Линейка акустических систем К-3 формата 2.0 для ПК: плюсы и минусы каждой модели

Сегодня мы поговорим об уже хорошо знакомых пользователям стереофонических системах К-3. Эти колонки выгодно отличаются от других брендов своей ценой. И действительно, если попытаться провести сортировку по соотношению "качество-размеры/цена", то акустика К-3 займет в этом списке чуть ли не первую строчку. Мало кто на современном рынке предлагает полноценную мультимедийную систему с низкочастотными динамиками 5.25" стоимостью слегка выше $50 или огромные колонки с 8" драйверами дешевле $100. Модель С2028 представляет бюджетную серию производителя С20, три остальные – более продвинутую С21, причем С2138 вообще является самым мощным представителем К-3. Но особый интерес для нас представляет качественный уровень, изучением которого мы и займемся в рамках данной статьи.


Модель К-3 C2028К-3 C2118К-3 C2128К-3 C2138
Выходная мощность, Вт (RMS) 2х222x222x302x40
Внешние размеры колонок, мм181х222х276181х221х276212х245х352265х282х400
Диаметр динамиковНЧ – 5.25"ВЧ – 1"НЧ – 5.25"ВЧ – 1"НЧ – 6.5"ВЧ – 1"НЧ – 8"ВЧ – 1"
Магнитное экранирование, наличиеЕстьЕстьЕстьЕсть
Напряжение питания, В230 В, 50 Гц230 В, 50 Гц230 В, 50 Гц230 В, 50 Гц
Частотный диапазон, Гц20 – 20.00020 – 20.00020 – 20.00020 – 20.000
Средняя розничная цена, $60658085


К-3 Vigoole C2028

Колонки радуют глаз – дизайн строгий, можно сказать, классический. Отделка корпуса "под дерево" пленкой ПВХ выполнена качественно. Корпуса склеены из кусочков MDF толщиной 8 мм. Внутри все стенки надежно укреплены фибролитовыми рейками и клеем. Немаловажным моментом является надежное крепление трубы фазоинвертора к задней стенке корпуса. Зачастую подобные решения отличаются хлипкостью, у К-3 такого не наблюдается. Для демпфирования внутри каждой колонки есть синтепон.

Динамические головки прикрыты защитными сетками, которые выполнены в виде деревянных каркасов с натянутой на них акустической тканью. Низкочастотный динамик смотрится очень эффектно, что обусловлено хорошим контрастом желтого диффузора и черной передней панели. Подвес резиновый и достаточно мягкий. Магнитная система экранирована, так как это просто необходимо для установки колонок на столе возле ЭЛТ-монитора. Конечно, сегодня такие раритеты встречаются все реже и реже, но в любом случае экранирование магнитного поля можно считать плюсом.

Высокочастотный динамик купольного типа с тканевым диффузором. Такие излучатели традиционно используются в достаточно дорогих образцах компьютерных колонок, поэтому очень приятно видеть их в бюджетном секторе. Основные регуляторы удобно расположились на правой стороне активной колонки. Такая дислокация наиболее удачна, так как достигается максимальная эргономичность и не страдает внешний вид. Тембр регулируется по двум полосам – НЧ и ВЧ.

На задней стенке корпуса активной колонки можно увидеть разъемы для подключения системы к источнику сигнала, пружинный разъем для коммутации пассивной колонки и выключатель питания. Для источника сигнала предусмотрено сразу два входа. По рекомендации производителя вход 1 предназначен для подключения компьютера, CD-проигрывателей, МРЗ-плееров и тому подобных устройств, а вход 2 предназначен для использования источников с более высоким уровнем сигнала, например, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя и др.

Электронная начинка достаточно простая, что позволяет производителю сделать акустику доступной большему количеству почитателей качественного звука. Она представляет собой усилитель, регулятор тембров и блок питания. Усилительный тракт состоит из каскада предварительного усиления на сдвоенном операционном усилителе YC4558 и оконечного каскада на микросхеме TDA7265. Эта микросхема обеспечивает мощность порядка 25 Вт на нагрузке 4 Ом, что полностью соответствует заявленным характеристикам. Трансформатор питания намотан на Ш-образном сердечнике.

Рассмотрим результаты объективного тестирования, которое проводится с использованием специального программно-аппаратного комплекта. Традиционно начнем с АЧХ.

Акустика выходит на номинальный уровень на частоте около 50 Гц, что уже является достаточно неплохим результатом для колонок такого размера. Неравномерность характеристики довольно большая, разброс ±8 дБ дает понять, что тональная верность звучания будет нарушена. Провал в районе 3.5 кГц вызван неоптимальным согласованием двух динамиков. Пик на НЧ обусловлен высокой добротностью примененной НЧ-головки и в некоторых помещениях может спровоцировать бубнение, поэтому если данный артефакт проявится, то следует просто немного завалить низ регулятором тембра.

Для изучения нелинейных искажений мы проводим измерения при фиксированных уровнях громкости, которые выставляются по розовому шуму с помощью специального прибора на расстоянии одного метра. Итак, обеспечивая звуковое давление 80 дБ (А), что является достаточным для повседневного прослушивания, колонки работают неплохо. В целом КНИ не превышает 1% во всем диапазоне. Уровень высших гармоник низкий, поэтому субъективно искажения не заметны. Негативный момент виден только в районе 250…300 Гц, характерные всплески уровня высших гармоник явно указывают на корпусные резонансы. При увеличении громкости до 85 дБ (А) КНИ возрастает до 1…2%. Виден некритичный рост высших гармоник во всем диапазоне. По субъективным ощущениям колонки при этом играют достаточно чисто, опять же если не считать корпусных резонансов. Отметка 90 дБ (А), что уже соответствует весьма высокой громкости, оказывается за гранью возможного для акустики. Искажения в нижней середине достигают 10%, после 1 кГц они становятся заметно меньше. Однако здесь уже явно виден рост высших гармоник, поэтому звучание даже субъективно оценивается как неудовлетворительное.

В общем, тест показывает, что в случае Vigoole C2028 мы имеем дело с акустикой, которая играет нормально, но не обеспечивает высокую тональную верность и не отличается высоким уровнем звукового давления.

Субъективная оценка в общих чертах совпадает с результатами измерений. Начнем с того, что как микродинамика, так и макродинамика С2028 оказались на достойном уровне. При прослушивании живых инструментов, когда музыкант играет тихо, отчетливо слышно большинство тончайших звуков. Глубину звуковой сцены можно считать средней. А вот фокусировка звуковой сцены в вертикальной и горизонтальной плоскостях просто отличная. Можно четко определить, с какой стороны располагается тот или иной инструмент. В общих чертах звучанию немного не хватает детальности и верности на средних частотах и динамики на НЧ. Во время субъективного теста регуляторы тембра находились в следующих положениях: ВЧ – "на 2 часа" и НЧ – "на 12 часов", которые можно считать оптимальными для комфортного прослушивания музыки всех жанров, кроме тех, которые перенасыщены низкими частотами, как, например, Drum'n'Bass. При прослушивании рок-музыки уровень высоких частот можно немного настроить для себя.

К-3 Vigoole C2118

Несложно заметить, что стереофонические системы Vigoole достаточно похожи друг на друга. Они собираются практически в одинаковых корпусах, которые отличаются только размером и цветовыми решениями. Электроника во многом идентичная. По сути, стереопары различаются только размерами динамиков и мощностью. Модель С2118 не исключение. Корпуса сделаны из MDF, стилизованного под натуральное дерево, передняя панель оклеена пленкой темно-серебристого цвета. По центру находится низкочастотный динамик с композитным диффузором и мягким резиновым подвесом. Купольная пищалка с тканевым диффузором расположилась чуть выше.

Три ручки для регулировки громкости и тембра находятся на одной из боковых панелей активной колонки. Разъемы установлены сзади. Для подачи сигнала традиционно предусмотрено два входа с различной чувствительностью.

Внутренне устройство оказалось привычно простым. Для питания используется небольшой трансформатор. В фильтре по питанию применяются два конденсатора по 4700 мкФ. Основное усиление реализуется при помощи микросхемы TDA7265. Для разделения частот между динамиками используется полноценный кроссовер.

Иными словами, мы в очередной раз видим достаточно неплохо сделанные колонки, которые все же можно отнести к классу бюджетных.

АЧХ выглядит не самым лучшим образом, однако особенно критических моментов для этого класса акустики нет. Общая неравномерность составляет порядка ±4 дБ, что можно считать нормальным в соответствующих ценовых рамках. Играть колонки начинают от 50 Гц. Середина характеристики изрезанная, поэтому вокал будет воспроизводиться с тембральными искажениями. Высокочастотный диапазон задран, что прибавит звучанию яркости. Регуляторы тембра работают вполне корректно, обеспечивая нормальные завалы и подъемы АЧХ.

Нелинейные искажения при умеренном уровне громкости остаются достаточно низкими, видно, что при звуковом давлении 80 дБ (А) КНИ в среднем не превышает 1% во всем диапазоне. Субъективно это не портит звучания, тем более что высшие гармоники вносят существенный вклад лишь в нижнем регистре характеристики. Увеличение громкости до 85 дБ (А) приводит к росту КНИ до 2%. По слуховым ощущениям, недостатки заметны лишь в диапазоне 100…200 Гц, так как именно здесь велики гармоники 3-го, 4-го, 5-го и высших порядков. Громкость 90 дБ (А) оказывается не взятой высотой, так как искажения при таком уровне уже составляют 10% во всем диапазоне. Слышать их будет любой человек.

Прослушивание показывает, что данная акустика в первую очередь нацелена на не очень требовательных людей. Конечно, для них важны качество и мощность, но мощность может быть не такой уж и большой, а качество не самым лучшим. В целом система неплохо справляется как с музыкой, так и с фильмами. Звучание средних частот характеризуется зажатостью, им немного не хватает детальности. Высокие, наоборот — прозрачные и звонкие. Бас есть, но в силу размеров динамика он получается не впечатляющим. В общем, в случае С2118 мы получаем достаточно обычное звучание, не отличающееся особыми параметрами, но вполне соответствующее ценовому диапазону.

Vigoole C2128

Внешний вид системы классический. Боковые грани скруглены, что выглядит достаточно эффектно. В отличие от модели С2028 обладателям С2128 предстоят некоторые трудности, дело в том, что при габаритах каждой колонки 212х245х352 мм установка на столе создаст некоторые неудобства, поэтому нелишним будет продумать вопрос отдельных стоек. Корпуса системы отделаны декоративной пленкой "под дерево". Оклейка качественная. Передние панели серебристого цвета, прикрыты сетками из акустической ткани черного цвета. Справедливости ради стоит отметить тот факт, что без грилей колонки выглядят более внушительно. Ножки высотой 13 мм слишком жесткие для того, чтобы уменьшить скольжение по поверхности стола, но при этом удачно гасят вибрацию.

Для проведения основных коммутаций опять же придется прибегнуть к задней панели активной АС. Здесь находятся два стереофонических входа с различной чувствительностью и пружинные зажимы для акустического кабеля. Органы управления представлены тремя стандартными ручками, которые расположились в самом удобном месте – в верхней части боковой панели одной из колонок.

Динамики, примененные в системе, изготовлены самой Vigoole, о чем свидетельствуют надписи на корпусах. Диффузор НЧ-динамика композитный: на бумажную основу наклеена стекловолокнистая ткань. Пылезащитный колпачок тканевый, с прорезинивающей пропиткой, средней жесткости. Подвес мягкий, ходы подвеса средние.

Магнитная система экранирована, что позволит располагать его рядом с чувствительными к магнитному полю устройствами. Высокочастотный динамик купольного типа с шелковым диффузором. Его магнитная система также полностью экранирована. К усилителю динамики подсоединены через полноценный разделительный фильтр.

Усилительная часть включает в себя предварительный усилитель, блок регулировки тембров и усилителя мощности. В качестве предварительного усилителя применена микросхема сдвоенного операционного усилителя JRC4558, которая имеет низкую стоимость при весьма привлекательных характеристиках для работы в звуковом диапазоне частот. Усилитель мощности представлен микросхемой TDA7265. Она способна обеспечить заявленную мощность на нагрузке 6 Ом порядка 30 Вт лишь при гармонических искажениях около 10%, а вот приемлемое звучание с искажениями менее 1% может быть при мощности не более 20 Вт на канал. То есть без сильных искажений от данной акустики можно получить около 20+20 Вт суммарной мощности, чего более чем достаточно для прослушивания в домашних условиях.

В качестве источника питания применен трансформатор на Ш-образном сердечнике, суммарная выходная мощность выходных обмоток которого равна 64 ВА. Недостаточная мощность трансформатора – распространенная недоработка, присущая большинству мультимедийных систем. Но если не перегружать акустику слишком большим уровнем громкости, то питание усилителю будет обеспечено достаточное для нормальной работы, особенно учитывая наличие фильтрующих конденсаторов емкостью 4700 мкФ.

Данная акустика отличается от младшей модели внушительными размерами, поэтому мы вправе ожидать лучшей проработки низкочастотного диапазона. На практике же никаких существенных отличий на НЧ не наблюдается. По факту колонки опять же играют от 50 Гц, но здесь АЧХ уже имеет отличный вид, а неравномерность не превышает ±5 дБ.

Тембральные регулировки работают корректно, обеспечивая равномерные завал и подъемы.

Искажения распределены по всему диапазону достаточно равномерно. Видно, что при нормальных уровнях громкости 80 и 85 дБА искажения не превышают 1…2%, а уровень высших гармоник при этом невелик, поэтому субъективно акустика играет хорошо. Несмотря на свои внушительные размеры, высокая громкость для С2128 остается недостижимой, так как при давлении 90 дБА искажения достигают 10% и даже выше. Теоретически это можно связать с нехваткой питания.

Субъективная оценка проводилась с помощью нескольких тестовых дисков, а также использовались качественные записи музыки различных жанров и направлений в формате CD-DA. Линейность звучаний очень хорошая. Громкие инструменты не заглушают те, что намного тише. Звуковая атака, которая хорошо определяет звучание ударных инструментов, взрывные спецэффекты в играх и фильмах, не подводит. Бомбардировка в фильме Перл Харбор впечатляет. Сила взрывной волны всеми фибрами ощущается на небольшом расстоянии от акустической системы. Микродинамика находится на достойном уровне, можно слышать все нюансы игры музыканта с небольшой громкостью. Макродинамика же, наоборот, не отличается особо высоким уровнем, но и не позволяет сетовать на акустику за неразборчивость музыки на большой громкости в композициях, насыщенных обертонами, как, например, в тяжелом роке, metal, trash, death и тому подобных направлениях. Звучание высоких частот чистое, насыщенное и нерезкое. Басы также звучат уверенно, с хорошей атакой, лишь немного смазываются в среднем их диапазоне, что практически не мешает в большинстве случаев.

К-3 Vigoole C2138

Эта акустическая система по праву может быть названа одной из самых мощных в модельном ряду Vigoole, да и на рынке в целом. Габаритные размеры колонок таковы, что обойтись без дополнительных подставок будет достаточно проблематично, а если бы корпуса еще чуть-чуть "подросли" в высоту, то модель С2138 можно было бы смело называть напольной. Гигантские ящики изготовлены из MDF толщиной 12 мм, хотя при таких размерах и мощности хотелось бы видеть более серьезный материал. Внешняя отделка пленкой ПВХ имитирует шпон натурального дерева. Для лучшей устойчивости снизу каждой колонки предусмотрены четыре пластиковые ножки.

Динамики расположены на передней панели и закрыты съемными сетками из черной акустической ткани. Диффузор 8-дюймового буфера композитный: поверх бумаги наклеена стекловолокнистая ткань. Купольная пищалка акустически нагружена на рупор. Магнитные системы обеих динамических головок характеризуются внушительными габаритами, что уже говорит о немалой мощности, и качественными экранами магнитного поля. Ручки в количестве трех штук расположились на своем привычном месте – вверху одной из боковых панелей. Разъемы и выключатель питания можно увидеть сзади активной АС. Внутреннее устройство неожиданно простенькое для такой внушительной внешности. Вибродемпфирующего материала практически нет, если не считать нескольких крохотных кусочков синтепона. Разводка осуществляется самыми простыми проводами. Элементарный кроссовер с фильтрами низких порядков намертво приклеен к одной из боковых стенок. Для питания используется небольшой трансформатор на Ш-образных пластинах, мощность вторичных обмоток которого составляет 64 ВА. В фильтре питания установлены скромные емкости по 4700 мкФ. Все это не очень согласуется с заявленной мощностью 40 Вт на канал. Основное усиление реализовано на уже знакомой микросхеме TDA7265. Получается, что, по сути, С2138 отличается лишь хорошими динамиками, которые позволяют максимально раскрыться усилителю, не упираясь в потенциал головок. Конечно, все это теория, как обстоят дела на самом деле, покажет практика.

АЧХ системы выглядит не самым лучшим образом, общая неравномерность составляет ±5 дБ. Использование 8" динамика позволяет акустике играть уже от 40 Гц. Низкие и средние частоты прорабатываются достаточно хорошо. В районе 2 кГц виден характерный провал, вызванный согласованием динамиков, который будет провоцировать нехватку детальности по субъективным ощущениям. Высокие частоты немного задраны относительно общего уровня, но опасаться этого не стоит, так как это, наоборот, прибавит звучанию живости.

Тембральные регулировки работают оптимально, обеспечивая нормальные завалы и подъемы соответствующих частотных диапазонов. На умеренном уровне громкости (80 дБ (А)) акустическая система показывает довольно низкий уровень нелинейных искажений, который во всем диапазоне колеблется около 1%. Видно, что в основном КНИ обусловлен гармониками низших порядков, поэтому по слуховым ощущениям все будет прекрасно. Уровень гармоник высших порядков возрастает лишь в области стыковки двух динамиков. При увеличении уровня громкости до 85 дБА искажения возрастают несильно, при этом заметно возрастает уровень высших гармоник. Иными словами, звучание уже становится слегка дискомфортным для уха. Наконец, на 90 дБ (А) КНИ остается маленьким, лишь в пике достигая 5%. Однако в области НЧ и СЧ он обусловлен высшими гармониками, что делает звучание неприемлемым. Характер звука и искажений указывает на нехватку питания усилителя мощности.

Прослушивание системы в целом оставляет после себя приятные впечатления. По сравнению с младшими моделями С2138 выгодно отличается от них басовыми возможностями. Две восьмидюймовые головки обеспечивают мощный и глубокий бас, позволяя полностью избавиться от необходимости покупки сабвуфера при прослушивании в малых и средних помещениях. Средние частоты, а следовательно, звучание вокала и большинства музыкальных инструментов немного отдалены от оригинала. Высокие, напротив, очень яркие и живые. Музыкальные предпочтения данной модели самые разнообразные: хорошая детальность позволяет воспроизводить классическую музыку и сложные современные композиции в стиле тяжелого рока, хорошая басовая поддержка обеспечивает впечатляющее звучание поп- и электронной музыки. В общем, потенциал акустики приличный.

Среди минусов мы назовем два момента. Первый – корпус. На высокой громкости он дребезжит, поэтому производителю не лишним будет увеличить толщину MDF хотя бы до 18 мм. Второй – питание и усилитель. Все же TDA7265 в паре с небольшим трансформатором питания не может прокачать данные динамики в полной мере. Хотелось бы увеличить мощность источника питания, как минимум, в два раза и использовать более мощную микросхему TDA7294. Безусловно, это отразится на итоговой цене изделия, но с такими доработками система избавится от своих "детских болезней" и заиграет еще лучше и громче. Может, производитель считает, что лучше оставить систему доступной по цене для более широкого круга?

Заключение

Что ж, практическое тестирование и субъективное прослушивание показывает, что качественный уровень стереофонической акустики К-3 (Vigoole) достаточно хорош, особенно за те деньги, которые стоят эти колонки. Сразу после появления первых моделей на рынке, а случилось это всего лишь в 2006 году, системы этого производителя были окрещены прямыми конкурентами самых именитых мультимедийных брендов. Почему, понять несложно. Ведь стоят они дешевле, а местами и ощутимо дешевле, но при этом играют не хуже. Доля правды в этом есть. Гуманная цена в первую очередь была получена за счет максимально простой конструкции без особых внешних изысков и инженерных решений. Конечно, экономия экономии рознь, и в случае К- 3 она получилась достаточно удачной, так как колонки успешно конкурируют в бюджетном секторе. Но и без минусов не обошлось, продукты все же обладают рядом недостатков, пусть и не явных. К примеру, та же мультимедийная акустика, стоящая дороже на 30…40%, уже ощутимо лучше и внешне, и внутренне. Но это 30…40% плюс к цене. Получается классическая ситуация: К-3 – недорого и вполне хорошо, решения подороже ощутимо лучше, если же исправить все недочеты К-3, то получится такой же качественный уровень и цена… В общем, эти системы интересны тем, что низкая цена "не пускает" их к конкуренции с лучшими мультимедийными стереопарами, но в бюджетном секторе они "играют" уверенно. Наконец, скажем несколько слов о каждой паре по отдельности. К-3 C2028 прекрасно подойдет для повседневного прослушивания нетребовательным пользователем, которому не критична тембральная верность воспроизведения и важна низкая цена. Примерно такой же, но с некоторыми улучшениями, результат показывает К-3 С2118, обладающая кроссовером более высокого порядка, в сравнении с С2028. Как и предыдущая, эта стереопара неплохая, но для полноты настоящего качественного звука немного не хватает потенциала низкочастотного динамика. Модель С2128 обладает более взрослым звучанием и неплохими басовыми возможностями, поэтому в ее сторону можно смотреть даже искушенным слушателям. Стереопара С2138 сделана с хорошей задумкой. Использование восьмидюймовых динамиков позволяет обойтись без сабвуфера даже в тех ситуациях, когда необходим настоящий и качественный бас. Система может использоваться для прослушивания любой музыки и кино. Громкость звучания достаточная для работы в малых и средних по размеру помещениях. Небольшие доработки, описанные выше, позволят весьма просто поднять максимальную планку звукового давления без достижения высоких искажений. Производителю стоит задуматься над этим вопросом, если он все же решит отойти от приоритета «невысокая цена».

Василий Запотылок


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2009 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета