Программное обеспечение – уникальный и чрезвычайно интересный ресурс
Компания Adobe Systems в представлениях не нуждается, как и ее продукция. 16 сентября в Минске прошел семинар, целью которого было знакомство участников с возможностями продуктов, в частности Photoshop. За день до семинара нашему корреспонденту удалось встретиться с представителем Adobe в Украине и Республике Беларусь Даниилом Ключниковым, интервью с которым мы предлагаем вашему вниманию.
КГ. Первый вопрос: как Вы оцениваете рынок лицензионного ПО Беларуси, насколько он перспективен?
Даниил Ключников. Программное обеспечение, если взять концептуально - уникальный и чрезвычайно интересный ресурс, который позволяет человеку быть более эффективным, бизнесу – предсказуемым и результативным, государству – повышать свою управленческую функцию. Исходя из этого, мы и основываем наши ожидания. Беларусь – немаленькая страна, даже исходя из таких составляющих, как население, экономика и т.д., она интересна как рынок, притом перспективный рынок. Если смотреть в контексте развития этого рынка, то мы его видим в двух основных составляющих: первая - это общий, так называемый массовый рынок, вторая – интегративный рынок. Кризис, который в той или иной степени неизбежно затронул каждое государство, показывает, что "дыры", которые существуют в управлении организациями, компаниями, предприятиями, объективно есть. И софт предназначен для того, чтобы в той или иной степени эти "дыры" закрывать.
Возьмем любой бизнес, например, страховой. В Беларуси, как и в других странах, есть ряд обязательных или необязательных видов страхования. Процедура оформления страховки представляет собой некоторое количество действий, таких как обращение к менеджеру, заполнение документов, оцифровку информации из этих документов вручную, что неизбежно ведет к ошибкам. Далее следуют потери и другие составляющие, которые показывают, что, пожалуй, такой порядок неэффективен. При помощи простейшего ноутбука и программного обеспечения можно организовать процесс таким образом, чтобы информация попадала в систему без участия некоторого количества лиц, которые, скажем так, являются лишними. Причем это можно делать как в режиме онлайн, так и оффлайн. Такие бизнес-модели давно работают на Западе, такие модели шаг за шагом начинают внедряться и на постсоветском пространстве. Я клоню к тому, что белорусский рынок перспективный, интересный, и основная цель моего визита – увидеть потенциал и те сферы, с которых мы можем начинать, для того чтобы двигаться шаг за шагом. Нельзя "кавалерийским наскоком" прийти и сразу войти на рынок, нужно видеть, с чего начинать.
КГ. Но любая автоматизация подразумевает неизбежное направление некоторых сотрудников на биржу труда. Не все руководители пойдут на это.
Даниил Ключников. Неизбежно все идут к стандартам, стандартизация – это интересная и великая вещь. Возьмем Adobe Reader, который установлен на 98% всех компьютеров, подключенных к Интернету. Это говорит о том, что любой пользователь имеет бесплатное право доступа к формату PDF, где бы он ни находился. Это, с одной стороны, подразумевает общение и обмен информацией при помощи формата PDF, с другой – Reader, а это целый спектр скрытых возможностей, которые могут применяться в банковском, страховом, финансовом секторе и т.д. Бумажная система сбора отчетности, например, составляет значительную статью расходов. И программное обеспечение, особенно ПО Adobe позволяет решать такие проблемы. К сожалению, в большинстве своем программные продукты в постсоветских странах используются как печатные машинки. Поэтому одна из наших основных задач, и на местном рынке также, - это обучение. Бизнес Adobe строится таким образом, что 95% аудитории пользователей – это профессиональный сегмент, в меньшей степени мы работаем с конечными пользователями. Связано это с тем, что большинству из них, пожалуй, не нужен, скажем, Photoshop, а вполне достаточно бесплатного сервиса Photoshop Express. Если же вам требуется работать с продуктом профессионально – это другой вопрос, и в таком случае вы зарабатываете на нем деньги. Именно поэтому одна из целей нашей работы – показать профессиональному сегменту дополнительные возможности продуктов Adobe. Знание этих возможностей, прежде всего, повышает ценность сотрудника на рынке, например, фотографа, дизайнера, верстальщика и т.д., поскольку чем больше он знает, тем выше его цена на рынке, а также ценность предприятия, на котором работает этот сотрудник, так как “тремя” нажатиями клавиш он сможет сделать ту работу, которую другой будет делать день или два. Именно для этого предназначен наш семинар, на котором мы расскажем креативному сегменту о продуктах CS4, покажем, как можно их использовать проще, эффективнее и
результативнее.
КГ. То есть семинар направлен именно на знакомство с новыми продуктами и обучение участников возможностям этих продуктов, никаких маркетинговых целей он не имеет?
Даниил Ключников. Мы не ставим в данном случае маркетинговых целей, поскольку маркетинг – это комплекс мероприятий, и один семинар здесь никакой роли не сыграет. Задача семинара – показать новые возможности, потому что продукты Adobe лучше один раз увидеть – это гораздо проще и полезнее, чем часами о них рассказывать.
КГ. Следующий вопрос о пиратстве. Есть ли у компании Adobe идеи, связанные не столько конкретно с борьбой с пиратством, сколько с тем, как заинтересовать потребителей использовать лицензионные продукты?
Даниил Ключников. Adobe, как и любая другая компания, не борется с пиратством – для этого есть государственные органы, которые уполномочены работать в этой сфере, обеспечивая соблюдение законности. Наша же основная задача здесь заключается в трех ключевых направлениях: первое – это разъяснение участникам рынка рисков использования нелицензионного и ценностей лицензионного программного обеспечения; второе – это сотрудничество и обучение органов государственной власти признакам того, что есть лицензионное и нелицензионное ПО для того, чтобы они имели информацию и могли отличить одно от второго; третье – оказание помощи в законотворческой деятельности: экспертная, юридическая оценка . А что касается непосредственно лицензионного и нелицензионного софта, то говорить о том, что использование лицензионного ПО необходимо только для соблюдения законности – это очень узко, поскольку программный продукт сам по себе имеет ценность. Но если же продукт не вписывается в имеющуюся инфраструктуру, то есть попросту не нужен, но легализируется, то он попросту не имеет той ценности, которую должен иметь. И поэтому технология управления лицензиями важна на каждом предприятии, в учреждении или организации для того, чтобы понимать, что необходимо, а что нет.
КГ. Сейчас наблюдается тенденция перехода многих компаний, предприятий на бесплатные UNIX-подобные операционные системы. Как обстоят дела с кроссплатформенностью у продуктов Adobe, можно ли их без проблем использовать на этих операционных системах, либо же само использование бесплатных ОС и бесплатного ПО для них делает бессмысленным предложение программных продуктов, являющихся в большинстве своем платными?
Даниил Ключников. Любой программный продукт Adobe — кроссплатформенный. Linux, MacOS, Windows - любая операционная система может использоваться с нашими продуктами. И не важно, креативный это сегмент, платформенный либо серверный, это не имеет значения. При этом у нас есть ряд продуктов, таких как Reader, Flash Player, Air, которые являются свободно распространяемыми и бесплатными. Adobe поддерживает свободное ПО и не имеет ничего против него. Другой вопрос в том, что для простых пользователей продукты Adobe бесплатны, для тех, кто при их помощи зарабатывает деньги, – нет.
КГ. Как у Adobe обстоят дела с конкурентами?
Даниил Ключников. Разница между продуктами Adobe и продуктами конкурентов – примерно такая, как разница между Mercedes Benz и ВАЗ 2109, то есть наши продукты Premium-класса. Одной из основных целевых аудиторий компании являются творческие люди, это креативный сегмент, у которого, безусловно, есть выбор. Начиная, например, от продуктов местной разработки и заканчивая Photoshop, который используют, по нашим оценкам, 90% профессионалов во всем мире. Исходя из широты проникновения продуктов Adobe, включая даже нелицензионные, можно сказать, что они пользуются неоспоримой популярностью по сравнению с конкурентами, которые у нас вряд ли имеются в креативном сегменте. Quark уходит из любой страны, в которую приходит Adobe – факт, поскольку ему сложно конкурировать с InDesign. По ряду других направлений ситуация аналогична. Acrobat имеет более 300 "клонов", ни один из которых не сможет воспроизвести широкий функционал оригинального продукта Adobe. При этом он содержит ряд функций и дополнений, которые имеют взаимосвязь с другими продуктами компании, конкурентов у которых в профессиональном сегменте, пожалуй, нет. Software as a Service – новая тенденция на рынке программного обеспечения, и здесь Adobe также является лидером: не нужно иметь платный продукт, чтобы использовать базовые функции. Если вам нужно сгенерировать PDF-файл – откройте Acrobat.com, нужно работать в фотошопе – Photoshop Express. При этом вы не нарушаете авторских прав, у вас имеется функционал, более чем достаточный для использования.
КГ. Какие еще продукты Adobe могут быть интересны белорусским и не только пользователям?
Даниил Ключников. У нас более 70 продуктовых групп, каждая из которых по-своему интересна. Бренды, такие как Acrobat, Photoshop, Flash известны всем. Но есть и такие продукты, которые мало известны постсоветскому рынку: Adobe Connect – уникальная система дистанционного обучения и управления персоналом; LiveCycle – своего рода система сбора отчетности, построенная на PDF; Flash Media сервер - Steraming видео в Интернете, а также ряд других продуктов, таких как InDesign, InCopy, и т.д. О каждом из них можно говорить часами. На мой взгляд, белорусскому заказчику будет действительно интересен LiveCycle, который позволяет оптимизировать затраты на систему электронного документооборота. Для государственного сектора Республики Беларусь это уникальный продукт, поскольку, прежде всего — это надежность и безопасность, это быстрота и оперативность сбора отчетности, это единый стандарт PDF. Вторым интересным белорусскому пользователю продуктом является Adobe Connect: представьте себе, что рядом с вами в одном кабинете - Гомельская, Гродненская области, любой другой регион. В онлайн-режиме вы можете демонстрировать презентации, совместно работать с документами, совместно показывать бизнес-проекты либо проекты по управлению, и все это в рамках одного продукта. Кроме того, существуют интересные формы дистанционного обучения и наполнения контентом, такие как Adobe Presenter и Adobe Captivate. Можно в течение 20 минут создать целый учебный курс и выложить его, допустим, в том же Connect. И затем студентам, например, не выходя из дома, можно будет проходить этот учебный курс, выполнять тесты, после чего информация об успешности или неуспешности их выполнения поступит в учебный отдел. Далее можно сделать срезы по успеваемости, по контенту, то есть увидеть, что если на один из вопросов не ответил никто, то, возможно, что-то не так с самим вопросом. Таким образом, мы можем эффективно презентовать как синхронное, так и асинхронное обучение. При этом данной системой сможет пользоваться любой преподаватель – никаких специальных IT-знаний для этого не требуется. Наши продукты просты, элементарны для простого человека, который не имеет специальных знаний.
КГ. Если частные предприятия готовы оптимизировать свои затраты и внедрять для этого современное ПО, то госучреждения в данном направлении в некоторой степени консервативны. Как Вы планируете бороться с таким консерватизмом?
Даниил Ключников. С государственным сегментом, с моей точки зрения, нужно работать One to One, и это длительная работа, но мне кажется, что у нас более чем достаточно аргументов для государственного сектора. Первое – это кроссплатформенность, второе – стандарты, третье – это эффективность работы с электронным документом, четвертое – экономия. Возьмем простой пример: командировка сотрудника, скажем, из Гомеля в Минск. Это затраты на проезд, проживание и питание, это затраты времени. Тот же Connect вообще избавляет от необходимости такой командировки. Если это продемонстрировать руководителю предприятия, при этом правильно преподнести, то он, как минимум, задумается.
КГ. Чего Вы ожидаете от своего сотрудничества с компанией "СОФТПРОМ" на белорусском рынке?
Даниил Ключников. "СОФТПРОМ" – это наш единственный дистрибьютор на территории Республики Беларусь, при этом с ним мы давно и тесно сотрудничаем на территории Украины и в ряде других стран. Основные его задачи – это дистрибуция, развитие партнерского канала, обучение рынка, работа по продвижению продуктов Adobe, построение своего рода фундамента для того, чтобы можно было двигаться дальше. Мы, безусловно, стараемся максимально помочь нашему дистрибьютору, но, тем не менее, планов по активному выходу на рынок и открытию здесь представительства у нас пока нет. Вместе с тем те шаги, которые мы планируем принимать, с учетом складывающейся экономической ситуации, свидетельствуют об интересе вендора к белорусскому рынку.
КГ. А как вообще обстоят дела с распространением лицензионного софта и конкретно продуктов Adobe в регионе CIS? Кроме этого, расскажите, как у Adobe обстоят дела с локализацией продуктов?
Даниил Ключников. С локализацией дела у нас обстоят хорошо. Если взять рынок Украины в прошлом финансовом году, то 55% продаж составили именно локальные версии, то есть русские и украинские, остальные 45% - англоязычные версии. Белорусского софта у нас пока нет, но я полагаю, что русскоязычное ПО является комфортным и понятным. При этом отмечу, что в серии продуктов CS4 локализация выполнена силами самой компании Adobe, а не третьими лицами – подрядчиками. Это говорит о том, что уровень локализации повышается. Возможно, он не является совершенным, но мы работаем в этом направлении и надеемся, что следующая серия продуктов встанет в этом плане на качественно новую ступень, хотя, поверьте, и сейчас она более чем удовлетворительная, о чем свидетельствуют значительные продажи локального софта на территории постсоветского пространства.
С учетом всех кризисных явлений компания Adobe движется уверенно и, скажем так, планово. Имеются очень большие возможности на общем рынке, в частности за счет пиратства, которое составляет в России, по данным IDC, 68%, в Украине – 84%. На продукты Adobe эти показатели еще выше. Данных по РБ, к сожалению, пока нет. Тем не менее, несмотря на то, что пиратство – это плохо, оно открывает возможности, в том числе, и возможности перехода с пиратских на лицензионные программные продукты.
КГ. Есть ли у компании Adobe планы по сотрудничеству с белорусским Парком высоких технологий?
Даниил Ключников. Такие планы, безусловно, есть. Сегодня мы встречались с представителями ПВТ, а также ряда других ключевых игроков на рынке и будем встречаться в ближайшие дни. Наша задача сегодня – получить максимальное количество информации, чтобы выработать оптимальную стратегию продвижения на рынке. Нам нужны партнеры, которые будут осуществлять интеграцию, реализацию и последующую поддержку. Не имея здесь представительства, работать без сильной партнерской базы крайне сложно. Поэтому одна из основных задач, в том числе и компании "СОФТПРОМ", – расширение как количественной, так и качественной составляющей партнерской базы на территории республики.
КГ. Спасибо, Даниил, за интересную беседу! Пожелаем Вам скорейшего осуществления Ваших планов по продвижению продукции на нашем рынке.
Андрей Ахрем
КГ. Первый вопрос: как Вы оцениваете рынок лицензионного ПО Беларуси, насколько он перспективен?
Даниил Ключников. Программное обеспечение, если взять концептуально - уникальный и чрезвычайно интересный ресурс, который позволяет человеку быть более эффективным, бизнесу – предсказуемым и результативным, государству – повышать свою управленческую функцию. Исходя из этого, мы и основываем наши ожидания. Беларусь – немаленькая страна, даже исходя из таких составляющих, как население, экономика и т.д., она интересна как рынок, притом перспективный рынок. Если смотреть в контексте развития этого рынка, то мы его видим в двух основных составляющих: первая - это общий, так называемый массовый рынок, вторая – интегративный рынок. Кризис, который в той или иной степени неизбежно затронул каждое государство, показывает, что "дыры", которые существуют в управлении организациями, компаниями, предприятиями, объективно есть. И софт предназначен для того, чтобы в той или иной степени эти "дыры" закрывать.
Возьмем любой бизнес, например, страховой. В Беларуси, как и в других странах, есть ряд обязательных или необязательных видов страхования. Процедура оформления страховки представляет собой некоторое количество действий, таких как обращение к менеджеру, заполнение документов, оцифровку информации из этих документов вручную, что неизбежно ведет к ошибкам. Далее следуют потери и другие составляющие, которые показывают, что, пожалуй, такой порядок неэффективен. При помощи простейшего ноутбука и программного обеспечения можно организовать процесс таким образом, чтобы информация попадала в систему без участия некоторого количества лиц, которые, скажем так, являются лишними. Причем это можно делать как в режиме онлайн, так и оффлайн. Такие бизнес-модели давно работают на Западе, такие модели шаг за шагом начинают внедряться и на постсоветском пространстве. Я клоню к тому, что белорусский рынок перспективный, интересный, и основная цель моего визита – увидеть потенциал и те сферы, с которых мы можем начинать, для того чтобы двигаться шаг за шагом. Нельзя "кавалерийским наскоком" прийти и сразу войти на рынок, нужно видеть, с чего начинать.
КГ. Но любая автоматизация подразумевает неизбежное направление некоторых сотрудников на биржу труда. Не все руководители пойдут на это.
Даниил Ключников. Неизбежно все идут к стандартам, стандартизация – это интересная и великая вещь. Возьмем Adobe Reader, который установлен на 98% всех компьютеров, подключенных к Интернету. Это говорит о том, что любой пользователь имеет бесплатное право доступа к формату PDF, где бы он ни находился. Это, с одной стороны, подразумевает общение и обмен информацией при помощи формата PDF, с другой – Reader, а это целый спектр скрытых возможностей, которые могут применяться в банковском, страховом, финансовом секторе и т.д. Бумажная система сбора отчетности, например, составляет значительную статью расходов. И программное обеспечение, особенно ПО Adobe позволяет решать такие проблемы. К сожалению, в большинстве своем программные продукты в постсоветских странах используются как печатные машинки. Поэтому одна из наших основных задач, и на местном рынке также, - это обучение. Бизнес Adobe строится таким образом, что 95% аудитории пользователей – это профессиональный сегмент, в меньшей степени мы работаем с конечными пользователями. Связано это с тем, что большинству из них, пожалуй, не нужен, скажем, Photoshop, а вполне достаточно бесплатного сервиса Photoshop Express. Если же вам требуется работать с продуктом профессионально – это другой вопрос, и в таком случае вы зарабатываете на нем деньги. Именно поэтому одна из целей нашей работы – показать профессиональному сегменту дополнительные возможности продуктов Adobe. Знание этих возможностей, прежде всего, повышает ценность сотрудника на рынке, например, фотографа, дизайнера, верстальщика и т.д., поскольку чем больше он знает, тем выше его цена на рынке, а также ценность предприятия, на котором работает этот сотрудник, так как “тремя” нажатиями клавиш он сможет сделать ту работу, которую другой будет делать день или два. Именно для этого предназначен наш семинар, на котором мы расскажем креативному сегменту о продуктах CS4, покажем, как можно их использовать проще, эффективнее и
результативнее.
КГ. То есть семинар направлен именно на знакомство с новыми продуктами и обучение участников возможностям этих продуктов, никаких маркетинговых целей он не имеет?
Даниил Ключников. Мы не ставим в данном случае маркетинговых целей, поскольку маркетинг – это комплекс мероприятий, и один семинар здесь никакой роли не сыграет. Задача семинара – показать новые возможности, потому что продукты Adobe лучше один раз увидеть – это гораздо проще и полезнее, чем часами о них рассказывать.
КГ. Следующий вопрос о пиратстве. Есть ли у компании Adobe идеи, связанные не столько конкретно с борьбой с пиратством, сколько с тем, как заинтересовать потребителей использовать лицензионные продукты?
Даниил Ключников. Adobe, как и любая другая компания, не борется с пиратством – для этого есть государственные органы, которые уполномочены работать в этой сфере, обеспечивая соблюдение законности. Наша же основная задача здесь заключается в трех ключевых направлениях: первое – это разъяснение участникам рынка рисков использования нелицензионного и ценностей лицензионного программного обеспечения; второе – это сотрудничество и обучение органов государственной власти признакам того, что есть лицензионное и нелицензионное ПО для того, чтобы они имели информацию и могли отличить одно от второго; третье – оказание помощи в законотворческой деятельности: экспертная, юридическая оценка . А что касается непосредственно лицензионного и нелицензионного софта, то говорить о том, что использование лицензионного ПО необходимо только для соблюдения законности – это очень узко, поскольку программный продукт сам по себе имеет ценность. Но если же продукт не вписывается в имеющуюся инфраструктуру, то есть попросту не нужен, но легализируется, то он попросту не имеет той ценности, которую должен иметь. И поэтому технология управления лицензиями важна на каждом предприятии, в учреждении или организации для того, чтобы понимать, что необходимо, а что нет.
КГ. Сейчас наблюдается тенденция перехода многих компаний, предприятий на бесплатные UNIX-подобные операционные системы. Как обстоят дела с кроссплатформенностью у продуктов Adobe, можно ли их без проблем использовать на этих операционных системах, либо же само использование бесплатных ОС и бесплатного ПО для них делает бессмысленным предложение программных продуктов, являющихся в большинстве своем платными?
Даниил Ключников. Любой программный продукт Adobe — кроссплатформенный. Linux, MacOS, Windows - любая операционная система может использоваться с нашими продуктами. И не важно, креативный это сегмент, платформенный либо серверный, это не имеет значения. При этом у нас есть ряд продуктов, таких как Reader, Flash Player, Air, которые являются свободно распространяемыми и бесплатными. Adobe поддерживает свободное ПО и не имеет ничего против него. Другой вопрос в том, что для простых пользователей продукты Adobe бесплатны, для тех, кто при их помощи зарабатывает деньги, – нет.
КГ. Как у Adobe обстоят дела с конкурентами?
Даниил Ключников. Разница между продуктами Adobe и продуктами конкурентов – примерно такая, как разница между Mercedes Benz и ВАЗ 2109, то есть наши продукты Premium-класса. Одной из основных целевых аудиторий компании являются творческие люди, это креативный сегмент, у которого, безусловно, есть выбор. Начиная, например, от продуктов местной разработки и заканчивая Photoshop, который используют, по нашим оценкам, 90% профессионалов во всем мире. Исходя из широты проникновения продуктов Adobe, включая даже нелицензионные, можно сказать, что они пользуются неоспоримой популярностью по сравнению с конкурентами, которые у нас вряд ли имеются в креативном сегменте. Quark уходит из любой страны, в которую приходит Adobe – факт, поскольку ему сложно конкурировать с InDesign. По ряду других направлений ситуация аналогична. Acrobat имеет более 300 "клонов", ни один из которых не сможет воспроизвести широкий функционал оригинального продукта Adobe. При этом он содержит ряд функций и дополнений, которые имеют взаимосвязь с другими продуктами компании, конкурентов у которых в профессиональном сегменте, пожалуй, нет. Software as a Service – новая тенденция на рынке программного обеспечения, и здесь Adobe также является лидером: не нужно иметь платный продукт, чтобы использовать базовые функции. Если вам нужно сгенерировать PDF-файл – откройте Acrobat.com, нужно работать в фотошопе – Photoshop Express. При этом вы не нарушаете авторских прав, у вас имеется функционал, более чем достаточный для использования.
КГ. Какие еще продукты Adobe могут быть интересны белорусским и не только пользователям?
Даниил Ключников. У нас более 70 продуктовых групп, каждая из которых по-своему интересна. Бренды, такие как Acrobat, Photoshop, Flash известны всем. Но есть и такие продукты, которые мало известны постсоветскому рынку: Adobe Connect – уникальная система дистанционного обучения и управления персоналом; LiveCycle – своего рода система сбора отчетности, построенная на PDF; Flash Media сервер - Steraming видео в Интернете, а также ряд других продуктов, таких как InDesign, InCopy, и т.д. О каждом из них можно говорить часами. На мой взгляд, белорусскому заказчику будет действительно интересен LiveCycle, который позволяет оптимизировать затраты на систему электронного документооборота. Для государственного сектора Республики Беларусь это уникальный продукт, поскольку, прежде всего — это надежность и безопасность, это быстрота и оперативность сбора отчетности, это единый стандарт PDF. Вторым интересным белорусскому пользователю продуктом является Adobe Connect: представьте себе, что рядом с вами в одном кабинете - Гомельская, Гродненская области, любой другой регион. В онлайн-режиме вы можете демонстрировать презентации, совместно работать с документами, совместно показывать бизнес-проекты либо проекты по управлению, и все это в рамках одного продукта. Кроме того, существуют интересные формы дистанционного обучения и наполнения контентом, такие как Adobe Presenter и Adobe Captivate. Можно в течение 20 минут создать целый учебный курс и выложить его, допустим, в том же Connect. И затем студентам, например, не выходя из дома, можно будет проходить этот учебный курс, выполнять тесты, после чего информация об успешности или неуспешности их выполнения поступит в учебный отдел. Далее можно сделать срезы по успеваемости, по контенту, то есть увидеть, что если на один из вопросов не ответил никто, то, возможно, что-то не так с самим вопросом. Таким образом, мы можем эффективно презентовать как синхронное, так и асинхронное обучение. При этом данной системой сможет пользоваться любой преподаватель – никаких специальных IT-знаний для этого не требуется. Наши продукты просты, элементарны для простого человека, который не имеет специальных знаний.
КГ. Если частные предприятия готовы оптимизировать свои затраты и внедрять для этого современное ПО, то госучреждения в данном направлении в некоторой степени консервативны. Как Вы планируете бороться с таким консерватизмом?
Даниил Ключников. С государственным сегментом, с моей точки зрения, нужно работать One to One, и это длительная работа, но мне кажется, что у нас более чем достаточно аргументов для государственного сектора. Первое – это кроссплатформенность, второе – стандарты, третье – это эффективность работы с электронным документом, четвертое – экономия. Возьмем простой пример: командировка сотрудника, скажем, из Гомеля в Минск. Это затраты на проезд, проживание и питание, это затраты времени. Тот же Connect вообще избавляет от необходимости такой командировки. Если это продемонстрировать руководителю предприятия, при этом правильно преподнести, то он, как минимум, задумается.
КГ. Чего Вы ожидаете от своего сотрудничества с компанией "СОФТПРОМ" на белорусском рынке?
Даниил Ключников. "СОФТПРОМ" – это наш единственный дистрибьютор на территории Республики Беларусь, при этом с ним мы давно и тесно сотрудничаем на территории Украины и в ряде других стран. Основные его задачи – это дистрибуция, развитие партнерского канала, обучение рынка, работа по продвижению продуктов Adobe, построение своего рода фундамента для того, чтобы можно было двигаться дальше. Мы, безусловно, стараемся максимально помочь нашему дистрибьютору, но, тем не менее, планов по активному выходу на рынок и открытию здесь представительства у нас пока нет. Вместе с тем те шаги, которые мы планируем принимать, с учетом складывающейся экономической ситуации, свидетельствуют об интересе вендора к белорусскому рынку.
КГ. А как вообще обстоят дела с распространением лицензионного софта и конкретно продуктов Adobe в регионе CIS? Кроме этого, расскажите, как у Adobe обстоят дела с локализацией продуктов?
Даниил Ключников. С локализацией дела у нас обстоят хорошо. Если взять рынок Украины в прошлом финансовом году, то 55% продаж составили именно локальные версии, то есть русские и украинские, остальные 45% - англоязычные версии. Белорусского софта у нас пока нет, но я полагаю, что русскоязычное ПО является комфортным и понятным. При этом отмечу, что в серии продуктов CS4 локализация выполнена силами самой компании Adobe, а не третьими лицами – подрядчиками. Это говорит о том, что уровень локализации повышается. Возможно, он не является совершенным, но мы работаем в этом направлении и надеемся, что следующая серия продуктов встанет в этом плане на качественно новую ступень, хотя, поверьте, и сейчас она более чем удовлетворительная, о чем свидетельствуют значительные продажи локального софта на территории постсоветского пространства.
С учетом всех кризисных явлений компания Adobe движется уверенно и, скажем так, планово. Имеются очень большие возможности на общем рынке, в частности за счет пиратства, которое составляет в России, по данным IDC, 68%, в Украине – 84%. На продукты Adobe эти показатели еще выше. Данных по РБ, к сожалению, пока нет. Тем не менее, несмотря на то, что пиратство – это плохо, оно открывает возможности, в том числе, и возможности перехода с пиратских на лицензионные программные продукты.
КГ. Есть ли у компании Adobe планы по сотрудничеству с белорусским Парком высоких технологий?
Даниил Ключников. Такие планы, безусловно, есть. Сегодня мы встречались с представителями ПВТ, а также ряда других ключевых игроков на рынке и будем встречаться в ближайшие дни. Наша задача сегодня – получить максимальное количество информации, чтобы выработать оптимальную стратегию продвижения на рынке. Нам нужны партнеры, которые будут осуществлять интеграцию, реализацию и последующую поддержку. Не имея здесь представительства, работать без сильной партнерской базы крайне сложно. Поэтому одна из основных задач, в том числе и компании "СОФТПРОМ", – расширение как количественной, так и качественной составляющей партнерской базы на территории республики.
КГ. Спасибо, Даниил, за интересную беседу! Пожелаем Вам скорейшего осуществления Ваших планов по продвижению продукции на нашем рынке.
Андрей Ахрем
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2009 год в рубрике soft