Конструкторы для создания игр

Если человек хочет создать 2D- или 3D-игру, и у него есть идея, которую нужно воплотить в жизнь, то ему иногда не требуется вообще профессиональных знаний в области программирования. А делать приложения для мобильных телефонов, не говоря уже о простых играх для ПК, могут и дети. Уже много лет одной из самых модных тем являются конструкторы. Создано их очень много (по моим подсчетам, около двух сотен), часть бесплатна. Впрочем, большинство движков и конструкторов на самом деле являются ни чем иным как разобранными играми. Именно поэтому конструкторов так много, особенно если речь заходит о несложных проектах.

Понятие «движок» из той же оперы. Вы можете спросить у игроделов: «А какой у вас движок?», часть, конечно, стушуется, другие скажут правду, третьи скромно ответят: «Свой!». Кстати, Adobe Flash, так или иначе, можно причислить к конструкторам. Вообще, удивительно, что этой теме уделяется так мало внимания. То есть, многие читатели привыкли к той мысли, что игры создаются практически с нуля, разработчики приглашают специалистов по C, C++, C#, Java, Python, Lua, ActionScript (Adobe Flash) и т.п., производство монстроподобно, и доступно только победителям мировых олимпиад и избранным. На самом деле, все гораздо проще.

Плюсы использования конструкторов и движков очевидны — львиная часть работы сделана за вас. Их разработчики берут на себя решение всех проблем по оптимизации, структуризации рабочего процесса. От вас требуются только:

. Идея.
. Графический контент.
. Звуковой контент.

Масса конструкторов подразумевает несложное программирование. Обычно это либо собственные языки сценариев (скрипты), либо что-то очевидное, например, Бейсик. Хотя в настоящее время есть приложения, не требующие программирования вообще. Среди конструкторов можно встретить и более взрослые решения, для работы с которыми необходимы знания какого-либо серьезного языка, иногда даже дают варианты на выбор.

Еще один плюс конструкторов состоит в том, что они производят автоматическую локализацию продукта под различные платформы. То есть существуют варианты, когда вы можете создавать приложение, равно успешно работающее на Windows, MacOS, Linux, для мобильных устройств. В общем, тема интересная.

Что касается цен и лицензий. Большая часть хороших конструкторов является shareware, но при этом даются trial-версии с урезанным функционалом. Диапазон цен от «бесплатно» до нескольких тысяч долларов. На движке-контрукторе за $1000 и выше вы можете делать игры высокого профессионального класса. Причем, на самом деле, для конечного пользователя не важно, где и в чем игра была создана, главное, чтобы она была интересной и работоспособной.

Даже скажу больше, львиная доля игровой продукции, лежащей сейчас на прилавках магазинов, собрана в конструкторах. Создание своего движка — это очень дорогое удовольствие.

И последнее, о чем стоит сказать, и почему мы, собственно, вспомнили об Adobe Flash и назвали его конструктором. Для чего используется эта среда, кроме разработки игр и сайтов? Правильно, для создания мультимедийных презентаций. Практически любой игровой конструктор подходит для этих же целей. Причем некоторые из них обладают интересными особенностями, так что вы можете создать уникальные варианты презентаций, кои будут не похожи на другие. Это плюс.

Итак, давайте приступим к обзору.

Blade Engine

Сайт: www.bladeengine.com.
Разработчик: Buredo.
Лицензия: бесплатно.
Размер скачиваемой версии: 36 Мб.
Жанровая направленность: 2D-квесты, визуальные новеллы (Visual Novel).
Языки программирования: локальный HTML Script Workshop, хотя на HTML не похож, очень прост. Есть вариант работы без программирования.
Платформа: Windows, Windows Mobile.
Дополнительно: есть сервис по распространению.

Что такое жанр Visual Novel? Это текстовые окна, выводимые на статических картинках (изображениях). Своего рода комикс такой осовремененный. Кстати, сейчас много телезаставок делается по схожему принципу, а игры… Ну, возьмите какую-нибудь для маленьких девочек. В общем, если вы возьмете жанр Visual Novel, добавите к нему аниме (или хентаи, я в этом слабо разбираюсь), получите то, для чего собственно и предназначается продукт от Buredo (это японская компания, состоящая всего из нескольких человек).

Работа в рамках Blade Engine чем-то и напоминает принцип создания html-страниц, правда, со своей спецификой. Вы можете загружать фоны, изображения, текст, звук (музыка и диалоги). При этом можно строить сюжетные линии.

Лично я бы порекомендовал такой конструктор для детей, которые хотели бы что-то создать, а программировать еще не умеют. А также для взрослых, которые хотят делать небольшие игры или приложения для детей, но тоже программировать не умеют.

Мало того, на базе Blade Engine очень удобно делать обучающие программы, например, визуализировать диалоги. Это подойдет и для иностранных языков и для математики, в общем, пределов нет.

Также стоит сказать, что графика может быть абсолютно любых стилей, не обязательно японского.

Системные требования невелики.

Novelty Visual Novel Maker

Сайт: www.visualnovelty.com.
Разработчик: Erik Benerdal.
Лицензия: бесплатно (стадия бета-версии).
Размер скачиваемой версии: 33 Мб.
Жанровая направленность: 2D-квесты, визуальные новеллы (Visual Novel) с возможностью включения головоломок.
Языки программирования: в основном построение идет на визуальном уровне без программирования, хотя имеются скрипты C++ и Java.
Платформа: Windows.

Если говорить о жанре визуальных новелл, то в качестве более продвинутого по сравнению с Blade Engine средства разработки можно порекомендовать Novelty Visual Novel Maker. Это очень удобный конструктор, причем вы сами вольны выбирать, какой стиль работы вам предпочтителен — просто нажимать кнопки, формируя игру на визуальном уровне, или воспользоваться скриптами.

Также стоит отметить хорошую организацию интерфейса. То есть, все очень наглядно представлено, несложно отслеживать сюжетную линию, управлять диалогами и общим наполнением. В общем, рекомендую скачать.

Mo'Minis Studio

Сайт: www.mominis.com.
Разработчик: Mo'Minis.
Лицензия: бесплатно, для скачивания требуется регистрация.
Жанровая направленность: 2D любые.
Языки программирования: не используются.
Платформа: Java2 ME, Windows.
Дополнительно: есть сервис по распространению, на сайте есть видеоуроки.

Ну что сказать?:))) Что такое J2ME, знают практически все — это платформа для КПК и мобильных телефонов. И чтобы создать для них 2D-игру фактически любого жанра, не нужно знать ни программирования, ни особых хитростей.

Mo’Minis Studio, по существу, является уникальной средой, в которой весь процесс разработки ведется за счет кнопок управления, то есть программирование (даже скриптовое) просто отсутствует. Новичкам этот конструктор может показаться не совсем понятным на первый взгляд. В этом случае рекомендую скачать видеоуроки.

Что самое удивительное и интересное в данной ситуации — игры получаются качественными, не хуже тех, что у вас уже установлены на мобильнике. В общем, занимайтесь вопросом.

Напомню, что в таких случаях важными компонентами успешной игры являются: идея и красивая графика.

Genesis 2D MMORPG Engine

Сайт: http://genesis2d.freesmfhosting.com.
Размер скачиваемой версии: 40 Мб.
Жанровая направленность: 2D MMORPG.
Языки программирования: Visual Basic 6.
Платформа: Windows.

Очень мощный конструктор для создания игр в жанре MMORPG (2D). Он совмещает в себе простоту и высокую функциональность. Когда мы говорили, что конструкторы являются разобранными играми, то подразумевали вариант, схожий с Genesis. В данном случае мы имеем функционирующую структуру клиент- сервер с лаунчером. Через сервер можно передавать сообщения, продавать вещи. Предусмотрена система аукционов. У каждого игрока есть статус, то есть «занят» и т.п., функционирует список друзей. Реализована система и офлайн-почты, помимо этого любой игрок может послать серверу сообщение о багах, что выгодно разработчикам.

Помимо этого очевидно, что автор Genesis собаку съел на жанре MMORPG, поэтому тут вы можете найти все, что угодно. Например, специальную систему создания персонажа, в которой вы можете указывать множество параметров, в том числе и характер («добрый», «злой»), имеется большой набор навыков (даже есть верховая езда на лошади), реализована прокачка несобственных персонажей. Отличительная особенность: герои и NPC (несобственные персонажи) могут перемещаться по диагонали.

Естественно, предусмотрен редактор карт, при этом мини-карта формируется автоматически.

Честно сказать, ваш покорный слуга не большой любитель MMORPG, но многие мои знакомые разработчики ждали появления Genesis, скрестив пальцы. Судя по всему, остались им довольны.

Dungeon Craft

Сайт: http://uaf.sourceforge.net.
Лицензия: GPL.
Размер скачиваемой версии: 5 Мб.
Жанровая направленность: 2D First Person RPG.
Платформа: Windows.
Дополнительно: дается с исходным кодом.

Если вы хотите узнать, с чего все начиналось, то рекомендую обратить внимание на конструктор Dungeon Craft, который ведет свою историю аж с 1995 года. Причем не останавливается. Если вы любитель таких игр, как SSI's Forgotten Realms Unlimited Adventures (FRUA), Wizardry и Eye of Beholder, то этот конструктор как раз для вас. В рамках последней версии реализовано:

. Поддержка 16/24/32-битного цвета.
. Поддержка графических форматов: BMP, PCX, TGA, PNG, JPEG.
. Поддержка звуковых форматов: WAV, MIDI, MP3, MOD.
. Поддержка видеоформата AVI.
. Разрешения экрана: 640x480, 800x600 и 1024x768.
. Редактируемые предметы, магия и монстры.
. Увеличенная вместимость карт, эвентов, квестов, магических предметов и текста.
. Каждый проект создается как автономная игра.
. Весь арт полностью редактируется.
. Настройка режима карты.
. Текстовые события могут быть настроены по стилю Ultima.
. Карта и блоки могут быть изменены.

Вообще, такие эксклюзивные вещи, как Dungeon Craft, нужно собирать. Например, не так давно мне позвонил знакомый с просьбой подсказать конструктор, который позволит написать игру в стиле Dune II. Спрашиваю: «Что, так сложно самому написать Dune II?» — «Нет, ты не понял, я хочу, чтобы она и выглядела, и играла как Dune II!». Да, сейчас есть мода на винтажные игры. Кстати, о них о самых…

ShugenDo

Сайт: http://www.sakirsoft.com/cms/.
Размер скачиваемой версии: 13 Мб.
Лицензия: бесплатный.
Жанровая направленность: 2D-файтинг.
Языки программирования: фактически без программирования.
Платформа: Windows, Linux, PS3 Linux, PSP.

Mortal Combat… В общем, ShugenDo — 2D-движок, являющийся продолжением знаменитого в своей области Elecbyte M.U.G.E.N. Причем он значительно доработан в различных областях, начиная от динамики и заканчивая реализацией поддержки игры по Интернету. Подробности лучше узнавать на сайте.
Кстати, я, вот подумал… Что-то на мобильниках мало каратэ-подобных игр.

Mario Worker

Сайт: http://www.softendo.com/game/view/name/Mario%20Worker.
Размер скачиваемой версии: 12 Мб.
Жанровая направленность: Марио.
Языки программирования: без программирования.
Платформа: Windows.

Это и не совсем конструктор, а редактор уровней. Вы можете самостоятельно расставить врагов и препятствия, а после играть в свое удовольствие. Эту программу можно рекомендовать детям. Можно сказать, произойдет освоение профессии левел-дизайнера для казуальных игр. Взрослым же такое занятие может показаться несерьезным, для них подойдет...

Dizzy Quest Editor 2

Сайт: http://dqe.sourceforge.net/.
Размер скачиваемой версии: 1,6 Мб.
Жанровая направленность: 2D-квесты.
Языки программирования: Скриптовая система на основе синтаксиса Delphi (Object Pascal).
Платформа: Windows, OS X и Linux.
Дополнительно: Есть Dizzy Quest Editor SDK, написанный для Delphi.

Dizzy Quest Editor предназначена для создания стареньких 2D-квестов. Хотя и с современными реалиями. То есть, 2D представлено на современном уровне с использованием альфа-каналов, анти-альязинга, эффектов смешения цветов, в звуке также используется эффект-процессинг от DirectX 9 (реверберация и т.п.). Есть несколько редакторов:

. Редактор игровых экранов.
. Редактор скриптов.
. Редактор диалогов.
. Редактор музыки.

В принципе, получается своеобразное смещение стилей. Например, действия происходят в пещере, значит, должен использоваться приглушенный реверберационный звук и так далее.

Novashell

Сайт: http://www.rtsoft.com/novashell/.
Лицензия: бесплатно.
Размер скачиваемой версии: 15 Мб.
Жанровая направленность: 2D любые.
Языки программирования: Lua, хотя построение может производиться на визуальном уровне без программирования.
Платформа: Windows, OS X и Linux..
Дополнительно: доступны исходные коды (С++) по лицензии zlib/libpng.

В принципе, здесь собрано все, что можно делать в рамках 2D на современном уровне.

Nream! 3D

Сайт: www.freewebs.com/nikoasumi/.
Лицензия: shareware, $44.
Жанровая направленность: 3D Adventure.
Язык программирования: BASIC-подобный скрипт.
Платформа: Windows, OpenGL/DirectX.

Нужно сказать, что Nream! 3D стоит таких денег и окупается с лихвой, если вы захотели создать приключенческую игру в 3D (вид сверху, изометрия), но написание собственного движка представляет сложности. Поэтому пишете сценарий, разрабатываете персонажей — и ОК. Nream! 3D — это набор из шести взаимосвязанных инструментов:

. Редактор карт (Map Editor).
. Редактор блоков (Tile Editor).
. Редактор событий (Event Editor).
. Редактор эффектов (FX Editor).
. Редактор персонажей (Actor Builder).
. Редактор инвентаря и предметов (Item Database).

Язык программирования осваивается легко. С этим конструктором вы будете заниматься фактически только творчеством.

QCake

Сайт: www.qcake.org.
Лицензия: GPL.
Размер скачиваемой версии: 40 Мб.
Жанровая направленность: 3D.
Языки программирования: SPL, JavaScript, Python (на выбор).
Платформа: Linux, Mac OSX, Windows (на выбор).

Представьте себе Adobe Flash в 3D. Почему такое сравнение? QCake позволяет создавать приложения, которые можно воспроизводить только в специальном QCake Player. А потом все как в знаменитой песне: «Я его слепила из того, что было…». Мы имеем вкупе среду программирования и редактор 3D-сцен, основанный на PLIB. Трехмерные модели имеют формат md2, есть поддержка анимации костей. Есть шейдеры (GLSL), частицы (туман, огонь и прочее), физика на базе ODE. Звук — OpenAL. Язык программирования — на выбор.

В принципе, достаточно удачная подборка, правда, вывод только через QCake Player можно назвать недостатком. Не думается, что он приобретет такую же популярность, как и Flash Player, хотя… предсказывать в данном случае не берусь.

Дело в том, что существует множество попыток представления 3D-контента в рамках пользовательских технологий (того же Интернета), но базовой пока нет. У QCake имеется один большой плюс — мультиплатформенность, и это может сыграть. Хотя есть и конкурент, а именно web3d-плеер (он активно используется в Awakening SDK (www.awingsoft.com)).

Что касается освоения… По аббревиатурам вы уже поняли, что человеку, не разбирающемуся в технологиях, этот конструктор понятен не будет.

Advanced RPG Maker Editor

Сайт: http://arm.sourceforge.net.
Лицензия: GPL.
Размер скачиваемой версии: 2,5 Мб.
Жанровая направленность: 2D RPG.
Языки программирования: без программирования.
Платформа: Windows.
Дополнительно: без мультиплеера.

Есть очень популярный конструктор, именуемый RPG Maker. В данном случае мы говорим о его усовершенствовании, вернее, о задумке
усовершенствования. В общем, в Advanced RPG Maker Editor вы можете без всякого программирования создать небольшую игрушку.

RPG Studio (2D MORPG)

Сайт: http://sites.google.com/site/rpgstudio/.
Размер скачиваемой версии: 35 Мб (фактически «голая» оболочка).
Жанровая направленность: 2D RPG.
Языки программирования: без программирования.
Платформа: Windows.

Это самый лучший конструктор для создания RPG (MMORPG) без использования программирования. Разработка идет в пошаговом режиме.

Промежуточное завершение

Что касается последних новостей, могу сказать, что для жителей стран СНГ полная русскоязычная версия конструктора EMG Studio
(http://emgs.gcup.ru) стала доступной на бесплатной основе — это достаточно удобное средство для разработки мобильных java-игр.

А в общем и целом, имеет смысл обратить внимание на конструкторы, потому как они позволяют быстро реализовывать задуманные идеи, плюс к этому вы обучаетесь основам профессионального геймдева.

Продолжение следует…

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета