Blender 2.5. Первый взгляд
Всего несколько недель назад остановилась разработка проекта, завоевавшего интерес и любовь многих людей, занимающихся трехмерной графикой, анимацией, компоузингом. Blender 2.4x развивался очень динамично, на глазах обрастал новыми возможностями, впитывал лучшие разработки мира OpenSource, с использованием Blender 2.4x был создан короткометражный CG-мультфильм Big Buck Bunny и игра Yo Frankie. Бесплатность, широкое комьюнити и богатые возможности двигали Blender 2.4x вперед. Последним в его истории стала версия 2.49b - отшлифованная, доведенная до ума.
Однако, рано или поздно, так должно было произойти - груз старого движка, многочисленные "костыли" в коде начали давать о себе знать, не позволяя в полной мере развернуться создателям скриптов, тормозили введение принципиально новых фич, интерфейс - интересный и самобытный - все- таки имел кое-какие принципиальные недоработки с точки зрения эргономики и психофизиологии.
И когда критическая масса была достигнута, началась разработка Blender 2.5. Первое время лишь слухи блуждали от форума к форуму, затем появилась первая информация (например, документация проекта нового интерфейса), появлялись совсем сырые билды, не позволявшие толком даже меш отредактировать. Но вот 12 сентября код версии 2.5 переведен в основной SVN, еженедельно появляются свежие новости от разработчиков - проект стремительно набирает обороты.
В этой статье я расскажу о новом интерфейсе Блендера и паре новых фич. Пусть он еще сырой, но довольно многое в нем уже (почти) готово и пригодно для использования, и я считаю, пора познакомиться с версией 2.5.
Рассказать об основах работы с интерфейсом Блендера я делал попытки в КГ №8, 10 и 40 за 2009 год. Также информация для людей, начинающих изучать Блендер, расположена на сайте http://blender-empire.ru/?cat=2 в форме замечательных комиксов, которые в газетном формате привести, к сожалению, весьма непросто.
Приступая к работе
Сначала отправляемся на сайт Graphicall.org и скачиваем оттуда самый последний билд Блендера 2.5 под нужную платформу, архив распаковываем и запускаем файл blender(.exe - если Windows). В консоли может отобразиться некоторое количество ошибок, но это не страшно, смотрим на главное окно!
Найдем 10 отличий
Что меня сперва повергло в легкий ступор, это то, что во вьюпорте нажатие пробела не вызывало контекстное меню добавления/редактирования объектов, а отображало какую-то строку ввода с текстом. Более внимательное изучение этого явления дало понять, что добавлять/редактировать объекты можно при помощи комбинации Shift+A, а пробел выводит список (всех?!) команд и их хоткеи, также их можно искать, вводя название нужной команды в текстовой строке. Теперь нет плавающей панельки Transform Properties (да и всех остальных также) - по клавише N (или клик по маленькому треугольнику сверху справа на краю вьюпорта) сбоку выдвигается более функциональная панель, объединяющая инструменты сразу нескольких плавающих панелек старого Блендера. А клавиша T (или клик по маленькому треугольнику сверху слева на краю вьюпорта) отображает панель быстрого доступа к различным инструментам, набор которых вы можете сформировать сами! Подобные панели появились и в других окнах (например, в редакторе кривых анимации).
Заголовок окна User Preferences теперь перешел на окно Info, где нет ничего, кроме этого заголовка, а в заголовке окна User Preferences только одна кнопка Save As Default.
Изменился, став гораздо более удобным и функциональным, диспетчер файлов: появилась возможность создавать закладки и фильтровать содержимое папок по типам файлов (например, отображать только .blend-файлы), что значительно ускоряет файловые операции.
Все "кнопочные" окна теперь масштабируются аналогично редактору кривых анимации - зажав Ctrl+средняя кнопка мыши и двигая мышью вверх-вниз. Кстати, Button Window переименовано в Properties, а Ipo Curve Editor - в Graph Editor.
Изменился и способ разбиения/слияния окон. У каждого окна в левом нижнем и правом верхнем углах есть маленькие заштрихованные треугольники, перетягивая которые на исходное окно мы делим его на два новых, а перетягивая на соседние - соединяем два в одно. Непривычно, но удобно - количество кликов для такой простой операции снизилось. Появилась также одна очень удобная "фишка", которой сильно не хватало в прошлых версиях - теперь нет необходимости вручную вбивать название текстуры для, например, модификатора Displace. Теперь во всех местах, где нужно указать название чего-либо, появился выпадающий список с возможными вариантами. Инструменты игрового редактирования, ранее располагавшиеся на одной из вкладок Button Window, теперь получили отдельное окно Logic Editor. Изменились сочетания клавиш для перезагрузки пустой сцены (теперь это Ctrl+N), сохранения текущей (Ctrl+S) и сохранения сцены под новым именем (Ctrl+Shift+S) - это стандартные практически для всех приложений комбинации. Появилась возможность быстро развернуть окно Блендера на весь монитор (убрав панель задач и оформление окна) сочетанием Ctrl+F11. Получить доступ к списку недавно использованных файлов можно при помощи Ctrl+Shift+O. Это все стандартные (уже) для нового Блендера комбинации, однако разработчики планируют дать пользователям возможность изменять хоткеи.
На этом обзор обновленного интерфейса можно закончить - все-таки еще слишком много всего требуется доработать, много кнопок могут отобразить только "Nothing yet".
Начав этот материал со слов о том, как завершился проект Blender 2.4x, я хочу сейчас сказать пару слов о том, как будет развиваться Blender 2.5, к тому же в последних новостях от разработчиков был показан график, на котором обозначены основные этапы работы.
К концу октября текущего года планируется полностью восстановить работоспособность всех инструментов 2.4х версии, после чего начать оформлять ныне запланированные новшества 2.5, "причесывать" их код и оформлять документацию для разработчиков. С января будут вводиться новые разработки, которые сейчас находятся на экспериментальной стадии (сначала Bmesh, о котором я расскажу отдельно, новые фишки рендера и системы анимации). А к Siggraph 2010 планируется стабильный релиз версии 2.5 и начало разработки проекта 2.6. Несмотря на то, что даты обозначены уже теперь, как все будет складываться в отношении сроков, станет ясно лишь к концу ноября. Если новшества в Blender 2.4x вводились из-за требований проектов Bick Buck Bunny и Yo Frankie, то теперь "двигателем прогресса" является анимационный проект Durian, к стадиям продакшна которого и приурочены основные майлстоуны разработки 2.5.
На этом первое знакомство с Blender 2.5 считаю завершенным. Вопросы (как по 2.5, так и по 2.4х версии) можете присылать мне на почту.
Табакеров Дмитрий (Az) azazeo.ainamart@gmail.com
Однако, рано или поздно, так должно было произойти - груз старого движка, многочисленные "костыли" в коде начали давать о себе знать, не позволяя в полной мере развернуться создателям скриптов, тормозили введение принципиально новых фич, интерфейс - интересный и самобытный - все- таки имел кое-какие принципиальные недоработки с точки зрения эргономики и психофизиологии.
И когда критическая масса была достигнута, началась разработка Blender 2.5. Первое время лишь слухи блуждали от форума к форуму, затем появилась первая информация (например, документация проекта нового интерфейса), появлялись совсем сырые билды, не позволявшие толком даже меш отредактировать. Но вот 12 сентября код версии 2.5 переведен в основной SVN, еженедельно появляются свежие новости от разработчиков - проект стремительно набирает обороты.
В этой статье я расскажу о новом интерфейсе Блендера и паре новых фич. Пусть он еще сырой, но довольно многое в нем уже (почти) готово и пригодно для использования, и я считаю, пора познакомиться с версией 2.5.
Рассказать об основах работы с интерфейсом Блендера я делал попытки в КГ №8, 10 и 40 за 2009 год. Также информация для людей, начинающих изучать Блендер, расположена на сайте http://blender-empire.ru/?cat=2 в форме замечательных комиксов, которые в газетном формате привести, к сожалению, весьма непросто.
Приступая к работе
Сначала отправляемся на сайт Graphicall.org и скачиваем оттуда самый последний билд Блендера 2.5 под нужную платформу, архив распаковываем и запускаем файл blender(.exe - если Windows). В консоли может отобразиться некоторое количество ошибок, но это не страшно, смотрим на главное окно!
Найдем 10 отличий

Заголовок окна User Preferences теперь перешел на окно Info, где нет ничего, кроме этого заголовка, а в заголовке окна User Preferences только одна кнопка Save As Default.
Изменился, став гораздо более удобным и функциональным, диспетчер файлов: появилась возможность создавать закладки и фильтровать содержимое папок по типам файлов (например, отображать только .blend-файлы), что значительно ускоряет файловые операции.

Изменился и способ разбиения/слияния окон. У каждого окна в левом нижнем и правом верхнем углах есть маленькие заштрихованные треугольники, перетягивая которые на исходное окно мы делим его на два новых, а перетягивая на соседние - соединяем два в одно. Непривычно, но удобно - количество кликов для такой простой операции снизилось. Появилась также одна очень удобная "фишка", которой сильно не хватало в прошлых версиях - теперь нет необходимости вручную вбивать название текстуры для, например, модификатора Displace. Теперь во всех местах, где нужно указать название чего-либо, появился выпадающий список с возможными вариантами. Инструменты игрового редактирования, ранее располагавшиеся на одной из вкладок Button Window, теперь получили отдельное окно Logic Editor. Изменились сочетания клавиш для перезагрузки пустой сцены (теперь это Ctrl+N), сохранения текущей (Ctrl+S) и сохранения сцены под новым именем (Ctrl+Shift+S) - это стандартные практически для всех приложений комбинации. Появилась возможность быстро развернуть окно Блендера на весь монитор (убрав панель задач и оформление окна) сочетанием Ctrl+F11. Получить доступ к списку недавно использованных файлов можно при помощи Ctrl+Shift+O. Это все стандартные (уже) для нового Блендера комбинации, однако разработчики планируют дать пользователям возможность изменять хоткеи.
На этом обзор обновленного интерфейса можно закончить - все-таки еще слишком много всего требуется доработать, много кнопок могут отобразить только "Nothing yet".
Начав этот материал со слов о том, как завершился проект Blender 2.4x, я хочу сейчас сказать пару слов о том, как будет развиваться Blender 2.5, к тому же в последних новостях от разработчиков был показан график, на котором обозначены основные этапы работы.

На этом первое знакомство с Blender 2.5 считаю завершенным. Вопросы (как по 2.5, так и по 2.4х версии) можете присылать мне на почту.
Табакеров Дмитрий (Az) azazeo.ainamart@gmail.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2009 год в рубрике soft