IT-индустрия: производители перетасовывают планы

Авторитетная аналитическая компания Research and Markets опубликовала оптимистичный прогноз, касающийся будущего всей компьютерной отрасли. Она напомнила, что в 2005 году производству и продаже ПК исполнилось три десятилетия. То, что начиналось, как выпуск наборов для сборки, предназначенных для любителей электроники, превратилось в мощную индустрию. В 1975 году было продано менее 50 тыс. ПК на сумму примерно $60 млн. Сравнительно недавно, в 2007 году, объем рынка превысил 250 млн единиц, в денежном выражении составив $330 млрд.

В будущем отрасль ожидает рост, полагают специалисты Research and Markets, хотя, возможно, и не такой стремительный, как раньше. Количество ПК, проданных за все время их производства, в 2002 году превысило миллиард. Чтобы преодолеть отметку в два миллиарда, понадобилось еще пять лет – это произошло в 2007 году. Трехмиллиардная вершина покорится отрасли в 2011 году, предсказывают аналитики. При этом в пользовании будет находиться почти половина этого количества – 1,47 млрд штук.

«Почти финал» главной сделки года

После многомесячных попыток договориться – сначала о слиянии, затем о сотрудничестве, – корпорации Microsoft и Yahoo, наконец, пришли к финальной версии соглашения. Ожидается, что их совместная деятельность на рынке интернет-поиска и рекламы начнется в середине 2010-го. Выручка будет делиться, Yahoo получит большую часть.
По правде говоря, это соглашение было анонсировано 29 июля этого года, и подписать окончательный вариант планировалось еще 27 октября. Однако сторонам потребовалось дополнительное время на проработку деталей.

По условиям соглашения, компания Yahoo следующие 10 лет будет использовать в качестве основного поискового движка Microsoft Bing. В обмен Yahoo предоставит Microsoft свои технологические и интеллектуальные ресурсы и будет размещать рекламу на сайтах обеих компаний. Выручка будет делиться, Yahoo получит большую часть. В результате Yahoo получит гарантированный доход от интернет-рекламы, а Microsoft – возможность увеличить свою долю на рынке интернет-поиска.

Несмотря на поддержку ведущих игроков рекламного бизнеса, включая Американскую ассоциацию рекламных агентств, сделка по-прежнему требует одобрения контролирующих органов США. В начале 2010-го стороны планируют получить все необходимые разрешения и начать сотрудничество примерно в середине года.

Напомню, что в мае 2008 года в рамках переговоров о поглощении Yahoo отклонила последнее предложение Microsoft, предлагавшей за компанию $47,5 млрд. В конце года исполнительный директор Yahoo Джерри Янг покинул компанию. На его место была назначена Кэрол Бартц, которая возобновила переговоры о сотрудничестве с исполнительным директором Microsoft Стивом Баллмером. Результатом этих переговоров стал июльский контракт. По мнению аналитиков, в случае успеха Microsoft и Yahoo смогут получить около 30% рынка интернет-поиска США, оставшаяся часть которого принадлежит Google.

Производители

Вслед за Gartner выход Acer на вторую позицию на рынке ПК подтвердила также и аналитическая компания iSuppli. По данным последней, лидером отрасли по-прежнему остается Hewlett-Packard с долей 19,9%, далее следует Acer – 13,4% и замыкает первую тройку Dell – 12,9%.

В первой пятерке самыми динамичными компаниями оказались Acer и Lenovo. За год им удалось увеличить объемы поставок на 16,8% и 17,2% соответственно. А вот Dell не может похвастаться особыми достижениями. Если в III квартале 2008 года она поставила на рынок 10,985 млн ПК, то в 2009 году – 10,335 млн (то есть меньше на 5,9%).

Совокупный объем поставок остальных производителей ПК, которые не вошли в первую пятерку, уменьшился на 7,2%. Среди них стоит отметить компанию Apple, продвигающую на рынок компьютеры Mac. Она показала наибольший рост среди всех производителей и, по некоторым прогнозам, в следующем году может увеличить свою долю до 4%.

Seagate, крупнейший в мире производитель жестких дисков, анонсировал свой первый твердотельный накопитель (Solid State Drive – SSD). 2,5- дюймовый SSD Seagate Pulsar с SATA-интерфейсом создан для блейд-серверов и других промышленных приложений. Выполненный по технологии одноуровневой структуры ячеек (Single-Level Cell – SLC), Pulsar выпускается в нескольких вариантах емкостью до 200 Гб.

SSD Seagate обладает необходимым уровнем надежности, производительности и выносливости для использования в блейд-серверах и других промышленных системах. Пиковая производительность Pulsar составляет 30 тыс. операций чтения в секунду и 25 тыс. – операций записи. Скорость последовательного чтения данных составляет 240 Мб в секунду, записи – 200 Мб в секунду.

Коммерческие поставки Pulsar начались в сентябре. По данным Gartner, в 2010 году будет продано вдвое больше SSD по сравнению с 2009 годом, а объем рынка в денежном выражении достигнет $1 млрд.

Dell формирует подразделение, в задачи которого будет входить выпуск мобильных устройств с дисплеями различных диагоналей. Это второе изменение в структуре компании за последний год. Возглавит новый бизнес Рон Гаррикс, глава подразделения Dell по выпуску потребительской продукции, ранее – один из руководителей в Motorola. В Dell он пришел в 2007-м.

Помимо создания новой группы, Dell объединит подразделение по выпуску потребительской продукции с подразделением по выпуску решений для малого и среднего бизнеса (SMB). Новое направление возглавит Стив Фелис, нынешний глава SMB-бизнеса компании.

Недавно компания представила свой первый смартфон, его продажи до конца нынешнего года начнутся в Бразилии и Китае. Ранее компания занималась производством карманных компьютеров Axim, но направление было свернуто по причине его бесперспективности.

Компании ARM и Qualcomm, занимающиеся производством мобильных процессоров, создали совместное предприятие под названием Arteris. Каждая из компаний вложила в производство по $10 млн, однако кроме ARM и Qualcomm в проекте также принимает участие группа инвесторов, в частности Synopsys и DoCoMo Capital. На первом этапе работы Arteris должна будет заняться выпуском мобильной сетевой электроники, в том числе решений класса Network On Chip, предназначенных для оснащения сетевыми возможностями одноплатовых электронных устройств. Точные даты выпуска первой продукции в Ateris пока не сообщают.

Шведский производитель оборудования для связи Ericsson планирует сократить почти 1000 работников. Сокращение ждет работающих на предприятии в г. Евле, где трудятся 856 человек, и 90 сотрудников – на предприятии в г. Бурос на юге Швеции. По сообщению компании, причина увольнений – повышение эффективности производства и появление новых, более совершенных продуктов, обеспечивших снижение объема работ. Сейчас число сотрудников Ericsson по всему миру составляет около 64 тыс. человек.

Компания Acer разместила заказ на производство компонентов платформы Nvidia Ion 2, которую будет использовать в своих нетбуках. Платформа Ion 2 предназначена для работы с процессорами Intel Atom под кодовым названием Pineview, идущими на смену процессорам Atom нынешнего поколения. Уже известны номера чипов – Atom N450, N470, D510 и D410.

В новых процессорах Atom графический контроллер будет помещен в один корпус с центральным чипом – ранее он размещался в чипсете. Таким образом, платформа Ion 2 будет представлять собой скорее отдельный графический адаптер, увеличивающий производительность системы. По данным Nvidia, платформа предыдущего поколения, Ion, в 10 раз быстрее обрабатывает графику в сравнении с собственным решением Intel.

Интернет

Google хочет купить поисковик по социальным сетям Aardvark за $30 млн. Владельцы Aardvark, в прошлом сами выходцы из Google, пока не спешат с решением, собирая предложения от остальных потенциальных покупателей. Если сделка состоится, это может помочь Google восполнить пробелы в портфолио своих продуктов, касающихся социальных сетей, и улучшить работу собственного поисковика.

Запущенный в июле 2007 года поисковый сервис Aardvark предназначен для быстрого получения пользователями социальных сетей ответов на любые вопросы. Вышедший в марте этого года IM-клиент к июню уже был встроен в Facebook, затем в Twitter, а в октябре компания запустила полноценную web-версию сервиса, открытую для всех желающих. По утверждению создателей Aardvark, 90% ответов может быть получено на протяжении пяти минут. Владельцы сервиса Макс Вентилла, Нэйтан Столл и Дэймон Хоровиц в прошлом сами работали в Google. Их компании The Mechanical Zoo, расположенной в Сан-Франциско, в 2008 году удалось собрать под свой первый проект Aardvark $6 млн инвестиций.

Социальная сеть Friendster к концу декабря будет продана неизвестному покупателю из Азии за $100 млн. Речь идет о контрольном пакете. Сам Friendster оценивается отраслевыми аналитиками в $210 млн.

Friendster был запущен в 2002 году. Его аудитория насчитывает 100 миллионов зарегистрированных пользователей, причем больше половины из них живут в Азии. Для сравнения, в крупнейшей социальной сети, Facebook, зарегистрировано свыше 350 млн пользователей, а стоимость Facebook оценивается в $9-10 млрд.

В Friendster говорят, что ведут переговоры с несколькими потенциальными покупателями. Среди них Tencent Holdings, крупнейших китайский интернет- холдинг с капитализацией в $35 млрд. Интересовался покупкой ресурса и Facebook, но его предложение представители Friendster отклонили. Кстати, шесть лет назад Google предлагал за Friendster $30 млн, но владельцы компании отказались от сделки. Причина, по которой теперь за Friendster предложили 100 миллионов, неизвестна. Она может быть связана с интеллектуальной собственностью компании – ей принадлежит пять патентов в области социальных сетей.

Apple приобрела стартап Lala.com, занимающийся продажей музыки через Интернет. Мнения аналитиков о том, зачем Apple понадобилась эта компания, расходятся. Возможно, компания готовится выйти на мировой рынок потоковой передачи звука, интернет-радио. Финансовые условия сделки не разглашаются, а в Apple отказываются от каких-либо комментариев.

Фирма Lala была основана в 2006 году в Пало-Альто (Калифорния), то есть в самом сердце Силиконовой долины. Венчурные инвестиции в компанию со стороны Bain Capital, Ignition Partners и Warner Music Group составили $35 млн. С осени 2008-го Lala занимается продажей музыки через Интернет. Однако ее модель отличается от модели Apple iTunes. Каталог Lala включает более 8 млн музыкальных треков, каждый из которых можно прослушать бесплатно один раз. Стоимость повторного прослушивания составляет 10 центов за трек. Прослушивание включается немедленно, в режиме реального времени. Понравившиеся треки можно не только слушать сколько угодно, но и сохранять на локальном диске – стоимость услуги составляет от 79 центов за трек. Для сравнения, треки в iTunes, как правило, стоят от 69 центов до $1,29 за штуку.

Ранее Lala предлагала своим пользователям функцию автоматического копирования библиотеки музыкальных файлов с жесткого диска компьютера на сервер. Воспользовавшись ею, покупатель получал возможность слушать треки из своей коллекции на любом устройстве с доступом в Интернет и синхронизировать эту библиотеку между мобильными устройствами и ПК. Магазин iTunes не предусматривает таких возможностей и предлагает лишь загрузку музыки на компьютер, смартфон или плеер.

Стартап мог заинтересовать Apple своими техническими разработками и, прежде всего, командой инженеров. Возможно, в данной сделке Apple интересует лишь право Lala продавать музыку известных лейблов – и не более того. А бывший гендиректор Yahoo Music Дэвид Голдберг увидел в сделке по покупке Lala желание Apple выйти на рынок потоковой передачи звука, интернет-радио. Ведь трек не обязательно загружать на ПК: можно обойтись потоковой передачей. Кроме того, здесь проще договориться по лицензиям со студиями звукозаписи. Наконец, нечто подобное для того же iPhone уже есть – это интернет-радио Pandora, пользующееся популярностью среди американцев, но в силу тех же лицензий пока недоступное пользователям за пределами США.

Мобильное

Компания Yahoo ожидает очень значительный рост в сегменте мобильной рекламы, даже несмотря на то, что весь рекламный рынок только начинает восстановление после сильнейшего за последние годы проседания. По словам Хилари Шнайдер, вице-президента североамериканского подразделения Yahoo, сейчас подразделение Yahoo Mobile сравнительно невелико, да и обороты его малы, но компания намерена привлекать все больше и больше рекламодателей, ориентированных на мобильный сектор.

«Мы полностью сконцентрированы на мобильном рынке, он является одним из наших основных приоритетов. Если взглянуть на рост проникновения мобильной связи, то становится ясным, что он очень велик, просто огромен. Но вспомните, как все начиналось. С очень малой базы пользователей», – говорит она. По словам топ-менеджера Yahoo, одним из наиболее серьезных препятствий на рынке является многоформатность этого сектора. Сейчас на рынке есть сразу несколько доминирующих форматов, сетей и платформ, каждая из которых имеет свои особенности и специфику.

В Yahoo полагают, что настоящий бум сегмента мобильной интернет-рекламы начнется в будущем году в США, после чего он придет в другие страны. «Пока сложно сказать, какими именно темпами будет происходить рост, но экономика восстанавливается — и он неизбежен. Yahoo уже сейчас готовится к этому», – сказала Шнайдер.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета