IT-индустрия: набор скорости

Понемногу приближается конец года, и аналитики уже занялись подсчетом потерь и убытков мировой IT-индустрии в 2009 году. Но, как мне кажется, эта работа имеет очень мало смысла. Судя по количеству выпускаемых в последние недели новинок, компьютерная отрасль рассчитывает на крайне высокий рост спроса в следующем году. Причем как в потребительском, так и в корпоративном секторе. А это значит, что экономический кризис действительно остается позади.

Тенденции

Корпорация Microsoft совместно с компанией IDC провела исследование, результаты которого показали, что отрасль современных технологий позволит многим странам быстрее выйти из экономического кризиса. В ближайшие пять лет в IТ-отрасли в мире будет создано 5,8 млн новых рабочих мест; в странах Центральной и Восточной Европы их число достигнет полумиллиона.

Компании, работающие в IТ-сфере, будут заняты в основном в области разработок программного обеспечения и создания новых интернет-сервисов. Авторы отчета считают, что IТ-затраты в развитых странах будут расти на 3% ежегодно в ближайшие пять лет, это в три раза быстрее, чем рост ВВП за такой же период. Корпорация Microsoft ожидает роста порядка 4,8% в год.

В свою очередь, Ассоциация полупроводниковой промышленности (Semiconductor Industry Association, SIA) подвела итоги исследования мирового рынка микросхем в августе нынешнего года. По данным SIA, августовский объем отрасли в денежном выражении составил $19,1 млрд. Это на 5% выше аналогичного показателя за июль, когда по всему миру было реализовано микросхем на $18,2 млрд. Рынок полупроводниковых чипов демонстрирует рост шестой месяц подряд, однако до прошлогодних показателей еще далеко. Так, в августе 2008-го объем отрасли оценивался в $22,7 млрд. Таким образом, за год оборот сократился на 16,1%.

С января по август включительно по всему миру было продано микросхем на сумму в $133,8 млрд. Это на 21,3% меньше показателя за первые восемь месяцев 2008 года, когда выручка в соответствующем сегменте равнялась $170,1 млрд.

Впрочем, отмечают эксперты, темпы падения рынка в годовом исчислении замедляются. Например, если сравнивать первую половину текущего и прошлого годов, то падение выручки достигало 25%, то есть $95,9 млрд в нынешнем году против $127,5 млрд в 2008-м.

По мнению аналитиков, наблюдающийся сейчас рост отрасли полупроводниковых микрочипов (в ежемесячном исчислении) отчасти объясняется хорошим спросом на нетбуки, на долю которых приходится около 17% мирового рынка портативных компьютеров (в штучном выражении).

В целом рынок сейчас показывает признаки восстановления, и в будущем году производство полупроводниковой продукции должно начать расти. Однако аналитики компании iSuppli полагают, что кризис не пройдет незамеченным. Количество крупных контрактных производителей в 2010 году сократится до трех.

Сокращение объемов полупроводникового производства в 2009 году уже оценивается в 10,9%. В абсолютном выражении суммарный доход производителей составит $17,8 млрд Однако в 2010 году он вырастет до $21,6 млрд, что соответствует увеличению на 21%. Таким образом, производители чипов даже обгонят по этому показателю отрасль в целом, где рост будет равен 13,8%.

Между тем, ситуация на рынке изменилась. Если ранее компании, отказавшиеся от гонки за лидерство в освоении передовых технологий, могли выиграть за счет более низкой себестоимости производства, то сейчас такая стратегия не оправдывает себя. Расклад сил в отрасли постоянно меняется вследствие многочисленных поглощений и слияний, утверждают в iSuppli.

К числу важных сделок последнего времени относится слияние Hua Hong NEC и Grace Semiconductor. Еще более заметным для отрасли станет приобретение Hejian Technologies крупным тайваньским производителем United Microelectronics Corp. (UMC). В результате сделки UMC сможет вернуть себе второе место в мировом рейтинге контрактных производителей, утраченное после недавнего поглощения Chartered Semiconductor компанией GlobalFoundries.

Кроме того, в iSuppli полагают, что Semiconductor Manufacturing International Corp. (SMIC) поглотит две находящиеся под ее управлением компании – Cension Semiconductor Manufacturing International и Wuhan Xinxin Semiconductor Manufacturing. Другими потенциальными объектами приобретения более крупными игроками названы Silterra, Altis и Landshunt.

Производители

Компания Samsung Electronics сообщила о предварительных финансовых результатах III квартала. Фактические доходы компании более чем вдвое обошли прогнозы аналитиков. Представители Samsung говорят, что причина тому – растущие цены на электронные компоненты, в первую очередь на модули оперативной памяти для компьютеров.

Операционная прибыль компании выросла до 4,3 трлн корейских вон ($3,7 млрд), против 1,48 трлн вон годом ранее. Акции компании на подобных новостях выросли на 1,9%. Аналитики прогнозировали, что Samsung покажет операционную прибыль в размере 3,85 трлн вон.

В Morgan Stanley говорят, что причиной таких результатов стали более высокие цены на память и плоские телевизоры, в паре с общим растущим спросом на электронную продукцию и компоненты. Кроме того, помогло компании и 13%-ное годовое падение корейской валюты по отношению к доллару.

Софт

Президент России Дмитрий Медведев потребовал от Минобразования и Минкомсвязи, а также от своего советника Леонида Реймана разобраться с поставками свободного программного обеспечения (СПО) в российские школы. Распоряжение, о котором стало известно только сейчас, было сделано 7 сентября, в ответ на письмо компании «Армада», отправленное 1 августа. В нем говорилось о том, что Рособразование, возможно, в будущем не прекратит закупки коммерческих программ. Также авторы письма отмечают, что финансирование программы внедрения СПО в школы в 2009 году сократилось в три раза, а новая схема раздела работ на три лота приведет к снижению ответственности исполнителей и провалу проекта. Напомню, что «Армада» выиграла первый открытый конкурс на разработку и поставку пакета СПО осенью 2007 года. Стоимость контракта составила 59,5 миллиона рублей. В 2008 году разработанный компанией пакет СПО внедрили в более чем тысяче школ Татарстана, Пермского края и Томской области. Всего на внедрение СПО во всех школах России должно быть выделено 2,7 миллиарда рублей, а в 2011 году федеральный бюджет перестанет выделять средства на закупки программ. В 2008 году внедрение оказалось неудачным – в поставке оказались неправильно записанные диски.

Интернет-бизнес

Компания Google начала размещать рекламу в версии для iPhone своего картографического сервиса Google Maps. Оплаченные рекламодателями ссылки появляются в результатах поиска, а также на самих картах. Речь идет в первую очередь о выводе ссылок по общим запросам, таким как «sushi» или «boston hotels». Пока неизвестно, получает ли Apple свою долю выручки Google от рекламы в данном приложении. В конце сентября – начале октября появились сообщения о том, что Apple летом купила картографическую компанию Placebase, задачей которой может стать разработка сервиса – конкурента Google Maps. В этом случае через некоторое время Apple может заменить Google Maps в стандартном картографическом приложении iPhone на свой собственный сервис.

Картографическое приложение – одна из стандартных программ на iPhone вместе с видеопроигрывателем клипов с YouTube, сервисом заметок, диктофоном, часами и калькулятором.

Доход от интернет-рекламы в США за первые шесть месяцев текущего года составил $10,9 млрд, что на 5,3% ниже результата за аналогичный прошлогодний период. Согласно отчету компаний Interactive Advertising Bureau и PricewaterhouseCoopers, наибольшие доли выручки принесла поисковая и баннерная реклама: $5,1 и $3,8 млрд соответственно. На долю тематических рекламных объявлений пришлось 10% от общего дохода – $1,1 млрд.

Аналитики отмечают, что во время глобального экономического кризиса, когда рекламный рынок в целом переживает спад, сектор онлайновой рекламы страдает меньше всего. Ожидается, что с восстановлением мировой экономики рекламодатели будут увеличивать бюджеты на web-рекламу.

Напомню, что, по данным компании IDC, больше всего от кризиса пострадал рекламный рынок США; рекламные расходы компаний не уменьшились лишь в Японии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. А в Великобритании расходы на интернет-рекламу за первое полугодие выросли на 4,6%. Интернет впервые стал крупнейшим сегментом рынка рекламы в этой стране, обогнав телевидение.

Аналитики IDC полагают, что в III и IV кварталах экономический климат мировой рекламной индустрии не улучшится; восстановление отрасли начнется не раньше середины 2010 года.

Рынок интернет-рекламы в Рунете в 2009 году впервые обогнал по объемам рекламу на радио и в журналах. Об этом сообщил директор по маркетингу сервисов «Яндекс» Андрей Себрант на пресс-конференции, посвященной «Неделе российского Интернета» (Russian Internet Week, RIW-2009), стартующей в Москве 22 октября.

«В этом году произошло радикальное изменение рекламного рынка, о котором интернет-сообщество говорило уже много лет: Интернет сильно обогнал по рекламе радио и журналы», – сказал Себрант. Он сослался на данные, опубликованные Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), согласно которым объем рынка интернет-рекламы в первом полугодии составил 3-3,2 миллиарда рублей. Однако, по словам Себранта, эти данные не учитывают контекстную рекламу, которая значительно превосходит медийную. «Один только «Яндекс» заработал на контекстной рекламе больше, чем приводится в этом отчете», – сказал эксперт. «Интернет стал одной из крупнейших сред распространения рекламы, войдя в тройку лидеров», – констатировал Себрант.

Мобильное

Аналитики компании Gartner считают, что доля операционной системы Google Android на рынке программных платформ для коммуникаторов в течение ближайших трех лет может вырасти в семь раз. Сейчас ОС Android используется менее чем в 2% выпускаемых смартфонов. Однако в 2012 году, по оценкам Gartner, этот показатель может вырасти до 14%. В результате платформа Google выйдет на второе место по популярности среди производителей коммуникаторов, уступая лишь Symbian OS.

В аналитической компании полагают, что росту популярности Android будет способствовать прежде всего появление онлайновых сервисов и web- приложений, разработанных специально для этой платформы.

Вместе с распространением Android, уверены в Gartner, на рынке ОС для смартфонов произойдет перестановка сил. На первом месте останется Symbian OS, но ее доля, по прогнозу, сократится с 50% в текущем году до 39% в 2012-м. Платформы канадской компании Research In Motion в списке самых распространенных ОС для коммуникаторов сместятся со второй позиции на пятую с 12,5% рынка. Операционные системы iPhone OS и Windows Mobile останутся на третьей и четвертой позициях, а их доли, согласно прогнозам Gartner, в 2012 году составят 13,7% и 12,8%.

По оценкам Gartner, в 2012 году объем поставок Symbian-смартфонов в численном выражении незначительно превысит 200 млн единиц. Поставки коммуникаторов на базе Android, iPhone OS, Windows Mobile, BlackBerry OS и различных вариантов Linux составят соответственно 76, 72, 67, 65 и 28 миллионов штук.

Игровая индустрия

Компания J-son & Partners Consulting в сентябре нынешнего года провела исследование мирового рынка онлайн-игр. Теперь его результаты опубликованы. Из них, прежде всего, следует, что в онлайн-игры по всему миру играют порядка 10% активных интернет-пользователей. На протяжении одного только 2008 года на такие игры тратило свое время более 100 млн пользователей Сети, и их количество продолжает расти высокими темпами. По данным J-son & Partners Consulting, росту числа игроков способствуют вполне конкретные факторы. Это быстрый рост проникновения интернет- доступа (особенно в развивающихся странах), не менее быстрое развитие платежных систем (микротранзакции, электронные платежи), а также развитие технологий и, как следствие, повышение качества онлайн-игр.

По итогам 2008 года эксперты оценивают объем мирового рынка онлайн-игровой индустрии примерно в $5,5 млрд. В нынешнем году рост даже ускорился, появились новые поколения игр и новые типы их бизнес-моделей. Ожидается, что к 2012 году объем рынка онлайн-игрушек достигнет $10 млрд. При этом неблагоприятная экономическая ситуация в мире не оказывает на рынок особого влияния. Скорее наоборот: в психологически сложное кризисное время спрос на недорогие развлечения только растет. То есть при снижении доходов населения люди отказываются, скажем, от турпоездок, но все равно продолжают играть в игры.

Что касается российского рынка, то по оценкам J-son & Partners Consulting объем рынка ММО-игр (многопользовательских онлайн-игр) по итогам 2008 года составил $200 млн. За год он вырос почти в два раза. Предполагается, что по итогам 2009-го снижение темпов прироста рынка составит 35%.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета