрузке, создаваемой утилитой Fur Mark, максимальная температура, до которой удалось разогреть GPU, составила 72°С. Крыльчатка вентилятора при этом разогналась до 1800 об/мин.
Шум при этом, естественно, тоже возрос, но его уровень по-прежнему остался на вполне приемлемом уровне. Скажем так, с ним можно даже достаточно спокойно работать и уж тем более - играть.
1 GB оперативной памяти набран четырьмя чипами GDDR5, работающими на частоте 1200 МГц, что, в переводе на эффективную, составит 4800 МГц. Чипы на лицевой стороне карты охлаждаются за счет достаточно массивной литой алюминиевой пластины с незначительным оребрением, служащей по совместительству еще и ребром жесткости печатной платы. Тепловой контакт пластины с чипами обеспечен с помощью пластичного теплопроводного интерфейса, а крепление выполнено за счет семи винтов. Чипы, распаянные на оборотной стороне текстолита, лишены принудительного охлаждения, но за счет того, что микросхемы с другой стороны достаточно хорошо охлаждаются, первые хотя бы не будут подогреваться снизу.
Конвертер питания графического процессора трехфазный. Управляет схемой ШИМ-контроллер L6788A со встроенными драйверами транзисторов, произведенный компанией STMicroelectronics. Для каждой фазы выделено по три ключевых транзистора (MOSFET), поэтому нагрузка на каждый из них должна быть не очень высокой. Принудительного охлаждения MOSFET не предусмотрено. Питание конвертер получает от стандартного шестиконтактного разъема, расположенного на самом краю платы.
Видеокарта Sapphire Radeon HD 4770 обладает достаточно обширным набором видеовыходов. В наличии имеется по одному выходу Display Port и HDMI, а также пара разъемов DVI-I, к которым можно подключать мониторы с цифровыми входами DVI или же, через соответствующие переходники (один имеется в комплекте), аналоговыми входами D-Sub (VGA).
Упаковка и комплектация
Упаковывается карта в коробку из обычного гофрированного картона с глянцевой обложкой. Комплект поставки весьма неплох и содержит как предметы первой необходимости – переходник питания, переходник с DVI-I на D-Sub, гибкий мостик для добавления карты в связку CrossFire и диск с драйверами, так и приятный бонус – купон с лицензионным ключом к игре COLIN McRAE Dirt 2. Dirt 2 – один из первых крупнобюджетных игровых проектов, поддерживающих DirectX 11.
Конфигурация тестового стенда и тестирование
Тестирование видеокарты производилось на стенде следующей конфигурации:
. процессор: Intel Core i7 920 (2667@3600 МГц), LGA 1366;
. кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;
. материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;
. оперативная память 3х2 GB, Kingston HiperX KHX2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;
. винчестер: WD Caviar Black 1 TB, 7200 rpm, 32 MB;
. блок питания Floston 500 Вт.
Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 МГц до 3700 МГц, что является максимально возможной частотой для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HiperX
KHX2000C9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.
Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый – с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, и второй – с отключением названных средств. Результаты тестирования сведены в таблицу.
Заключение
Рассмотрев новую архитектуру видеокарт ATI серии HD 5ххх, можно с уверенностью сказать, что компании определенно удалось совершить качественный скачок вверх. Как показало проведенное тестирование, по производительности видеокарта Sapphire Radeon HD 5770, принадлежащая к среднему ценовому диапазону, весьма близка к уровню недавнего TOPа – ускорителю Radeon HD 4870. И ведь это касается игр, построенных средствами DirectX 9 и DirectX 10. Ну а в играх с поддержкой DirectX 11, HD 4870 просто принципиально не cможет конкурировать с новинкой. При всем этом новое поколение видеокарт ATI предлагает еще и некоторые уникальные функции, среди которых можно выделить технологии ATI Eyefinity и ATI Stream с поддержкой DirectCompute 11. Просто невозможно не заметить и то, что, всерьез увеличив производительность новой серии видеокарт, компании удалось удержать их энергопотребление в весьма жестких рамках. При схожем уровне производительности та же Sapphire Radeon HD 5770 примерно на 50% экономичней HD 4870 в режиме 3D и более чем в три раза - в 2D-режиме. Ситуацию в текущий момент несколько омрачает лишь несколько завышенная стоимость новинок. Но это есть традиционная переплата за новизну, и очевидно, что в скором времени рынок расставит все по своим местам.
Достоинства:
. достаточно высокая для большинства современных игр производительность;
. низкое энергопотребление и тепловыделение;
. малошумная система охлаждения с выбросом отработанного воздуха за пределы системного блока;
. отличный набор видеовыходов.
Недостатки:
. стоимость пока не соответствует позиционированию видеокарты на рынке.
Александр Гуриненко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2010 год в рубрике hard