Возмутитель спокойствия

29 января, уже после нашумевшей презентации планшетного компьютера iPad, в штаб-квартире Apple в городке Купертино состоялась традиционная закрытая встреча главного исполнительного директора Стива Джобса и сотрудников компании. Подобные встречи, как правило, сопровождают все большие анонсы новых продуктов – на них Джобс отвечает на вопросы, связанные с новинками.

На этот раз Стив Джобс, выступив перед сотрудниками Apple, не только ответил на их вопросы, но и уделил особое внимание проблемам взаимоотношений Apple c Google и Adobe. А говоря проще – жестко раскритиковал коллег и конкурентов.
Для начала досталось крупнейшей интернет-компании. В беседе со своими подчиненными Джобс заявил, что «Google вторглась на нашу территорию и будьте уверены, планирует уничтожить iPhone. Но мы этого не допустим». По сообщению MacRumors, сделать это планируется частично благодаря форсированию процесса по добавлению в iPhone новых возможностей (и уже скоро выйдет новая прошивка для этого гаджета). В конечном счете, скорость развития iPhone должна опережать скорость развития платформы Android. Таким образом, Apple впервые признала в лице данной платформы наиболее серьезного соперника на рынке мобильных телефонов и коммуникаторов.

Попутно Джобс также раскритиковал слоган Google «Don't Be Evil» (его можно перевести как «Не сотворите зла» или «Несите добро»). Он сказал, что данное словосочетание – не более чем «вешание лапши на уши». Что именно глава Apple имел в виду, однако, понять сложно. Вероятно, этими словами он хотел сказать, что Google, предлагая бесплатные услуги, в действительности становится крупнейшим в мире монополистом на рынке интернет- технологий и хранителем огромного количества персональных данных о своих пользователях. Во многом именно по этой причине независимые обозреватели и раньше уже называли Google «империей зла» и даже «дьяволом».

В беседе с сотрудниками Apple Стив Джобс также ответил на вопросы, почему в iPad отсутствует поддержка Flash и почему ее нет в iPhone, что нередко называют одним из главных минусов обоих устройств. По мнению Джобса, данная технология является слишком «глючной» на Mac'ах. Цитата: «При использовании Flash на наших компьютерах сбои случаются чаще, чем без этой технологии. В конечном счете, никто не будет пользоваться Flash – мир перейдет на HTML 5». Дальше харизматичный глава Apple совсем разошелся, заявив, что компания Adobe, которой принадлежит технология Flash, попросту ленива: «У них есть потенциал, и они могли бы выпускать интересные вещи, но не делают этого».

Напомню, что пятая версия HTML содержит специальные теги, которые позволяют внедрять видео на веб-сайтах без использования плагинов, коим является и Flash в том числе.

В свою очередь, директор по разработке Flash в компании Adobe Адриан Людвиг уже написал в своем блоге, что избегая использовать популярную во всем мире Flash-технологию, Apple создает искусственные ограничения как для пользователей, так и для распространителей контента. По его словам, более 70% игр и 75% видео, которые можно найти на популярных web-сайтах, используют технологию Flash. «Миллионы веб-сайтов попадают в немилость Apple», – резюмировал Людвиг. Попутно замечу, что несколько лет назад Стив Джобс также уже критиковал Flash. Тогда он заявил, что данная технология «недостаточно хороша, чтобы присутствовать в iPhone».

Но, похоже, лидера «яблочной компании» совершенно не волнует реакция топ-менеджеров Google и Adobe. Он Стив Джобс, он может себе это позволить. Выступая на закрытой конференции, основатель и лидер Apple также ответил на вопрос по поводу Blu-ray. Он заявил, что до сих пор продажи Blu-ray- дисков недостаточно высоки для того, чтобы вводить их поддержку в продуктовую линейку Apple. Когда данный формат станет действительно массовым, это можно будет сделать. Ранее, к слову, Стив Джобс заявлял, что Blu-ray – слишком сложный и запутанный формат, требующий значительных лицензионных отчислений и, в итоге, бьющий по кошельку покупателя.

По словам Стива Джобса, в настоящее время приоритетными направлениями в работе Apple являются iPad, iPhone и Mac. Он добавил, что в 2010 году выйдет новое поколение компьютеров Mac. Кроме того, хотя Стив Джобс ничего не рассказал о новых возможностях следующей версии ОС для iPhone, специалисты разузнали о недокументированных функциях iPhone OS 3.2, на основе которой построен iPad. Так, в ней обнаружен неактивированный код для видеозвонков и возможность скачивать файлы браузером Safari для последующего использования их с другими приложениями.

Впрочем, буквально на следующий день после описанного закрытого собрания настроение Джобсу все-таки испортили. Как несложно догадаться, постарались китайцы. А именно: китайская компания Shenzhen Great Loong Brother заявила, что корпорация Apple скопировала дизайн планшетного компьютера P88 и использовала его в своем только что презентованном устройстве iPad. Гаджет P88 уже около полугода продается в Китае; внешне он очень напоминает увеличенный в несколько раз iPhone. Однако P88 и коммуникатор от Apple iPhone – это совершенно разные категории устройств, выполняющие принципиально разные функции.

А вот функции iPad и P88, напротив, весьма схожи – как, впрочем, и внешность. (Логично: все планшетные компьютеры обречены быть похожими друг на друга.) Правда, кремниевая начинка у этих двух «планшетников» совершенно различная. Напомню, что iPad работает под управлением iPhone OS, в нем установлен процессор Apple A4, не менее 16 Гб флеш-памяти и 9,7-дюймовый экран. Процессором P88 является Intel Atom, а накопителем – 250- гигабайтный жесткий диск. Кроме того, P88 оснащен 10,2-дюймовым экраном, 1,3-мегапиксельной камерой и работает под управлением Windows ХР. Время автономной работы P88 составляет полтора часа, а iPad – 10 часов. Кроме того, у P88 не мультисенсорный, а обычный резистивный сенсорный экран. Цены также отличаются – базовая модель iPad стоит $499, а P88 – $525.

Теперь представители Shenzhen Great Loong Brother утверждают, что вынуждены предъявить Apple обвинения в плагиате. А заодно попросить официальный Пекин закрыть для Apple iPad доступ на китайский рынок. В противном случае выход на рынок iPad (планируемый на конец марта) может весьма существенно повлиять на продажи P88 – как на внутреннем рынке Китая, так и в других странах Юго-Восточной Азии.

Да и конфликтовать с Google Стиву Джобсу не с руки. Вполне возможно, что именно разработки интернет-гиганта станут залогом успеха Apple iPad. Компания Google совсем недавно сообщила о выходе специальной сборки предварительной версии операционной системы Chrome OS, специально предназначенной для нетбуков и сенсорных компьютеров. На суд разработчиков также представлена сборка Chrome OS, специально предназначенная для установки на планшетные ПК.

В Google отмечают, что пик популярности планшетников, скорее всего, придется на конец 2010 – начало 2011 года, примерно тогда же выйдет конечная версия планшетного варианта Chrome OS Tablet Edition. Представленная платформа базируется на все том же ядре Chromium и в целом довольно сильно напоминает оригинальную Chrome OS.

Тем не менее, в новой версии есть несколько отличий, роднящих ее с мобильной ОС Android. Так, планшетная Chrome OS поддерживает виртуальную клавиатуру, мультисенсорный ввод и некоторые незначительные интерфейсные функции, отсутствующие в нетбучной Chrome OS. «Под капотом» у данной версии есть поддержка ряда мобильных компонентов, которые присущи только планшетникам или смартфонам. К таким элементам можно отнести поддержку мобильных видеокарт Nvidia Tegra 2 и карт памяти микроформатов.

По прогнозам компании ABI Research, в 2014 году будет продано около 57 млн планшетных ПК, тогда как по итогам 2010 года этот показатель составит 4 млн. Впрочем, аналитики утверждают, что подобные устройства будут относиться к «элитному» классу продуктов и не смогут обогнать по объемам и темпам роста продаж ноутбуки. В ABI Research считают, что планшетные компьютеры будут оснащаться дисплеями от 5" до 11" и модулями беспроводной связи, а также получат богатую мультимедийную и игровую функциональность.

По мнению экспертов, до презентации iPad главной проблемой планшетных ПК была слабая осведомленность о них покупателей. Громкий анонс Apple во многом устранил эту проблему, и теперь производители могут уделить больше внимания развитию таких устройств.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета