Россия обкатывает «Электронное правительство»
15 декабря в Рунете был запущен (пока в тестовом режиме) интернет-портал gosuslugi.ru, разработанный ОАО «Ростелеком». Задача портала – обеспечение доступа граждан России к информации об услугах, предоставляемых государственными структурами. «Ростелеком» разработал портал по заданию министерства связи и массовых коммуникаций РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия». С началом работы портала gosuslugi.ru россияне получают доступ к информации о 74-х (в пресс-релизе говорится, правда, о 111-ти) из более чем 400 государственных услуг.
Первый опыт
В день запуска портала gosuslugi.ru гендиректор «Ростелекома» Антон Колпаков заявил: «Первая, наиболее социально значимая часть проекта «Электронное правительство» реализована. Теперь компании предстоит обеспечить консолидацию региональных, федеральных и отраслевых данных в один, устойчиво функционирующий механизм обработки и обмена информацией, получаемой от различных государственных структур в масштабах всей страны». Сайт gosuslugi.ru со временем должен превратиться в федеральный портал государственных услуг. На сайте два основных раздела – госуслуги для физических и для юридических лиц. Также предусмотрена возможность создания «личного кабинета» с интерактивными сервисами для работы с ведомствами и персональными настройками. Регистрацию пользователей разработчики сайта обещают открыть в первом квартале 2010 года.
После начала работы на полную мощность портал будет предоставлять информацию о более чем 400 государственных и муниципальных услугах, оказываемых, в частности, ГИБДД, Федеральной миграционной службой, ФНС, Пенсионным фондом, Росреестром, загсами. Со следующего года пользователи смогут заполнить на портале необходимые бланки и распечатать их, а с 2012 года – подавать документы в электронном виде. Кроме того, сайт публикует новости о госуслугах и их регулировании, а также предоставляет пользователям возможность задать вопросы. Большинство заданных в первый день вопросов касались налогов.
Чиновники утверждают, что посетители портала, например, смогут узнавать с его помощью о неоплаченных штрафах, обратиться в пенсионный фонд или отослать налоговую декларацию.
Пока работают в основном наиболее востребованные услуги, такие как информация о получении загранпаспортов и свидетельств о рождении, регистрации машины. Также есть пошаговые инструкции, телефоны и адреса, бланки заявлений. При этом Минкомсвязи выполняет функцию исполнителя, сводящего информацию на портале, в то время как бланки и описания услуг вводятся непосредственно российскими ведомствами – Пенсионным фондом, Минздравом, Федеральной миграционной службой и т. д. Причем для гарантии качества информации подразумевается цифровая подпись конкретного чиновника. По словам министра связи и массовых коммуникаций России Игоря Щеголева, портал в том виде, в котором он стартовал 15 декабря – это только первый шаг. «Начнем с того, что будут представлены 74 приоритетных услуги, но впоследствии он регулярно будет пополняться и наполняться, и все больше функций будет доступно через этот портал. Если с 15 декабря можно будет посмотреть в основном, где и какие услуги предоставляются и какие документы нужны для их получения, то уже с начала следующего года по большинству можно будет распечатать бланки и даже заполнить их на портале. Такого одного окна в масштабах страны еще не было. Я надеюсь, что сайт в скором времени станет народным, а граждане страны помогут сделать его еще лучше», – сказал министр.
Игорь Щеголев также напомнил, что по мере работы над порталом будут предоставлены дополнительные услуги через мобильный и стационарный телефон. В будущем появятся соответствующие инфоматы (по аналогии с платежными терминалами), многофункциональные центры в регионах с операторами, призванными помочь гражданам, не владеющим Интернетом. Он также оценил стоимость реализации проекта в несколько десятков миллиардов рублей. «Мы думаем, что если эти деньги разделить на те хождения и неудобства, которые были у граждан, это окупится очень скоро. Это из разряда тех государственных капитальных вложений, эффект от которых станет очевидным сразу после внедрения проекта», – подчеркнул глава российского министерства связи.
Предыстория
Разработку портала под руководством Минкомсвязи вел «Ростелеком», и, как говорят в пресс-службе министерства, компания сумела создать сайт меньше чем за год, что для столь крупного портала – практически рекорд. За работу «Ростелеком» должен получить из бюджета 181 млн рублей. Между тем, нынешняя попытка оцифровать бумажную волокиту госведомств – уже вторая по счету. Первая, провальная, обошлась государству в 495 млн рублей: 1 января был запущен крайне неудачный сайт Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ, Ogic.ru) – он победил на аукционе, проводившемся Федеральным агентством по информационным технологиям.
Наполнение Ogic.ru было очень скромным, услуги в электронном виде не предоставлялись – разработчики объясняли это отсутствием нормативно- правовой базы. В итоге было решено перепоручить разработку сайта «Ростелекому».
Интересно, что права на доменное имя gosuslugi.ru были выкуплены государством у частного лица только в начале декабря. «Ростелеком», которому была поручена сделка, принципиально отказывается от комментариев по поводу размера выкупа. Кстати, вопрос с доменом потребовал даже вмешательства Генпрокуратуры, которая в октябре потребовала от Минкомсвязи «принять необходимые меры по закреплению за Российской Федерацией прав на это доменное имя».
Вскоре после открытия сайта, 17 декабря, миссия Евросоюза в Москве презентовала проект «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации – оказание правительством электронных услуг гражданам», на который было выделено 2 млн евро. В основе проекта лежат результаты экспериментов, проведенных на деньги ЕС в 2004-2009 годах в Северо-Западном федеральном округе, прежде всего в Архангельске, Калининграде, Новгороде, Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Теперь организаторы планируют охватить своим проектом всю территорию страны. Впрочем, сама по себе эта инициатива европейцев к запуску портала gosuslugi.ru не имеет отношения.
Эксперты ЕС планируют подготовить методические пособия для разработок будущих услуг электронного правительства и законодательных актов по внедрению электронных услуг на региональном и муниципальном уровнях; совершенствование правовой базы путем приведения ее в соответствие с европейским опытом.
Молниеносная атака?
Между тем, открытие портала электронного правительства едва не сорвалось: сайт сначала заработал, но потом стал выдавать сообщение о внутренней ошибке сервера. 15 декабря, начиная с 18 часов 20 минут по московскому времени, сайт не открывался, либо открывался с ошибками. При попытке получить доступ появлялась ошибка 404 и соответствующая ей надпись «Object not found». В 18 часов 40 минут появилась надпись «It works!». Позже портал стал встречать посетителей сообщением «Идут регламентные работы», а еще позже эта надпись сменилась на «502 Bad Gateway». Нормально сайт заработал лишь через несколько часов.
Существуют две версии произошедшего. Первую озвучил Андрей Любин – представитель «Ростелекома», который непосредственно занимался разработкой и запуском портала. По его словам, это был временный сбой – возникли технические неполадки при переходе от тестового режима к эксплуатации. Другой версии придерживается представитель Минкомсвязи Елена Лашкина. Она утверждает, что сайт подвергся целенаправленной атаке. «После того, как работа была восстановлена, выяснилось, что популярность портала превосходит все ожидания: зафиксировано более тысячи запросов в секунду, это 3 млн запросов в час», – говорит Лашкина.
Вопрос безопасности
Понятно, что один из самых серьезных вопросов для портала уровня gosuslugi.ru – защита персональных данных его пользователей. Как говорят разработчики, если бы этот вопрос был юридически проработан, то интерактивные сервисы технологически можно было бы запустить уже сейчас. Ожидается, что уже к середине наступающего года будет решен вопрос о системе авторизации, после чего россияне смогут в онлайне отправлять заявления на получение того или иного документа.
В то же время, пока нет никакой информации о том, какие технологии и инструменты защиты используются на серверах, обслуживающих портал gosuslugi.ru.
Денис Лавникевич
Первый опыт
В день запуска портала gosuslugi.ru гендиректор «Ростелекома» Антон Колпаков заявил: «Первая, наиболее социально значимая часть проекта «Электронное правительство» реализована. Теперь компании предстоит обеспечить консолидацию региональных, федеральных и отраслевых данных в один, устойчиво функционирующий механизм обработки и обмена информацией, получаемой от различных государственных структур в масштабах всей страны». Сайт gosuslugi.ru со временем должен превратиться в федеральный портал государственных услуг. На сайте два основных раздела – госуслуги для физических и для юридических лиц. Также предусмотрена возможность создания «личного кабинета» с интерактивными сервисами для работы с ведомствами и персональными настройками. Регистрацию пользователей разработчики сайта обещают открыть в первом квартале 2010 года.
После начала работы на полную мощность портал будет предоставлять информацию о более чем 400 государственных и муниципальных услугах, оказываемых, в частности, ГИБДД, Федеральной миграционной службой, ФНС, Пенсионным фондом, Росреестром, загсами. Со следующего года пользователи смогут заполнить на портале необходимые бланки и распечатать их, а с 2012 года – подавать документы в электронном виде. Кроме того, сайт публикует новости о госуслугах и их регулировании, а также предоставляет пользователям возможность задать вопросы. Большинство заданных в первый день вопросов касались налогов.
Чиновники утверждают, что посетители портала, например, смогут узнавать с его помощью о неоплаченных штрафах, обратиться в пенсионный фонд или отослать налоговую декларацию.
Пока работают в основном наиболее востребованные услуги, такие как информация о получении загранпаспортов и свидетельств о рождении, регистрации машины. Также есть пошаговые инструкции, телефоны и адреса, бланки заявлений. При этом Минкомсвязи выполняет функцию исполнителя, сводящего информацию на портале, в то время как бланки и описания услуг вводятся непосредственно российскими ведомствами – Пенсионным фондом, Минздравом, Федеральной миграционной службой и т. д. Причем для гарантии качества информации подразумевается цифровая подпись конкретного чиновника. По словам министра связи и массовых коммуникаций России Игоря Щеголева, портал в том виде, в котором он стартовал 15 декабря – это только первый шаг. «Начнем с того, что будут представлены 74 приоритетных услуги, но впоследствии он регулярно будет пополняться и наполняться, и все больше функций будет доступно через этот портал. Если с 15 декабря можно будет посмотреть в основном, где и какие услуги предоставляются и какие документы нужны для их получения, то уже с начала следующего года по большинству можно будет распечатать бланки и даже заполнить их на портале. Такого одного окна в масштабах страны еще не было. Я надеюсь, что сайт в скором времени станет народным, а граждане страны помогут сделать его еще лучше», – сказал министр.
Игорь Щеголев также напомнил, что по мере работы над порталом будут предоставлены дополнительные услуги через мобильный и стационарный телефон. В будущем появятся соответствующие инфоматы (по аналогии с платежными терминалами), многофункциональные центры в регионах с операторами, призванными помочь гражданам, не владеющим Интернетом. Он также оценил стоимость реализации проекта в несколько десятков миллиардов рублей. «Мы думаем, что если эти деньги разделить на те хождения и неудобства, которые были у граждан, это окупится очень скоро. Это из разряда тех государственных капитальных вложений, эффект от которых станет очевидным сразу после внедрения проекта», – подчеркнул глава российского министерства связи.
Предыстория
Разработку портала под руководством Минкомсвязи вел «Ростелеком», и, как говорят в пресс-службе министерства, компания сумела создать сайт меньше чем за год, что для столь крупного портала – практически рекорд. За работу «Ростелеком» должен получить из бюджета 181 млн рублей. Между тем, нынешняя попытка оцифровать бумажную волокиту госведомств – уже вторая по счету. Первая, провальная, обошлась государству в 495 млн рублей: 1 января был запущен крайне неудачный сайт Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ, Ogic.ru) – он победил на аукционе, проводившемся Федеральным агентством по информационным технологиям.
Наполнение Ogic.ru было очень скромным, услуги в электронном виде не предоставлялись – разработчики объясняли это отсутствием нормативно- правовой базы. В итоге было решено перепоручить разработку сайта «Ростелекому».
Интересно, что права на доменное имя gosuslugi.ru были выкуплены государством у частного лица только в начале декабря. «Ростелеком», которому была поручена сделка, принципиально отказывается от комментариев по поводу размера выкупа. Кстати, вопрос с доменом потребовал даже вмешательства Генпрокуратуры, которая в октябре потребовала от Минкомсвязи «принять необходимые меры по закреплению за Российской Федерацией прав на это доменное имя».
Вскоре после открытия сайта, 17 декабря, миссия Евросоюза в Москве презентовала проект «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации – оказание правительством электронных услуг гражданам», на который было выделено 2 млн евро. В основе проекта лежат результаты экспериментов, проведенных на деньги ЕС в 2004-2009 годах в Северо-Западном федеральном округе, прежде всего в Архангельске, Калининграде, Новгороде, Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Теперь организаторы планируют охватить своим проектом всю территорию страны. Впрочем, сама по себе эта инициатива европейцев к запуску портала gosuslugi.ru не имеет отношения.
Эксперты ЕС планируют подготовить методические пособия для разработок будущих услуг электронного правительства и законодательных актов по внедрению электронных услуг на региональном и муниципальном уровнях; совершенствование правовой базы путем приведения ее в соответствие с европейским опытом.
Молниеносная атака?
Между тем, открытие портала электронного правительства едва не сорвалось: сайт сначала заработал, но потом стал выдавать сообщение о внутренней ошибке сервера. 15 декабря, начиная с 18 часов 20 минут по московскому времени, сайт не открывался, либо открывался с ошибками. При попытке получить доступ появлялась ошибка 404 и соответствующая ей надпись «Object not found». В 18 часов 40 минут появилась надпись «It works!». Позже портал стал встречать посетителей сообщением «Идут регламентные работы», а еще позже эта надпись сменилась на «502 Bad Gateway». Нормально сайт заработал лишь через несколько часов.
Существуют две версии произошедшего. Первую озвучил Андрей Любин – представитель «Ростелекома», который непосредственно занимался разработкой и запуском портала. По его словам, это был временный сбой – возникли технические неполадки при переходе от тестового режима к эксплуатации. Другой версии придерживается представитель Минкомсвязи Елена Лашкина. Она утверждает, что сайт подвергся целенаправленной атаке. «После того, как работа была восстановлена, выяснилось, что популярность портала превосходит все ожидания: зафиксировано более тысячи запросов в секунду, это 3 млн запросов в час», – говорит Лашкина.
Вопрос безопасности
Понятно, что один из самых серьезных вопросов для портала уровня gosuslugi.ru – защита персональных данных его пользователей. Как говорят разработчики, если бы этот вопрос был юридически проработан, то интерактивные сервисы технологически можно было бы запустить уже сейчас. Ожидается, что уже к середине наступающего года будет решен вопрос о системе авторизации, после чего россияне смогут в онлайне отправлять заявления на получение того или иного документа.
В то же время, пока нет никакой информации о том, какие технологии и инструменты защиты используются на серверах, обслуживающих портал gosuslugi.ru.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2010 год в рубрике интернет