IT-индустрия: жизнь бьет ключом

Корпоративные страсти

Глава Oracle опроверг слухи о том, что после покупки Sun некоторые направления ее бизнеса будут проданы, и подверг критике конкурирующую процессорную архитектуру IBM Power.

Глава Oracle Ларри Эллисон выступил с критикой в адрес процессорной архитектуры IBM Power. По его словам, Oracle и Sun недавно обошли Голубого гиганта в тестах оперативной обработки транзакций (Online Transaction Processing, OLTP). «Мы обошли 76 стоек IBM на базе Power всего девятью на основе Sparc-Solaris, – заявил Эллисон. – Мы достигли на 25% большей производительной мощности и в 16 раз улучшенное время отклика. При этом их стойки потребляют в шесть раз больше энергии, так что теперь мы знаем, почему чип IBM назвали Power». Он также заявил о том, что Oracle готовится к новой рекламной кампании, в рамках которой будет обещано заплатить $10 млн любой организации, которая обнаружит, что технологии Oracle и Sun не работают вдвое быстрее существующих на рынке аналогов.

Напомню, что Oracle недавно уже была оштрафована за сравнение своего сервера с IBM – правда, на сумму всего в $10 тыс. Совет по оценке производительности обработки транзакций (Transaction Processing Performance Council – TPC) принял такое решение в ответ на жалобу IBM. В рекламе, размещенной в The Wall Street Journal и The Economist, Oracle со ссылкой на результаты тестов TPC заявила о том, что новые серверы Oracle/Sun работают быстрее серверов от IBM. При этом, как выяснилось, результаты данных тестов не были представлены на рассмотрение непосредственно TPC, членом которого является Oracle.

Ларри Эллисон также раскритиковал IBM за распускаемые слухи о том, что Oracle уйдет с рынка серверов и не будет больше инвестировать в ОС Solaris и процессорную архитектуру Sparc. «Мы не избавляемся от нашего бизнеса по производству аппаратного обеспечения, – отметил он. – Sparc – фантастическая технология, и ее можно еще улучшить, инвестируя в развитие инноваций на ее базе. Мы сделаем ее быстрее и надежнее, а также снизим энергопотребление. Если IBM хочет конкурировать, мы будем счастливы это сделать. Мы намерены продемонстрировать, что Sparc – лучшая в мире архитектура».

Эллисон добавил, что у Oracle теперь есть возможность одновременно развивать и «железо», и программную часть, что даст компании «огромную возможность» проектировать более быстрые, дешевые и надежные системы. «Есть определенные преимущества в том, что одна компания контролирует и аппаратную, и программную часть, – считает он. – Например, Apple проделала колоссальную работу, одновременно решая задачи по железу и софту». Эллисон еще раз заверил заказчиков Sun, что ни одна часть приобретаемого бизнеса не будет продана.

Скот Макнили, основатель и председатель совета директоров Sun, также отметил, что клиентам компании не следует бояться предстоящего слияния с Oracle. Компания Эллисона, по его словам, твердо намерена инвестировать в ключевые технологии Sun – процессоры Sparc, ОС Solaris, язык Java и открытую СУБД MySQL. В итоге от завершения $7,4-миллиардной сделки выиграют оба вендора, заверил Макнили.

Теме покупки Sun отведено ключевое место на форуме Openworld, который Oracle проводит в Сан-Франциско. Несмотря на то, что традиционно это мероприятие рассчитано на крупных корпоративных заказчиков Oracle, в этом году корпорация прикладывает немало усилий для того, чтобы уверить клиентов Sun в своей лояльности и готовности инвестировать в развитие приобретаемых технологий.

Напомню, что соглашение о покупке Sun было подписано Oracle в апреле. Однако закрытию сделки препятствует антимонопольное расследование, которое проводят сейчас регуляторы Евросоюза. По словам Эллисона, каждый месяц задержки стоит Sun около $100 млн. При этом Sun продолжает терять свою долю серверного рынка: клиенты компании уходят к конкурентам – IBM и HP.

Крупнейший в мире производитель оборудования для информационных сетей, американская Cisco Systems Inc подписал сделку о покупке компании Starent Networks Corp за $2,9 млрд. Starent, базирующаяся в Калифорнии, специализируется на решениях в области беспроводной связи. Cisco заплатит $35 за одну акцию Starent.
Покупка Starent позволит Cisco получить дополнительные доходы за счет все большей популярности таких смартфонов, как iPhone и BlackBerry, благодаря которым объем передаваемой информации растет высочайшими темпами. В Cisco считают, что глобальный трафик будет расти в два раза в год с 2013 года.

Покупка Starent стала второй многомиллиардной сделкой, о которой в Cisco заявили в начале октября. Прежде совет директоров Cisco одобрил покупку за $3 млрд крупнейшего поставщика аппаратуры для видеоконференций – норвежской Tandberg.

Компьютеры

Во II квартале 2009 года объем мирового рынка ноутбуков составил $26,4 млрд, что на 10% превышает показатель предыдущего квартала, а также на 5% меньше результатов II квартала 2008 года, свидетельствуют аналитики DisplaySearch. Лучше всего себя показал сегмент нетбуков: выручка здесь выросла на 37% в рамках квартала и на 264% – в рамках года. Что же касается сегментов более крупных моделей, то тут ситуация обстояла несколько иначе: в течение года прибыль снижалась практически везде, и единственной категорией, показавшей квартальный рост, стал сегмент портативных моделей, то есть с размером экрана от 13 до 16 дюймов.

Что касается цен, то средняя стоимость модели в сегменте нетбуков упала практически на 30% по сравнению с показателями прошлого года. Для сравнения, средняя цена на рынке ноутбуков снизилась лишь на 10%. Однако благодаря внушительному скачку объема поставок – на 360% по сравнению с прошлым годом – сегмент нетбуков смог показать рост прибылей по сравнению с прошлым годом.

«Нетбуки сильно помогают росту объемов поставок в рамках рынка ноутбуков, так как их низкая стоимость делает покупку второго компьютера более доступной. Кроме того, в 2009 году мы ожидаем снижения цен во всех сегментах рынка портативных компьютеров, что, в свою очередь, приведет к первому падению прибылей на этом рынке. Более того, в 2010 году этот тренд скорее всего сохранится», – пояснил Джон Ф. Джейкобс, аналитик DisplaySearch.

Софт

Корпорация Oracle объявила о приобретении компании Sophoi, разрабатывающей ПО для медиа- и развлекательных организаций, которые заинтересованы в управлении и отслеживании своей интеллектуальной собственности. Финансовые подробности сделки не раскрываются.

В нынешней экосистеме СМИ контент может быть доставлен по различным каналам, таким как Интернет и телевидение. Отследить соблюдение прав на интеллектуальную собственность, пользуясь уже устаревшими системами слежения за IP, довольно сложно. Решение Sophoi iPLS (Intellectual Property Licensing Suite), сменившее название на Oracle Media Intellectual Property Management, поможет СМИ сохранить доходы, минимизировать случаи правовых конфликтов, снизить риск нарушения сроков и условий на право пользования интеллектуальной собственностью. Продукт располагает инструментами для работы с правами на интеллектуальную собственность, продажи и распространения контента в различных сетях и ведения реестра правообладателей.

Интернет-бизнес

С начала 2009 года продажи некоторых интернет-магазинов в России выросли на 20-50%, в то время как, по данным Росстата, за указанный период оборот российской розницы снизился на 4,7%. Такие данные были озвучены в ходе российской конференции по интернет-продажам «Электронная торговля – 2009», проходившей недавно в Москве.

К примеру, с начала года общие продажи в «Озоне» выросли на 20-25%, причем в основной товарной категории интернет-магазина («Книги») темпы роста составили 39%. Генеральный директор «Озона» Бернар Люке отметил: «Кризис помогает принципиально перестроить отношения с поставщиками, благодаря чему увеличивается ассортимент и количество товаров на складе интернет-магазина. Только за последний месяц в базу «Озона» добавлены 20-25 тыс. наименований новых книг. И долговременный прогноз благоприятен – в России через Интернет продается меньше 1% книг, тогда как в США, по данным Morgan&Stanley, этот показатель составляет порядка 24%».

Общие темпы роста интернет-продаж компании «Эльдорадо» превысили 50%, а продажи офлайновых магазинов ритейлера упали на 29,7%. Антон Пермогоров, руководитель направления интернет-продаж компании «Эльдорадо», считает, что одним из ключевых факторов роста продаж является отложенный спрос, сформированный во второй половине прошлого года. По его мнению, успех онлайнового магазина также во многом зависит от активной онлайн-экспансии и ассортиментной политики, акцент в которой сделан на товары с уникальным соотношением «цена/качество».

По словам Дениса Белова, генерального директора Boutique.ru, сейчас темп роста интернет-продаж составляет порядка 22%. Более того, в августе был достигнут рекордный оборот, а доля интернет-продаж в структуре доходов «родительской» компании приблизилась к 50%. При этом офлайновые продажи «родителя» упали на 35-40%.

У новых участников рынка есть свои «истории успеха». Проект KupiVIP.ru, запущенный в октябре 2008 года, за 11 месяцев набрал порядка 750 тыс. клиентов и вышел на прибыльность. По мнению Оскара Хартманна, генерального директора шопинг-клуба KupiVIP, в 2009 году темпы роста глобального рынка интернет-торговли составят 25%.

Согласно прогнозу компании Euromonitor International, оборот российской интернет-торговли в 2009 году вырастет на 14%, превысив 110 млрд руб. Драйверами роста всего рынка станут продолжающийся рост аудитории Рунета (в особенности абонентов широкополосного интернет-доступа), увеличение интереса к покупкам через Интернет, наличие недостаточно освоенных сегментов и отсутствие – в настоящий момент – ряда бизнес-моделей, уже эффективно работающих за рубежом. По мнению Бернара Люке, к 2013 году российский рынок интернет-торговли может вырасти в четыре раза. Растет и рекламный рынок Рунета. За первые шесть месяцев 2009 года доходы от рекламы в Рунете выросли на 5% – до 3-3,2 млрд рублей. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Рунет оказался единственной рекламной средой, в которой не было снижения доходов относительно первого полугодия 2008 года. И хотя по сравнению с прежними периодами, когда рост составлял 60-70%, разница значительна, в условиях кризиса даже 5% (без учета контекстной рекламы) – показатель, достойный уважения.

Сильнее всего рецессия отразилась на рекламных бюджетах «уходящей натуры» – печатных СМИ, где снижение объемов рынка составило 45%. Интерес рекламодателей к газетам и журналам снизился на 40%, к специализированным рекламным изданиям – на 53%. В наружной рекламе спад бюджетов равен 39%, на радио – 36%. Лучше других традиционных медиа держится телевидение: снижение рекламных бюджетов здесь вполовину меньше, чем у других носителей, и не превышает 21%. Ну а новые среды – кинотеатры, кабельные и спутниковые телеканалы – потеряли 23% бюджетов.

За первый квартал 2009-го число компаний, размещающих рекламу в СМИ, сократилось на 11%. Во второй четверти года количество рекламодателей вновь уменьшилось – те же 11%. Более всего от ухода и миграции рекламодателей пострадала печатная пресса (35%), на ТВ спад составил 7%, на радио – 8%, в наружной рекламе – 1%.
По оптимистичному прогнозу компании ZenithOptimedia, к концу года спад рекламного рынка в России составит 15%; вырастет только сегмент интернет- рекламы, в то время как остальные медиасреды потеряют от 5% (телевидение) до 33% (радио и печатные СМИ). Эксперты также полагают, что быстрее всего из кризиса выйдут ТВ и Интернет, лучше других адаптировавшиеся к новым условиям.

В США проблемы другого рода. Доля американских интернет-пользователей, хотя бы раз в месяц кликнувших по баннеру, сократилась вдвое, с 32% до 16%. Об этом свидетельствует отчет ComScore, охватывающий двадцатимесячный период с июля 2007 по март 2009 года.

Лишь на половину из заинтересовавшихся рекламой пользователей приходится 85% кликов. При этом половину кликов совершают только 4% пользователей. В другом исследовании ComScore говорится, что около 10% баннерных объявлений в крупнейших города США используют географический таргетинг. Это, несмотря на более значительные затраты, помогает рекламодателям эффективнее тратить деньги на такого рода рекламу, которая традиционно менее точна, чем поисковая.

Расходы на интернет-рекламу в США падают. В I полугодии 2009 года рекламодатели потратили на Сеть $10,9 млрд. Это на 5,3% меньше показателя прошлого года. Затраты на баннерную рекламу составили $3,8 млрд, что на 1,1% ниже, чем в первой половине 2008 года.

Мобильное

По итогам III квартала Nokia показала чистый убыток в размере 913 млн евро. Большая часть убытков – это списание активов Nokia Siemens Networks, а остальная часть связана с падением спроса на мобильные телефоны компании. Аналитики уверены, что отрицательные финансовые показатели – временное явление, и с наступлением рождественского сезона дела компании выровняются.

Согласно отчетности Nokia, из 913 млн евро убытков 908 млн – это списание нематериальных активов у производителя сетевого оборудования Nokia Siemens Networks. При этом в III квартале предыдущего года чистая прибыль компании составляла 1,06 млрд евро.

Объем продаж Nokia в III квартале также сократился – на 19,8%, до 9,81 млрд евро. Всего было продано около 108,5 млн аппаратов, что ниже прошлогодних показателей на 8%. Рыночная доля Nokia в III квартале снизилась с 41 до 35%.

Аналитики Nokia прогнозируют по итогам 2009 года падение объемов продаж на рынке сотовых телефонов и смартфонов в мире на 7%, до 1,12 млрд штук. Ранее в Nokia оценивали общемировой уровень продаж ниже 2008 года на 10%. Изменение прогноза стало возможно благодаря увеличению потребительского спроса в III квартале по сравнению со вторым.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета