IT-индустрия: в основном хорошие новости

Худшее для индустрии ПК уже позади, считают аналитики компании Gartner. Так, мировые поставки ПК в 2009 году, согласно прогнозам Gartner, составят порядка 285 млн штук, что лишь на 2% меньше, чем 291 млн компьютеров, отгруженных в 2008 году. Этот новый прогноз выглядит намного более оптимистично, чем июньские данные, в рамках которых аналитики Gartner оценили уровень снижения рынка в 6%.

«Спрос на рынке персональных компьютеров оказался более высоким, чем мы ожидали в июне, особенно для США и Китая. Поставки мобильных компьютеров продолжают оставаться на высоком уровне, к тому же замедлилось снижение объема поставок настольных ПК. Мы ожидаем, что в IV квартале 2009 года общий объем поставок снова окажется выше по сравнению с объемом в IV квартале 2008 года», – объясняют аналитики Gartner.

В Gartner не считают, что релиз Windows 7 скажется каким-то особенным образом на спросе на ПК в конце года. В лучшем случае Windows 7 может помочь спросу в домашнем сегменте рынка, а также немного в дополнительном спросе в сегменте систем для малого бизнеса. В то же время не следует думать, что крупный бизнес, правительственные и образовательные организации начнут массивный переход на новую операционную систему раньше конца 2010 года. Более того, многие продавцы могут переоценить потенциальное позитивное влияние Windows 7 на спрос и, в итоге, уйдут в 2010 год с переизбытком продукции на складах.
С точки зрения поставок 2010 год должен оказаться намного более успешным для рынка, чем 2009-й. На данный момент Gartner прогнозирует рост в 12,6%, который станет возможен благодаря продолжающемуся росту в сегменте мобильных ПК и позитивной динамике на рынке десктопов. В то же время пока не видно причин для того, чтобы снижение средней цены по рынку замедлилось, то есть траты в рамках рынка ПК в 2010 году останутся в целом на прежнем уровне.

Тенденции

Агентство Interbrand опубликовало один из самых авторитетных рейтингов стоимости мировых брендов. IT-компании в нем занимают вполне достойные места. Второе место, как и годом ранее, осталось за IBM – эта компания сумела увеличить стоимость своего бренда на 2% – до $60,2 млрд. А вот торговая марка бронзового призера – Microsoft – подешевела на 4% до $56,6 млрд. В Interbrand объясняют: Internet Explorer теряет долю рынка, уступая Mozilla. Зато поисковик Bing постепенно набирает обороты.

Пятерку замыкают американская General Electric и финская Nokia. У обеих компаний стоимость бренда снизилась – у американцев сразу на 10%, а у финнов – всего на 4%. Торговая марка General Electric дешевеет в основном из-за финансового отделения этой разносторонней компании: как известно, General Electric – это уникальный конгломерат, который производит все: от электроники до обычных лампочек.

Google поднялся с десятого на седьмое место. Причем стоимость бренда Google выросла сразу на 25% до $31,98 млрд. Причины очевидны: вполне успешно развивается браузер Google Chrome, постепенно начинаются продажи гуглофонов.

На девятом месте оказалась Intel. Устойчиво растут в цене и бренды высокотехнологичных компаний, «приближенных к народу». Так, Amazon за год подорожал на 22%, Apple – на 12%. Из общего списка выделяется Yahoo! – бренд этого поисковика подешевел на 7%.

Производители

Корпорация Dell объявила о заключении сделки по покупке компании Perot Systems, занимающейся предоставлением компьютерных услуг. Сделку уже одобрили советы директоров обеих компаний. Dell заплатит за Perot Systems $3,9 млрд, выкупив все обыкновенные акции компании по $30 за штуку. Это на 67,5% больше рыночной стоимости. Председатель совета директоров Perot Systems Росс Перо после сделки войдет в состав совета директоров Dell. Доходы от продажи различного рода услуг у обеих компаний в совокупности составляют около $8 млрд.

Perot Systems основана в 1988 году. Это один из крупнейших поставщиков IT-решений. Среди его клиентов как здравоохранительные и правительственные учреждения, так и промышленные предприятия, банки и страховые компании.

Продажи новейшей операционной системы Apple Mac OS X 10.6 (псевдоним Snow Leopard) за первые две недели превысили показатели двух предыдущих релизов. Хотя информация от NPD Group не изобилует деталями и точными данными, в ней заявляется о двукратном превышении результатов первых двух недель продаж Leopard (2007 год) и Tiger (в 2005-м).

В качестве основного фактора такого успеха аналитики называют снижение цены – одна лицензия на Snow Leopard обойдется покупателю в $29, тогда как стоимость одной копии Windows 7 составит $120. «Apple продемонстрировала, что агрессивная ценовая политика в нынешних условиях вызывает живой отклик у покупателей», – отметил аналитик NPD Стив Бейкер.

Мировой рынок ПО для обеспечения безопасности в 2009 году достигнет отметки в $14,5 млрд, показав 8%-й рост по сравнению с показателями 2008 года, считают аналитики Gartner, отмечая также, что в 2008 году этот рынок вырос на 19%, а в 2010-м, согласно прогнозам, вырастет на 13%, достигнув уровня в $16,3 млрд. Также отмечается, что в Европе прибыли в рамках рынка ПО для безопасности составят 3,2 млрд евро в 2009-м, показав 7%-й рост по сравнению с показателями 2008 года.

«Мировой экономический кризис продолжает влиять и на рынок ПО для безопасности, но в 2009 году стабильный рост сохранится, так как даже в условиях глобальной рецессии безопасность остается критичной областью, в которой бизнес не может позволить себе сильные снижения затрат. В будущем самым перспективным сегментом окажется сегмент SaaS-решений по безопасности, направленный на средний и малый бизнес», – объясняют в Gartner.

Также важно отметить, что в 2009 году сегмент потребительского ПО для безопасности по-прежнему оставался крупнейшим (по прибылям): на его долю пришлось порядка 25% от всего объема прибылей на рынке. Согласно прогнозам аналитиков Gartner, в 2009 году объем сегмента достигнет отметки в $3,6 млрд, что на 4% больше, чем в 2008-м. В сегменте же продуктов для корпоративного сектора общий рост составит 9%, а объем прибылей – приблизительно $10,9 млрд.

«Рынок ПО для безопасности в 2009 году отметился несколькими крупными поглощениями. К примеру, McAfee купила компанию Secure Computing, а компании Symantec и Sophos приобрели MessageLabs и Ultimaco соответственно. Более того, в ближайшем будущем мы ожидаем новых движений в сторону дальнейшей консолидации рынка. Конечные же пользователи все больше уходят в сторону мультифункциональных продуктов с более высоким уровнем интеграции», – говорят аналитики Gartner.

Интернет-бизнес

Корпорация Yahoo! намерена запустить всемирную рекламную кампанию, целью которой будет изменение бренда. Новым слоганом Yahoo! станет «It's You!». Рекламную кампанию разработало агентство Ogilvy&Mather, подразделение дублинской WWP. Буква Y в «You» должна ассоциироваться с Y из «Yahoo». В рекламе будет присутствовать и «Y!» – привычная эмблема компании.

Запланированные маркетинговые расходы не называются, однако глава компании Кэрол Бартц сообщила, что они значительно вырастут к концу 2010 года. По данным TechRadar, на кампанию уйдет около $100 млн. В Нью-Йорке уже появилась реклама Yahoo: на Таймс-сквер размещен большой логотип поисковика.

Социальная сеть Facebook согласилась закрыть свою рекламную систему Beacon в обмен на отзыв коллективного иска. Истцы считали, что Facebook и его партнеры по Beacon нарушают целый ряд законов, затрагивающих охрану личных данных. Кроме того, по условиям достигнутого соглашения, Facebook придется создать фонд, который займется вопросами защиты личных данных и онлайновой безопасности. Финансироваться он будет из зарезервированных для соглашения $9,5 млн.

Сеть Beacon должна была стать ключевым элементом монетизации Facebook. Система сообщала о действиях друзей пользователя, находящихся на партнерских сайтах. Так, если знакомый заказывал билеты в кинотеатр, Beacon сообщал об этом всем остальным. Однако Beacon вызвал волну возмущения, и основателю Facebook Марку Цукербергу пришлось извиниться перед пользователями, не желавшим становиться объектами слежки со стороны социальной сети. В конце 2007 года им разрешили отключать Beacon.
LiveJournal запустил программу «Your Journal – Your Money», позволяющий блоггерам размещать в своем ЖЖ рекламу сети Google AdSense. При использовании YJYM сам LiveJournal не получает комиссионных. Всю выручку делят между собой блоггер и Google.

Присоединиться к YJYM могут лишь владельцы платных и постоянных аккаунтов. Им предлагается либо создать новую учетную запись Google AdSense, либо привязать свой блог к существующей. При настройке сервиса можно указать места, где появятся рекламные модули, а также решить, нужно ли показывать баннеры, или же стоит ограничиться текстовыми объявлениями.

Рекламные блоки Google AdSense увидят только незарегистрированные пользователи, а также владельцы бесплатных журналов. Блоггеры с платными аккаунтами по умолчанию не видят контекстных объявлений.

Это не единственная возможность для владельцев ЖЖ заработать на своем дневнике. В апреле 2009 года компания SUP начала выдавать блогерам разрешения на размещение рекламы. Для получения такого разрешения необходимо было заполнить заявку.

Корпорация Microsoft продемонстрировала новый инструмент для поисковика Bing, с помощью которого рекламодатели смогут измерять эффективность своей рекламы у интернет-пользователей. Новую разработку софтверного гиганта продемонстрировал Юсуф Мехди, старший вице-президент подразделения Online Audience Business Microsoft, на конференции IAB MIXX Conference and Expo 2009 в Нью-Йорке.

Мехди назвал эту технологию «юзер-ориентированным таргетингом»; она позволяет видеть, какие из рекламных объявлений, которые появляются в поисковых результатах Bing, получают больше всего трафика, и откуда он идет. «Этот инструмент позволяет подобрать каждое объявление для каждого конкретного пользователя. Он показывает, откуда идет интерес к любой рекламной кампании с высокой точностью», – отметил вице-президент софтверного гиганта.

По его словам, статистика показывает, что 39% интернет-пользователей производят 65% всех поисковых запросов, поэтому рекламодателям будет выгодно знать, какая реклама интересует таких людей больше всего, а какие объявления подходят менее активным пользователям.

Мобильное

Во II квартале 2009 года рынок мобильных телефонов в Западной Европе снова снизился, но ситуация складывалась уже лучше, чем в I квартале, отмечают аналитики IDC. Так, на этом рынке производителям во II квартале удалось отгрузить 42 млн телефонов, что на 6% меньше, чем годом ранее. Но итоги прошедшего квартала показывают положительную динамику по сравнению с I кварталом 2009-го, когда снижение достигло 14% по сравнению с тем же отчетным периодом в 2008 году.

Также переход от традиционных моделей к смартфонам для рынка мобильных телефонов в Западной Европе во II квартале остается ключевой тенденцией. Так, поставки традиционных моделей за этот период упали на 12% до 33,2 млн штук, а сегмент смартфонов за тот же период отметился 25%-м ростом, достигнув уровня в 8,8 млн штук.

«Первые шесть месяцев этого года оказались сложными и для производителей, и для операторов в Западной Европе. Рынок оказался под ударом экономического кризиса, в связи с которым спрос на рынке мобильных телефонов в этом регионе упал так, как никогда еще не падал. Начиная со II квартала 2008 года, рынок продолжал снижаться и достиг своего дна в I квартале 2009-го. Несмотря на начало восстановления во II квартале, мы считаем, что до конца года снижение на рынке сохранится, а полное восстановление случится только в 2011 году», – объясняют аналитики IDC. Рынок операционных систем для смартфонов переживает эпоху больших перемен. Ранее бывший ареной противостояния Symbian и Windows Mobile, теперь он радует потребителей гораздо большим разнообразием – серьезную конкуренцию ветеранам составляют iPhone OS, Android, Linux-образная LiMo, да и RIM сделала большой шаг вперед за последний год.

Тем не менее, один из лидеров Symbian Foundation Дэвид Вуд оптимистично смотрит на будущее платформы. В интервью он заявил: «У Symbian есть великолепный шанс на то, чтобы сохранить лидерство. Мы считаем, что способны владеть 50% рынка смартфонов. Главным методом достижения этого нам представляется создание сообщества разработчиков, которые наполнят платформу удобными и функциональными приложениями».

В ответ на растущую конкуренцию в данном сегменте мобильного бизнеса Nokia в прошлом году приобрела Symbian за $410 млн, чтобы сделать ее открытой и бесплатной для разработчиков. Однако трансформация проходит не слишком быстро, в результате чего Symbian продолжает терять долю на рынке. Тем не менее, компания намерена достичь в течение следующих 3-4 лет показателя в миллиард (!) проданных Symbian-аппаратов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2009 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета