Экономические игры

Тех, кто играет в такие игры, очень редко называют игроманами. Словосочетание «экономическая игра», скорее всего, не вызовет изжоги и у родителей любого школьника. А продвинутые студенты играют, устраивают турниры по наиболее популярным экономическим играм или даже «режутся на деньги» в узком кругу. По некоторым из наиболее известных экономических игр проводятся и серьезные турниры мирового и российского уровня, которые спонсируют солидные организации, такие как Hewlett-Packard и KPMG. Во многие экономические игры мне лично довелось поиграть, а в некоторых из них даже серьезно разобраться, но обо всем по порядку.

Игры, так или иначе связанные с экономическим моделированием, начали появляться в 90-е годы, преимущественно за рубежом. К примеру, малоизвестная игра Laptop была разработана американскими педагогами и использовалась, ни больше ни меньше, в качестве вступительного экзамена в Гарвард на управленческие специальности, и можно смело утверждать, что западные педагоги видели в программах-симуляторах экономических процессов большой потенциал. В те годы были разработаны такие программы, как MESE и Delta, которые можно считать одними из самых популярных экономических программ.

В России и странах СНГ в то время экономическая жизнь явно выходила за рамки каких-либо логических моделей, но постепенно, уже к началу XXI века различные экономические симуляторы заняли место инновационных образовательных элементов некоторых учебных заведений. Но по-настоящему жители стран СНГ заиграли в экономические симуляторы в начале нового века, и, признаться, достаточно быстро освоились в этих программах, о чем свидетельствует череда успешных выступлений «наших» на международных турнирах по таким играм, как «Моделирование Экономики и Менеджмента» (MESE) и «Никсдорф Дельта». Речь идет не просто об успешных выступлениях, а о победах на мировых и европейских турнирах команд из Беларуси, Украины и России.

Итак, настал черед рассказать подробнее о некоторых из программ, названия которых уже не раз прозвучали. С вашего позволения, начну с программы «Моделирование Экономики и Менеджмента» (МЭМ), в англоязычном варианте MESE, так как я изучал и играл в эту игру более десяти лет.

Программа достаточно простая и является моделью рынка производителей, для наиболее посвященных – олигополии. Обычно на одном рынке в этой игре конкурируют 8 команд, представляющих 8 фирм. Игра длится несколько периодов, каждый из которых условно обозначает календарный квартал (то есть четыре периода составляют условный год). Каждый период команды вправе принимать управленческие решения по 5 позициям: Цена, Производство, Маркетинг, Инвестиции и НИР (Научно-исследовательские разработки). Кроме параметров, которые могут менять игроки, в программе предусмотрено множество общеэкономических параметров, таких как предел займа, процентная ставка, ставка налога на прибыль, параметры изменения спроса на продукт и т.д. Обычно на каждую игру в МЭМ пишется сценарий, в котором, собственно говоря, и задаются различные параметры. Некоторые из них оглашаются, а некоторые участники должны определить логически из указанной в сценарии экономической ситуации. Продукт, который производят и продают команды, является абстрактным, и в зависимости от сценария его могут назвать и телевизором, и зубной пастой.

В оригинальной версии MESE, разработанной Биллом Гласом (почти что Гейтсом), игроки соревновались в производстве и продвижении одного из трех типовых продуктов, придуманных и в реальности не существующих. Для интереса стоит их перечислить. Это EchoPen – чудо-ручка нового поколения, MakroWawe – новинка мира бытовой техники, в отличии от микроволновки дающая обратный эффект: охлаждение, подобно холодильнику. Серию замыкает наиболее технологичный товар – Concert Master, представляющий собой портативное устройство, позволяющее транслировать звук и изображение на большие расстояния с концертов в режиме Live.

Победитель в игре МЭМ определяется по рейтинговому показателю MPI, который в большей степени зависит от накопленной прибыли, и в меньшей — от ряда других показателей успешности деятельности фирмы.

Реалистичность модели, заложенной в МЭМ, в сочетании с наглядностью и простотой программы обеспечили приложению огромную популярность в России, Беларуси, Казахстане и других странах СНГ. Кроме того, продвижением программы в 1995-2007 годах занимались сразу две крупные организации — Джуниор Акшивмент (JA) и Международный Центр Экономики и Бизнес-Образования (ICEBE), проводя независимые соревнования для школьников и студентов. Две организации, конкурируя между собой, проводили два независимых ежегодных российских чемпионата, на которые собирались до 250 участников со всего СНГ, называя при этом программу, на базе которой проходил чемпионат, по-разному — «МЭМ» и «МЭКОМ». Однако суть программы практически не менялась, что позволяло наиболее шустрым игрокам поучаствовать и в том и в другом чемпионате. Мне это удалось лишь единожды, в 2001 году.

С годами иностранное финансирование этих программ почти иссякло, и российские соревнования перестали проводиться. Однако мировые соревнования по- прежнему проводятся и носят название «Hewlett-Packard Global Buiseness Challenge» (HPGBC). Неизменного генерального спонсора этих соревнований можно сразу определить из названия. Соответственно этому, и соревнования проводятся в разных уголках мира, причем на весьма приличном уровне. За последние 10 лет соревнования проходили в США, Мексике, Испании, а в августе 2009 года они состоялись в Бразилии. Отборочные игры этого турнира проводятся в несколько раундов через Интернет. Информацию об играх можно найти на сайте http://tithan.ja.org. Для участия в финальном очном раунде приглашаются только 8 команд. Традиционно сильнейшими странами в этом турнире являются Россия, Канада, Литва, Азербайджан, Румыния.

Лично мной, начиная с 2002 года, было предпринято несколько попыток пробиться в финальные соревнования HPGBC и лишь в 2006 году попытка увенчалась успехом, и наша команда получила право на поездку в Купертино, США, где среди 8 команд в упорнейшей борьбе мы и заняли первое место, оставив на втором месте команду из Китая, а на третьем - Азербайджана. Начиная с 2008 года мировые соревнования проводятся на новом приложении. На смену MESE пришел Tithan, программа сильно преобразилась внешне, однако «начинка» осталась во многом прежней. Участие в мировом турнире могут принять школьники и студенты от 16 до 23 лет.

Попробовать свои силы в Моделировании Экономики и Менеджмента можно, участвуя в турнирах, которые проводятся для всех желающих. Наиболее популярные интернет-порталы, где играют в МЭМ, – mese.ru, modam.ru.

Еще одна программа, являющаяся небольшим проектом Junior Achievement – «Банки в действии». Программа свободно не распространялась и не обрела большой популярности. В игре предложена модель конкуренции нескольких банков, оперирующих на общем рынке. Манипулируя процентными ставками, а также задавая политику продвижения банковских продуктов, команды борются за долю рынка и стараются получить максимальную среди конкурентов прибыль. Одновременно с МЭМ по «Банкам в действии» проводились соревнования российского масштаба, но сейчас об этих турнирах остались лишь воспоминания.

Другая экономическая стратегическая игра – «Никсдорф Дельта», известная также как просто «Дельта». Во многом является подобием МЭМ, но в этой игре игрокам необходимы более глубокие познания в экономике и даже знание азов бухгалтерского учета. Команды, соревнующиеся в игре «Дельта», также представляют абстрактные фирмы, производящие несколько видов продукции, но, в отличие от МЭМа, продающие продукцию на нескольких рынках. В процессе принятия решения игроки могут опираться на показатель «Шансы сбыта» продукции на том или ином рынке, причем опытные игроки знают, что этому показателю доверять можно далеко не всегда.

В России программа «Дельта» известна с 1999 года. Приложение разработано в Германии Хайнсом Никсдорфом, соответственно чемпионаты в России по «Дельте» проводил с 2000 по 2004 год фонд Никсдорфа. Регулярно проводились и европейские чемпионаты, призовыми местами в которых отметились, опять же, литовцы, белорусы и россияне. До 2007 года существовал и регулярный интернет-чемпионат СНГ по «Дельте», а последние 2 года о «Дельте» вообще почти ничего не слышно. Скачать программу и обсудить вопросы по игре на форуме можно на сайте Nixdorf.ru.

Радует, что не все экономические игры находятся в данный момент в упадке. Пример тому – студенческая экономическая игра Business Battle. Программа открыла двери широкой публике совсем недавно – в 2006 году. До этого приложение (а точнее, его прототип) использовался как соревновательный инструмент солидных зарубежных менеджеров. Пройдя этап доработки и адаптации под российского студента, программа была объявлена универсальной платформой, на которой могут сразиться в бизнес-смекалке не только студенты, но и их потенциальные работодатели. Такое заявление пришлось по нраву и студентам, которые получили уникальную возможность проявить себя перед лицом руководителей солидных российских и транснациональных компаний, и компаниям-спонсорам, таким как Price Waterhouse Coopers, «Лукойл», KPMG и пр.

Ставка на тандем «студенты вузов – потенциальные работодатели» оказалась верной, и организаторы конкурса Business Battle-2006 смогли привлечь к участию более 600 команд студентов. На сегодняшний день программа стала еще более популярной, и в российском турнире принимают участие до 2000 команд. С этого года Business Battle сотрудничает и с федеральной «программой будущего» Селигер, цель которой - выявлять и предоставлять новые возможности молодым талантам.

Поучаствовать в программе рекомендую любому студенту. При регистрации каждый участник заполняет подробное резюме, которое доступно для прочтения руководителям кадровых служб компаний, работать в которых многие наверняка мечтают. Однако разобраться, и тем более победить в Business Battle непросто. Например, свод правил игры занимает порядка 70 страниц текста, а решения придется принимать по 25 параметрам – и делать это нужно лучше бесчисленных конкурентов. Благо, программа предоставляет и другие возможности, чтобы «засветиться» - попутно с турниром можно принять участие в специальных конкурсах, а также проявить себя как аналитик, занимаясь написанием аналитических статей о проходящей баталии. Адрес конкурса businessbattle.ru.

Конечно, только лишь играя в экономические игры, не станешь ни хорошим предпринимателем, ни управленцем. Но эти программы, несомненно, развивают бизнес-смекалку и помогают лучше понять реально происходящие экономические процессы. В конце концов, экономические симуляторы могут помочь каждому обнаружить в себе так называемую «предпринимательскую жилку», а ведь успешное ведение своего дела - это верный путь к финансовой свободе. Учись играючи, чтобы жить припеваючи!

Андрей Русаков q@sa-sec.org SASecurity gr.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета