Первая белорусская SEO-конференция: что нового? что интересного?
Многие из вас, интересующиеся темой поисковой оптимизации, наверняка слышали, что в Минске прошла первая белорусская SEO-конференция под названием «Продвижение сайтов в белорусском Интернете. Перезагрузка». Не семинар, не презентация, а настоящая большая конференция, с кучей авторитетных докладчиков, представителями поисковых систем и внушительным количеством участников - …….
Что приятно – организаторы конференции – компания Webcom Media - избежали соблазна провести очередное коммерчески-ориентированное мероприятия для потенциальных заказчиков с докладами презентационного свойства. Ну, почти избежали – некоторое количество сомнительных докладов все таки просочилось в программу. Но большинство лекторов было на высоте – делились опытом, выдавали – хоть и по крупицам – полезные сведения. В целом конференция прошла на высоком уровне как с организационной, так и с контентной точки зрения. Достаточно удачно была стилистически обыграна приставка «перезагрузка»: были театрализованные представления в стиле Matrix, агенты в темных очках и кожаных пальто, и – вот интересная фишка – Морфеус, раздававший синие и красные таблетки. Красная олицетворяла белую оптимизацию, а синия, соответственно, черную (сложная цветовая схема, но из песни слов не выкинешь – в фильме были именно красные и синие). Посетителям предлагалось сделать свой выбор – вы с умными или красивыми? – опустив таблетку в одну из ваз. Ваза белых оптимизаторов победила с большим перевесом.
Вообще, лейтмотивом конференции был отказ от черных методов продвижения в пользу белых и пушистых – делайте хорошие сайты, оптимизируйте код, используйте предложенный поисковыми системами инструментарий – и будет вам счастье. Правда, присутствие в программе конференции некоторых докладов в свете всеобщей борьбы за белую оптимизацию показалось мне странным. Но об этом - в самом конце статьи ;)
Кстати о борьбе – вот даже в прямом смысле этого слова. В конце приветственной речи агенты сообщили ведущему, что в зале присутствует злостный черный оптимизатор, популяризирующий всякую скверну среди коллег и заказчиков. Гадина была отловлена и под недоуменные взгляды зрителей силой вытолкана из зала. Враг сопротивлялся, доносились крики: «Да как вы смеете!? По какому праву?!» Мистификация? Театральный розыгрыш? Скорее всего, да ( Хотя среди опрошенных мной зрителей были и те, кто склонялся к тому, что все было «взаправду».
Но не будем разводить беллетристику, перейдем к фактической части. Поскольку не всем желающим удалось принять участие в конференции (цена по нынешним временам была достаточно кусачая), попробую изложить наиболее важные моменты, прозвучавшие на конференции, в этой статье.
статистика белорусского интернета
Леонид Муравьев, управляющий партнер агентства Акавита Интерактив сообщил некоторые статистические данные об аудитории белорусской части сети. Так, объем Интернет-аудитории Беларуси оценивается в 3300000 человек, 52% из них мужчины, остальные, соответственно, женщины. По возрасту с большим отрывом лидируют группы лиц, которым18-24 и 24-34 года. Доля минчан – всего 33%. Домашний доступ в Интернет есть у 94% опрошенных. Растет доля ноутбуков – 27% опрошенных используют их для доступа в сеть. Еще пара интересных цифр касается источников трафика на белорусские сайты. Доля Google стремительно растет и на сегодняшний день составляет 37,09%.
Александр Чекан, заместитель генерального директора по маркетингу УП «Надежные программы» (TUT.BY) дополнил доклад Акавиты некоторыми статистическими данными, рассказал о ситуации с доменами by: киберсквоттинг цветет пышным цветом, двухбуквенные домены уходят оптом и в розницу по цене от $600 за штуку.
На вопрос из зала о том, не подмешивает ли tut.by что-либо к результатам поиска (как известно, поиск tut.by использует Яндекс XML), господин Чекан, а впоследствии и представитель Яндекса Александр Садовский заверили, что нет-нет, это никак невозможно. Господин Садовский отметил, что в соглашении указано, что пользователи Яндекс XML не имеют права вмешиваться в результаты поиска, и прецедентов не было… «А почему выдача отличается?» – недоумевал зал. А пес ее знает, не должна отличаться – примерно как-то так отвечали докладчики. В общем, тема выдачи осталась не раскрытой (
сеошников по осени считают
Сергей Скороход, руководитель проекта Marketing.by специально к конференции приурочил обнародование рейтинга белорусских SEO-компаний. Господин Скороход подробно описал все этапы создания рейтинга: от приглашений компаний к участию, до методологии исследования. Была представлена и десятка лидеров рейтинга, на первом месте угадайте кто? Правильно, организатор конференции! Аплодисменты в зале.
Вообще, приятно, что белорусские конференции из унылых мероприятий, переливающих из пустого в порожнее, начинают превращаться в серьезные события индустрии, на которых презентуются какие-то действительно новые интересные вещи. Кстати, для следующего номера «Компьютерной газеты» мы готовим развернутый материал об упомянутом исследовании рынка SEO-услуг.
показательная порка
Карина Черныш, директор по маркетингу компании a Priori подготовила блестящий, я бы сказала – феерический - доклад «Сайты белорусских производителей в Интернете». Приятно, что упор в показательной порке (а именно это по сути происходило в рамках доклада) был сделан именно на аспекты поисковой оптимизации сайтов, что чудесно вписывалось в тематику конференции. Досталось, в частности, «Атланту» за отсутствие на страницах про холодильники слова «холодильник», за безумное содержимое тэгов <<>> и метатэгов keywords и description. Я бы от себя добавила про не менее безумную структуру каталога продукции. Досталось и «Витязю» примерно по тому же месту: keywords и description не заполнены вообще, массовое дублирование страниц, отсутствие слова «телевизор» в текстах про телевизор, английская версия сайта, которая, как в анекдоте – и не версия, и не английская... Ну и как результат – низкие места в выдаче по важным для предприятий запросам. Цитаты из пламенного ответного выступления представителя Витязя, оказавшегося среди участников конференции, уже облетели весь Интернет. Знаменитое «А пока Яндекс
подстраивается под нас: удаляет дубликаты» вызвало бурю эмоций в зале, кажется, даже аплодисменты.
хочешь быть сеошником – учи математику
Сергей Людкевич, начальник отдела исследования и аналитики Корпорации РБС (Россия) озаглавил доклад «Региональное ранжирование Яндекса. Белорусская формула». Фактически же большая часть доклада была посвящена выходу нового поискового алгоритма – Снежинск. Доклад очень интересный, насыщенный наукой и формулами, и народ в зале, как мне показалось, начал клевать носом. Видимо, участники пришли за «более прикладными» решениями: делай вот так, и будет тебе счастье. Не знаю как счастья, но халявы, точно не будет: тему, как модно нынче выражаться, никто особо палить не намерен, даже на платной конференции.
Из интересного: основное отличие Снежинска от Арзамаса (предыдущая версия алгоритма ранжирования Яндекса) – учет нескольких тысяч факторов при ранжировании против пары сотен таковых для Арзамаса. Откуда взялась такая толпа факторов? Оказывается, большая часть новых факторов являются произведениями базовых факторов. В целом же «адская машина» нынче работает примерно следующим образом: самообучающаяся система получает данные для обучения от так называемых асессоров – живых людей, работающих с подборками запросов и результатов выдачи. На базе этого тестового материала машина формирует окончательную формулу ранжирования, которая может отличаться даже для разных регионов. В каждом регионе, кстати, работают свои асессоры. Ну а белорусского в докладе было всего то «а у вас, господа, все еще Арзамас».
тот, кого все так ждали
Упомянутый ранее Александр Садовский представил публике два прекрасных доклада. По правде говоря, многие отважились заплатить за участие в конференции главным образом чтобы послушать Садовского. Сказано было много, но за ограниченностью газетной полосы придется выхватить самое, на мой взгляд, важное.
Среди важных факторов ранжирования вес ссылочных факторов уже мал: за пару лет из факторов, наиболее сильно влияющих на выдачу, доля ссылочных уменьшилась вдвое.
Байнет меньше чем соседи заражен лихорадкой поискового спама: доля такового из общего числа веб-сайтов в Беларуси составляет 9,5%, этот же показатель для России составляет 42%, для Украины – 17%.
Яндекс планирует уделить много внимания структурированию выдачи: например, для отелей указывать прямо в результатах поиска (сниппетах) «звездность» и описание номеров, для фирм – телефоны и адреса, для коктейлей – ингридиенты (совместный проект с Российской ассоциацией барменов). Яндекс будет рад другим предложениям по добавлению подобного рода фишек.
Анонсировано значительное улучшение алгоритма, отличающего оригиналы статей от копий. Была дана подсказка: одним из существенных факторов будет выступать прямая ссылка на оригинал с копии. Так что, авторы уникальных текстов, требуйте свои ссылки, как говорится, не отходя от кассы ( Обещали и дальше бороться с промышленными способами «накрутки» сайта, в том числе и с продажными ссылками.
Яндекс не будет бороться с повышенной частотностью ключевых слов на странице. Это был ответ на вопрос из зала, точнее вопрос-предложение, не взять ли за эталон частотность употребления слов и выражений, принятую лингвистами за норму. Господин Садовский резонно заметил, что есть очень много исключений вполне безобидного характера, скажем, стихи или пьесы. Да и в коммерческих сайтах такого хватает: таблицы. списки… Вобщем, не роботова это ума дело – банить или наказывать за такие сложные вещи. А откровенный спам и сейчас неплохо вычисляется.
Порог тИЦ, при котором разрешено менять регион сайта, постепенно будет снижаться до нуля. Причина ограничений – просмотр запросов на смену региона живыми(!) людьми. Количество модераторов не так велико, как хотелось бы, и ограничения по тИЦ призваны уменьшить нагрузку на существующих модераторов. Так что – никакой дискриминации, просто вопрос времени.
галопом по Европам
Было много других – прекрасных, хороших и разных – докладов. Далеко не все напрямую относились к SEO: затрагивались также темы юзабилити (Дмитрий Сатин, директор USABILITYLAB), защита авторских прав в Интернете (Дмитрий Матвеев, партнер, юридическая группа "АргументЪ"), электронные деньги EasyPay (Евгений Живлюк, руководитель системы EasyPay), много было сказано о контекстной рекламе и системах статистики (Яндекс Метрика, Google Analytics)… и даже (даже!) о наращивании ссылочной массы с помощью биржи ссылок Sape. Последнее происходило прямо на виду у представителей поисковых систем. На робкие вопросы из зала, не является ли использование бирж ссылок черной оптимизацией и не залетишь ли от этого в бан, Константин Леонович, менеджер по работе с ключевыми партнёрами Sape.ru, заметил, что на высококонкурентных тематиках без покупки ссылок не обойтись, и что если не беспредельничать и не закупать ссылки тысячами, то все будет ОК. Как раз случайно совпало, что на половине доклада господина Леоновича представитель Яндекса вышел из зала ;)
Мне все хотелось спросить: господин Леонович, а Вы сами-то какую таблетку в вазу кинули? Вы таки белые или таки черные? Но что-то, знаете ли, засмущалась… (
Подымался также вопрос гарантий на услуги SEO. Лидеры рынка заметили, что любая серьезная SEO-компания хоть и не может гарантировать результатов (как можно давать гарантии на то, что тебе не принадлежит?), но должна гарантировать возврат денег в случае отсутствия нужного клиенту результата. На что господин Садовский из Яндекса ответил старой доброй притчей про то, как один товарищ предлагал абитуриентам платную помощь при поступлении в ВУЗ. Условия просты: предоплата с гарантией возврата денег в случае непоступления. Ну народ же все равно готовился к экзаменам, учился… После экзаменов тем, кто провалился – 100% возврат денег, светлым же головам, которые поступили благодаря своим знаниям и подготовке, денег мужик не возвращал. На то и жил (
На этой жизнеутверждающей ноте я эту статью завершаю. Выводы делайте сами (
Фото организаторов конференции – компании Webcom Media.
Ольга Кирюшкина
Что приятно – организаторы конференции – компания Webcom Media - избежали соблазна провести очередное коммерчески-ориентированное мероприятия для потенциальных заказчиков с докладами презентационного свойства. Ну, почти избежали – некоторое количество сомнительных докладов все таки просочилось в программу. Но большинство лекторов было на высоте – делились опытом, выдавали – хоть и по крупицам – полезные сведения. В целом конференция прошла на высоком уровне как с организационной, так и с контентной точки зрения. Достаточно удачно была стилистически обыграна приставка «перезагрузка»: были театрализованные представления в стиле Matrix, агенты в темных очках и кожаных пальто, и – вот интересная фишка – Морфеус, раздававший синие и красные таблетки. Красная олицетворяла белую оптимизацию, а синия, соответственно, черную (сложная цветовая схема, но из песни слов не выкинешь – в фильме были именно красные и синие). Посетителям предлагалось сделать свой выбор – вы с умными или красивыми? – опустив таблетку в одну из ваз. Ваза белых оптимизаторов победила с большим перевесом.
Вообще, лейтмотивом конференции был отказ от черных методов продвижения в пользу белых и пушистых – делайте хорошие сайты, оптимизируйте код, используйте предложенный поисковыми системами инструментарий – и будет вам счастье. Правда, присутствие в программе конференции некоторых докладов в свете всеобщей борьбы за белую оптимизацию показалось мне странным. Но об этом - в самом конце статьи ;)
Кстати о борьбе – вот даже в прямом смысле этого слова. В конце приветственной речи агенты сообщили ведущему, что в зале присутствует злостный черный оптимизатор, популяризирующий всякую скверну среди коллег и заказчиков. Гадина была отловлена и под недоуменные взгляды зрителей силой вытолкана из зала. Враг сопротивлялся, доносились крики: «Да как вы смеете!? По какому праву?!» Мистификация? Театральный розыгрыш? Скорее всего, да ( Хотя среди опрошенных мной зрителей были и те, кто склонялся к тому, что все было «взаправду».
Но не будем разводить беллетристику, перейдем к фактической части. Поскольку не всем желающим удалось принять участие в конференции (цена по нынешним временам была достаточно кусачая), попробую изложить наиболее важные моменты, прозвучавшие на конференции, в этой статье.
статистика белорусского интернета
Леонид Муравьев, управляющий партнер агентства Акавита Интерактив сообщил некоторые статистические данные об аудитории белорусской части сети. Так, объем Интернет-аудитории Беларуси оценивается в 3300000 человек, 52% из них мужчины, остальные, соответственно, женщины. По возрасту с большим отрывом лидируют группы лиц, которым18-24 и 24-34 года. Доля минчан – всего 33%. Домашний доступ в Интернет есть у 94% опрошенных. Растет доля ноутбуков – 27% опрошенных используют их для доступа в сеть. Еще пара интересных цифр касается источников трафика на белорусские сайты. Доля Google стремительно растет и на сегодняшний день составляет 37,09%.
Александр Чекан, заместитель генерального директора по маркетингу УП «Надежные программы» (TUT.BY) дополнил доклад Акавиты некоторыми статистическими данными, рассказал о ситуации с доменами by: киберсквоттинг цветет пышным цветом, двухбуквенные домены уходят оптом и в розницу по цене от $600 за штуку.
На вопрос из зала о том, не подмешивает ли tut.by что-либо к результатам поиска (как известно, поиск tut.by использует Яндекс XML), господин Чекан, а впоследствии и представитель Яндекса Александр Садовский заверили, что нет-нет, это никак невозможно. Господин Садовский отметил, что в соглашении указано, что пользователи Яндекс XML не имеют права вмешиваться в результаты поиска, и прецедентов не было… «А почему выдача отличается?» – недоумевал зал. А пес ее знает, не должна отличаться – примерно как-то так отвечали докладчики. В общем, тема выдачи осталась не раскрытой (
сеошников по осени считают
Сергей Скороход, руководитель проекта Marketing.by специально к конференции приурочил обнародование рейтинга белорусских SEO-компаний. Господин Скороход подробно описал все этапы создания рейтинга: от приглашений компаний к участию, до методологии исследования. Была представлена и десятка лидеров рейтинга, на первом месте угадайте кто? Правильно, организатор конференции! Аплодисменты в зале.
Вообще, приятно, что белорусские конференции из унылых мероприятий, переливающих из пустого в порожнее, начинают превращаться в серьезные события индустрии, на которых презентуются какие-то действительно новые интересные вещи. Кстати, для следующего номера «Компьютерной газеты» мы готовим развернутый материал об упомянутом исследовании рынка SEO-услуг.
показательная порка
Карина Черныш, директор по маркетингу компании a Priori подготовила блестящий, я бы сказала – феерический - доклад «Сайты белорусских производителей в Интернете». Приятно, что упор в показательной порке (а именно это по сути происходило в рамках доклада) был сделан именно на аспекты поисковой оптимизации сайтов, что чудесно вписывалось в тематику конференции. Досталось, в частности, «Атланту» за отсутствие на страницах про холодильники слова «холодильник», за безумное содержимое тэгов <<
подстраивается под нас: удаляет дубликаты» вызвало бурю эмоций в зале, кажется, даже аплодисменты.
хочешь быть сеошником – учи математику
Сергей Людкевич, начальник отдела исследования и аналитики Корпорации РБС (Россия) озаглавил доклад «Региональное ранжирование Яндекса. Белорусская формула». Фактически же большая часть доклада была посвящена выходу нового поискового алгоритма – Снежинск. Доклад очень интересный, насыщенный наукой и формулами, и народ в зале, как мне показалось, начал клевать носом. Видимо, участники пришли за «более прикладными» решениями: делай вот так, и будет тебе счастье. Не знаю как счастья, но халявы, точно не будет: тему, как модно нынче выражаться, никто особо палить не намерен, даже на платной конференции.
Из интересного: основное отличие Снежинска от Арзамаса (предыдущая версия алгоритма ранжирования Яндекса) – учет нескольких тысяч факторов при ранжировании против пары сотен таковых для Арзамаса. Откуда взялась такая толпа факторов? Оказывается, большая часть новых факторов являются произведениями базовых факторов. В целом же «адская машина» нынче работает примерно следующим образом: самообучающаяся система получает данные для обучения от так называемых асессоров – живых людей, работающих с подборками запросов и результатов выдачи. На базе этого тестового материала машина формирует окончательную формулу ранжирования, которая может отличаться даже для разных регионов. В каждом регионе, кстати, работают свои асессоры. Ну а белорусского в докладе было всего то «а у вас, господа, все еще Арзамас».
тот, кого все так ждали
Упомянутый ранее Александр Садовский представил публике два прекрасных доклада. По правде говоря, многие отважились заплатить за участие в конференции главным образом чтобы послушать Садовского. Сказано было много, но за ограниченностью газетной полосы придется выхватить самое, на мой взгляд, важное.
Среди важных факторов ранжирования вес ссылочных факторов уже мал: за пару лет из факторов, наиболее сильно влияющих на выдачу, доля ссылочных уменьшилась вдвое.
Байнет меньше чем соседи заражен лихорадкой поискового спама: доля такового из общего числа веб-сайтов в Беларуси составляет 9,5%, этот же показатель для России составляет 42%, для Украины – 17%.
Яндекс планирует уделить много внимания структурированию выдачи: например, для отелей указывать прямо в результатах поиска (сниппетах) «звездность» и описание номеров, для фирм – телефоны и адреса, для коктейлей – ингридиенты (совместный проект с Российской ассоциацией барменов). Яндекс будет рад другим предложениям по добавлению подобного рода фишек.
Анонсировано значительное улучшение алгоритма, отличающего оригиналы статей от копий. Была дана подсказка: одним из существенных факторов будет выступать прямая ссылка на оригинал с копии. Так что, авторы уникальных текстов, требуйте свои ссылки, как говорится, не отходя от кассы ( Обещали и дальше бороться с промышленными способами «накрутки» сайта, в том числе и с продажными ссылками.
Яндекс не будет бороться с повышенной частотностью ключевых слов на странице. Это был ответ на вопрос из зала, точнее вопрос-предложение, не взять ли за эталон частотность употребления слов и выражений, принятую лингвистами за норму. Господин Садовский резонно заметил, что есть очень много исключений вполне безобидного характера, скажем, стихи или пьесы. Да и в коммерческих сайтах такого хватает: таблицы. списки… Вобщем, не роботова это ума дело – банить или наказывать за такие сложные вещи. А откровенный спам и сейчас неплохо вычисляется.
Порог тИЦ, при котором разрешено менять регион сайта, постепенно будет снижаться до нуля. Причина ограничений – просмотр запросов на смену региона живыми(!) людьми. Количество модераторов не так велико, как хотелось бы, и ограничения по тИЦ призваны уменьшить нагрузку на существующих модераторов. Так что – никакой дискриминации, просто вопрос времени.
галопом по Европам
Было много других – прекрасных, хороших и разных – докладов. Далеко не все напрямую относились к SEO: затрагивались также темы юзабилити (Дмитрий Сатин, директор USABILITYLAB), защита авторских прав в Интернете (Дмитрий Матвеев, партнер, юридическая группа "АргументЪ"), электронные деньги EasyPay (Евгений Живлюк, руководитель системы EasyPay), много было сказано о контекстной рекламе и системах статистики (Яндекс Метрика, Google Analytics)… и даже (даже!) о наращивании ссылочной массы с помощью биржи ссылок Sape. Последнее происходило прямо на виду у представителей поисковых систем. На робкие вопросы из зала, не является ли использование бирж ссылок черной оптимизацией и не залетишь ли от этого в бан, Константин Леонович, менеджер по работе с ключевыми партнёрами Sape.ru, заметил, что на высококонкурентных тематиках без покупки ссылок не обойтись, и что если не беспредельничать и не закупать ссылки тысячами, то все будет ОК. Как раз случайно совпало, что на половине доклада господина Леоновича представитель Яндекса вышел из зала ;)
Мне все хотелось спросить: господин Леонович, а Вы сами-то какую таблетку в вазу кинули? Вы таки белые или таки черные? Но что-то, знаете ли, засмущалась… (
Подымался также вопрос гарантий на услуги SEO. Лидеры рынка заметили, что любая серьезная SEO-компания хоть и не может гарантировать результатов (как можно давать гарантии на то, что тебе не принадлежит?), но должна гарантировать возврат денег в случае отсутствия нужного клиенту результата. На что господин Садовский из Яндекса ответил старой доброй притчей про то, как один товарищ предлагал абитуриентам платную помощь при поступлении в ВУЗ. Условия просты: предоплата с гарантией возврата денег в случае непоступления. Ну народ же все равно готовился к экзаменам, учился… После экзаменов тем, кто провалился – 100% возврат денег, светлым же головам, которые поступили благодаря своим знаниям и подготовке, денег мужик не возвращал. На то и жил (
На этой жизнеутверждающей ноте я эту статью завершаю. Выводы делайте сами (
Фото организаторов конференции – компании Webcom Media.
Ольга Кирюшкина
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2009 год в рубрике событие