Легендарные IT-проекты: Twitter
Микроблоггинговый сервис Twitter сегодня – один из самых популярных интернет-сервисов, по числу упоминаний в прессе затмивший даже социальные сети. А еще это пример того, как самая неожиданная идея, будучи реализованной, всего за три года может по-настоящему покорить мир.
Всемирное чириканье
Жил-был в Америке программист Джек Дорси, который очень любил рассылать друзьям и родственникам sms типа «Где ты?» и «Что делаешь?». Но набирать и отсылать все эти sms было делом долгим и муторным. Тогда родилась идея своего рода автоматизации – web-сервиса, который бы позволял в режиме реального времени узнавать, что в данный момент делают твои знакомые.
В марте 2006 года всего за две недели Джеком Дорси был написан первый вариант программы. Уже по первоначальной задумке сервис позволял обмениваться короткими сообщениями со всеми, кто подписан на их получение, видя при этом статус каждого из собеседников. Сначала упор делался на статусы, потому сервис так и хотели назвать – Stat.us. Однако в конце концов решили назвать программу Twitter – «Щебетание» или «Чириканье». Сегодняшний Twitter – это своеобразный блог, позволяющий делать записи размером не более 140 символов. Такое ограничение связано с тем, что сообщения доставляются не только через сайт Twitter, программы-клиенты и электронную почту, но и через sms. Многие пользователи хвалят сервис за простоту – его создатели сознательно избегают искушения добавлять все новую и новую функциональность. Как заметил один из наблюдателей, «разработчики Twitter интуитивно чувствуют, что люди пытаются сделать онлайн». В свою очередь, один из основателей компании, Биз Стоун, говорит: «Стремительный рост заставляет нас придерживаться простоты – у нас просто нет времени сфокусироваться на чем-то другом, кроме как на поддержании сервиса в работоспособном состоянии».
Всем своим пользователям Twitter предлагает ответить на вопрос What are you doing? («Что ты сейчас делаешь?»). В ответ можно написать «Пью пиво» или «Выехал с работы домой» и помещать фотографии. Эти записи могут читать другие пользователи – подписчики соответствующей ленты. Конечно, лента сообщений Твиттера – это отнюдь не только мини-отчеты о жизни автора. В микроблог пишут свои мысли, реплики, любые новости. Благодаря компактности и оперативности записей Twitter становится отличным инструментом для того, чтобы вести прямые репортажи.
Журналисты любят вспоминать, что именно пользователи Twitter первыми сообщили миру о террористической атаке в Мумбаи. По ходу событий они помогали составлять списки погибших и раненых, отслеживали перемещения террористов и сил полиции. В результате оказалось, что пользователи Twitter предоставляли более полную и оперативную информацию, чем новостные агентства. Так Twitter стал серьезным и наиболее современным средством коммуникации.
Сегодня, по подсчетам экспертов газеты Financial Times, у Twitter в месяц порядка 60 млн уникальных посетителей со всего света. Такой быстрый рост заставляет компанию постоянно нанимать специалистов: за 2009 год количество работников удвоилось – теперь их немногим более сотни. Ожидается, что в 2010-м произойдет еще одно удвоение.
Джек Дорси: биография
Джек Дорси родился 19 ноября 1976 года в г. Сент-Луисе (штат Миссури, США). Программированием он интересовался с детства, и уже в 14 лет начал писать программы для диспетчерских такси и пожарных служб. Идея создания продукта, подобного Twitter, родилась у него уже в 15 лет. Тогда он часто слушал, как водители такси и тяжелых грузовиков переговариваются друг с другом о том, где они и чем занимаются.
Развитие идеи произошло, когда в 2000 году Дорси стал пользователем ЖЖ. Сегодня он вспоминает: «Мне пришла в голову идея сделать более живой «Живой журнал». В реальном времени, с колес».
Окончив Научно-технологический университет Миссури, Дорси переехал в Калифорнию, где работал программистом. Там он познакомился с будущими партнерами по Twitter-бизнесу – Бизом Стоуном и Эваном Уильямсом. Оба они стали айтишниками, в общем-то, случайно. Уильямс вырос на ферме в Небраске, бросил колледж ради работы и сменил множество профессий прежде чем оказался в издательстве Тима О'Рейли, специализирующемся на книгах по компьютерным технологиям. Далее последовал собственный стартап – это был знаменитый блогерский сервис Blogger. Впоследствии он был продан компании Google.
Биз Стоун тоже бросил колледж – он хотел стать (и стал) дизайнером обложек книг в издательстве Little Brown. Вскоре его интересы сместились в сторону web-дизайна, в частности, он работал над блог-сервисом Xanga.com.
Джек Дорси, Биз Стоун и Эван Уильямс втроем основали компанию, задачей которой стало исключительно развитие Twitter. Поначалу гендиректором был Дорси, но в октябре 2008-го он передал бразды правления Уильямсу и отошел от оперативного управления, став председателем компании. Биз Стоун объясняет: «В компании было два сильных лидера, нужно было выбрать одного». Эван Уильямс, как директор по продукту, практически соруководил компанией вместе с Джеком Дорси.
2008-й вообще стал решающим для успеха Twitter. Сервис показывал весьма неплохие результаты, по крайней мере в части прироста пользователей. Больше всего компании помогли президентские выборы в США, в ходе которых обмен сообщениями резко увеличился.
Twitter и общество
Разработчики Twitter признают, что возможность свободно обмениваться информацией в реальном времени может оказывать воздействие на общество в глобальном масштабе. В прошлом году Twitter доказал это, в частности, своей ролью в скандале вокруг выборов в Иране. Напомню, что после объявления о победе Ахмадинеджада иранские диссиденты использовали сервис для связи с внешним миром. С его помощью они призывали мировое сообщество вмешаться в происходящее в стране. Тема Ирана, куда поступали все сообщения с тегом #IranElections, быстро попала в разряд самых популярных.
Интересно, что из-за событий в Иране сотрудникам Twitter даже пришлось отложить профилактические работы на серверах, во время которых сервис был бы недоступен. Первоначально профилактика планировались на ночь по американскому времени (в Иране в это время утро), в итоге ее назначили на ночь по иранскому времени. По данным издания Financial Times, это было сделано под давлением со стороны Госдепартамента США.
Бывший советник по безопасности США Марк Пфайфел в июле прошлого года выступил с инициативой номинировать Дорси и других создателей Twitter на Нобелевскую премию мира за то, что во время волнений в Иране новости из этой страны поступали бесперебойно, хотя работа иностранных корреспондентов в ней была сильно затруднена.
Еще один секрет успеха Twitter в том, что он позволяет простым людям быть в курсе того, что сейчас делают звезды, например Бритни Спирс. Биз Стоун говорит: «Такая возможность не всегда хороша, но любую вещь можно использовать во благо и во вред. Мы придерживаемся философии, что все люди изначально добропорядочны».
Это высказывание связано в том числе и с тем, что в Twitter появилось великое множество фальшивых «блогов знаменитостей». Одних Дженнифер Лопес там, кажется, штук пять.
Вопрос монетизации
Главный вопрос всего сервиса Twitter в последние месяцы – это его монетизация. Слишком долго он был не только бесплатным, но и бесприбыльным. Газета The New York Times даже как-то написала, что «Twitter известен как стартап, от которого много шума, но мало прибыли». Кстати, Twitter свои финансовые показатели до сих пор скрывает. Несмотря на откровенную убыточность, компания в прошлом году получила предложение о поглощении от Facebook, однако отвергла его. И не случайно: на протяжении года от различных инвесторов Twitter получил $135 млн инвестиций. Словом, жить было можно.
На протяжении трех лет создатели Twitter утверждали, что главная их задача – не получение прибыли, а увеличение базы пользователей и улучшение сервиса. Хотя речь о монетизации не шла долгое время, инвесторы не торопили создателей Twitter. Инвесторы были людьми понимающими – к примеру, в их числе был Марк Андреессен, один из создателей браузера Netscape и основатель венчурного фонда Andreessen Horowitz, который специализировался на высокотехнологичных стартапах. Он говорил: «Google получает миллиарды и миллиарды долларов, отправляя людей на web-сайты. Из других сервисов, направляющих на web-сайты, быстрее всего растут Facebook и Twitter. Что и требовалось доказать».
Первая прибыль Twitter была получена в октябре 2009 года. Сервис микроблогов заработал $25 млн, подписав контракт с корпорациями Google и Microsoft. Все очень просто: Twitter открыл базу своих сообщений для конкурирующих поисковиков Google и Bing. По оценкам экспертов, опрошенных изданием BusinessWeek, расходы Twitter («себестоимость» сервиса) – около $20-25 млн в год. Одна из главных статей расходов приходится на оплату sms-сообщений, отправляемых пользователям (твиты можно получать как по Интернету, так и в виде текстовых сообщений). Вероятно, в будущем эта доля расходов уменьшится: объем sms-трафика позволяет Twitter вести переговоры с мобильными операторами о снижении тарифов.
8 января нынешнего года агентство Reuters сообщило, что, судя по открытым в Twitter вакансиям, компания всерьез задумалась о получении прибыли. Она ищет четырех специалистов в проект по монетизации сервиса.
Модели монетизации могут быть самыми различными. Например, Twitter может заняться продажей аналитических услуг – этому способствует колоссальный объем информации, проходящий через его серверы. Можно также продавать аккаунты бизнесу, при этом гарантируя пользователям, что за ником известной фирмы не скрываются мошенники. Еще один, очевидный, способ заработка – реклама. Но если не считать Японии, в Twitter пока что нет рекламных баннеров, а его создатели не раз заявляли, что не планируют их вводить как минимум до 2010-го. 2010 год наступил – ждем, что предложит пользователям Twitter.
Другие проекты Джека Дорси
Конечно, Twitter – главное детище Джека Дорси, которое уже принесло ему мировую известность. Но он не останавливается на достигнутом. Дорси также главный инвестор компании Foursquare и генеральный директор компании Square.
Идея Foursquare не менее проста и близка рядовым пользователям, чем идея Twitter: дать возможность друзьям и знакомым увидеть, кто из них где сейчас находится. Тем более что современные технологии позволяют с точностью до нескольких метров определить свои координаты и сделать их видными другим пользователям. Оставалось написать программу для iPhone – и сервис заработал. Аналитик CNN Питер Кэшмор утверждает: «Проект Foursquare уже на той стадии, когда вполне может стать хитом следующего года».
Тут, конечно, также стоит проблема монетизации. У проекта есть несколько возможных источников дохода. Например, пользователь может получать сведения о ближайших ресторанах и барах – а те, в свою очередь, себя рекламировать. Тут уже недалеко до такой степени персонализации, какую мы видели в фильме «Особое мнение».
В свою очередь, компания Square планирует производить и продавать небольшой сканер, который подключается к мобильному телефону и позволяет с его помощью принимать платежи с кредитных карт. Согласно бизнес-плану молодой компании, новый сервис будет востребован малым бизнесом, который пока не приобретает устройства для чтения кредитных карт из-за их дороговизны. С помощью этого компактного устройства можно будет расплатиться, покупая всякую мелочь – к примеру, хот-дог или цветы с лотка, продукцию фермера на рынке или предметы искусства у их создателей на арт- выставках. Тестировался сервис, в частности, на цветочных ларьках в Сан-Франциско.
Чтобы воспользоваться сервисом, достаточно вставить в сканер кредитку и расписаться пальцем на сенсорном экране. После оплаты владелец карты получит уведомление о снятой сумме. В будущем, возможно, на экране будет появляться фото владельца кредитки, чтобы продавец мог сверить его с лицом предъявителя карты. Дорси собирается сделать тарифы Square на финансовые транзакции ниже, чем у других компаний.
Денис Лавникевич
Всемирное чириканье
Жил-был в Америке программист Джек Дорси, который очень любил рассылать друзьям и родственникам sms типа «Где ты?» и «Что делаешь?». Но набирать и отсылать все эти sms было делом долгим и муторным. Тогда родилась идея своего рода автоматизации – web-сервиса, который бы позволял в режиме реального времени узнавать, что в данный момент делают твои знакомые.
В марте 2006 года всего за две недели Джеком Дорси был написан первый вариант программы. Уже по первоначальной задумке сервис позволял обмениваться короткими сообщениями со всеми, кто подписан на их получение, видя при этом статус каждого из собеседников. Сначала упор делался на статусы, потому сервис так и хотели назвать – Stat.us. Однако в конце концов решили назвать программу Twitter – «Щебетание» или «Чириканье». Сегодняшний Twitter – это своеобразный блог, позволяющий делать записи размером не более 140 символов. Такое ограничение связано с тем, что сообщения доставляются не только через сайт Twitter, программы-клиенты и электронную почту, но и через sms. Многие пользователи хвалят сервис за простоту – его создатели сознательно избегают искушения добавлять все новую и новую функциональность. Как заметил один из наблюдателей, «разработчики Twitter интуитивно чувствуют, что люди пытаются сделать онлайн». В свою очередь, один из основателей компании, Биз Стоун, говорит: «Стремительный рост заставляет нас придерживаться простоты – у нас просто нет времени сфокусироваться на чем-то другом, кроме как на поддержании сервиса в работоспособном состоянии».
Всем своим пользователям Twitter предлагает ответить на вопрос What are you doing? («Что ты сейчас делаешь?»). В ответ можно написать «Пью пиво» или «Выехал с работы домой» и помещать фотографии. Эти записи могут читать другие пользователи – подписчики соответствующей ленты. Конечно, лента сообщений Твиттера – это отнюдь не только мини-отчеты о жизни автора. В микроблог пишут свои мысли, реплики, любые новости. Благодаря компактности и оперативности записей Twitter становится отличным инструментом для того, чтобы вести прямые репортажи.
Журналисты любят вспоминать, что именно пользователи Twitter первыми сообщили миру о террористической атаке в Мумбаи. По ходу событий они помогали составлять списки погибших и раненых, отслеживали перемещения террористов и сил полиции. В результате оказалось, что пользователи Twitter предоставляли более полную и оперативную информацию, чем новостные агентства. Так Twitter стал серьезным и наиболее современным средством коммуникации.
Сегодня, по подсчетам экспертов газеты Financial Times, у Twitter в месяц порядка 60 млн уникальных посетителей со всего света. Такой быстрый рост заставляет компанию постоянно нанимать специалистов: за 2009 год количество работников удвоилось – теперь их немногим более сотни. Ожидается, что в 2010-м произойдет еще одно удвоение.
Джек Дорси: биография
Джек Дорси родился 19 ноября 1976 года в г. Сент-Луисе (штат Миссури, США). Программированием он интересовался с детства, и уже в 14 лет начал писать программы для диспетчерских такси и пожарных служб. Идея создания продукта, подобного Twitter, родилась у него уже в 15 лет. Тогда он часто слушал, как водители такси и тяжелых грузовиков переговариваются друг с другом о том, где они и чем занимаются.
Развитие идеи произошло, когда в 2000 году Дорси стал пользователем ЖЖ. Сегодня он вспоминает: «Мне пришла в голову идея сделать более живой «Живой журнал». В реальном времени, с колес».
Окончив Научно-технологический университет Миссури, Дорси переехал в Калифорнию, где работал программистом. Там он познакомился с будущими партнерами по Twitter-бизнесу – Бизом Стоуном и Эваном Уильямсом. Оба они стали айтишниками, в общем-то, случайно. Уильямс вырос на ферме в Небраске, бросил колледж ради работы и сменил множество профессий прежде чем оказался в издательстве Тима О'Рейли, специализирующемся на книгах по компьютерным технологиям. Далее последовал собственный стартап – это был знаменитый блогерский сервис Blogger. Впоследствии он был продан компании Google.
Биз Стоун тоже бросил колледж – он хотел стать (и стал) дизайнером обложек книг в издательстве Little Brown. Вскоре его интересы сместились в сторону web-дизайна, в частности, он работал над блог-сервисом Xanga.com.
Джек Дорси, Биз Стоун и Эван Уильямс втроем основали компанию, задачей которой стало исключительно развитие Twitter. Поначалу гендиректором был Дорси, но в октябре 2008-го он передал бразды правления Уильямсу и отошел от оперативного управления, став председателем компании. Биз Стоун объясняет: «В компании было два сильных лидера, нужно было выбрать одного». Эван Уильямс, как директор по продукту, практически соруководил компанией вместе с Джеком Дорси.
2008-й вообще стал решающим для успеха Twitter. Сервис показывал весьма неплохие результаты, по крайней мере в части прироста пользователей. Больше всего компании помогли президентские выборы в США, в ходе которых обмен сообщениями резко увеличился.
Twitter и общество
Разработчики Twitter признают, что возможность свободно обмениваться информацией в реальном времени может оказывать воздействие на общество в глобальном масштабе. В прошлом году Twitter доказал это, в частности, своей ролью в скандале вокруг выборов в Иране. Напомню, что после объявления о победе Ахмадинеджада иранские диссиденты использовали сервис для связи с внешним миром. С его помощью они призывали мировое сообщество вмешаться в происходящее в стране. Тема Ирана, куда поступали все сообщения с тегом #IranElections, быстро попала в разряд самых популярных.
Интересно, что из-за событий в Иране сотрудникам Twitter даже пришлось отложить профилактические работы на серверах, во время которых сервис был бы недоступен. Первоначально профилактика планировались на ночь по американскому времени (в Иране в это время утро), в итоге ее назначили на ночь по иранскому времени. По данным издания Financial Times, это было сделано под давлением со стороны Госдепартамента США.
Бывший советник по безопасности США Марк Пфайфел в июле прошлого года выступил с инициативой номинировать Дорси и других создателей Twitter на Нобелевскую премию мира за то, что во время волнений в Иране новости из этой страны поступали бесперебойно, хотя работа иностранных корреспондентов в ней была сильно затруднена.
Еще один секрет успеха Twitter в том, что он позволяет простым людям быть в курсе того, что сейчас делают звезды, например Бритни Спирс. Биз Стоун говорит: «Такая возможность не всегда хороша, но любую вещь можно использовать во благо и во вред. Мы придерживаемся философии, что все люди изначально добропорядочны».
Это высказывание связано в том числе и с тем, что в Twitter появилось великое множество фальшивых «блогов знаменитостей». Одних Дженнифер Лопес там, кажется, штук пять.
Вопрос монетизации
Главный вопрос всего сервиса Twitter в последние месяцы – это его монетизация. Слишком долго он был не только бесплатным, но и бесприбыльным. Газета The New York Times даже как-то написала, что «Twitter известен как стартап, от которого много шума, но мало прибыли». Кстати, Twitter свои финансовые показатели до сих пор скрывает. Несмотря на откровенную убыточность, компания в прошлом году получила предложение о поглощении от Facebook, однако отвергла его. И не случайно: на протяжении года от различных инвесторов Twitter получил $135 млн инвестиций. Словом, жить было можно.
На протяжении трех лет создатели Twitter утверждали, что главная их задача – не получение прибыли, а увеличение базы пользователей и улучшение сервиса. Хотя речь о монетизации не шла долгое время, инвесторы не торопили создателей Twitter. Инвесторы были людьми понимающими – к примеру, в их числе был Марк Андреессен, один из создателей браузера Netscape и основатель венчурного фонда Andreessen Horowitz, который специализировался на высокотехнологичных стартапах. Он говорил: «Google получает миллиарды и миллиарды долларов, отправляя людей на web-сайты. Из других сервисов, направляющих на web-сайты, быстрее всего растут Facebook и Twitter. Что и требовалось доказать».
Первая прибыль Twitter была получена в октябре 2009 года. Сервис микроблогов заработал $25 млн, подписав контракт с корпорациями Google и Microsoft. Все очень просто: Twitter открыл базу своих сообщений для конкурирующих поисковиков Google и Bing. По оценкам экспертов, опрошенных изданием BusinessWeek, расходы Twitter («себестоимость» сервиса) – около $20-25 млн в год. Одна из главных статей расходов приходится на оплату sms-сообщений, отправляемых пользователям (твиты можно получать как по Интернету, так и в виде текстовых сообщений). Вероятно, в будущем эта доля расходов уменьшится: объем sms-трафика позволяет Twitter вести переговоры с мобильными операторами о снижении тарифов.
8 января нынешнего года агентство Reuters сообщило, что, судя по открытым в Twitter вакансиям, компания всерьез задумалась о получении прибыли. Она ищет четырех специалистов в проект по монетизации сервиса.
Модели монетизации могут быть самыми различными. Например, Twitter может заняться продажей аналитических услуг – этому способствует колоссальный объем информации, проходящий через его серверы. Можно также продавать аккаунты бизнесу, при этом гарантируя пользователям, что за ником известной фирмы не скрываются мошенники. Еще один, очевидный, способ заработка – реклама. Но если не считать Японии, в Twitter пока что нет рекламных баннеров, а его создатели не раз заявляли, что не планируют их вводить как минимум до 2010-го. 2010 год наступил – ждем, что предложит пользователям Twitter.
Другие проекты Джека Дорси
Конечно, Twitter – главное детище Джека Дорси, которое уже принесло ему мировую известность. Но он не останавливается на достигнутом. Дорси также главный инвестор компании Foursquare и генеральный директор компании Square.
Идея Foursquare не менее проста и близка рядовым пользователям, чем идея Twitter: дать возможность друзьям и знакомым увидеть, кто из них где сейчас находится. Тем более что современные технологии позволяют с точностью до нескольких метров определить свои координаты и сделать их видными другим пользователям. Оставалось написать программу для iPhone – и сервис заработал. Аналитик CNN Питер Кэшмор утверждает: «Проект Foursquare уже на той стадии, когда вполне может стать хитом следующего года».
Тут, конечно, также стоит проблема монетизации. У проекта есть несколько возможных источников дохода. Например, пользователь может получать сведения о ближайших ресторанах и барах – а те, в свою очередь, себя рекламировать. Тут уже недалеко до такой степени персонализации, какую мы видели в фильме «Особое мнение».
В свою очередь, компания Square планирует производить и продавать небольшой сканер, который подключается к мобильному телефону и позволяет с его помощью принимать платежи с кредитных карт. Согласно бизнес-плану молодой компании, новый сервис будет востребован малым бизнесом, который пока не приобретает устройства для чтения кредитных карт из-за их дороговизны. С помощью этого компактного устройства можно будет расплатиться, покупая всякую мелочь – к примеру, хот-дог или цветы с лотка, продукцию фермера на рынке или предметы искусства у их создателей на арт- выставках. Тестировался сервис, в частности, на цветочных ларьках в Сан-Франциско.
Чтобы воспользоваться сервисом, достаточно вставить в сканер кредитку и расписаться пальцем на сенсорном экране. После оплаты владелец карты получит уведомление о снятой сумме. В будущем, возможно, на экране будет появляться фото владельца кредитки, чтобы продавец мог сверить его с лицом предъявителя карты. Дорси собирается сделать тарифы Square на финансовые транзакции ниже, чем у других компаний.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2010 год в рубрике бизнес