Mail.ru изменит Яндексу с Google

В Рунете закручивается очередная интрига. Уже начиная с нового года Mail.ru готова отказаться от сотрудничества с «Яндексом». Его место на страницах портала займет поисковик от Google. Это тем более вероятно, что Google давно пытается обзавестись серьезным партнером в России – интернет-компанией, имеющей значительное влияние в Рунете.

О том, что компании Mail.ru и Google ведут переговоры о сотрудничестве, стало известно совсем недавно. Напомню, что с 2006 года Mail.ru использует поисковую систему разработки «Яндекса». Однако в последнее время «Яндекс» начал проводить более агрессивную политику по увеличению своей доли рынка – как в России, так и за ее пределами. В рамках этой политики «Яндекс» потребовал начиная с 2010 года упоминания на страницах Mail.ru своего имени.

Однако топ-менеджеры Mail.ru вполне обоснованно считают свою компанию одним из лидеров Рунета, а потому не хотят продвигать чужой бренд (особенно в условиях высокой конкуренции на рынке интернет-рекламы). Но собственного эффективного поискового движка у них нет. Выходом для Mail.ru стало начало переговоров с Google об установке собственной поисковой строки этого интернет-гиганта. Впрочем, руководитель российского офиса Google Владимир Долгов и представители Mail.ru предстоящую сделку пока никак не комментируют.

Зато охотно высказался генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож. Он подтвердил, что «Яндекс» действительно предложил Mail.ru изменить условия договора и брендировать поисковую строку. Однако, по словам Воложа, первопричиной разногласий стало то, что в этом году Mail.ru начала продвигать поиск «Яндекса» как свой собственный. А «Яндекс», по словам Воложа, «готов конкурировать с другими поисковыми системами, но не сам с собой». Он также добавил, что ныне существующий контракт «Яндекса» и Mail.ru истекает в этом декабре, а ответа на запрос о его продлении «Яндекс» пока не получил.

С другой стороны, некий анонимный источник, близкий к участникам переговоров, сообщил газете «Ведомости», что компания Google готова предоставить Mail.ru поисковик без упоминания ее бренда на стартовой web-странице. Гендиректор компании интернет-рекламы «Бегун» Алексей Басов так комментирует эти переговоры: «Mail.ru важно иметь собственный поиск без чужого бренда, чтобы в перспективе запустить свой поиск. Mail.ru разрабатывает его с 2007 года. Кроме того, вместе с поиском на Mail.ru может появиться и контекстная реклама от Google на условиях более выгодных, чем с «Яндексом»».

По оценке, которую дал владелец сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко, в случае разрыва коммерческих отношений с Mail.ru «Яндекс» потеряет около 16% своего трафика и около 10% от общего поискового трафика Рунета. При этом сейчас трафик с Mail.ru приносит «Яндексу» около 2- 3% прибыли, но потенциально способен приносить намного больше. Финансовые показатели «Яндекса» за этот год еще неизвестны, но по итогам 2008-го его чистая прибыль составила 2,73 млрд рублей (около $110 млн).

При этом контекстная реклама, которую «Яндекс» размещает на Mail.ru, могла принести $22-33 млн. После выплат порталу «Яндексу» может остаться порядка $8,8-13,2 млн. Гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая считает, что потери «Яндекса» в 2010-м будут пропорциональны потерям в поисковых запросах – 10% от выручки (правда, часть этих денег выплачивается «обратно» Mail.ru).

Кстати, компания Google не раскрывает доходы, получаемые от рекламы в российском сегменте Интернета. Независимые эксперты оценивают их примерно в $10 млн по итогам 2008 года, а в этом году, несмотря на кризис, прогнозируют рост на 50%. При этом Google сможет увеличить показы контекстной рекламы, даже если и не получит хороших условий по разделению доходов с Mail.ru.

Тут, правда, стоит вспомнить, что для Google это уже не первая попытка закрепиться в Рунете. Год назад интернет-гигант заключил соглашение с главным российским конкурентом «Яндекса» и Mail.ru – компанией «Рамблер». В поисковик (он же портал) Rambler было решено установить поиск от Google, а также продать американской компании систему контекстной рекламы «Бегун». Однако, несмотря на перспективу получения щедрых инвестиций от Google, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России заблокировала эту сделку. Интересно, что вскоре после этого решения ФАС президент Дмитрий Медведев в одном из публичных выступлений посоветовал «следить за иностранными инвестициями в Рунете».

Но что может произойти теперь? Если переговоры Google и Mail.ru завершатся успехом, это будет означать начало серьезных перемен в Рунете уже начиная с 2010 года. Причем они будут происходить несмотря на то, что Mail.ru берет только технологию Google, а продвигать бренд этой компании не будет. Нельзя исключать, что угроза Mail.ru переключиться на Google – это только весомый аргумент в ходе переговоров между Mail.ru и «Яндексом». Но если Google и Mail.ru все же заключат альянс, он в будущем может серьезно угрожать доминированию «Яндекса» в Рунете.

Справка КГ:
«Яндекс» и Google на сегодняшний день – два ведущих поисковика в Рунете. По данным компании Liveinternet, они занимают, соответственно, 58,7% и 23,3% поискового рынка. Еще 10% рынка контролирует компания Mail.ru, использующая сейчас поиск от «Яндекса». 3,7% продолжает удерживать Rambler. Интернет-компания ООО «Мэйл.ру»: акционеры – Digital Sky Technology (53,2%), Naspers (42,9%), Дмитрий Гришин (3,5%). Финансовые показатели (US GAAP, 2008 г.): выручка – $74,6 млн, чистая прибыль – $34,3 млн.

Интернет-компания Yandex B. V.: акционеры – около 30% Yandex N.V. (включая опционы) принадлежит основателям и менеджерам «Яндекса», 60% – инвестфондам, 10% – частным инвесторам и бывшим сотрудникам, одна «золотая» акция – у Сбербанка России. Финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 7,9 млрд рублей ($319 млн), чистая прибыль – 2,73 млрд руб. ($110 млн).

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2009 год в рубрике интернет

©1997-2022 Компьютерная газета